СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образная составляющая в работе на уроках младшего хора".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБУ ДО «Детская школа искусств»

Чамзинского муниципального района

 

 

 

 

 

Доклад

тема:

« Образная составляющая в работе на уроках младшего хора

( упражнения, актерский тренинг)».

 

( из опыта работы)

 

 

 

Преподаватель:

Видяйкина Н.В.

 

 

2016 год

Содержание

 

  1. Вступление.
  2.  Основная часть.
  1. Упражнение, развивающее подвижность языка.
  2. Упражнение для смачивания и размягчения языка.
  3. Упражнения для прочистки носоглоточной системы.
  4. Упражнения для подготовки носоглоточной системы.
  5. Упражнения для ощущения интонации.
  6. Скороговорки.
  7. Упражнения для отработки мимики, артикуляции.
  8. Упражнения для отработки актерского тренинга.
  9. Упражнения для выработки нюансов.

       3. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Образ в музыке так же глубок и богат по своему значению и смыслу, как сама жизнь. Один из аспектов многозначности образа – его недосказанность. Э. Хемингуэй сравнивал произведение искусства с айсбергом. Лишь часть его видна на поверхности, но главное спрятано под водой. Именно это делает исполнителя активным, а сам процесс восприятия произведения превращает в сотворчество. Однако – это не домысел произвола. Воспринимающему дан исходный импульс для раздумий, ему задается определенное состояние и свобода воли, и простор для творческой фантазии. Показывая это детям, мы формируем их осознанное отношение к искусству. Пусть дети ошибаются, пусть они спорят, но пусть никогда они не будут равнодушными.

   Надо признать, что нынешнее поколение детей растет и развивается в эпоху, когда легче получить развлечение у компьютера, чем работать у какого-либо музыкального инструмента или заниматься хоровым исполнительством.

   Поэтому, я стараюсь, чтобы каждое хоровое занятие было более ярким, образным, запоминающимся, побуждающим детей еще и еще раз прийти в этот прекрасный мир музыки.

   Как мне кажется. И думаю, что многие преподаватели со мной согласятся, в песне легче работать над образом, потому как он подсказан содержанием и характером. А как увлечь ребенка рутинной работой при разучивании упражнений, способствующих развитию звуковысотного и ладотонального слуха, чувства ритма, дикции, артикуляции и мимики? Как привить стеснительному, робкому ученику умение владеть собой на сцене и ярко передавать замысел композитора в исполняемом произведении?

   Учитывая то, что дети младшего школьного возраста еще любят игровые моменты, я подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое из них имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения.

   Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос, помогаю устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, замкнутость, подавленность. В процессе работы дети придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения: legato, staccato, non legato.

  Работу с детьми начинаю с разминки певческого аппарата.

 

  1. Упражнение, развивающее подвижность языка:

«Мастер язычок делает ремонт» - красим забор (зубы), стены (щечки), потолок (небо), окна (губы).

 

  1. Упражнения для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счет на четыре:

-  «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

-  Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);

-  «Бежит лошадка» - поцокивание языком.

 

  1. Упражнение для прочистки носоглоточной системы:

- «Нюхаем цветок»

- вдох – носом втягиваем воздух,

- выдох – Ах!

 

  1. Упражнения для подготовки дыхательной         системы:

Счет на четыре:

- «Надуваем шарики»

Вот как шарик надуваем, а рукою проверяем (вдох)

Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем (выдох).

Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть. Что сначала нужно делать? Как правильно дуть, покажите. Звучит тихая музыка. На крещендо дети «надувают шарик», короткими вдохами и выдохами, пока не лопнет. Сильная доля – вдох, слабая – выдох, чем громче музыка, чем больше шарик. Сначала вдохи короткие, так, как шарик маленький, затем длинные.

  1. Упражнения для ощущения интонации:

а) «Крик ослика» - Й-а, й-а, й-а (интонация резко падает сверху вниз);

б) «Крик в лесу» - А-у, а-у, а-у (интонация снизу вверх);

в) «А» - с разной эмоциональной окраской (радостно, по секрету, удивленно, пугливо, озадаченно);

  «О» - (радостно, восхищенно, довольно, устало, решительно);

  «У» - (недовольно, с интересом, страшно, пискляво, улыбаясь, как волк воет, глиссандо – летим вниз с высокого звука, летим вверх); 

г) «Мама зовет»

1 ученик: «Оля, иди домой».

