Просмотр содержимого документа
«Образ Сахалина в русской литературе»
2
Практическая работа 2.4.
Образ Сахалина в русской литературе
Задание: 1.
«ПЕСНИ КАТОРГИ» ВЛАСА ДОРОШЕВИЧА Главная «сахалинская» книга писателя состоит из двух частей. Она включает в себя разнообразные очерки: например, о «первых впечатлениях», о кандальной тюрьме, о «смотрителях тюрем», о «телесных наказаниях», о «нравах» и «законах» каторги, о её «языке» и «песнях». Очерки сахалинской жизни открыли перед читателями неизвестный им мир. Жизнь каторжан и свободных поселенцев острова была описана Дорошевичем ёмко и красочно. Сахалинские зарисовки отличались точностью наблюдений, правдивым характером и увлекательными авторскими комментариями.
В своей сахалинской книге Дорошевич представил галерею психологических типов разных людей, по решению суда оказавшихся на острове. Описал он и чиновничий состав каторги, назвав конкретные имена. Это было воспринято как вызов. Один из задетых в очерках тюремных надзирателей даже возбудил против Дорошевича судебное дело, обвинив писателя в клевете.
Сахалинский фольклор в книге Дорошевича
Представление бытующего на Сахалине фольклора не было специальной задачей писателя. Однако на протяжении всей книги «Сахалин (Каторга)» автор обращается к различным жанрам народного творчества. В самом начале своих очерков он приводит широко известные в различных вариантах примеры пословиц и поговорок каторжан об острове. «Кругом – вода, а в середине – беда!» «Кругом – море, а в середине – горе!» – такими народными выражениями определяется характер сахалинской каторги.
К островному фольклору Дорошевич предписывает и следующую поговорку: «Нет суше дерева, чем человек». Содержание этой поговорки фиксирует существовавшие во времена каторги чуждые и во многом враждебные отношения между людьми.
Наиболее полно в книге Дорошевича «Сахалин (Каторга)» описан песенный фольклор. Частично в очерке «Каторжный театр» и более обстоятельно в «Песнях каторги» описаны услышанные писателем на острове песни и различные куплеты народного (а в редких случаях и литературного) происхождения. Так, в одном из фрагментов своей книги Дорошевич пишет следующее: «Нарочно для меня песельники пели не обыкновенные, а специально тюремные песни». И действительно основная направленность песен каторжан по книге «Сахалин (Каторга)» тематически была связана с мотивами тюрьмы и неволи, желания скорейшего освобождения и избавления от физических мучений.
«Песни каторги» Дорошевича – это один из немногочисленных источников информации о русском дореволюционном фольклоре на Сахалине. Песенное творчество каторжан на Сахалине почти не систематизировано и не исследовано.
2. проектное задание для групп обучающихся «Жизнь сахалинской каторги в произведениях современных авторов» (Валентин Пикуль «Каторга»).
ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «Жизнь сахалинской каторги в произведениях современных авторов» | Учебные предметы – история, литература. Научный руководитель – учитель литературы (ФИО), Консультанты – учитель истории (ФИО). |
Смысл проектной деятельности. Кому адресован проект. Его цель. | Привлечение внимания к наименее известному произведению Пикуля, посвященному событиям начала 20-ого века, происходящим на Сахалине. Роман Каторга об одном из эпизодов русско-японской войны 1905-1907 годов. Проект адресован не только учащимся школы, он будет полезен библиотекарю для работы с читателями. Цель проекта: проведение читательской конференции. |
Результат проектной деятельности | Продукт проектной деятельности. | Выпуск сборника материалов по итогам конференции. |
Критерии оценки | При оценке работ учитывается - работа должна быть авторской, то есть не должна частично или полностью использовать работы других авторов; - соответствие эссе выбранной теме; - наличие авторской позиции, умение её аргументировать; - эссе должно быть изложено простым, общедоступным языком. |
Что необходимо для выполнения проекта: | Источники информации | учебник «История России XX век. Авторы… .», Мультимедиа учебник «История России XX век. Авторы: ...», Энциклопедический словарь В. Пикуль. « Каторга». М. 1992 г. Интернет |
Приборы и материалы | персональный компьютер, проектор |
Необходимые умения, способы работы | Владение нормами литературного языка, хороший уровень сформированной монологической речи, умение собирать, систематизировать и обрабатывать информацию. Навыки работы в текстовых редакторах. Предстоит научиться: отбирать информацию для эссэ, писать сценарий конференции, отзывы, готовить книжную выставку. |
Время | 7 месяцев |
План работы над проектом | Этап 1 | Сентябрь | Определение читательского назначения, выбор места проведения конференции. Образование инициативной группы для подготовки конференции (классный руководитель, преподаватель, писатели и пр.) Пропаганда произведения (кн. выставки, рецензии, библиограф, списки и т.д.), чтобы как можно больше участников конференции прочитали это произведение. Разработка вопросов для обсуждения, лучше привлекать профессиональных литературоведов. Ни в коем случае нельзя предлагать вопросы, которые ассоциируются у читателей с уроками литературы. |
Этап 2 | Октябрь- декабрь | Поиск, обработка и систематизация информации по теме конференции. Прочитывание и анализ произведений, написание отзывов на роман Пикуля «Каторга» или эссе по предложенным темам: |
Этап 3 | Январь | Представление промежуточных результатов руководителю проекта. Сбор и анализ отзывов. Редактирование отзывов и эссэ при необходимости. |
Этап 4 | Февраль | Проведение читательской конференции. |
Этап 5 | Март | Выпуск материалов по итогам читательской конференции. Отзыв руководителя проекта. Оформление проекта в портфолио. |