СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ женственности: святая преподобномученица Елисавета Феодоровна.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф.М.Достоевский писал, что если чем и можно гордиться в России, так это - русской женщиной, она истинное национальное богатство. В его ключевой фразе – «Красота спасет мир», известное место играет духовная спасающая женская красота. Увлекшись западными мерками внешней красоты мы как-то все менее и менее говорим и вспоминаем о истинной, внутренней, спасаюшей, нравственной красоте русской женщины.

Просмотр содержимого документа
«Образ женственности: святая преподобномученица Елисавета Феодоровна.»

Русским женщинам

С л.В.Кудрявцева, муз. К.Акимова


То дождь, то снег, то стужа, то тепло,

И тоже в жизни, и в природе тоже,

И что во благо нам и что во зло

Никто сказать уверенно не может.


Но вновь и вновь, уже в который раз,

Когда надежды нет и веры меньше,

Мы силу черпаем из светлых глаз

Все понимающих и верных женщин.


Они поймут, утешат и простят

Как ангелы, без лишних разговоров

Они наш дом и мир хранят

От скверны, от беды и от раздоров.


Спасенье в них, храни их Бог.

Всех дорогих, единственных на свете,

Кто с грустью нас проводит за порог,

Чтобы с любовью у порога встретить.


Образ женственности:

святая преподобномученица Елисавета Феодоровна.


Ф.М.Достоевский писал, что если чем и можно гордиться в России, так это - русской женщиной, она истинное национальное богатство. В его ключевой фразе – «Красота спасет мир», известное место играет духовная спасающая женская красота. Увлекшись западными мерками внешней красоты мы как-то все менее и менее говорим и вспоминаем о истинной, внутренней, спасаюшей, нравственной красоте русской женщины.

В русской христианской философии женственность осмысляется как такое своеобразие присущего женщинам, которое выражает особый образ и подобие Бога. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Женщина является единой мужу в усвоении благодати Божьей. Премудрый Соломон называет поэтому добродетельную жену высшим благом от Бога человеку: «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Прит.18:23). Женственность в соответствии с Божиим промыслом выражает наивысшее цельное единство внешней и внутренней красоты женщины, воплощая в личностном своеобразии совершенство всех ее добродетелей. Предназначенность женщины тесно связана с деторождением и нравственным воспитанием детей, приуготовлением их к блаженной вечности во Христе. Женственность как особая нравственная целостность женщины как личности выражается во всей иерархии христианских добродетелей, придавая каждой из них особое значение в связи с такой ее предназначенностью. Особый смысл женственности заключается в гармоничном дополнении всех совершенств женщины в отношении к мужчине, его служению Богу, в совместном их богообщении и богоуподоблении. Цена смирения так высока у жен, что оно спасает даже невоцерковленных мужей: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1Пет.3:1). Обратимся теперь после библейского понимания красоты женщины к конкретной красоте русской женщины. Ярким образцом личности, сочетающей невыразимую внешнюю красоту и недоступную внешнему взору редкую внутреннюю красоту является Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, внучка английской королевы Виктории, супруга Великого Князя Сергея Александровича, сына Императора Александра III. По происхождению она была немка, протестантского вероисповедования. Но культура – понятие личностное, полюбив русскую культуру после замужества, она стала по духу русской. В 1917 году к Великой Княгине приехал шведский министр по поручению кайзера Вильгельма, предлагавший в пору юности ей свою руку, и обещал свое содействие в выезде за границу. Но она отказалась, желая разделить судьбу своей страны, которую так глубоко любила. В одном из писем 1917 года она писала: «Всеми фибрами души я русская». А русская, следовательно - православная. Великий князь не ставил ей условий перехода в православие. Но она сама, в силу чистоты своей души оценила всю внутреннюю красоту православной веры и 12 апреля 1891 года через таинство миропомазания присоединилась к Православной Церкви. Из дневника этого периода: «Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение, но – основа веры. Внешние признаки только напоминают нам о внутреннем. Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение». Это свидетельство глубокой веры в Бога, соединенной с высокой любовью к Нему, растворенной смирением святой воле Божьей. Любовь к мужу и смирение перед ним у княгини Елисаветы было очищено и освящено изначально этим духовным религиозным чувством. Христианская любовь женщины основана на святости, на понимании, что любимый - образ Божий и смирение перед ним свято. Будучи девятнадцати лет, она после замужества познакомилась с неприглядным бытом крестьян села Ильинского. По ее просьбе муж выписал акушерку в село, ибо в нем умирали часто младенцы. Княгиня всей душой стремилась к делам милосердия, она посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных детей, раздавала еду, одежду, деньги, желая всячески облегчить условия жизни несчастных.

