Образ Учителя в произведениях русской литературы
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно приклонить колени…
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ли не первый вспомнил о народе…
Н. А. Некрасов
Учитель русского языка и литературы
Салимзянова Альфия Замановна.
Цель: изучить произведения, которые посвящены образу учителя. Задачи: 1. Подобрать художественные произведения русской литературы, в которых присутствует образ учителя. 2. Проанализировать художественную литературу по теме. 3. Проследить за образами учителя, а также отношения к нему общества. 4. Описать ситуацию общения «учитель -ученик».
А.С.Пушкин в своих произведениях писал о невежественных учителях -французах
В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» образованием Митрофанушки занимаются три учителя: отставной солдат Цыфиркин, недоучившийся семинарист Кутейкин и учитель-проходимец, бывший кучер Вральман.
- «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит ... Это - истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию...» (В.И.Ленин. О воспитании и образовании / Сост. В.П.Груздев. – М. Просвещение, 1987, с. 73)
З накомство с окружающим миром по-настоящему всегда начинается с первого учителя. Дюйшен и есть первый учитель, о котором повествует Ч. Айтматов.
Учительница Аполлинария Николаевна из рассказа А.П.Платонова «Еще мама» для Артема казалась второй матерью.
«...Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель». И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтобы раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтобы сделаться частицей его и навечно остаться в сердцах даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька». В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
В повести В. Железникова «Чучело» Маргарита Ивановна , к сожалению, озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг.
В лице главной героини рассказа В. Распутина «Уроки французского», Лидии Михайловны, можно найти не только наставника, но и преданного друга
Р оль учителя в развитии общества всегда чрезвычайно важна: ведь учителя – носители знаний, которые передаются следующим поколениям. Они доводят своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитывают их сознательными, благополучными членами общества.
Литература Д. И. Фонвизин. Недоросль. / Русская классика. - Эксмо, 2007 А.С.Пушкин. Дубровский. - М., Просвещение, 1987. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. – М., Просвещение, 1985. А.С.Пушкин. Дубровский; Капитанская дочка: Романы / Хрестоматия школьника. – М., АСТ, 2006 В.И.Ленин. О воспитании и образовании /Сост. В.П.Груздев. – М., Просвещение, 1987. С.В. Кондратьева. Учитель — ученик. - М.: Педагогика, 1984. А.П. Платонов. Неизвестный цветок /серия Внеклассное чтение. – М., Стрекоза-Пресс :2006. Ч. Т. Айтматов. Первый учитель. - Киев, Веселка В. Распутин. Уроки французского. / Русская классика XX века. - Эксмо, 2008 В. Железников. Чучело. – М.: Детская литература, 1996. А.П.Платонов. «Еще мама». - М.: Детская литература, 1989 г.
Так хочется, чтобы каждый, в жизни которого был настоящий Учитель, сказал ему хотя бы несколько теплых слов.