Актуализация знаний (5 мин) | -Скажите, пожалуйста, где мы могли видеть ранее подобное положение в государстве? -Да. А кто-нибудь вспомнит, почему так произошло? -Абсолютно верно. Похожая ситуация была и в истории нашей страны. Для её изучения давайте вспомним некоторые ключевые моменты, которые уже были вами изучены ранее. Учитель раздаёт обучающимся карточки с текстом (приложение № 1), в котором необходимо заполнить пропуски, выбрав правильный ответ. «К концу XIвека династия (А)___________ сильно разрослась. Она делилась на несколько самостоятельных ветвей, и сохранять прежнюю систему власти было невозможно. Одних князей оттесняли опытные старшие сородичи, другие были недовольны своими (Б) ______________. Всё это создавало условия для новых (В)________. Кончилось дело тем, что русские князья решили собраться все вместе, чтобы разрешить давние споры. В (Г) __________ году в городе __________ съехались 6 князей во главе со (Д) ____________________________. За каждой из ветвей княжеской династии съезд закрепил наследственные владения – (Е)__________________. Данный съезд стал важным шагом на пути разделения Русской земли». Варианты ответов: Мономашичи 1054 г. 1097 г. Рюриковичи Святополк II Ярослав Мудрый вотчина Ольговичи княжество удел графство Киев В. Мономах убийство спор усобица 1125 г. Владимир Любеч Святослав -Итак, давайте проверим, хорошо ли вы помните изученный ранее материал? По очереди, называйте букву, которую вы поставили на место пропуска. Учитель контролирует правильность выполнения задания, поправляет в случае неправильного ответа. | Примерные ответы: мы изучали Историю Средних веков, похожая ситуация была в странах – Франции, Германии. Примерные ответы: внуки Карла Великого разделили между собой империю в 843 году, став хозяевами отдельных её частей. Выполняют задание, заполняют пропуски. По очереди называют ответы, исправляют ошибки в случае неверного ответа. |
Изучение нового материала (23 мин) | -Ну что же. Я вижу, что вы неплохо потрудились. Разделение государства, при котором отдельные его части оказались во владении отдельных ветвей династии Рюриковичей, произошедшее после Любечского съезда, привело к началу периода феодальной раздробленности. Давайте запишем данное определение в тетрадь. -Но если раздробленность это период, то, что ещё нам нужно обязательно указать? -Верно.Какой же год считать началом раздробленности? Мы с вами видели, что первые её проявления стали происходить после Любечского съезда. Предлагаю вам посмотреть также на точку зрения известного российского историка Н.М. Карамзина. Учитель раздаёт обучающимся приложение № 2 с выдержкой из «Истории Государства Российского». -Итак, вы прочитали небольшой отрывок из труда Н.М. Карамзина. Какую точку зрения высказывает историк относительно начала раздробленности? -Очень хорошо. Однако ни 1097, ни 1100 год не считаются датами начала раздробленности. Давайте познакомимся с текстом параграфа и выясним, какой год нам нужно указать. Учитель с помощью приёма комментированного чтения (1 пункт параграфа № 16) знакомит обучающихся с датировкой эпохи (стр. 99-100) -Несмотря на множество мнений, именно 1132 год считается началом, так как при Владимире Мономахе и Мстиславе Великом Русь ещё сохраняла некоторое единство. Концом же раздробленности считается 1521 год, когда к объединяющемуся государству Василий III присоединил Рязань. Запишите, пожалуйста, эту дату в тетрадь. -Теперь давайте обратимся к трём главным вопросам: причины, особенности и последствия раздробленности на Руси. Для этого я предлагаю вам разделиться на 2 группы, каждая из которых будет выполнять своё задание. После этого один человек из каждой группы выступит перед всем классом, и таким образом вы обменяетесь полученными знаниями. Учитель делит класс на 2 группы и раздаёт задания. Задание для группы № 1: Определите причины раздробленности на основе представленных отрывков (приложение № 3) и пункта № 1 параграфа № 16. Задание для группы № 