СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Сахалина в русской литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

проектное задание для групп  обучающихся «Жизнь сахалинской каторги в произведениях современных авторов» (Валентин Пикуль «Каторга»).

Просмотр содержимого документа
«Образ Сахалина в русской литературе»

2


Практическая работа 2.4.

Образ Сахалина в русской литературе


Задание: 1.


«ПЕСНИ КАТОРГИ» ВЛАСА ДОРОШЕВИЧА

Главная «сахалинская» книга писателя состоит из двух частей. Она включает в себя разнообразные очерки: например, о «первых впечатлениях», о кандальной тюрьме, о «смотрителях тюрем», о «телесных наказаниях», о «нравах» и «законах» каторги, о её «языке» и «песнях». Очерки сахалинской жизни открыли перед читателями неизвестный им мир. Жизнь каторжан и свободных поселенцев острова была описана Дорошевичем ёмко и красочно. Сахалинские зарисовки отличались точностью наблюдений, правдивым характером и увлекательными авторскими комментариями.

В своей сахалинской книге Дорошевич представил галерею психологических типов разных людей, по решению суда оказавшихся на острове. Описал он и чиновничий состав каторги, назвав конкретные имена. Это было воспринято как вызов. Один из задетых в очерках тюремных надзирателей даже возбудил против Дорошевича судебное дело, обвинив писателя в клевете.

Сахалинский фольклор в книге Дорошевича

Представление бытующего на Сахалине фольклора не было специальной задачей писателя. Однако на протяжении всей книги «Сахалин (Каторга)» автор обращается к различным жанрам народного творчества. В самом начале своих очерков он приводит широко известные в различных вариантах примеры пословиц и поговорок каторжан об острове. «Кругом – вода, а в середине – беда!» «Кругом – море, а в середине – горе!» – такими народными выражениями определяется характер сахалинской каторги.

К островному фольклору Дорошевич предписывает и следующую поговорку: «Нет суше дерева, чем человек». Содержание этой поговорки фиксирует существовавшие во времена каторги чуждые и во многом враждебные отношения между людьми.

Наиболее полно в книге Дорошевича «Сахалин (Каторга)» описан песенный фольклор. Частично в очерке «Каторжный театр» и более обстоятельно в «Песнях каторги» описаны услышанные писателем на острове песни и различные куплеты народного (а в редких случаях и литературного) происхождения. Так, в одном из фрагментов своей книги Дорошевич пишет следующее: «Нарочно для меня песельники пели не обыкновенные, а специально тюремные песни». И действительно основная направленность песен каторжан по книге «Сахалин (Каторга)» тематически была связана с мотивами тюрьмы и неволи, желания скорейшего освобождения и избавления от физических мучений.

«Песни каторги» Дорошевича – это один из немногочисленных источников информации о русском дореволюционном фольклоре на Сахалине. Песенное творчество каторжан на Сахалине почти не систематизировано и не исследовано.

















2. проектное задание для групп обучающихся «Жизнь сахалинской каторги в произведениях современных авторов» (Валентин Пикуль «Каторга»).


ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

«Жизнь сахалинской каторги в произведениях современных авторов»

Учебные предметы – история, литература.

Научный руководитель – учитель литературы (ФИО),

Консультанты – учитель истории (ФИО).

Смысл проектной деятельности.

Кому адресован проект. Его цель.

Привлечение внимания к наименее известному произведению Пикуля, посвященному событиям начала 20-ого века, происходящим на Сахалине. Роман Каторга об одном из эпизодов русско-японской войны 1905-1907 годов. Проект адресован не только учащимся школы, он будет полезен библиотекарю для работы с читателями.

Цель проекта: проведение читательской конференции.

Результат проектной деятельности

Продукт проектной деятельности.

Выпуск сборника материалов по итогам конференции.

Критерии оценки

При оценке работ учитывается

- работа должна быть авторской, то есть не должна частично или полностью использовать работы других авторов;

- соответствие эссе выбранной теме;

- наличие авторской позиции, умение её аргументировать;

- эссе должно быть изложено простым, общедоступным языком.

Что необходимо для выполнения проекта:

Источники информации

  1. учебник «История России XX век. Авторы… .»,

  2. Мультимедиа учебник «История России XX век. Авторы: ...»,

  3. Энциклопедический словарь

  4. В. Пикуль. « Каторга». М. 1992 г.

  5. Интернет

Приборы и материалы

персональный компьютер, проектор

Необходимые умения, способы работы

Владение нормами литературного языка, хороший уровень сформированной монологической речи, умение собирать, систематизировать и обрабатывать информацию.

Навыки работы в текстовых редакторах.

Предстоит научиться: отбирать информацию для эссэ, писать сценарий конференции, отзывы, готовить книжную выставку.

Время

7 месяцев

План работы над проектом

Этап 1

Сентябрь




  1. Определение читательского назначения, выбор места проведения конференции.

  2. Образование инициативной группы для подготовки конференции (классный руководитель, преподаватель, писатели и пр.)

  3. Пропаганда произведения (кн. выставки, рецензии, библиограф, списки и т.д.), чтобы как можно больше участников конференции прочитали это произведение.

  4. Разработка вопросов для обсуждения, лучше привлекать профессиональных литературоведов. Ни в коем случае нельзя предлагать вопросы, которые ассоциируются у читателей с уроками литературы.

Этап 2

Октябрь-

декабрь

Поиск, обработка и систематизация информации по теме конференции.

Прочитывание и анализ произведений, написание отзывов на роман Пикуля «Каторга» или эссе по предложенным темам:

  • Мир каторги Пикуля;

  • Русско-японская война в произведении В. Пикуля «Каторга»
  • Судьба Сахалина в книге Пикуля.

Этап 3

Январь


Представление промежуточных результатов руководителю проекта.

Сбор и анализ отзывов. Редактирование отзывов и эссэ при необходимости.

Этап 4

Февраль


Проведение читательской конференции.

Этап 5

Март

Выпуск материалов по итогам читательской конференции.

Отзыв руководителя проекта. Оформление проекта в портфолио.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!