Внутреннюю красоту княгини раскрывает тот факт, что она была необычайно целомудренна. Ее взоре, поведении, речи не было совершенно ничего соблазнительного, но величаво-царственно. Открывшись мужу в тайном желании сохранить девственность, она узнала, что он также мечтал о подвиге девства. Они дали клятву друг другу не разглашать свой чистый союз и жили впоследствии как брат с сестрой. Это одухотворило и сделало необычайно высокой их любовь. Великая княгиня общепризнанно считалась самой красивой женщиной Европы. Скульптор М.Антокольский, художник Каульбах и все ее фотографы признавали, что не могут выразить всю красоту ее внешнего облика. В селе Ильинском великий князь Константин Константинович написал в 1884 году ей стихотворение.

Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:

Ты так невыразимо хороша!

О, верно, под такой наружностью прекрасной

Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной

В твоих очах таится глубина,

Как ангел, ты тиха и совершенна,

Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту.

И всякий, увидав тебя прославит Бога, создавшего такую красоту!

Елисавета Феодоровна получила всестороннее образование и была прекрасно воспитана в строго английском духе. Знала пять языков, читала свободно на них всю мировую классику, у нее был великолепный эстетический вкус. Н. Арсеньева-Балуева вспоминает о своей встрече в 1903 году с княгиней: “Она была дивно хороша в бледно-розовом платье с диадемой и ожерельем из крупных рубинов. Мы с восхищением смотрели на Елисавету Феодоровну и восторгались ее изумительным цветом лица, белизной кожи и изящным туалетом, рисунок которого она собственноручно набрасывала для портнихи. Она походила на сказочную королеву». Великой княгине были присущи все душевные качества женственности – изящество, хрупкость, нежность, мягкость, чуткость и сострадание к людям, скромность и застенчивость, стыдливость и чистота, честность и правдивость, искренность и верность во всем, легкость и непринужденность в общении, простота и бесхитростность, жизнерадостность и отсутствие злопамятства. Вспоминая о уюте, который она создавала вокруг себя Великий Князь Александр Михайлович пишет: “Редкая красота, замечательный ум, тонкий юмор, ангельское терпение, благородное сердце – таковы были добродетели этой удивительной женщины”. Но на долю этой удивительной женщины выпали невероятные испытания. Во время русско-японской войны 1904 года она стала одним из главных организаторов помощи фронту. Ею были устроены специальные мастерские, под которые были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились здесь за швейными машинами и рабочими столами. Отсюда на фронт посылали продовольствие, обмундирование, медикаменты, подарки. На свои средства Великая Княгиня сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших солдат и офицеров.

5 февраля 1905 года ее муж - Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Через три дня Елисавета Феодоровна приехала в тюрьму и принесла убийце прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Она оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, сказав: « кто знает, возможно, что в последнюю минуту он сознает свой грех и раскается в нем». Великая Княгиня обратилась к Императору с прошением о помиловании Каляева.

С момента кончины любимого супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Ее спальня превратилась в монашескую келью: была вынесена дорогая мебель, стены были перекрашены в белый цвет. Великая Княгиня собрала все свои драгоценности и часть их отдала в казну, часть – родственникам, а часть употребила на постройку Марфо-Мариинской обители милосердия, в основу которой был положен устав монастырского общежития. Тайно она приняла постриг и стала наставницей учрежденной ей обители. Все душевное, которое еще оставалось в книягине переплавилось в ней в духовное. 10 февраля 1909 года она говорила сестрам обители: “Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих”.

