Просмотр содержимого документа
«Образование как социокультурный феномен и ведущий механизм присвоения социального опыта»
Образование как социокультурный феномен и ведущий механизм присвоения социального опыта
Понятие «образование» было введено в научный лексикон в XIX в. швейцарским педагогом И.Г.Песталоцци. Образование – целенапр.процесс и результат овладения уч-ся системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и др. качеств личности, развитие её творческих сил и способностей.
Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) определяет образование как целенаправленный процесс в-я и об-я в интересах ч-ка, общ-ва и гос-ва. В рамках соц-пед.подхода образование понимается как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества через систему гос-ых и частных уч-восп.учреждений. Философско-антропологический подход рассматривает образование как становление инд.образа «Я» в процессе самоопределения по отношению к культуре и соц.видам д-ти.
Образование представляет собой социокультурный феномен, и эта двойственность исходит из понимания образования как соц.института, с одной стороны, и как становления культурной природы человека, с другой. Образование представляет собой институт, выполняющий пед.д-ть в установленных рамках, имеющий традицию существования в конкр.соц-культурных условиях со своими особен.содержанием, методами и формами.
Образование как ведущий механизм присвоения соц.опыта
Образование, являясь одним из важных факторов развития общества и гос-ва, выполняет опр.социокультурные функции. Выделяют их след.образом.
1. Образование - это один из эффективных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры посредством овладения культурных смыслов. Содержание образования формируется и непрерывно пополняется из культурного наследия различных государств и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, из жизни и практики общества. Специфической чертой совр.общества яв-ся стремление к интеграции и развитие мирового образовательного пространства. В связи с этим появились идеи формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования).
2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Исходя из того, что социализация представляет собой процесс адаптации человека к существующим общественным нормам и правилам жизни, образование можно определить как самый мощный агент социализации. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Оно позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Таким образом, образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.
3. Образование функционально выступает как механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Учебно-воспитательные и образовательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
4. Образование как социальный институт передачи и воспроизводства базовых, культурных ценностей и целей развития.
Образовательные системы - это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в совр.обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Исходя из него, формируется содержание образования и выбираются формы и методы организации образов.процесса.
5. Образование как активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
Духовное начало в человеке актуализируется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование выступает определенного рода катализатором процесса становления личности и его созидательной и творческой деятельности в обществе.