СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ советского человека в советской культуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я подготовила презентацию по теме "Образ советского человека в советской культуре"

Просмотр содержимого документа
«Образ советского человека в советской культуре»

Образ советского человека в советской культуре Подготовили студенты ИИЯ-20 Сафиуллова Д. Филиппов Д. Белова Д.

Образ советского человека в советской культуре

Подготовили студенты ИИЯ-20

Сафиуллова Д.

Филиппов Д.

Белова Д.

Период 1930-х годов в Советском Союзе было зарождение и формирование, нового идеального образа советского человека. Поскольку новое государство показывало себя как страну, в которой нет угнетения и эксплуатации человека, то и образ этого нового человека должен был состоять только из положительных характеристик.

Период 1930-х годов в Советском Союзе было зарождение и формирование, нового идеального образа советского человека. Поскольку новое государство показывало себя как страну, в которой нет угнетения и эксплуатации человека, то и образ этого нового человека должен был состоять только из положительных характеристик.

 В первую очередь, образы советского человека начинают выстраиваться в произведениях искусства- литературных произведениях, в картинах и скульптурах, в кинофильмах. В них изображаются идеальные советские мужчины, женщины, дети. Их образы ярки и типичны - мудрые старцы, заботливые матери, великие воины, спортсмены. советский быт гражданин культура

В первую очередь, образы советского человека начинают выстраиваться в произведениях искусства- литературных произведениях, в картинах и скульптурах, в кинофильмах. В них изображаются идеальные советские мужчины, женщины, дети. Их образы ярки и типичны - мудрые старцы, заботливые матери, великие воины, спортсмены. советский быт гражданин культура

Идеал советского человека - герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели. Однако такие представления об идеальном человеке носили скорее официальный характер. В реальности идеалом была совесть, когда гораздо важнее «быть», а не «иметь». Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, сопереживали не только родным и друзьям. 

Идеал советского человека - герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели. Однако такие представления об идеальном человеке носили скорее официальный характер. В реальности идеалом была совесть, когда гораздо важнее «быть», а не «иметь». Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, сопереживали не только родным и друзьям. 

Сущностные черты культуры советского человека представлены связью с двойственными ценностями идеализма и материализма, социального равенства и справедливости, коллективизмом, индивидуализмом, социальным оптимизмом, склонностью к планированию долговременной перспективы, фатализмом. На социокультурный и психологический портрет советского человека повлиял характер Октябрьской революции, в результате которой общество на глазах распадалось, а потом восстанавливалось, являя пример восстановления цивилизации и первичной аморфной социальности.

Сущностные черты культуры советского человека представлены связью с двойственными ценностями идеализма и материализма, социального равенства и справедливости, коллективизмом, индивидуализмом, социальным оптимизмом, склонностью к планированию долговременной перспективы, фатализмом. На социокультурный и психологический портрет советского человека повлиял характер Октябрьской революции, в результате которой общество на глазах распадалось, а потом восстанавливалось, являя пример восстановления цивилизации и первичной аморфной социальности.

Для советского мировоззрения была очень важна идея «перековки» человека с помощью труда и рационализации индивидуальной жизни путем включения в коллектив. Культура советского человека связана с духовностью как способностью в своей деятельности сознательно или бессознательно выходить за рамки своей собственной жизни (самопожертвованием), своего собственного индивидуального существования, ставить перед собой и реализовывать цели и задачи, не связанные с поддержанием своего собственного существования, поддержанием и улучшением условий своей индивидуальной жизни (типичные пассионарии, ни во что не ставящие человеческую жизнь).

Для советского мировоззрения была очень важна идея «перековки» человека с помощью труда и рационализации индивидуальной жизни путем включения в коллектив. Культура советского человека связана с духовностью как способностью в своей деятельности сознательно или бессознательно выходить за рамки своей собственной жизни (самопожертвованием), своего собственного индивидуального существования, ставить перед собой и реализовывать цели и задачи, не связанные с поддержанием своего собственного существования, поддержанием и улучшением условий своей индивидуальной жизни (типичные пассионарии, ни во что не ставящие человеческую жизнь).

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения.

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения.

Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений - родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно «крепкими», так как в них имелось много работников.

Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений - родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно «крепкими», так как в них имелось много работников.

Практически сразу после прихода к власти большевики запретили венчание, заменив его гражданской регистрацией брака — такая практика сохранялась до последних лет Перестройки, а где-то и до самого конца СССР. Отмена венчания для вчерашних малограмотных рабочих и крестьян уничтожило

Практически сразу после прихода к власти большевики запретили венчание, заменив его гражданской регистрацией брака — такая практика сохранялась до последних лет Перестройки, а где-то и до самого конца СССР. Отмена венчания для вчерашних малограмотных рабочих и крестьян уничтожило "таинство брака", которое свелось к простой подписи в ЗАГСе. Как результат — в 1920-30-е годы распадалось 8 из 10 (по другим данным — 9 из 10) браков, заключенных таким образом. В СССР брак перестал быть важным и ответственным решением.

