Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Учитель: Крапивина Т.А., МКОУ «ООШ №5»
Дата проведения: 5 апреля 2023 года
Тема: «Образование в России при Петре I»
Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, решения проблемных задач и обсуждения проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста.
Цель урока: формировать знания об особенностях образования в России при Петре I.
Задачи:
-создать условия для развития интереса к истории русского народа;
– расширить исторические представления учащихся о родной стране и крае;
– формировать знания об особенностях образования в России при Петре I;
– показать значимость образования 18 века в развитии просвещения России.
Планируемые результаты (предметные):
– уметь находить в тексте исторический материал;
– анализировать данную информацию, выбирать нужную, заполнять таблицу самостоятельно;
– устанавливать зависимость между историческим прошлым нашей страны и ее настоящим.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы; уметь осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; формировать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах; развивать речь.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей; умение устанавливать связи и зависимости, высказывать предположения.
Личностные: проявлять познавательный интерес, осуществлять личностный моральный выбор, положительное отношение к школе, одноклассникам.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Оборудование:мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» – 4 класс, авторы: Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова (Начальная школа XXI века. М.Вентана-Граф, 2015 г).
1.Настрой на работу перед уроком
-Ребята, прежде чем начать наш урок, давайте поиграем в игру
«Хлопни в ладоши, если фраза о тебе».
Я пришел сегодня в школу с отличным настроением (хлопают)
У меня есть одноклассники, с которыми приятно общаться
Больше всего на свете я люблю смотреть телевизор
У меня есть домашнее животное
Я люблю читать
Я люблю разбрасывать свои вещи где попало
Я готов помогать своим товарищам в трудную минуту
Я люблю капризничать
Я люблю знакомиться с историей своей страны
– Хорошо! Мне тоже интересно узнавать новые факты из истории Российского государства. Но, прежде чем мы с вами перелистнём очередную страницу, давайте вспомним то, что мы уже знаем и выполним тест.
2.Актуализация знаний, проверка домашнего задания
– Перед вами информационная папка. В ней возьмите карточки с тестом (карточка №1) для проверки домашнего задания. Обведите букву с правильным ответом.
– А теперь, пожалуйста, обменяйтесь карточками и проверьте тесты по эталону. (Слайд на экране) Правильные ответы помечайте плюсом, неправильные минусом.
– А теперь оцените работу, для этого возьмите в информационной папке карточку №2 с критериями оценки и посмотрите, когда ставится 5, когда 4, когда 3, когда 2.
«5» – 8 правильных ответов
«4» – 1-2 ошибки
«3» – 3-4 ошибки
«2» более четырех ошибок
– Верните карточки освоим одноклассникам.
– Поднимите руки те, у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки, у кого 3-4 ошибки. Ребята возникли ли вопросы по выполнению теста? Молодцы, карточки свои отложите пока в сторону.
3.Постановка темы, формулировка вопросов.
– Итак, мы с вами вспомнили некоторые исторические факты об образовании на Руси до 17 века.
– Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Но, прежде чем вы это сделаете мне бы хотелось дать вам маленькую подсказку. Определите, о ком идет речь?
Разносторонний человек
Умел он строить, плавать, править.
Останется в истории навек,
Сумел Россию он прославить.
(Ответы детей)
– Вы правы, речь идет о Петре I. (Слайд 3)
-Ребята, а кто такой Петр 1? (Царь, Первый Император Всероссийский. Из династии Романовых. Был назван также Петром Великим. Правил страной 43 года).
– Вспомните, в каком веке он правил?
Верно, в 18.
– А знаете ли вы, почему при Петре I называют время «эпоха преобразований» и реформ? (ответы детей)
– Как вы понимаете значение слов: «эпоха», «преобразование», «реформа»?
-Ребята, а где мы сможем проверить подтверждение своих доводов?
Где мы можем найти и узнать, что означают эти слова. Правильно в словарях. (Словарь на партах). Давайте найдем значение этих слов в словаре Ожегова. Первый ряд будет искать слово «эпоха», второй ряд слово «преобразование», третий ряд слово «реформа». (слайд4). Даю вам на работу 2 минуты.
