СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ женщины-матери в искусстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ (ОПК). 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассн. занятие по ОПК»

ОсиповаОльга Ивановна, учитель начальных классов

первой квалификационной категории МБОУ СОШ №3 г. Смоленска;

Зиновьева Марина Владимировна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №3 г. Смоленска;

Осянина Вера Александровна, учитель начальных классов

первой квалификационной категории МБОУ СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов г. Ярцева Смоленской обл.



КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе

по теме: «Образ женщины-матери в искусстве»

(модуль «Основы Православной культуры»)


Цели занятия: совершенствовать представления младших школьников об образе женщины-матери в искусстве; развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре; воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери; воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимания и заботы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, микрофоны; стихотворение С. Островского «Женщина с ребенком на руках»; Шуберт «Аве Мария», С. Рахманинов молитва «Богородице Дево, радуйся», песня «Мама и дочка», репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна», А. Веницианов «Кормилица с ребенком», К.Петров-Водкин «Мать», Г. Щербаков «Сердце матери», Б. Григорьев «Мать и дитя»; изображения икон – Богоматерь Смоленская, Владимирская.

Мультимедийное сопровождение (презентация) работает по щелчку (1-13 слайд, 14-26-автоматически), на слайдах 10 и 12 рабочие кнопки «звук» включают музыкальное сопровождение.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

- Мы сегодня собрались накануне важного праздника, к которому причастен каждый человек. Кому посвящён этот праздник? (Ответы детей: всем мамам.)

2. Вводная часть.

(Слайд 2) -Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» – слово святое,

То трижды священное – женщина-мать!

Л. Рогожников

- Мама - какое простое, необыкновенно дорогое для нас слово. А какой смысл вы вкладываете в это слово? (Ответы детей: солнышко, любовь, радость…).

-Как вы думаете, кому посвящено наше сегодняшнее занятие? (Ответы детей).

(Слайд 3) -Итак, тема нашего занятия «Образ женщины-матери в искусстве».

-Какие виды искусства вы знаете? (Ответы детей: литература, живопись, музыка).

-Сегодня мы с вами проследим, как поэзия, музыка и живопись представляют образ матери.

3. Основная часть.

Задание 1.

-Тема материнства – одна из самых древних тем в мировой культуре. К ней обращались поэты, композиторы и художники.

(На слайдах 4,5,6 представлены картины известных художников).

-Внимательно всмотритесь в картины. Подумайте, что объединяет эти полотна? (Ответы детей: на всех картинах изображена мама).

-Какие чувства матери к своему ребёнку изображены на этих картинах? (Ответы детей: печаль, любовь, нежность к своему ребенку.)

Задание 2.

-Послушайте стихотворение Сергея Островского «Женщина с ребенком на руках» и обратите внимание, как воспевает поэт женщину?

(Чтение стихотворения заранее подготовленными детьми).

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.


От любой напасти заклинанья

(Ей то уж добра не занимать!),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.


Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.


Все на свете метится следами

Сколько бы не вышагал путей,

Яблоня – украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.


Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

-Так какую женщину автор считает самой прекрасной? (Ответы детей: женщину с ребенком, женщину-мать.)

-Какие эпитеты использует автор, описывая женщину? (Ответы детей)

Задание 3.

-О женщине-матери писали не только художники и поэты. Древнерусские мастера создавали иконы. А что такое икона? (С греческого языка икона – это образ).

-Кого изображали на своих иконах иконописцы? (Ответы детей: Иисуса, Святых, Божью матерь). Давайте приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ Богоматери. (Слайд 7)

(Выступление заранее подготовленных детей).

1 ученик. В православном календаре насчитывается около 500 известных икон Богоматери, каждая их которых почитается чудотворной. Всего же существует свыше 800 различных типов икон Приснодевы Марии – никакому другому образу в православии не посвящено столько икон, молитв и праздников.

2 ученик. Эта икона – образ Владимирской Божьей Матери. На иконе изображена Богоматерь с маленьким Иисусом. Он прильнул к матери и прижался к её щеке. Такое изображение на иконе называется «умиление». Богоматерь задумалась, прижимая к себе сына. Её взгляд устремлён к людям, полон печали и тревоги. Прижимая к себе сына она словно пытается его защитить от уготованной участи.