2 ученик: «Не хочу»

д) «Ежик»

«Что за шар, не разберешь?

«Это я, колючий еж».

е) «Мальчик и пальчик»

Плачет мальчик, ушиб свой пальчик (Придумать мелодию в миноре) А-А-А......

Завязали пальчик, засмеялся мальчик (Придумать мелодию в мажоре) Ха-Ха-Ха......

Скороговорки

Задачи:

а) Проговорить  скороговорки с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос и восклицание);

б) Проговорить скороговорки с интонацией, обыгрывая образ и показывая действия.

Например: скороговорка на «н», «л»:

Няня мылом мыла Милу,

Мила мыла не любила.

Но не ныла Мила,

 Мила молодчина.

   Так как Баба яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать с младшими учащимися импровизацию с зеркалом. На ребенка надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: «На красавицу Ягу, наглядеться не могу».

   У каждого ученика слаживается свой образ сказочного персонажа. У одних детей она получается злая, у других смешная, у третьих – добрая и веселая. У каждого своя,  неповторимая.

   Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью я предлагаю детям упражнение «Испорченный телевизор», которое целесообразно проводить всей группой одновременно. (Работаем над мимикой, артикуляцией). Перед выполнением упражнения, настраиваю детей на выразительное пение, предлагаю ребятам представить, что они выступают по телевизору, по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т.д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чем песня, понять слова.

   Упражнение «Через стекло» имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были понятны не только слова, но и характер песни.

   Очень нравится детям мимический канон. Исполняют они его с огромным удовольствием. Это своего рода Дразнилка. Пока я делю ребят на две группы, но более продвинутых детей или чуть постарше можно поделить на большее количество групп. Исполняем мы его с дирижированием, при этом делая выражение  лица то веселым, то жадным, то удивляемся, пугаемся, плачем, злимся.

    Актерский тренинг проходит на примере следующих упражнений в стиле реп: «Бармалей», «Дедушка Егор», « Плакали ночью желтые клены». Отпечатанные задания раздаются детям. Так как они не  связаны с трудностями интонирования, то все внимание переключается на дикцию и артистизм. Главными задачами здесь являются:

  1. Развитие чувства ритма;
  2. Работа над дикцией;
  3. Работа над мимикой. 

   Начинаем работу с просмотра текста, уточняем размер, обращаем внимание на длительность нот, расположение пауз. А самая главная задача детей до конца дослушать музыку на заданный текст и находиться в образе. Дети увлекаются этими заданиями и с нетерпением ждут следующих заданий.

   Упражнение «Дедушка Егор» на слова русской народной потешки. Фольклорные образы близкие детям, побуждают их к яркому, выразительному исполнению. Каждый воплощается в присущем ему характере звука. Нота с точкой выбивается из общего ритма и требует внимания (3 случая: «на коровке», «едет», «Тр-р-р приехали»).  Паузы перед финальной фразой обращают внимание детей к жесту дирижера.

   Упражнение «Бармалей» на стихи знаменитого детского поэта Корнея Ивановича Чуковского. Если для упражнения «Дедушка Егор» взята пьеса Гречанинова «Моя лошадка», то для «Бармалея» композитор Хромушин О. специально написал аккомпанемент. Упражнение характеризуется разнообразием образов, изощренным ритмом. Но все это не трудно детям, потому что они с детства знают эти стихи, живут в  этих образах. Здесь дети выступают в образе рассказчика, но примеряют на себя и маску Бармалея.

   Упражнение «Плакали ночью желтые клены». Во-первых: детям трудно осознать, высчитать и исполнить трехдольный метр. Во-вторых: тонкий лиризм, светлая грусть музыки и слов требует от детей усилия для переключения от повседневности к образам этого упражнения. Особое внимание руководителя хора должно быть направлено на окончание упражнения: дети без слов должны дослушать музыку и до последнего звука находиться в образе.