Существовал запрет на аборты с 1936 года, когда был принят так называемый

Существовал запрет на аборты с 1936 года, когда был принят так называемый "Третий семейный кодекс". Официально было провозглашено — "нам нужны новые люди", а о правах "равноправных" женщин никто не думал. Разумеется, всё это привело только к тому, что аборты ушли в подполье и стали делаться на всяких "конспиративных квартирах" — из-за чего резко возрос уровень женской смертности от данной процедуры. Посмотрев на это всё, советская власть решила разрешить аборты, но статистику тут же засекретила. Статистика по абортам в СССР всплыла только во времена Перестройки, и как оказалось — пик абортов пришелся на 1964 год, когда было сделано более 5,5 миллионов абортов.

Профессии

Профессии "домохозяйка" в Советском Союзе не существовало. Официально считалось, что такая профессия якобы "унижает" женщину, и поэтому она приравнивалась к тунеядству. При этом мнение самой женщины, конечно же, никто не спрашивал. Часто получалось так, что с советской семье женщина была вынуждена где-то работать, а потом ещё и вести домашнее хозяйство — не ходить на работу она не могла.

В СССР была распространена практика, когда семейные споры (особенно касающиеся молодых семей) решали так сказать,

В СССР была распространена практика, когда семейные споры (особенно касающиеся молодых семей) решали так сказать, "коллективно", на каком-нибудь партийном или комсомольском собрании. Происходило это примерно так — оба члена семьи приходили на собрания, где коллектив из 20-30 человек под руководством какого-нибудь бойкого комсомольца или партийного руководителя старался вникнуть в их семейные перипетии и вынести "веское коллективное решение".

До Великой Отечественной войны советский патриотизм, опиравшийся во многом на искусственные, воспитанные пропагандой лозунги, приобрел реальное национальное содержание, связанное с угрозой самому существованию Родины и населявших ее народов. Необходимость выжить в схватке с общим смертельным врагом сплотила народы Советского Союза. Не случайно в ходе войны произошло возрождение многих русских национальных традиций и ценностей, предававшихся анафеме с позиций коммунистической идеологии в течение двух с лишним десятилетий

До Великой Отечественной войны советский патриотизм, опиравшийся во многом на искусственные, воспитанные пропагандой лозунги, приобрел реальное национальное содержание, связанное с угрозой самому существованию Родины и населявших ее народов.

Необходимость выжить в схватке с общим смертельным врагом сплотила народы Советского Союза. Не случайно в ходе войны произошло возрождение многих русских национальных традиций и ценностей, предававшихся анафеме с позиций коммунистической идеологии в течение двух с лишним десятилетий

Среди социально-психологических качеств советских воинов особенно важны были те, которые проявлялись в отношении к тяготам войны (мужество, стойкость, выдержка, твердость характера) и в отношении к опасности (смелость, отвага, готовность к самопожертвованию). Это не значит, что не было фактов проявления качеств, им противоположных: экстремальные ситуации высвечивают не только лучшие, но и худшие стороны человеческого характера. Однако даже враг вынужден был признать, что советский солдат отличался особыми качествами, которые в условиях войны выразились в массовом повседневном героизме. 

Среди социально-психологических качеств советских воинов особенно важны были те, которые проявлялись в отношении к тяготам войны (мужество, стойкость, выдержка, твердость характера) и в отношении к опасности (смелость, отвага, готовность к самопожертвованию). Это не значит, что не было фактов проявления качеств, им противоположных: экстремальные ситуации высвечивают не только лучшие, но и худшие стороны человеческого характера. Однако даже враг вынужден был признать, что советский солдат отличался особыми качествами, которые в условиях войны выразились в массовом повседневном героизме. 

Список источников: Всеобщая история. В 2 томах. Том 1. Книги I - X: Полибий - Санкт-Петербург, АСТ, Мидгард, 2004 г.- 768 с.4 Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт. Быт и нравы России: В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева - Москва, Феникс, 2010 г.- 464 с.

Список источников:

  • Всеобщая история. В 2 томах. Том 1. Книги I - X: Полибий - Санкт-Петербург, АСТ, Мидгард, 2004 г.- 768 с.4
  • Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.
  • Быт и нравы России: В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева - Москва, Феникс, 2010 г.- 464 с.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!