Как говорит предание, икона была написана святым Евангелистом Лукою ещё при жизни Богоматери, на доске из того стола, за которым трапезовал сам Иисус Христос со своею Матерью. Когда святой Лука принёс эту икону к Богоматери, она, увидев своё изображение, повторила пророчество: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сею иконою». И эта благодать постоянно пребывает с этой иконою, проявляясь в бесчисленных чудотворениях. [1]

3 ученик. (Слайд 8)

ЧУДЕСА ИКОНЫ. Однажды клирики (священнослужители) Вышегородской обители, войдя в храм, увидели, что икона сошла со своего места и стоит среди церкви на воздухе. Они взяли ее и поместили на другое место, но скоро икона опять оказалась в воздухе. Слух об этом чуде дошел до великого князя Андрея Боголюбского, которому в 1154 году отец его — Юрий Долгорукий назначил в удел Вышгород, он пошел в церковь посмотреть на заветную икону, помолился пред нею и потом, собираясь ехать в Суздальскую землю, взял тайно икону с собою. [2]

4 ученик. Невдалеке от Владимира, на берегу Клязьмы, кони, везшие икону, неожиданно остановились и никак не могли сдвинуться с места. Думая, что лошади устали, запрягли других, но и эти не сдвинулись. Князь в страхе пал пред чудною иконою и усердно молился, а потом во сне ему явилась Богоматерь и повелела поставить икону во Владимире. Выстроив здесь каменную церковь, князь на время поставил в ней святую икону, и место назвал Боголюбовым, потому что его возлюбила Богородица. Выстроив впоследствии во Владимире богатый храм в честь Успения Богоматери, князь Андрей перенес в него чудотворную икону, украсил ее золотом, серебром, драгоценными каменьями и дорогим жемчугом так богато, что одного золота на украшение пошло более 30 гривен (около 12 килограммов). С этих пор икона Богоматери стала называться Владимирскою. [2]

5 ученик. В городе Владимире, где она находилась долгое время, икона исцеляла больных и увечных. Чудотворный образ иконы спасал Москву от набегов татар. Божия Мать считается покровительницей и заступницей Русской земли. Перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в боевые походы. [2]

-Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Ей посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.

-Как ещё народ называет Богоматерь? (Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Воспетая, Богородица)

(Слайд 9) Смоленская икона Божией Матери.

-Одной из самых знаменитых и почитаемых икон является икона Богородица Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает «Путеводительница»

(Предполагается выступление священнослужителя или рассказ учителя).

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Икона Богородица Одигитрия представляет собой поясное изображение Божией Матери, на левой руке Которой сидит Младенец Иисус. Правая рука Богомладенца сложена в благословляющем жесте, а в левой Его руке – свиток или книга. Одигитрия центром композиции представляет Христа, обращенного к верующим.

Название «Путеводительница» закрепилось за образом благодаря тому, что Богородица, держащая на руке Богомладенца, указывает на Него, как на истинный Путь Жизни, ведь Христос и есть путь, истина и жизнь. Спасение рода человеческого возможно лишь через Бога, воплотившегося на земле, через Иисуса Христа. Основной смысл иконы Богородицы Одигитрии в явлении Небесного Царя и в поклонении верующих царственному Младенцу.

Множество чудотворений было явлено от чтимых икон Богородицы Одигитрии, и до сих пор верующие получают благодатную помощь Богоматери через Ее святой образ. Особенно часто молитвы перед этим образом помогают прозреть слепым, исцеляют от глухоты, паралича. Матерь Божия откликается на искренние молитвы, подкрепляет силы верующих, защищает и показывает верный путь к спасению. Неудивительно, что икона Богородица Одигитрия почитается как одна из главных святынь Русской Православной Церкви.

Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с Влахернской иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению.

После того, как князь Владимир Всеволодович Мономах перенёс икону «Одигитрия» в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы, икона стала называться ещё и Смоленской.

В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской «Одигитрии» в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Москвы: Белого города, Китай-города и кремлёвских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над французами икона «Одигитрия» вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск, где пребывала в Успенском соборе до 1941 года. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.

