Тема: Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
Цели и задачи: дать представление о предпосылках и значении образования СССР; определить в чьих интересах проводилось объединение всех наций и народностей в единое общество; совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями; помочь учащимся осознать суть проводившейся в 1920-е гг. национальной политики.
Планируемые результаты: предметные: описывать предпосылки создания и укрепления союзного советского государства; познакомить с дискуссиями в руководстве большевистской партии по вопросу о принципах образования единого государства; показать результаты политики «коренизации» в национальных республиках;
Метапредметные УДД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте необходимую информацию; 2) регулятивные: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, использовать таблицы и схемы для получения информации; анализировать материал учебника;
Личностные результаты УДД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны, уважительное отношение к историческому наследию.
Ресурсы: учебник, карта «СССР в 1922-1941 гг.»; проектор; схемы, таблицы и документы к уроку.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: беседа
Понятия: автономия, унитарное государство, федеративное государство
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационно-целевой этап
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим с вами знакомиться с молодым Советским государством и познакомимся с процессом его образования в форме СССР и той национальной политикой, которая проводилась в 1920-е гг. Но, чтобы полнее окунуться в новую тему, надо вспомнить что было в экономической сфере нового молодого государства (слайд 1)
Текущий контроль знаний и умений:
Давайте повторим материал прошлого урока. Внимание на экран (слайд 2).
Задание 1. Терминологическая разминка. https://learningapps.org/watch?v=p66f1dgga22
Задание 2. Найти пару. https://learningapps.org/watch?v=psgjemc5c22
Задание 3 – работа с учебником. Рубрика «Проверьте себя» на стр. 99. Вопросы 2,3,4. (слайд 2).
Каковы были предпосылки создания укрепления союзного Советского государства? Всё это мы рассмотрим на уроке. Используя знания из курса всеобщей истории и обществознания раскройте сущность понятий: автономия, унитарное государство, федеративное государство (слайд 3).
Запись в тетрадь понятий
АВТОНОМИЯ - самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов (слайд 4).
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и тому подобное) подчиняются единым центральным органам власти (слайд 5).
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (Федера́ция) (лат. foederātiō — союз, объединение, сою́зное госуда́рство, сою́зные госуда́рства — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации (слайд 6).
Тема урока: Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. (слайд 7).
План (слайд 8):
Предпосылки и значение образования СССР
Образование СССР. Конституция 1924 г.
Национально-государственное строительство
Политика «коренизации»
Проблемный вопрос (слайд 9)
Каковы были предпосылки создания и укрепления союзного Советского государства?
III. Введение в новый материал (слайд 10).
К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи значительно изменилась. Зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики – РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские народные республики – Хорезмская и Бухарская.
Вопрос: Что такое суверенитет? (ответы учащихся) (слайд 11).
Работа с текстом учебника на с. 102. Какие территории бывшей Российской империи добились признания своего суверенитета? (ответы учащихся) (слайд 11).
IV. Работа по теме урока.
1. Предпосылки и значение образования СССР
Таблица (слайд 12).
ТЕКСТ. Работая с п. 1 § 11 (с. 102-103) учебника, перечислите основные причины, по которым к 1922 г. на повестке дня встал вопрос об объединении советских республик в единое государство? (учащиеся читают и отвечают по вопросам) (слайд 13).
Какой позиции придерживались коммунисты по вопросу объединения?
Как потребности развития экономики подталкивали к государственному объединению? (приведите примеры) (слайд 14).
РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ НА С. 103 (класс делится на 2 группы) (слайд 15).
2. Образование СССР. Конституция 1924 г. (слайд 16).
30 декабря 1922 г. в Москве собрались уполномоченные делегации советских республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании СССР.
31 января 1924 г. на II Всероссийском съезде Советов была принята первая Конституция СССР.
Работая с п. 2 параграфа на с. 104 составьте схему, показывающую систему органов власти согласно Конституции 1924 г. (учащиеся составляют схему).
З абзац на с. 104 (выписать и заполнить таблицу «Полномочия центра и республик») (слайд 17).
ВОПРОС К КЛАССУ. Читая 4 абзац на с. 104 ответьте на вопрос:
Почему выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими? (учащиеся опираясь на текст параграфа дают свои ответы).
3. Национально-государственное строительство (работа с картой).
4. Политика «коренизации» (слайд 19).
Найти на с. 106 и выписать в тетрадь определение «коренизация» и объяснение значения этого термина. Мини-дискуссия. Укажите плюсы и минусы политики коренизации.
Задание. Назовите основные итоги проводившейся в 1920-е гг. национальной политики.
IV. Закрепление (слайд 20)
- Кроссворд на экране https://learningapps.org/watch?v=pvsm13cbt22
V. Подведение итогов урока
Оценки.
Рефлексия (слайд 23)
Обсуждение результатов работы на уроке. Формулирование основных выводов при консультативной помощи учителя.
Домашнее задание: параграф 11, работаем с картой «СССР в 1922-1941 гг.»