   Трудно приучить хор делать тонкую нюансировку в исполняемых произведениях. Гремящая современная музыка: попса, металл, и т.д. не способствуют вслушиванию в тонкости исполнения. Упражнение «Ледяное эхо» в игровой форме активизирует именно эту сторону работы над произведением. Количество повторений «эхо» на начальном периоде 2-3. С развитием у детей тонкого восприятия слуховых ощущений количество повторений следует увеличить. Следующее упражнение «Счет до десяти». В этом упражнении дети легко справляются со счетом от 1 дол 10 на crescendo. Основная трудность посчитать от 10 до 1 на diminuendo, так уровень звука резко падает через 2-3 цифры. Основная задача преподавателя расширить диапазон diminuendo.

   Так постепенно необходимо приучать детей к музыкальному искусству, учить красиво и выразительно петь.

   На выразительность исполнения хорового произведения влияет и отношение самих учащихся к исполняемому произведению. Каждый из них должен знать, что содержание музыки и текста обусловливает определенный характер звучания произведения: героический, веселый, грустный, лирический. Понимание произведения, проникновение в его содержание будут способствовать выразительности исполнения. Желание хорошо и правильно его исполнить, должно отразиться также и на внешнем поведении учащихся во время исполнения, на их общей подтянутости, выражении лиц поющих. Нельзя забывать, что на концерте слуховое восприятие дополняется зрительным впечатлением от внешнего вида поющих. Никогда веселая, жизнерадостная песня не прозвучит соответственно ее содержанию, если у детей будут скучные лица. И наоборот, исполнению грустно-лирического произведения не будет соответствовать веселое и некстати радостное настроение поющих.

   Нужно всегда помнить, что исполнение любых, самых различных по характеру произведений должно сопутствовать вдохновение, основанное на понимании содержания хорового сочинения и владении приемами вокально-хоровой техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Развитие голоса. Координация и тренинг. Емельянов В.
  2. Работа с хором. Соколов В.
  3. Как прекрасен этот мир. Хижняк Ю.Н.

Просмотр содержимого документа
«"Образная составляющая в работе на уроках младшего хора".»

МБУ ДО «Детская школа искусств»

Чамзинского муниципального района











Доклад

тема:

« Образная составляющая в работе на уроках младшего хора

( упражнения, актерский тренинг)».



( из опыта работы)







Преподаватель:

Видяйкина Н.В.





2016 год

Содержание



  1. Вступление.

  2. Основная часть.

  1. Упражнение, развивающее подвижность языка.

  2. Упражнение для смачивания и размягчения языка.

  3. Упражнения для прочистки носоглоточной системы.

  4. Упражнения для подготовки носоглоточной системы.

  5. Упражнения для ощущения интонации.

  6. Скороговорки.

  7. Упражнения для отработки мимики, артикуляции.

  8. Упражнения для отработки актерского тренинга.

  9. Упражнения для выработки нюансов.

  1. Заключение.































Образ в музыке так же глубок и богат по своему значению и смыслу, как сама жизнь. Один из аспектов многозначности образа – его недосказанность. Э. Хемингуэй сравнивал произведение искусства с айсбергом. Лишь часть его видна на поверхности, но главное спрятано под водой. Именно это делает исполнителя активным, а сам процесс восприятия произведения превращает в сотворчество. Однако – это не домысел произвола. Воспринимающему дан исходный импульс для раздумий, ему задается определенное состояние и свобода воли, и простор для творческой фантазии. Показывая это детям, мы формируем их осознанное отношение к искусству. Пусть дети ошибаются, пусть они спорят, но пусть никогда они не будут равнодушными.

Надо признать, что нынешнее поколение детей растет и развивается в эпоху, когда легче получить развлечение у компьютера, чем работать у какого-либо музыкального инструмента или заниматься хоровым исполнительством.

Поэтому, я стараюсь, чтобы каждое хоровое занятие было более ярким, образным, запоминающимся, побуждающим детей еще и еще раз прийти в этот прекрасный мир музыки.

