МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ СО «Исовский геологоразведочный техникум»
«Подготовка к экзаменам студентов первого курса»
Образец решения и оформления решений заданий.
Задание 1 (2 балла)
Исследовать и решить систему уравнений методом Крамера.
преобразуем систему к стандартному виду
решаем методом Крамера
Составляем главный определитель системы 
=
15 + 8 =
, т.к.
, то система имеет единственное решение, которое находим по формулам:
;
Составляем вспомогательные определители по х и по у:
=
40 + 8 =
и
= 12
32 = 
Находим х и у по формулам:
;
Ответ: Система имеет единственное решение
.
Задание 2 (6 баллов)
Решите уравнение и неравенство:
Для всех вариантов, а = n, b = n + 1, c = n + 2, где n – номер вашего варианта
Решаем для Варианта № 41, т.е.

2.1. Решить логарифмическое уравнение:
(3 балла)
Приводим уравнение к виду
,
где
ОДЗ (область допустимых значений уравнения)
→→
→ →
→ →
Вывод: Найденное значение х=84 удовлетворяет ОДЗ. Ответ: 
2.2. Решить показательное неравенство:
(3 балла)
Для 41 варианта
.
, В левой части неравенства вынесем за скобки 42 в наименьшей степени, т.е.
При этом, каждое слагаемое делим на вынесенный множитель.
Рассчитываем показатели, которые при делении степеней с одинаковыми основаниями, вычитаются.
( т.к.
, то
(
разделим обе части неравенства на положительное число
, от этого знак неравенства не изменится.
[
(
] /
,
Получим
, т.к. 42
, то показательная ф-ция возрастает (
), знак неравенства не меняется при переходе к неравенству показателей степеней.
→
/ :41 →
→


х
Ответ: х
(
)
Задание 3 (4 баллов)
Решите тригонометрические уравнения:
3.1.
(2 балла); 3.2. . (2 балла).
Для Варианта № 41 a = 41; b = 42; с = 43.
Решение: Составим уравнения для нашего варианта.
3.1.  Используем один из частных случаев решения уравнения: если то x = + , + , Решаем полученное линейное уравнение. + ,/ :42 + , + , Ответ: + , | 3.2. Решаем уравнение по общей формуле: → x= = + ,  Решаем полученное линейное уравнение. = + , = + , = + , Ответ: = + , |
Задание 4 (10 баллов)
Исследуйте функцию, используя функцию, её первую и вторую производные. Постройте график этой функции.
, где
- № варианта
Составим функцию для 41 варианта.
.
Исследуем ф-цию по плану.
1. По функции: п/п 1;2;и 5;6 – корни знак ф-ции.
п.1 – О.О.Ф. – х
(
)… п.2 – М.З.Ф. – у
…
п/п 5.6. Ф-цию приравнять к нулю, f(x) = 0, найти корни – x1,x2, x3; расположить их в порядке возрастания на числовой оси; (числ. ось разбилась на интервалы). Определить знак функции в каждом полученном интервале.
выносим за скобки 
каждый множитель приравниваем к нулю
или 
x1=x2=0 или х3=6





!
+ Знак f(x)

0 6 х
Определим знак ф-ции в каждом интервале.
2. По производной первого порядка: п/п 7;8 – монотонность, экстремумы ф-ции.
Найдём производную первого порядка
y′ = (
)′ =
= f′(x)
Приравняем производную к нулю f′(x) = 0,
= 0 найдём корни
=0, каждый множитель приравниваем к нулю.
или
→
Получили
x4 = 0, или x5 =4 (стационарные точки 1-го рода);
Расположим точки в порядке возрастания на числовой оси; (числ. ось разбилась на интервалы).






+ Знак f′(x) х
0
4
Поведение ф-ции
Определить знак производной в каждом полученном интервале:
- где y′
, там y = f(x) возрастает 
- где y′
, там y = f(x) убывает 
- в стационарной точке, в которой знак производной меняется с
на
, функция имеет максимум ymax = f(0)=
= 0, M1(0; 0) точка максимума 
- в стационарной точке, в которой знак производной меняется с
на
, функция имеет минимум, ymin = f(4) =
=
,
= 
; M2(4;
) точка минимума 
3. По производной второго порядка:
п/п 9;10 – выпуклость кривой и точки перегиба.
Найти производную второго порядка y′′ =
′′=
= (
)′ =
f′′(x)
Приравняем производную к нулю f′′(x) = 0,
;
найдём корни (стационарные точки второго рода)
; x6=2; Расположим точки в порядке возрастания на числовой оси;
(числ. ось разбилась на интервалы).



