Самоопределение к деятельности | Фронтальная беседа. Слово учителя | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок. Учитель: Уже достаточно долгое время мы с вами совершаем наше своеобразное историческое путешествие по Древней Греции. Вы помните, что эти земли в древности не были единым государством, но представляли собой множество городов-государств – полисов. -В каких крупнейших Греческих полисах мы уже побывали? В V в. до н.э. один из этих полисов начинает лидировать среди остальных. -Какой это полис? | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Предполагаемые ответы учащихся: Афины, Спарта; Афины. | Регулятивные: быстрое включение в деловой ритм | Наблюдение учителя, консультации |
Актуализация знаний | Мозговой штурм | -В какой части Греции расположен Афинский полис? -Как называли простой народ в Афинах? -Как называлась система государственного управления Афин? -Какой орган власти в Афинах принимал все важнейшие решения в жизни полиса? -Кого из Афинских стратегов граждане так уважали, что переизбирали 14 раз? -Кто из жителей Афин не обладал правами граждан? Учитель: Пожалуй, самыми бесправными в Афинах были именно рабы. Давайте послушаем рассказ афинского раба о его нелегкой жизни. | Предполагаемые ответы учащихся: Средняя Греция, Аттика; Демос; Демократия; Народное собрание; Перикл; Женщины, дети, метеки, рабы. Один из учеников рассказывает от первого лица о жизни афинского раба. | Личностные: ученик способен к волевому усилию у него формируется мотивация на изучение темы. Познавательные: логические – анализ объекта с целью выявления признака, построение логической цепи рассуждений. | Совместное оценивание ответов. |
Постановка учебной задачи | Эвристическая беседа | Однажды афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, сказал: «Вот и ещё одним педагогом стало больше!» -Что Перикл имел в виду? -Кого называют педагогом в наши дни? -Имеют ли древнегреческие педагоги отношение к образованию? Итак, педагог – раб, провожающий ребенка в школу. Знаем ли мы с вами что-нибудь о древнегреческой школе? А, если нет, то что бы вам хотелось узнать? Учитель: Любой воспитатель или учитель стремится в своем деле достигнуть какой –то цели? Например: -Какими хотят вырастить вас ваши родители? -А какими хотели видеть своих граждан древнегреческие законодатели? Каким, например, должен быть гражданин Спарты? Проверьте себя по учебнику – с.180. На той же странице найдите – каким должен был быть гражданин Афинского полиса? -Как вы думаете, должна ли быть разница в воспитании и обучении детей в Спарте и Афинах? -Что вы помните о методах спартанского воспитания? - учебник с.154-155. -А знаем ли мы, каким было образование в Афинах? | Учащиеся высказывают свои предположения, работают с дополнительным материалом. Учащиеся формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в конце урока: Какой была греческая школа? Какие предметы там изучали? Кто там учился? Была ли эти школа похожа на нашу или сильно от нее отличалась? Предполагаемые ответы учащихся: Добрыми, умными и т.п.; Хорошим воином; Широко образованным, грамотным, хорошим оратором. Предполагаемые ответы учащихся: Детей воспитывали в специальных отрядах; Поощряли драки; Не запрещали воровство; Вырабатывали выносливость и послушание. Делают вывод: Необходимо узнать об особенностях воспитания и обучения детей в Афинах. | Личностные: ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат Познавательные: ребенок умеет слушать и слышать Регулятивные: принимают учебную задачу и вырабатывают план действий, ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Совместное планирование деятельности: устное составление вопросов для изучения проблемы |
Открытие нового знания Введение знаний в систему | Работа в парах | Учитель: До 7 лет дети воспитывались дома. Девочки так затем дома и оставались, чтобы научиться у матерей ведению домашнего хозяйства, рукоделию и т.п. Мальчикам же (из состоятельных семей, т.к. обучение было платным), предстояло освоить много премудростей уже вне семьи – в специальных учебных заведениях. Учитель дает задание учащимся познакомиться с текстами, рассказывающими о разных учебных учреждениях, существовавших в Афинах, и занести основную информацию в схему. | Работают в парах с дополнительным материалом (Приложение 1) Заполняют графическую схему «Ступени афинского образования» | Личностные: Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Познавательные: Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме, владеют навыками смыслового чтения. Коммуникативные: Ребенок умеет слушать и слышать; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми. Регулятивные: у ученика сформирован внутренний план действий; ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий. | Анализ работы с «документами». Совместное обсуждение. Консультация учителя. |
Закрепление материала | Работа с иллюстрациями на экране пректора | Учитель: Посетим одну из афинских школ. Посмотрим, как проходил там обычный учебный день. Учитель: - Как вы думаете, каков будет наш первый урок? Нам понадобится восковая дощечка и стиль – особая палочка для письма. -Что вы видите на экране? -Кто знает, почему он так называется? -У кого греки позаимствовали алфавит? Как его преобразовали? Зная алфавит, можно записывать слова и предложения. Греческие ученики обычно записывали разные мудрые высказывания. Попробуем и мы с вами выполнить нечто подобное. А) Друг – это одна душа,… Б) Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как… В) Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто… Г) Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почётнее, чем родители: одни дарят нам… 1)впереди, и не ждать тех, кто позади. 2)только жизнь, а другие – добрую жизнь. 3)живущая в двух телах. 4)между живым мёртвым. Учитель предлагает рассмотреть рисунки на греческих вазах, изображающие разные виды спорта. -Каков следующий урок? -Какими видами физических упражнений занимались греческие мальчики? -Какие упражнения выполняете вы на уроках физкультуры в школе? Организует физкультминутку. Учитель: И, наконец, последний урок – у кифариста, т.е. учителя музыки. Посмотрите, как выглядели древнегреческие музыкальные инструменты. -А на каких музыкальных инструментах учат играть в современных музыкальных школах? | Два ученика разыгрывают сценку по шуточной пьесе «Жалоба матери на нерадивого ученика». Предполагаемые ответы учащихся: Грамматика, чтение, письмо; Алфавит; По начальным буквам – альфа и бэта; У финикийцев, добавили гласные буквы; Выполняют задание по сопоставлению частей высказываний и занесению результатов в таблицу. Выполняют работу с иллюстрациями на экране Предполагаемые ответы учащихся: Физическая культура; Бег, метание копья и диска, прыжки, борьба. Учащиеся выполняют работу с иллюстрациями на экране. Соотносят изображение и название музыкальных инструментов | Личностные: ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Познавательные: структурируют знания, владеют умениями смыслового восприятия познавательного рассказа. Коммуникативные: слушают и понимают речь других, описывают объект, передают его внешние характеристики. Регулятивные: осуществляют коррекцию. Вносят необходимые дополнения. | Взаимоконтроль. Проверка в сравнении с образцом. |