Как мне кажется. И думаю, что многие преподаватели со мной согласятся, в песне легче работать над образом, потому как он подсказан содержанием и характером. А как увлечь ребенка рутинной работой при разучивании упражнений, способствующих развитию звуковысотного и ладотонального слуха, чувства ритма, дикции, артикуляции и мимики? Как привить стеснительному, робкому ученику умение владеть собой на сцене и ярко передавать замысел композитора в исполняемом произведении?

Учитывая то, что дети младшего школьного возраста еще любят игровые моменты, я подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое из них имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения.

Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос, помогаю устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, замкнутость, подавленность. В процессе работы дети придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения: legato, staccato, non legato.

Работу с детьми начинаю с разминки певческого аппарата.



  1. Упражнение, развивающее подвижность языка:

«Мастер язычок делает ремонт» - красим забор (зубы), стены (щечки), потолок (небо), окна (губы).



  1. Упражнения для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счет на четыре:

- «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

- Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);

- «Бежит лошадка» - поцокивание языком.



  1. Упражнение для прочистки носоглоточной системы:

- «Нюхаем цветок»

- вдох – носом втягиваем воздух,

- выдох – Ах!



  1. Упражнения для подготовки дыхательной системы:

Счет на четыре:

- «Надуваем шарики»

Вот как шарик надуваем, а рукою проверяем (вдох)

Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем (выдох).

Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть. Что сначала нужно делать? Как правильно дуть, покажите. Звучит тихая музыка. На крещендо дети «надувают шарик», короткими вдохами и выдохами, пока не лопнет. Сильная доля – вдох, слабая – выдох, чем громче музыка, чем больше шарик. Сначала вдохи короткие, так, как шарик маленький, затем длинные.

  1. Упражнения для ощущения интонации:

а) «Крик ослика» - Й-а, й-а, й-а (интонация резко падает сверху вниз);

б) «Крик в лесу» - А-у, а-у, а-у (интонация снизу вверх);

в) «А» - с разной эмоциональной окраской (радостно, по секрету, удивленно, пугливо, озадаченно);

«О» - (радостно, восхищенно, довольно, устало, решительно);

«У» - (недовольно, с интересом, страшно, пискляво, улыбаясь, как волк воет, глиссандо – летим вниз с высокого звука, летим вверх);

г) «Мама зовет»

1 ученик: «Оля, иди домой».

2 ученик: «Не хочу»

д) «Ежик»

«Что за шар, не разберешь?

«Это я, колючий еж».

е) «Мальчик и пальчик»

Плачет мальчик, ушиб свой пальчик (Придумать мелодию в миноре) А-А-А......

Завязали пальчик, засмеялся мальчик (Придумать мелодию в мажоре) Ха-Ха-Ха......

Скороговорки

Задачи:

а) Проговорить скороговорки с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос и восклицание);

б) Проговорить скороговорки с интонацией, обыгрывая образ и показывая действия.

Например: скороговорка на «н», «л»:

Няня мылом мыла Милу,

Мила мыла не любила.

Но не ныла Мила,

Мила молодчина.

Так как Баба яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать с младшими учащимися импровизацию с зеркалом. На ребенка надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: «На красавицу Ягу, наглядеться не могу».

У каждого ученика слаживается свой образ сказочного персонажа. У одних детей она получается злая, у других смешная, у третьих – добрая и веселая. У каждого своя, неповторимая.

Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью я предлагаю детям упражнение «Испорченный телевизор», которое целесообразно проводить всей группой одновременно. (Работаем над мимикой, артикуляцией). Перед выполнением упражнения, настраиваю детей на выразительное пение, предлагаю ребятам представить, что они выступают по телевизору, по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т.д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чем песня, понять слова.

Упражнение «Через стекло» имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были понятны не только слова, но и характер песни.

Очень нравится детям мимический канон. Исполняют они его с огромным удовольствием. Это своего рода Дразнилка. Пока я делю ребят на две группы, но более продвинутых детей или чуть постарше можно поделить на большее количество групп. Исполняем мы его с дирижированием, при этом делая выражение лица то веселым, то жадным, то удивляемся, пугаемся, плачем, злимся.