+ Знак f′′ (x)
2
хПоведение ф-ции
Определить знак производной в каждом полученном интервале:
- там, где y′
, там y = f(x) вогнута, 
- там, где y′
, там y = f(x) выпукла, 
-.в стационарной точке, в которой знак второй производной меняется, функция имеет перегиб
уперегиба = f(2)= f(4) =
=
= 
; M3(2;
); точка перегиба;
4. Построим график функции по проведённому исследованию.
Задание 5 (8 баллов)
Решите задачи:
Для всех вариантов: n – номер вашего варианта: а = n Н = n + 5
5.1. В правильной треугольной призме сторона основания равна 2а, высота равна Н. Найдите полную поверхность и объем этой призмы. (3 балла)
| Дано: Для варианта 41. а=41; Н=41+5=46 АВСА1В1С1 – правильная треугольная призма; АВ = 2а = 82; Н =46 _____________________________________________________________________ Найти : SПП; VП Решение: |
Построения и пояснения. 1.1.Т.к. призма правильная, то: 1) в её основании правильный (равносторонний) треугольник, значит АВ = ВС = АС = 82; 2) = = = 60о; 3) все боковые рёбра, в том числе АА1, перпендикулярны основанию АВС призмы, значит АА1 = Н = 46, высота призмы; 4) все боковые грани призмы равные между собой прямоугольники. Площади их равны и вычисляются по формуле. = АС∙АА1 5) площади оснований равны =  | Формулы и вычисления. 2.1. Sполн призмы SПП = Sбок+2 Sосн = по формулам к заданию № 5 из раздатки| = боковых граней +2 Sосн = |учитывая 4) и 5) из 1.1., получаем| = 3∙АС∙АА1 + 2∙ АВ∙ ВС∙Sin = 3∙82∙46 + 82∙82∙Sin60о = 11316 + 6724∙ = 11316 + 3362∙ (кв.ед.) площадь полной поверхности призмы. 2.2. V призмы = Sосн , где призмы V призмы = Sосн = Н = АВ∙ ВС∙Sin ∙Н = = 82∙82∙Sin60о ∙ 46 = 3362∙ ∙ 46 = 77326∙ (куб. ед.) Ответ: SПП = 11316 + 6724∙ кв.ед. V призмы = 77326∙ куб. ед. |
5.2. Найдите полную поверхность и объём конуса, если диметр основания равен 2а, образующая наклонена к плоскости основания под углом 60о. (5 баллов)
Задание 9 (5 баллов)
Решите задачу
Дано. АВС – треугольник.
Найдите: 1. координаты всех векторов; 2. периметр треугольника АВС
косинус всех углов треугольника; 4. координаты середин всех сторон треугольника;
координаты центра тяжести треугольника АВС.
Решение: Построим
АВС в системе координат по точкам А(2;-3), В(4;3), С(0;-1).
Найдём координаты всех векторов по формуле:
(хВ - хА; уВ - уА) = (4-2; 3-(-3)).получили
(2; 6),
(-2; -6)
(-4; -4)
(4; 4)
(-2; 2)
(2; -2)
1. Периметр ∆ АВС – есть сумма длин сторон этого треугольника. По формуле ; получаем
=
=
Аналогично
=
= 5,65;
=
= 2,84
Р∆ABC =
+
+
=
+ 5,65 + 2,84 = 14,82 (ед.)
2.
находится между векторами ВА и ВС; найдём скалярное произведение по формуле
=
;
= (-2)
(-4) + (-6)
(-4) = 32;
находится между векторами АВ и АС; аналогично, найдём скалярное произведение
=
;
= 2
(-2) + 6
2 = 8;
находится между векторами СА и СВ; скалярное произведение
=
;
= 2
4 + 4
(-2) = 0; т.к. скалярное произведение равно 0, то
, т.е.
= 90о
Найдём значение
по формуле
=
=
= 0,89;
= 27о;
Аналогично найдём
=
=
= 0,45;
= 63о;
Проверим истинность результатов:
+
+
= 180о 63о + 27о + 90о = 180о;
180о = 180о (И)
