Все мы знаем, как тяжело приходится детям в составлении звуковой схемы слова. Своим ребятам я даю шпаргалку устного рассуждения. Они несут её домой и родители помогают нам разбираться в звуках, опираясь на эту шпаргалку.Так мы рассуждаем, составляя звуковую схему слова. Чуть позже вводим слияния.
Просмотр содержимого документа
«Образец устного рассуждения к составлению звуковой схемы слова»
Образец устного рассуждения к составлению схемы слова.
Произношу слово: СИЛА
С


читаю количество звуков в слове: [С'] [И] [Л] [А] – в слове 4 звука, значит, рисую схему из 4 клеточек.
3.Ставлю ударение, зову это слово – СИЛА. Обозначаю ударение на схеме.
4

.Произношу и слушаю первый звук: [С'] – его нельзя петь, при произношении зубы сомкнуты, значит, он согласный; его нельзя произнести громко, значит, он глухой; он произносится мягко, его твёрдая пара [С]. Обозначаю в первой клеточке схемы всё, что я сказал.


5.Произношу и слушаю второй звук: [И] – он очень хорошо тянется и поётся, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает, значит, звук [И]-гласный. Обозначаю во второй клеточке схемы данный звук.
6.Произношу и слушаю третий звук: [Л] – он не поётся и звук не проходит свободно (язык прижат к нёбу), значит, он согласный. Этот звук можно прокричать, значит, он звонкий. Он произносится твёрдо, его мягкая пара [Л']. Обозначаю в третьей клеточке схемы данный звук.
7.Произношу и слушаю последний звук - [А] - он очень хорошо тянется и поётся, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает, значит, звук [А] – гласный. Обозначаю в четвёртой клеточке схемы данный звук.
8.Делю слово на слоги: СИ – ЛА (подставил руку тыльной стороной под подбородок, он дважды коснулся моей руки), значит, в слове 2 слога.



Это сначала кажется, что очень трудно, попробуйте, может ребёнку и не понадобится всё объяснять вслух. Если у ребёнка не получается, то воспользуйтесь этой подсказкой и постарайтесь шаг за шагом пройти вместе с ним от начала до конца.