Актерский тренинг проходит на примере следующих упражнений в стиле реп: «Бармалей», «Дедушка Егор», « Плакали ночью желтые клены». Отпечатанные задания раздаются детям. Так как они не связаны с трудностями интонирования, то все внимание переключается на дикцию и артистизм. Главными задачами здесь являются:

  1. Развитие чувства ритма;

  2. Работа над дикцией;

  3. Работа над мимикой.

Начинаем работу с просмотра текста, уточняем размер, обращаем внимание на длительность нот, расположение пауз. А самая главная задача детей до конца дослушать музыку на заданный текст и находиться в образе. Дети увлекаются этими заданиями и с нетерпением ждут следующих заданий.

Упражнение «Дедушка Егор» на слова русской народной потешки. Фольклорные образы близкие детям, побуждают их к яркому, выразительному исполнению. Каждый воплощается в присущем ему характере звука. Нота с точкой выбивается из общего ритма и требует внимания (3 случая: «на коровке», «едет», «Тр-р-р приехали»). Паузы перед финальной фразой обращают внимание детей к жесту дирижера.

Упражнение «Бармалей» на стихи знаменитого детского поэта Корнея Ивановича Чуковского. Если для упражнения «Дедушка Егор» взята пьеса Гречанинова «Моя лошадка», то для «Бармалея» композитор Хромушин О. специально написал аккомпанемент. Упражнение характеризуется разнообразием образов, изощренным ритмом. Но все это не трудно детям, потому что они с детства знают эти стихи, живут в этих образах. Здесь дети выступают в образе рассказчика, но примеряют на себя и маску Бармалея.

Упражнение «Плакали ночью желтые клены». Во-первых: детям трудно осознать, высчитать и исполнить трехдольный метр. Во-вторых: тонкий лиризм, светлая грусть музыки и слов требует от детей усилия для переключения от повседневности к образам этого упражнения. Особое внимание руководителя хора должно быть направлено на окончание упражнения: дети без слов должны дослушать музыку и до последнего звука находиться в образе.

Трудно приучить хор делать тонкую нюансировку в исполняемых произведениях. Гремящая современная музыка: попса, металл, и т.д. не способствуют вслушиванию в тонкости исполнения. Упражнение «Ледяное эхо» в игровой форме активизирует именно эту сторону работы над произведением. Количество повторений «эхо» на начальном периоде 2-3. С развитием у детей тонкого восприятия слуховых ощущений количество повторений следует увеличить. Следующее упражнение «Счет до десяти». В этом упражнении дети легко справляются со счетом от 1 дол 10 на crescendo. Основная трудность посчитать от 10 до 1 на diminuendo, так уровень звука резко падает через 2-3 цифры. Основная задача преподавателя расширить диапазон diminuendo.

Так постепенно необходимо приучать детей к музыкальному искусству, учить красиво и выразительно петь.

На выразительность исполнения хорового произведения влияет и отношение самих учащихся к исполняемому произведению. Каждый из них должен знать, что содержание музыки и текста обусловливает определенный характер звучания произведения: героический, веселый, грустный, лирический. Понимание произведения, проникновение в его содержание будут способствовать выразительности исполнения. Желание хорошо и правильно его исполнить, должно отразиться также и на внешнем поведении учащихся во время исполнения, на их общей подтянутости, выражении лиц поющих. Нельзя забывать, что на концерте слуховое восприятие дополняется зрительным впечатлением от внешнего вида поющих. Никогда веселая, жизнерадостная песня не прозвучит соответственно ее содержанию, если у детей будут скучные лица. И наоборот, исполнению грустно-лирического произведения не будет соответствовать веселое и некстати радостное настроение поющих.

Нужно всегда помнить, что исполнение любых, самых различных по характеру произведений должно сопутствовать вдохновение, основанное на понимании содержания хорового сочинения и владении приемами вокально-хоровой техники.























Используемая литература:



  1. Развитие голоса. Координация и тренинг. Емельянов В.

  2. Работа с хором. Соколов В.

  3. Как прекрасен этот мир. Хижняк Ю.Н.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!