Смоленская «Одигитрия» – одна из наиболее почитаемых икон этого типа на Руси. Только чудотворных, особо чтимых списков (образов, написанных с нее) насчитывается более тридцати. Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с Иверской иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца. На Смоленской иконе Богородица смотрит прямо, нет характерного для Иверской иконы поворота головы Божией Матери в сторону Богомладенца.

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) - одна из самых чтимых в России чудотворных икон, главная святыня Смоленска День празднования Смоленской иконы — 28 июля (10 августа) — установлен в 1658 по случаю перенесения чудотворного образа в новый Успенский собор Смоленск. [3]

Задание 4.

- Многие люди в трудную минуту с молитвой обращаются за помощью к Богородице. (Слайд 10)

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал молитву «Богородице Дево, радуйся». Давайте послушаем ее. (Слайд 10- «звук»).

(Звучит «Богородице Дево, радуйся», №6 из «Всенощной» С.В.Рахманинова).

-Как звучала музыка? Какие чувства вы испытали во время прослушивания этого произведения? (Ответы детей: музыка звучала скорбно, горестно, печально, строго.)

Задание 5.

-С той же интонацией, что и молитва звучит и картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».

(Заранее подготовленный ребенок рассказывает об авторе картины).

Ученик: Рафаэль Санти (1483-1520) (слайд 11) - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество всемирно известных картин. Сюжеты произведений Рафаэль разнообразны, но на протяжении всей жизни художника особенно привлекал образ Богоматери. Он говорил: "Я хочу написать Мадонну - простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства". (Слайд 12)„Сикстинская мадонна" Рафаэля написана около 1516 года. Рафаэля заслуженно именовали "мастером Мадонн". [4]

-Сейчас произведение Рафаэля "Сикстинская Мадонна" висит в Дрезденской галерее в Германии, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену.

-Посмотрите на репродукцию картины. Кто изображен в центре картины? Как выглядит Мадонна на картине?

(Ответы детей: босоногая, простая, юная.)

-Мадонна спустилась к людям. Посмотрите на ее лицо, на то, как она прижимает к себе своего сына, младенца Иисуса. Как вы думаете, какие чувства она испытывает? (Ответы детей: волнение, страх, печаль, тревога).

-Кто встречает Мадонну и Младенца Иисуса? (Ответы детей: старик, женщина и ангелы).

-Женщина эта - святая великомученица Варвара, а старик - Папа Сикст II, священник, папа Римский.

В картине гениально воплощена идея материнства. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Иисуса на страдание и муку. Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям, неся им самое дорогое - своё дитя. Она знает о грядущих страданиях, ожидающих её сына. В ней чистота и сила, удивительная простота. Эта самая человечная женщина - мать. Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного, в ее широко раскрытых глазах тревога. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. На картине - мама. Мама, несущая ребенка и отдающая его миру. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь. "Приветствую тебя, Мария! Приветствую вас, все матери мира!" - говорит нам художник. Картина "Сикстинская мадонна" самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. [4]

-Какое настроение вызвала у вас эта картина? ( Она дарит нам спокойствие, умиротворение, на нее хочется не просто смотреть, но и вслушаться в эту льющуюся прямо с полотна музыку).

Задание 6.

-Сейчас прозвучит одно из красивейших музыкальных произведений, посвящённых образу матери. Вслушайтесь в его звучание. Какими чувствами наполнена эта музыка?

(Звучит музыка Шуберта «Аве Мария!» (Слайд 12- «звук»).

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Полный текст Ave Maria таков: «Радуйся, Мария, благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь».

-Какими чувствами наполнена музыка? (Ответы детей: нежность, красота, тепло, взволнованность, задумчивость…)

-Исполнил песню итальянский мальчик Робертино Лоретти и симфонический оркестр. Благодаря уникальному голосу исполнителя, интонация двух видов искусств оказалась очень близкой и созвучной.

4. Заключительная часть.

А) -В нашем светском календаре есть много праздников, один из них посвящён именно Матери. Отмечают его 24 ноября. Посмотрите сколько у нас сегодня на уроке прекрасных женщин. А ведь все они тоже мамы. Такие же добрые, ласковые и любящие своих детей. В праздники принято дарить подарки. Сегодня, дорогие гости, мы хотим вам подарить праздничную открытку, да не простую, а музыкальную.

(Исполнение песни «Мама и дочка» с одновременной демонстрацией видеоряда слайды 13-24 – слайд 13- по щелчку, остальные - автоматически).