Координаты середин сторон находим по формулам M3 ;
Координаты середины стороны АВ найдём по формулам M1;
Середина стороны АВ – М1 (
) = (3; 0); М1 (3; 0)
Середина стороны ВС – М2 (
) = (2; 1); М2 (2; 1);
Середина стороны АС – М3 = (1; -2); М3 (1; -2)
5. Центр тяжести треугольника находится в точке пересечения его медиан. Все медианы треугольника пересекаются в одной точке М0, которая делит каждую медиану в отношении
, считая от вершины. Рассмотрим медиану с удобными для решения координатами её концов. В нашей задаче – это медиана СМ1 . Точка М0 делит эту медиану в отношении 2:1, начиная от вершины, т.е.
=
= 2 поэтому в следующих формулах
, С(0;-1), М1 (3; 0)
M0 = =
= 
Если выбрана другая медиана, то формулы выглядят так:
Для медианы АМ2 M0, где
, А(2;-3), М2 (2; 1);
Для медианы ВМ3 M0, где
, В(4;3), М3 (1; -2);
Для всех случаев ответ должен получиться один и тот же: M0 
ОТВЕТ: 1. и. 4. – См. решение; 2. – Р∆ABC = 14,82 (ед.)
=
0,89;
= 0,45;
= 0; 5. – M0 
Задание 7 (10 баллов)
Вычислите интегралы:
Решение для 41 варианта:
7.1. Вычислите интеграл, применяя формулы и правила интегрирования (по 1 баллу за каждый пример)
а)
; б)
; в) 
а = = +C= = +C = + C – Ответ | б); – Ответ. |
в) = + С; – Ответ. |
7.2.Вычислите интеграл, применяя преобразование подынтегральной функции и формулы и правила интегрирования (3 балла)
= =
= =
+ 41(
)+С =
)+С; – Ответ.
7.3. Вычислите интеграл, применяя правило 
(по 2 балла за каждый пример)
а)
; б) 
а). +С=+С=
+С=+С = + С; Ответ.
б). +С; Ответ.
Задание 6 (5 баллов)
Найдите производные функций
6.1 | f(x) = (2a+3b)3ax+5c для 41 варианта: а=41, b=42, c=43; |
2a+3b=2 42=208 =2 125  | f (x) = (208123x+215)′= = 2082= = 2082 Ответ. |
6.2 | f (x) = = = = = = ; Ответ. |
6.3 | f (x) = = ) = + = = + ; Ответ. |
6.4 | =42= =42 123 Ответ. |
6.5 | = ; Ответ. |
Задание 8 (5 баллов)
Найдите неизвестные элементы треугольника по заданным элементам
Задача для нечётных вариантов. По двум данным элементам прямоугольного треугольника вычислить остальные его элементы и площадь.
Дано: АВС – прямоугольный, С – прямой, а = 23,41; В = 35016/. Найти: b, c, А, S∆ABC. Решение. Формулы: S∆ABC = ·a·b А = 900 В ,  | Вычисления: 1. А = 900 В = 900 35016/ = 89060/ 35016/ = 54044/. 2. 35 16 = 0,5784  S∆ABC = ·23,41· |
Ответ. А = 54044/, , ; S∆ABC |
Задача для чётных вариантов. По данным – элементам косоугольного треугольника вычислить остальные его элементы и площадь.
Дано. АВС – косоугольный, а = 87; b = 65; А = 750. Найти: с, В, С. Решение. Формулы: Теорема синусов: или Теорема косинусов:  | Вычисления: По теореме синусов В = 460 12/. С = 1800 – ( А + В) = 1800 – (750 + 460 12 /) = 1800 – 121012/=179060/ - 121012/ = 58048/ = С. По теореме синусов S∆ABC = ·a·b·2763 0,8554=2363(кв.ед.) Ответ. В = 46 0 12 /, С = 58048/, ; S∆ABC=2363(кв. ед.) |
КОНЕЦ РАБОТЫ
Данная разработка содержит учебный материал для первого курса профессиональных образовательных организаций по дисциплине "Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия" и предназначена для студентов при подготовке к экзамену по математике.