2. Охарактеризуйте последствия раздробленности Руси, используя пункт № 3 параграфа № 16. -На выполнение данных заданий вам даётся 15 минут. Внимательно выслушайте мнение друг друга по тому или иному вопросу, чтобы всё сделать правильно. Распределите между собой роли. Желаю удачи! Учитель наблюдает за активной работой обучающихся, записывает на разных частях доски следующие подзаголовки «Причины раздробленности», «Особенности эпохи», «Последствия раздробленности». По завершении работы, учитель выслушивает ответы обучающихся, осуществляет коррекцию допущенных ошибок (при их наличии) -Итак, ребята. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы справились с работой. Я попрошу выступить представителя группы № 1. Все остальные внимательно должны выслушать выступающего. -Вы очень хорошо поработали, молодцы! Действительно, немаловажную роль сыграли княжеские усобицы, несмотря на попытки сильных русских князей, таких как Владимир Мономах, предотвратить новые братоубийственные войны. Вспомните, например, его «Поучение детям». Любечский съезд 1097 года установил принцип «каждый держит вотчину свою», преследуя цель – прекратить усобицы. Однако, они вспыхнули с новой силой. Многие князья пытались неоднократно захватить Киев, который долгое время был столицей древнерусского государства и оставался главным городом. Здесь, конечно, сыграли свою роль и отрицательные качества князей – жадность, властолюбие. И вы верно назвали причиной – господство натурального хозяйства, благодаря которому всё необходимое для жизни производилось в каждой вотчине, а потому вотчины решили обходиться без единого центра. Помимо того, можно назвать и нежелание князей регулярно платить налоги в центр. Зачем вывозить деньги в Киев, если их можно использовать для развития собственной вотчины? Помните ли вы одного из первых князей, который стал так делать? -Абсолютно верно. Итак, давайте запишем следующие причины раздробленности, которые вы выявили. Учитель записывает на доске под заголовком «Причины раздробленности» под цифрами основные причины: Княжеские междоусобицы Любечский съезд 1097 года, закрепивший вотчины за князьями. Рост княжеско-боярского землевладения Господство натурального хозяйства в вотчинах Рост городов, строительство мощных укреплений Упадок старых торговых путей и установление новых торговых связей. Используя метод беседы, учитель выявляет с обучающимися главные особенности эпохи раздробленности на Руси. -Вы очень хорошо поработали, спасибо, ребята! Прежде, чем поговорить о последствиях раздробленности, стоит выявить и её особенности. Ведь в каждой стране она протекала по-разному. Раздробленность государства не означала абсолютный разрыв между русскими землями во всех сферах жизни. Есть и то, что их объединяло в культурном плане. Что же это могло быть? -Точно. Духовная связь была между всеми русскими людьми, не смотря на их проживание в разных княжествах и землях. Однако могло ли равномерно идти развитие культуры в отдельных самостоятельных княжествах? -Абсолютно точно. Возможно, было что-то общее и в политической сфере? Кто догадается? - Верно. Несмотря на вражду, они все были потомками Рюрика, а значит являлись родственниками. На что мог опираться каждый из них, обеспечивая и поддерживая порядок в своём княжестве? -Именно. «Русская Правда» - основа древнерусского законодательства. Так или иначе, князья стремились обеспечить нормальное существование своих подданных, получить поддержку от разных слоёв населения. Как же этого можно было достичь, не соблюдая традиционные законы, завещанные великими предками? Отличная работа, друзья! Давайте запишем особенности эпохи раздробленности на Руси в тетрадь. Учитель записывает под заголовком «Особенности эпохи»: Существовали общие законы для жителей княжеств, основанные на «Русской Правде» Сохранялась единая вера, язык Землями управляли князья-родственники из Рюриковичей Шло обогащение культуры в разных княжествах. -Теперь настало время послушать ответ представителя