Б) Игра «Ромашка» (Прием «Кластер»).

-Писатели, художники, композиторы прославляли женщину-мать, обожествляли её, наделяя её лучшими качествами. А какими качествами обладают ваши мамы?

(Серединка цветка – слово мама. На лепестках различные качества характера: доброта, злость, нежность, заботливость, эгоизм, жизнерадостность, жадность, глупость, сочувствие… Эти лепестки расположены хаотично на доске на магнитах. Дети выбирают и прикрепляют к серединке те лепестки, которые считают нужными).

-Посмотрите, какая у нас получилась ромашка! Какими видят Ваши дети Вас, уважаемые мамы. (Чтение лепестков).

-И в заключении, я хочу пожелать вам, дорогие мамы, чтобы вы пронесли через всю жизнь этот свет материнской любви. Передали его своим детям, и тогда они ответят вам взаимной любовью.


ЛИТЕРАТУРА

  1. http://www.sudba.info/sretenie-vladimirskoj-ikony-presvyatoj-bogorodicy/

  2. http://pravicon.com/icon-234

  3. http://tineydgers.ru/blog/sochinenie_opisanie_kartiny_rafaehlja_quot_sikstinskaja_madonna_quot/2010

  4. http://pravicon.com/icon-234

  5. http://tineydgers.ru/blog/sochinenie_opisanie_kartiny_rafaehlja_quot_sikstinskaja_madonna_quot/2010

  6. http://zaycev.net/

  7. http://go.mail.ru/search_images

  8. http://ru.wikipedia.org/

  9. http://stihi.ru/






4


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к внекл. занятию»

Мультимедийное сопровождение внеклассного занятия курса «ОРКСЭ» в 4 классе по теме: «Образ женщины-матери в искусстве» (модуль «Основы Православной культуры»)  выполнили учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Смоленска Осипова Ольга Ивановна , учитель начальных классов МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Ярцева Смоленской обл. Осянина Вера Александровна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Смоленска Зиновьева Марина Владимировна  2014 год

Мультимедийное сопровождение

внеклассного занятия

курса «ОРКСЭ» в 4 классе

по теме: «Образ женщины-матери в искусстве»

(модуль «Основы Православной культуры»)

выполнили

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Смоленска

Осипова Ольга Ивановна ,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов

г. Ярцева Смоленской обл.

Осянина Вера Александровна ,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Смоленска

Зиновьева Марина Владимировна

2014 год

Я верю, что женщины-чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «любимая»-слово святое, То трижды священное-женщина-мать!  Л. Рогожников

Я верю, что женщины-чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая»-слово святое,

То трижды священное-женщина-мать!

Л. Рогожников

Образ женщины- матери в искусстве.

Образ женщины- матери в искусстве.

К. Петров-Водкин «Мать» Б. Григорьев «Мать и дитя»

К. Петров-Водкин «Мать»

Б. Григорьев «Мать и дитя»

А. Веницианов «Кормилица с ребенком» Г. Щербаков «Сердце матери»

А. Веницианов

«Кормилица с ребенком»

Г. Щербаков «Сердце матери»

Икона Владимирской Богоматери  12 век.

Икона Владимирской Богоматери

12 век.

Владимирская Богоматерь «Умиление»

Владимирская Богоматерь

«Умиление»

Икона Смоленской Божьей матери «Одигитрии»

Икона Смоленской Божьей матери «Одигитрии»

«Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, господь с тобою, благословенна ты в жёнах и благословен плод чрева твоего Иисус, яко спаса родила еси душ наших».

«Богородице Дево, радуйся,

благодатная Марие, господь с тобою, благословенна ты в жёнах

и благословен плод чрева твоего Иисус,

яко спаса родила еси душ наших».

Рафаэль Санти-итальянский художник.

Рафаэль Санти-итальянский художник.

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»

Всем женщинам посвящается

Всем женщинам посвящается

Источники информации: 1 http://zaycev.net/ 2  http://go.mail.ru/search_images 3 http://ru.wikipedia.org/ 4 http://stihi.ru/

Источники информации:

1 http://zaycev.net/

2 http://go.mail.ru/search_images

3 http://ru.wikipedia.org/

4 http://stihi.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!