Открытая научно-практическая конференция
«Воспитание и социализация школьников:
состояние, технологии, перспективы»
Направление: «Внеурочная деятельность как пространство
воспитания и социализации личности»
Тема работы:
«Всё это называется ПРИРОДА»
Форма: Мастер-класс
Автор: Горячева Елена Владимировна
МБОУ «СОШ № 9 с углубленным
изучением отдельных предметов»
г. Череповец
воспитатель
Череповец, 2017
Пояснительная записка.
Для участия в конференции я выбрала форму мастер-класса с показом отдельных форм и методических приемов работы с учетом основных элементов технологии проведения МК, используя разработанный мной сценарий интеллектуально-познавательной игры «Самый умный класс» по теме: «Все это называется природа» (Времена года).
Считаю, что данная тема является актуальной в рамках 2017 года – года экологии в России.
Из опыта работы (смотри приложение, фотоотчет) в этом направлении в ноябре этого учебного года была проведена акция «Помоги животным нашего города» (сделай кормушку для птиц, помоги животным из приюта «Пес и Кот»), как часть тематической недели, посвященной юбилею Вологодской области среди обучающихся начальной школы № 9, состоялась экскурсия с обучающимися нашего класса в музей «Водоканала» и в плане (к дню рождения водоканала, 12 декабря 2017г.) дети нарисуют и подарят музею свои творческие работы по теме: «Берегите водные ресурсы Земли» (рисунки, стихи, загадки и т.п.), а также организована благотворительная акция-соревнование по сбору макулатуры.
Основная часть.
Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг её видов и тех отношений, в которые включён ребёнок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам, тем увереннее он чувствует себя, тем легче ему занять достойное место в обществе.
Используя основные методы МК представлю некоторые формы работы с детьми, взяв за основу узкую тему «Птицы» из сценария игры (некоторые моменты проводятся с задействованием участников конференции). Эти формы можно объединить в отдельно взятое мероприятие (занятие, МК). Аудитория – обучающиеся начальной школы.
Методы проведения мастер – класса: Индукция. Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
В данном примере, я использую стихотворение «Это называется природа» Слова Михаила Пляцковского (как варианты: его может читать ведущий-педагог, подготовленный ребенок или группа детей, кто-то из родителей или музыкальная песня в исполнении детского хора) на фоне презентации (слайды фотографий природы, сделанные самими детьми и родителями).
Самоконструкция. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Для примера. Имена, как и все на свете имеют свою историю. Древние русские имена … (информация по сценарию игры). Но ведь и у птиц есть свои имена и каждое имеет особенное происхождение.
Внимание – задание: необходимо определить по какому признаку названа та или иная птица (соединить, в ходе проверки доказать свой выбор)
По крику – Кукушка, Чибис, Пищуха.
По окраске оперенья – Зеленушка, Рябчик, Горихвостка.
По тому, чем питается – Мухоловка, Кедровка, Осоед.
По месту жительства – Камышовка, Каменка, Канарейка.
По поведению – Трясогузка, Вертишейка, Поползень.
По времени появления – Снегирь, Зарянка, Зяблик.
Социоконструкция. Построение, создание результата группой. Для примера: Лесной год – представляется информация про календарь (по ходу игры) и дается следующее задание знатокам: расположить лесные месяцы в порядке их очередности, а рядом написать название нашего календарного времени.
1 месяц – Пробуждение от спячки – март
2 месяц – Возвращение перелетных на Родину – апрель
3 месяц – Песен и плясок – май
4 месяц – Гнёзд – июнь
5 месяц – Птенцов – июль
6 месяц – Стай – август
7 месяц – Прощание перелетных с Родиной – сентябрь
8 месяц – Полных кладовых – октябрь
9 месяц – Зимних гостей – ноябрь
10 месяц – Первых белых троп – декабрь
11 месяц – Лютого голода – январь
12 месяц – Дотерпи до Весны – февраль
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников МК, дает им возможность самореализоваться. Для примера. Творческая работа «Павлин» в технике рисования гелевой ручкой «Дудлинг. Зентангл» (может быть коллективной, когда каждый рисует одно-два пера для общей птицы или индивидуальной, когда каждый выбирает понравившуюся птицу для раскрашивания, шаблоны предоставляются). Здесь идет показ новых элементов и приемов рисования, что способствует развитию мелкой моторики рук ребенка для подготовки к письму. Для первоклассников можно использовать и уже готовые рисунки для раскрашивания в цвете – это своеобразная техника под названием «Арт-терапия, раскраски антистресс.
Демонстрация получившейся работы в новой технике (афиширование).
Афиширование. Представление результатов деятельности участников МК (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними. Как один из вариантов, можно предложить участникам игры поделиться своими интересными наблюдениями из жизни птиц (это могут быть рисунки, фото и видео с сопроводительным рассказом, подготовленные заранее, как домашнее задание к игре).
Разрыв (начало рефлексии, осмысления). Ближе всего отражают смысл этого понятия слова “озарение”, “инсайт”, “понимание”. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником МК неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником.
Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе МК.
Литература
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. 2005. – № 2.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Песни нашего детства / Сост. М.В. Васильева. 2-е изд. Челябинск: Аркаим, 2004.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.с.224
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. с.288
Марущева И.В., Пономаренко Н.Г., Ромашкова Е.И., Половникова Е.Ю., Камакин О.Н. Общественное объединение младших школьников
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Набор картинок для творческой работы