Аналитическая справка
о создании развивающей
предметно-пространственной
среды в музыкальном зале
Музыкальный руководитель
Василевская О. О.
Аналитическая справка содержит результаты проверки участия музыкального руководителя Василевской О. О. в создании развивающей предметно- пространственной среды музыкального зала.
Справка составлена: 01 сентября 2021 года
Характеристика музыкального зала: музыкальный зал посещают 37 детей с ограниченными возможностями здоровья от 4 до 7 лет. Это 4 группы, которые формируются в МДОУ по годам обучения.
Музыкальный зал – отдельное, просторное, светлое помещение, в котором обеспечивается оптимальная температура воздуха. Цвет стен, пола, мебели подбирался по принципу использования спокойных тонов, не вызывающих у детей дополнительного возбуждения и раздражения. Пол имеет мягкое ковровое покрытие. Все оборудовано эстетично, практично в употреблении, не токсично, закреплено и соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и возрастным особенностям детей.
Оснащение музыкального зала.
Оборудование:
•Рабочее место музыкального руководителя (фортепиано, аккордеон, место для работы с детьми – музыкальный зал, детские стулья);
•Шкаф для хранения документации, папок, литературы;
• Доска переносная магнитная, фланелеграф;
• ТСО (музыкальный центр, ноутбук, проектор);
•Фонотека.
Содержание документации музыкального зала:
• Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Типовая образовательная Программа дошкольного образования «Растим личность», Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра «Особенный ребенок».
• Должностная инструкция музыкального руководителя, Инструкция по охране труда музыкального руководителя;
• Календарно-тематический план работы музыкального руководителя;
• План проведения массовых мероприятий;
• Картотека методических разработок, литературы, музыкально-дидактических игр;
• График работы музыкального зала, утвержденный руководителем МДОУ;
• Конспекты разных видов работы с детьми, сценарии музыкальных праздников и развлечений, мероприятий, проводимых с родителями.
Литература:
• Методическая литература;
• Подборки статей из методических журналов по разделу «Музыкальное воспитание дошкольников»;
• Музыкальные журналы;
• Нотные сборники.
Учебно-наглядные пособия:
• Образцы дидактических пособий;
• Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному воспитанию;
• Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;
• Атрибуты для игр-плясок;
• Кукольный театр;
• Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;
• Портреты композиторов;
• Музыкальный инструмент для педагога – фортепиано и аккордеон;
• Различные детские музыкальные инструменты:
- Беззвучные музыкальные игрушки-инструменты (игрушки, которые только изображают музыкальные инструменты, например, пианино с немой клавиатурой, балалайка с нарисованными струнами);
- Озвученные музыкальные инструменты:
игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники);
игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки);
игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики);
игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофон, пианино, гармоники, колокольчики, и др.).
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале.
Эстетическое оформление предметно-пространственной среды музыкального зала и позитивные, доброжелательные интонации музыкального руководителя ограждают детей от отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства, обеспечивают игровую, познавательную, творческую, двигательную активность воспитанников, способствуют поддержанию атмосферы доверия среди детей и взрослых. В зале создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детского восприятия. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в зале создан «уголок уединения»: большая мягкая игрушка-кресло.
Образовательное пространство оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).
Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами музыкальной деятельности. Все музыкально-дидактические игры и материалы в музыкальном зале расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Полифункциональность предметной среды пробуждает активное участие детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места занятия.
Такая организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение самостоятельной деятельности, а музыкальному руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов в музыкальном зале обеспечивают:
- игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников;
- двигательную активность, в том числе развитие мелкой и крупной моторики, участие в танцах, подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию действующих программ.