группы № 2 о последствиях раздробленности. Пожалуйста, сейчас назовите то, что вам не понравилось среди этих последствий. К чему привела раздробленность Руси? -Правильно, ребята. Действительно это так. Вспомните известную притчу об отце и его сыновьях, которые постоянно ссорились между собой. А отец на примере сломанных по отдельности веточек показал, что отсутствие единства и согласия ни к чему хорошему не приведёт. То же самое мы можем наблюдать и здесь. Обратите внимание на карту «Раздробленность Руси». Кто в XII-XIIIвеках воспользовался уязвимостью нашего государства? С кем происходили частые стычки? -Верно. О них нам ещё предстоит поговорить на следующих уроках. Теперь представьте. Русь распалась. Каждое княжество стало маленьким самостоятельным государством. Могло ли каждое из них дробиться на ещё более мелкие? -Прекрасно, ребята! Вы молодцы! Но, говоря о последствиях раздробленности, можно сказать только о плохих? Неужели не было никакой пользы от неё? Ведь обычно всегда можно найти плюсы в любом явлении или событии. Подумайте хорошенько. -Правильно. Как видите, хотя раздробленность и ослабила Русь, но страна продолжала развиваться. Каждый князь делал всё возможное для процветания своей земли. Давайте занесём эти данные в таблицу. Учитель чертит таблицу под заголовком «Последствия раздробленности» и заполняет её. Положительные | Отрицательные | Рост городов | Продолжение усобиц | Установление новых торговых связей | Ослабление обороноспособности | Обогащение культуры | Усиление дробления страны на более мелкие земли | Сохранение доходов в казне княжества | | | Записывают в тетрадь определение «феодальная раздробленность». Примерные ответы: хронологические рамки периода Читают отрывок, определяют мнение Н.М. Карамзина относительно начала раздробленности на Руси Примерные ответы: Карамзин указывает на 1100 год, когда князья снова собрались на съезд для разрешения разногласий между ними. Автор также прямо употребляет словосочетание «разделение государства», что указывает на начало раздробленности в 1100 году, по его мнению. Читают текст учебника (стр. 99-100), определяют датировку раздробленности. Записывают даты: 1132-1521 г. Объединившись в группы, обучающиеся работают с предложенным материалом в течении 15 минут. После этого по 1 человеку от группы выступают с результатами проделанной работы. Выступает представитель группы № 1 с выявленными причинами раздробленности. Примерные ответы: историки называют причинами очередные усобицы князей между собой, решения Любечского съезда, господство натурального хозяйства в боярских вотчинах, упадок старых торговых путей и появление новых торговых связей, рост городов с мощными защитными укреплениям. Отвечают на вопрос: князь Ярослав Владимирович. Примерные ответы: язык, вера Примерные ответы: нет, каждое княжество могло развиваться по-разному, как отдельные государства. А культура везде разная. Примерные ответы: князья-родственники из одной династии Рюриковичей, постоянно враждовавшие между собой Примерные ответы: на статьи «Русской Правды». Выступает представитель группы № 2 с выявленными последствиями раздробленности. Примерные ответы: раздробленность привела к превращению страны в лёгкую добычу для врагов; продолжались княжеские междоусобицы за обладание лучшими землями. Работают с картой, определяют главных противников Руси в XII-XIIIвеках. Примерные ответы: на карте мы видим половцев, монголов, немецких рыцарей. Отвечают на вопрос: могло, так как можно вспомнить, что происходило, когда Русь была единой: киевский князь делил страну между сыновьями, делая их наместниками. Теперь главный князь отдельной земли мог делать тоже самое в своём княжестве. То есть раздробленность углублялась. Отвечают на вопрос. Примерные ответы: мы уже сказали, что обогащалась культура Руси, также можно назвать рост городов в каждом княжестве, развитие торговых связей с другими странами (раз они прекратились внутри), доходы княжеств шли в их собственную казну. |