Рабочий лист по теме «Образование причастий»
ФИ______________________
При помощи каких суффиксов образуются причастия:__________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Какое из данных слов является причастием?
1) длинный 5) стеклянный
2) пустынный 6) старинный
3) отправленный 7) составленный
4) деревянный 8) мгновенный
Объяснительный диктант. Расставьте знаки препинания. Обозначьте причастные обороты.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Согласуйте причастия с существительными, от которых они зависят, вставьте пропущенные буквы.
В чернеющ…. лесу, задымивш….ся речку, шумящ… потоком, закрасневш….ся зарю, устремляющ.…ся потока, колеблющ….ся ветерком, о льющ….ся дожде, встречающ….ся льдинами, поросш.…болотом, о бушующ…. океане, на раскачивающ.…ся березу, осыпающ….ся листвы, сгибающ….ся колосьев, о хранящ….ся письмах, расстилающ.…ся тучи.
8. Согласуйте причастие с определяемым словом, запишите, расставьте знаки препинания.
1) Мы ступаем на тропинку (прикрываемый) кустиками вереска (славящийся) своими чудесными свойствами. 2) На гребнях маленьких, чуть (плескавшийся) волн играют голубые блики. 3) Это бегут сотни и тысячи (испуганный) рыб (спасающийся) от преследования. 4) Мы спустились по узенькой речке спокойной полосой (протекавший) между крутыми берегами (поросший) густым лозняком.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания. Подчеркнуть причастные обороты волнистой линией, выделить суффиксы причастий, поставить крестик над определяемым словом.
Воспоминания исследователя морских глубин.
Это было хмурящ…ся летним днем в огромном экологическом музее на набережной Невы. Мальчик прошел мимо застекленных полок с черепахами и змеями и остановился перед витриной с двумя причудливыми осьминогами висевш…ми на тонких проволочных нитях. Они в…сели за слегка запыленным стеклом, словно два пестрых зонтика, а за ними громоздились раскрашенные в красный, бурый и желтый цвета странные камни внешне походивш…е на деревья. Вымазанные яркими красками рыбки хороводили между камней. «Коралловый риф и его обитатели» - было написано на приклеенной табличке витрины. Мальчишкой часами пропадавш…м в зоомузее был я.
Шли годы. Я складывал в ящик письменного стола с любовью вырезаемые заметки из газет, выписывал на аккуратные карточки все прочитанное о море и тропиках, смотрел кинофильмы. И все это время безотчетно ждал встречи с чудом называемым Коралловый риф.
Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом. Запишите полученные предложения.
Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом; вернувшегося домой; управляемая опытным капитаном.
1. Лодка плыла по узкому фарватеру. 2) Леса сияли всеми цветами радуги. 3) Травы перевезли в деревню. 4) Солдата встречала вся семья.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спишите, заменив сложные предложения простыми, имеющими в своём составе причастные обороты. Графически обозначьте причастные обороты.
1) Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.
___________________________________________________________________________________
2) К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи.
_________________________________________________________________________________________
3) По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стала первоклассным военным врачом.
_________________________________________________________________________________________