Эпоха – длительный период времени, выделяемый по определенным характерным событиям.
Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь.
Преобразовать – совершенно переделать, изменить к лучшему.
-Ребята, привлекло ли что-то ваше внимание в значениях данных слов?
-Да, действительно слова реформа и преобразование имеют схожее значение. Оба они говорят об изменении.
– Ребята, при Петре 1 в России начался продолжительный период изменений к лучшему. Так как Россия отставала от других стран, не развито было образование, нет армии, отсутствует флот, не развивается торговля и так далее. Поэтому Петр 1 решает провести в стране ряд изменений, ряд реформ и преобразований. Их было много, но мы с вами разберем сегодня одну из них. И, пожалуй, самую важную. Какую, как вы думаете?
(Ответ детей: Образование.) Молодцы! А почему я считаю ее самой важной, как вы думаете? (ответы детей). Действительно без образования просто не возможны перемены к лучшему. (слайд образование и наука)
-Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Обратите внимание на экран (на слайде предполагаемые темы)
«Преобразование Петра 1»
«Образование вчера, сегодня, завтра»
«Чему и как учились в России при Петре I»
– Вы абсолютно правы. Тема сегодняшнего нашего урока «Чему и как учились в России при Петре I».
– Говоря об образовании при Петре I, какие вопросы мы можем затронуть на уроке? (ответы детей). Мы будем говорить о школах при Петре I, о предметах, которые изучали в те времена, о том, кто обучал детей в школах. –А как вы думаете, узнав о школах при Петре и особенностях обучения в них, с какими школами мы их сможем сравнить? (ответы детей). Верно, сравним сегодняшние школы с петровскими, а образование 18 века с сегодняшним образованием.
4.Изучение нового материала
– Давайте, сейчас откроем учебники на стр.81. и прочитаем параграф. (Читают по абзацам).
– Обратите внимание на иллюстрацию. Изображены страницы букваря. (Этот букварь был создан Карионом Истоминым. Карион Истомин – иеромонах московского монастыря, писатель, придворный поэт, один из образованнейших людей своего времени был родом из Курска. С 1679 года – он являлся главой Московского Печатного двора. Его перу принадлежит иллюстрированный букварь, ставший лучшим учебным пособием того времени. Сначала это была рукописная книга, расписанная золотом и красками. А затем гравировщик Оружейной палаты Леонтий Бунин вырезал букварь резцом на меди, и вышло его печатное издание 1693 г. в количестве 106 экземпляров. Впервые в русском букваре был использован способ наглядного представления материала. 400 рисунков изображенные в виде занимательных картинок со стихами, помогали легко усвоить азбуку.)
Дочитывают абзац на стр.83 из учебника.
Прежде чем мы с вами приступим к следующему заданию, нам нужно немного отдохнуть. Я прошу вас встать. Проведем физминутку.
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево и на право.
И направо, и еще.
Через левое плечо. (повторить 2 раза)
– Молодцы, кто хорошо отдыхает, тот хорошо и работает!
– А работать вы сейчас будете в парах. Вам необходимо заполнить таблицу. В информационных папках урока возьмите карточку под номером 3 и приложение к таблице. Вы будете анализировать текст из учебника, который мы с вами сейчас прочли, а также документы, вложенные в ваши папки. У вас будет 5-7 минут для того, чтобы прочитать данные тексты, ответить на вопросы и заполнить таблицу. Не забывайте, что вы работаете в паре. Какое правило нужно соблюдать, работая в парах? (Ответы детей). Хорошо! Приступайте! (Дети работают, учитель направляет работу, корректирует)
-Итак, приступим к проверке вашей совместной работы.
Внимание на экран (учитель вместе с детьми заполняет таблицу) (Слайд)
Особенности образования | Школа при Петре I | Современная школа |
1.Сколько начальных школ было открыто | 110 | Более 1500 |
2. Возраст обучаемых | От 11 до 23 лет | От 6 лет |
2. Кто обучался (-ется) | Мальчики, юноши из богатых семей Указ зачитать (на партах) | Все мальчики и девочки Конституция зачитать (на партах) |
3. Кто учил(-т) | Бывшие солдаты, дъячки, крестьяне, научившиеся читать и писать | учителя |
4.Продолжительность обучения | 10-15 лет | 9-11 лет |
5. Учебные предметы | Чтение, письмо, счет, математика, история, география, физика, архитектура, закон Божий, рисование | Чтение, письмо, математика, история, география, физика, химия, биология, информатика, иностранный язык. |
Первая пара, которая быстрее всех выполнит задание выходит к доске и заполняет таблицу. Проверяем с помощью смайликов.