В основе духовной женской красоты лежит святость и целомудрие. Святость - это стремление к нравственной мудрости Божьей, отличной от земной ученой мудрости. Духовная красота – нищета духовная, отрешенность от всех мирских привязанностей (человеческой славы, богатства, потребительства и т. д.), это обладание страхом Божиим (покаяние о своих грехах, хранение себя от всякой нечистоты, боязнь потерять свое звание христианки). Великая княгиня подавала всем сестрам обители самый строгий пример исполнения монастырского послушания. Это - любовь к молитве и безмолвию в общении с Богом, пример жертвенного служения людям и трудолюбие. Она лично участвовала в перевязке и операциях раненных солдат во время Первой мировой войны. Хирургическое отделение Марфо-Мариинской обители в г.Москве считалось лучшим. Ночью она молилась в часовне, где читалась псалтырь, ее сон редко продолжался более трех часов. Обходя палаты раненных и видя, что больной нуждался в помощи, она просиживала у его постели до рассвета. Они говорили, что от Великой Княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции. Она всячески призывала сестер быть единодушными в молитве и труде, за все благодарить Бога, быть со всеми в мире, хранить мир и благодать Божью в своей душе. С духовным мужеством она восприняла свой арест в апреле 1918 г., в день празднования Иверской иконе Божией Матери, ее отправили в Пермь. Великая Княгиня писала сестрам: «Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника, Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки». Во всем она видела неисповедимый Промысел Божий и со святой кротостью приняла мученический венец, исполнив в совершенстве и последнюю заповедь блаженств: “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное” ( Мф., 5, 10). Глубокой ночью 5 июля 1918 года, Великую Княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Затем солдаты стали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели мученики. Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича, сына Великого Князя Константина Константиновича, с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. После освобождения г.Алапаевска белоказаками, в октябре 1918 года останки мучеников были извлечены. Более полугода их вывозили через Китай в Иерусалим и по пути произошло первое явное чудо – от мощей преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары истекло миро и разнеслось чудное благоухание, по свидетельству очевидцев, “как бы меда и жасмина”. Останки мучениц были положены в усыпальнице храма св. Марии Магдалины в Гефсимании. В 1981 г. Русская Православная Церковь Заграницей, прославила Собор Новомучеников и Исповедников Российских, и в их числе — святых преподобномучениц Елисавету и Варвару. В 1992 г. Они были причислены к лику святых Архиерейским Собором в Русской Православной Церкви. В 2004-05 годах часть мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары в знак грядущего примирения двух православных церквей прошествовали почти по всем городам России, побывав в октябре 2004года в г.Оренбурге. Несомненно их подвиг воодушевит нашу молодежь и их молитвы за нашу молодежь станут весомым вкладом в духовное возрождение, возвращением к подлинным ценностям жизни.

Таким образом, можно отметить следующую особенность. Современная наука (психология и социология) рассматривает категорию женственности чисто в во внешнем социально-психологическом аспекте, как-то: привлекательная (эротичная) внешность, повышенная эмоциональность, спонтанность и зависимость в поступках от чувств, иррациональность, субъективность в оценках, эмпатия, интуитивность, непредсказуемость, неуверенность и беззащитность в реальности, склонность к мечтаниям и иллюзиям, уступчивость и склонность подчиняться. Русская философия рассматривает сущность женской красоты в народном укладе жизни, соединенном с реализацией христианского идеала. Отход от народных культурных и духовных традиций приводит к искажению образа женской красоты и его утрате. Поэтому так актуально звучит призыв царского поэта С.С. Бехтеева, написавшего в 1923 году стихотворение «Русской женщине», вернуться к изначальному святому образу женственности. В этом будущее спасение России!

Пишу не той, что в вихре оргий,

В угаре чувственных пиров,

Делила страстные восторги

С толпой разнузданных рабов.

Пишу не той, что в честь Ваала,

Глумясь над женской чистотой,

На красном рынке торговала

Своей продажной красотой.

Не той, не той, что наряжалась

За счет чужого серебра,

Что вероломно издевалась

Над смыслом чести и добра.

Пишу я той, что Крест суровый

На плечи кротко приняла,

Что вместе с нами в путь терновый

С покорной благостью пошла.

Пишу я той, что окрыляла

На подвиг доблестных мужей,

Что в смертный бой благословляла

Своих последних сыновей.

Пишу я той, что в бездне свинства,

В вертепах мерзости и зла,

Прекрасный образ материнства

От общей грязи сберегла.

Той, что в страданьях и в тревогах,

Ютилась с семьями детей

В бараках, трюмах и острогах,

В степях и недрах пропастей.

Тебе пою, не умолкая –

Сестра… подруга… мать… жена,

Родная, чистая, святая,

До гроба верная одна,

И, полон сладостной тревоги,

Склонясь с слезами пред тобой,

Твои израненные ноги

Целую с верой и мольбой.