Урок 7
Тема: «Образование славянских государств»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: продолжить формирование информационных компетенций обучающихся в виде системы исторических представлений по возникновению и особенностям развития славянских государств в центре и на юге Европы.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть причины становления славянских государств; определить особенности внешнеполитического положения славянских государств; охарактеризовать культуру славянских государств.
Развивающая: продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи, по формированию умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты; работать с исторической картой; использовать компьютерные технологий для решения проблемных заданий по истории, развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающихся на поиск и приобретение исторических знаний.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес и уважение к истории.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала.
Метапредметные: использовать различные источники информации, решать проблемные задачи.
Предметные: объяснять причины различия судеб славянских государств; выделять общее в судьбах славянских государств.
ХОД УРОКА:
Вече – народное или городское собрание для обсуждения важных государственных и общественных дел.
Князь –глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь).
Дружина – княжеское войско.
Глаголица — первый славянский алфавит. Создан в середине IX века византийским миссионером Кириллом для перевода богослужебных текстов с греческого языка на славянский.
I. Организационный этап
Преподаватель здоровается с учащимися, делает необходимые отметки в документах. Сообщает тему занятия: «Образование славянских государств»
II. Актуализация знаний
Что достигает высокого уровня в культуре в Византии?
Что значит неф, апсида, алтарь, притвор?
Когда Византия стала самостоятельным государством?
III. Постановка учебных задач
План урока
Расселение славян.
Занятия и образ жизни славян.
Болгарское государство.
Великоморавская держава.
Образование Чехии и Польши
IV. Изучение нового материала
С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.
На западе – от реки Эльбы
На востоке – до среднего течения реки Днепр
На севере – от Балтийского моря
На юге – от Дуная и Чёрного моря
Выделяются западные славяне (поляки, силезцы, словинцы, чехи, словаки, кашубы, моравы и лужичане), восточные славяне (русские, белорусы, украинцы, русины) и южные славяне (болгары, сербы, хорваты, босняки, македонцы, словенцы, черногорцы).
Основными занятиями славян были - земледелие (пшеница, рожь), скотоводство (разведение свиней), ремесла. Славяне также занимались бортничеством-сбором меда диких пчел и воска. Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали.
Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить со знанием дела). Во главе племен стояли военные вожди князья. У них в подчинении были конные дружины.
Болгарское государство.
Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению.
Постепенно болгары растворились среди завоеванных славян, переняли их язык, но давали им свои имена. Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию.
Великоморавская держава.
В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов
Образование Чехии и Польши
В IX веке образовалось государство восточных славян — Киевская Русь, которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство.
Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля — влияние Чехии в Европе возросло.
Во второй половине X века польский князь Мешко I (960—992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству.
V. Первичное осмысление и закрепление знаний
Какие группы славян существуют?
Какое основное занятие было у славян?
На какой территории поселились кочевники-болгары?
VI. Итоги урока. Рефлексия.
О чем мы узнали на уроке?
Что мы записали в тетради?
VII. Домашнее задание: повторить конспект, прочитать §8, устно ответить на вопросы в конце §8, с.7 заполнить контурную карту.