А теперь сделаем сравнительный анализ таблицы и вывод.
(Слайд) Вывод: Петр 1 – крупный государственный деятель, который переживал за судьбу своей страны, многое делал, чтобы Россия стала сильной, образованной державой. Он любил свою Родину! И был истинным патриотом своего Отечества!
– Согласны ли вы с этим выводом? Почему? Докажите с помощью информации в таблице.
Закрепление изученного материала. Рефлексия
– Ну, что же наш урок подходит к концу. Я порошу вас сейчас выразить своё мнение, как вы оцениваете свою работу на уроке? Для этого так же воспользуйтесь информационной папкой. В ней находятся флажки разного цвета. «Оценка урока». (Слайд критерии). Там три флажка. Если вы считаете, что вам понравился урок и у вас всё получилось – то возьмите красный флажок; если вы считаете, что вам понравился урок и у вас всё получилось, но остались ещё какие-то вопросы – то синий; и белый – если не все удалось, есть над чем работать.
– На доске вы видите корабль времен Петра Великого. Приклейте флажки с нужной оценкой на парус! Соответствующего цвета. (Дети клеят флажки)
Как вы думаете, почему мы на уроке использовали только три цвета – синий, белый и красный? (Дети отвечают) Да, верно! Это цвета нашего Российского флага! Обратите внимание, каких флажков больше всего?
6.Домашнее задание
Д/з читать учебник с. 84-85. Подготовить сообщение о личности М. В. Ломоносова и его вкладе в развитие русской науки, литературы и искусства.
– Наш урок окончен, оценки за урок. Вы все молодцы! Спасибо!
Тест для проверки домашнего задания (Слайд)
В каком веке были открыты первые школы на Руси?
А) в 9 веке Б) в 10 веке В) в 11 веке
С именем какого князя связано открытие первых школ?
А) Игорь Б) Святослав В) Владимир
Кто обучал детей в школах на Руси?
А) Священники Б) ремесленники В) купцы
Кто имел право учиться в первых школах?
А) крестьянские дети Б) боярские дети В) дети ремесленников
Самый популярный материал для письма на Руси?
А) пергамент Б) береста В) на глиняная табличка
Как назывался первый школьный учебник?
А) Арифметика Б) Кириллица В) Азбука
Сколько букв было в древнерусском алфавите?
А) 33 Б) 36 В) 45
Как звали первопечатника на Руси?
А) Иван Федоров Б) Андрей Рублев В) Нестор
Приложение к таблице.
Задание:
Прочитайте Конституцию Российской Федерации.
Прочитайте Указ Петра I от 1714 года.
Прочитайте текст «Современное образование»
Заполните схему ответа.
Указ Петра I об образовании (1714 год)
Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и белыя России самодержец… указал именным своим, повелением… быть математических, артиллерийских, инженерных, навигационных, то есть мореходных хитростных наук учению.
По указу 1714 г. Вводилась всеобщая повинность (не распространялась на крестьянских детей). Дети дворян и приказного чина, дьяков и подьячих, должны обучиться цифири, иначе говоря, арифметике, и некоторой части геометрии, и полагался “штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сего выучится”; венечных памятей не давали без письменного удостоверения о выучке от учителя.
Под вопли родителей дворянские отроки станут отправляться за счет государства за границу, где будут обучаться различным специальностям.
Появлению первого в России кадетского корпуса предшествовало создание Петром I специализированных военных дворянских школ. Возраст обучаемых был с 11 до 23 лет. Продолжительность обучения составляла 10-15 лет. Чтение, письмо, счет, математика, история, география, физика, архитектура, закон Божий, рисование были основными предметами для обучения.
Конституция Российской Федерации
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 43
Каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.