СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование славянских государств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образование славянских государств»



Класс

Дата







Урок 7

Тема: «Образование славянских государств»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: продолжить формирование информационных компетенций обучающихся в виде системы исторических представлений по возникновению и особенностям развития славянских государств в центре и на юге Европы.

Задачи:

Образовательная: рассмотреть причины становления славянских государств; определить особенности внешнеполитического положения славянских государств; охарактеризовать культуру славянских государств.

Развивающая: продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи, по формированию умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты; работать с исторической картой; использовать компьютерные технологий для решения проблемных заданий по истории, развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающихся на поиск и приобретение исторических знаний.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес и уважение к истории.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала.

Метапредметные: использовать различные источники информации, решать проблемные задачи.

Предметные: объяснять причины различия судеб славянских государств; выделять общее в судьбах славянских государств.



ХОД УРОКА:

Вече – народное или городское собрание для обсуждения важных государственных и общественных дел.

Князь –глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь).

Дружина – княжеское войско.

Глаголица — первый славянский алфавит. Создан в середине IX века византийским миссионером Кириллом для перевода богослужебных текстов с греческого языка на славянский.



I. Организационный этап

Преподаватель здоровается с учащимися, делает необходимые отметки в документах. Сообщает тему занятия: «Образование славянских государств»



II. Актуализация знаний

Что достигает высокого уровня в культуре в Византии?

Что значит неф, апсида, алтарь, притвор?

Когда Византия стала самостоятельным государством?



III. Постановка учебных задач

План урока

  1. Расселение славян.

  2. Занятия и образ жизни славян.

  3. Болгарское государство.

  4. Великоморавская держава.

  5. Образование Чехии и Польши



IV. Изучение нового материала

С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.

На западе – от реки Эльбы

На востоке – до среднего течения реки Днепр

На севере – от Балтийского моря

На юге – от Дуная и Чёрного моря

Выделяются западные славяне (поляки, силезцы, словинцы, чехи, словаки, кашубы, моравы и лужичане), восточные славяне (русские, белорусы, украинцы, русины) и южные славяне (болгары, сербы, хорваты, босняки, македонцы, словенцы, черногорцы).



Основными занятиями славян были - земледелие (пшеница, рожь), скотоводство (разведение свиней), ремесла. Славяне также занимались бортничеством-сбором меда диких пчел и воска. Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали.

Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить со знанием дела). Во главе племен стояли военные вожди князья. У них в подчинении были конные дружины.

Болгарское государство.

Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению.

Постепенно болгары растворились среди завоеванных славян, переняли их язык, но давали им свои имена. Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию.

Великоморавская держава.

В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов

Образование Чехии и Польши

В IX веке образовалось государство восточных славян — Киевская Русь, которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство.

Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля — влияние Чехии в Европе возросло.

Во второй половине X века польский князь Мешко I (960—992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству.



V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Какие группы славян существуют?

Какое основное занятие было у славян?

На какой территории поселились кочевники-болгары?



VI. Итоги урока. Рефлексия.

О чем мы узнали на уроке?

Что мы записали в тетради?



VII. Домашнее задание: повторить конспект, прочитать §8, устно ответить на вопросы в конце §8, с.7 заполнить контурную карту.