Дата : __________________________
Класс: _________________________
Тема : Образование глаголов совершенного вила от глаголов несовершенного вида.
Цель: закреплять знания детей о глаголе.
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
- учить детей обозначать действия при помощи графической схемы
- образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида
ЧТО ДЕЛАЮТ? и отвечать на них
- тренировать в употреблении глаголов в форме настоящего времени
- работать над словообразованием
- работать со сложными словами
Коррекционно - развивающие:
- развивать слуховое внимание
- развивать зрительное восприятие
- развивать воображение
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки организации учебной работы
- формировать положительную мотивацию обучающихся через использование игровых и занимательных упражнений.
Оборудование: предметные картинки с изображением Севера, северного сияния, жителей Севера, животного и растительного мира Крайнего Севера; карточки с подсказками: ВЧЕРА.СЕГОДНЯ. ЗАВТРА; карточки с вопросами: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Изображение айсберга; картинки с силуэтным изображением предметов.
Ход занятия
I .Организационное начало занятия. 1.Развитие зрительного внимания (задание 10, с. 43).
- Прочитайте отрывки из стихотворений и подчеркните слова –действия. Письменно задайте к этим словам вопросы.
И стоит береза На деревьях и домах
В сонной тишине Снег лежит полотном
И горят снежинки И на солнце блестит
В золотом огне. Разноцветным огнем
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II .Основная часть.
1.Знакомство с планом путешествия.
_ Чему посвящены оба отрывка? (зиме) А где всегда лежит снег? ( на Севере)
Вот туда мы с вами и отправимся сегодня. Посетим крайний Север и соберем н6овые слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?
2. Определение времени глаголов.
- Скажите , какие слова стихотворений подходят к словам: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА?
Дети подбирают подходящее слово- подсказку из вышеназванных.
Логопед выставляет на доску пособие.
3. Обогащение словаря действий.
- Выберите из предложенных средство, на котором можно будет передвигаться по снежному Северу. Запишите транспорт и действие.Например6 вертолет – летит, ледоход – идет …
Картинки: собачья упряжка, лайнер, исследовательское судно, оленья упряжка, самолет.
4. Закрепление знаний о животном мире Севера.
- Вот мы добрались до Севера. Первыми нас встречают животные и птицы. Рассмотрите животных Севера на льдине и назовите их.
Картинки : белый медведь, песец, пингвины, касатки. Куропатка, северный олень, полярный волк, морж.
- Подберите и запишите (запись на индивидуальных листах) как можно больше действий к словам, обозначающим животный мир Севера.
5.Практическое употребление глаголов в форме единственного и множественного числа настоящего времени.
- Наш путь лежит мимо научной станции, расположенной между огромных ледяных гор. Рядом – вертолетная площадка. Давайте заглянем к ученым и попросим рассказать их о своей работе.
- Попробуйте ответить на вопросы к ученых целыми предложениями, запишите ответы на доске.
- Что делает вертолет на стоянке?
- Что делает подводник?
- Что делает тюлень –крабоед?
- Что делает радист?
- Что делает альбатрос?
Физминутка «Пингвины»
Дети декламируют стихи и выполняют действия.
Вы знаете, пингвины,
Живут на белых льдинах.
А на этих льдинах такая холодина!
Но пингвины в холод
Никогда не плачут.
Там, где лед расколот,
Целый день рыбачат.
6. Развитие зрительного восприятия.
- Пока мы веселились и изображали пингвинов, радист получил сообщение, что на нас движутся айсберги. (Дети объясняют значение слова).
- Рассмотрите фотографии айсбергов и скажите, на что они похожи. Если мы быстро выполним задание, то огромные айсберги проплывут мимо.
Картинки: силуэтные изображения айсберга, похожие на пирамиду, птицу, кита, зайца, медведя, пароход.
7. Работа со сложными словами.(задание 11, с.43)
- На Севере живут эскимосы, саами, чукчи. Они строят дома из шкур животных, пасут оленей, охотятся, добывают золото, ловят рыбу, вырезают фигурки из слоновой кости. Жители хотят
III .Итог . - Прочитайте словосочетания и назовите слова, обозначающие действия. Задайте к словам вопросы.