СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование варварских королевств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образование варварских королевств»



Класс

Дата







Урок 2

Тема: «Образование варварских королевств. Государство франков в VI–VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: объяснить процесс образования варварских королевств, познакомить с системой управления Франкским королевством при Хлодвиге и переменами в обществе франков, с организацией христианской церкви.

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания учащихся об основных событиях истории Средних веков. Дать первичное понятие о варварских государствах и империи франков, а также каким образом развивалась христианская церковь.

Развивающая: развить умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы на основе представленного материала.

Воспитательная: развить познавательный интерес к истории. Показать значимость изучения истории Средневековья.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формировать стартовую мотивацию; к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать своё отношение к роли истории в жизни общества.

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Предметные: определять по ленте времени хронологические рамки средневекового мира; объяснять и применять исторические термины; научиться работать с разными видами источников.

Термины:

Великое переселение народов – условное название массовых перемещений в Европе в IV – VII веках, явившихся одной из главных причин падения Западной Римской империи.

Племя – объединение нескольких родов.

Народное собрание – орган управления племенем. В народном собрании имели право участвовать все способные носить оружие мужчины, принадлежащие к племени, женщины и дети не участвовали, нет письменных законов, судили по старым обычаям. Голосовали громким криком или звоном оружия.

Знать – первые люди племени.

Старейшины — наиболее старые и опытные члены родов. Их власть обеспечивается их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев.

Герцоги – военные вожди.

Народное ополчение – войско, созываемое из всех общинников на время войны. Все мужчины носили оружие.

Дружина – постоянные отряды герцога.

Майордом – управляющий королевским домом.

Граф – правитель области Франкского королевства, назначаемый королем из числа близких ему людей.

Колон — зависимый крестьянин в Римской империи времён её упадка и в Византии.



ХОД УРОКА:



I. Организационный этап

Преподаватель здоровается с учащимися, делает необходимые отметки в документах. Сообщает тему занятия: «Образование варварских королевств. Государство франков в VI–VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье».



II. Актуализация знаний

Устная проверка домашнего задания в вопросно-ответной форме.



III. Постановка учебных задач

Почему произошло образование королевских государств? Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга». На уроке нам предстоит понять смысл этих слов. Как можно объяснить эти слова?



IV. Изучение нового материала

Давайте вспомним, откуда пошло слово «варвар», что оно значило. В античные времена варварами считались все иностранцы, не владевшие греческим языком и латынью, и отношение к ним было презрительное. Из всех варваров именно германцы сыграли главную роль в судьбе Римской империи. Для дружины война была лучшим занятием, потому что в случае победы они приобретали богатую добычу и воинскую славу. Поэтому естественно, что германцы стремились к новым походам и битвам, и воевали они с Римом в течение многих веков. В конце 4 века германское племя вестготов укрылось на территории Римской империи от натиска азиатских кочевников – гуннов. Но вели себя вестготы достаточно воинственно, начали грабить римские провинции. Вслед за вестготами пришли в движение многие германские племена. Так началось Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений племен, которое в конечном итоге и привело к гибели Западной Римской империи.

Постепенно германские племена расселялись по территории бывшей Римской империи. В 418 году вестготы основали в южной Галлии первое германское королевство со столицей в Тулузе. Позже они захватили и Пиренейский полуостров. Одно за другим возникали все новые королевства: вандалов в Северной Африке, англов и саксов в Британии, бургундов и франков в Галлии, остготов в Италии.

Вскоре франки отвоевали у вестготов юг страны, покорили другие германские племена к востоку от Рейна. Около 100 000 свободных франков расселились по соседству с местным населением. Они расчищали и распахивали пустующие земли. Хлодвиг с дружиной присвоил огромные владения.

Как Хлодвиг управлял государством

Хлодвиг - король франков с 500г. из династии Меровингов

Во время Великого переселения народов пришел в движение и племенной союз франков, живших по нижнему течению Рейна и у побережья Северного моря. Возглавлял франков юный Хлодвиг, который стал основателем династии Меровингов. Франки в 486 г. в упорном бою у города Суассона разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию. И перед франками встала большая проблема – как управлять такой большой территорией. Хлодвиг из обычного вождя племени превратился в правителя обширной страны. Одно дело завоевать, но надо еще и удержать. Вот в этом вопросе и проявилась мудрость Хлодвига.

Власть короля

Власть племенного вождя

• Основана на принуждении;

• наследственная власть;

• распространяется на жителей
всей страны;

• армия — дружина;

• суд по писаным законам

• Основана на авторитете;

• выборная власть;

• распространяется на жителей
одного племени;

• армия — народное ополчение;

• суд народного собрания

Какую политику проводил Хлодвиг? Франков было в десятки раз меньше, чем завоеванного населения. Поэтому каждый франк получил земельный участок, который сам и обрабатывал. Т.е. они закрепились на земле, завели свое хозяйство. Хлодвиг щедро одаривал своих соратников, и они были готовы признать за ним гораздо больше власти, чем прежде. Ну а местному населению, галло-римлянам, ничего не оставалось, как также признать его власть.

Серьезным шагом к укреплению королевской власти в новом государстве стало появление первого письменного сборника законов, записанных по приказу Хлодвига – «Салической правды». Салическая правда – уникальный документ, который дал историкам возможность проанализировать экономическую и социальную жизнь франков. Так что Хлодвигу нужно сказать большое спасибо, что ему пришло в голову записать эти древние судебные обычаи.

Как росли владения знати

После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях фран­ки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих владений и признала власть Хлодвига. Многие из их числа перешли к нему на службу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов.

Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собст­венностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI в. знатные франки становятся крупными землевладельцами.

Хлодвиг перед смертью разделил Франкское королевство ме­жду четырьмя сыновьями.

Задание: предположите, какие последствия мог иметь этот шаг короля.

(Ученики выдвигают версии.)

Вы совершенно верно указали два основных последствия раз­дела государства франков:

·         войны потомков Хлодвига;

·         разорение земледельцев.

Хлодвиг и христианская церковь

Хлодвиг укрепил свое положение раздачей земель, расправился с возможными претендентами на престол, укрепил свою власть с помощью сборника законов. Следующий его шаг – принятие крещения по римскому образцу в отличие от других германцев, которые приняли арианство. Что это значит? Поддержка местного населения, церкви, местного населения в соседних германских государствах, которые недолюбливали своих правителей ариан. Это облегчило ему последующие завоевания. Церковь стала верной союзницей франкских королей, а франки и римляне постепенно стали сливаться в один народ.

Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

- раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига)

- система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

- привлечение римлян к власти

- принятие христианства по римскому образцу.

Проблемный вопрос. Хлодвиг и знатные франки были язычниками, но вскоре они приняли христианскую веру, в результате образовался союз Хлодвига и христианской церкви.

- Почему король принял такое решение?

-Почему их союз был взаимовыгоден?

Союз  Хлодвига  и христианской церкви выгоден

 

 









 

 

для короля франков

 

для церкви





• Вера в единого Бога сплачивала людей.

• Церковь могла направить людей
на борьбу с врагами.

• Церковь могла примирить людей
с новыми податями.

• Церковь укрепляла авторитет правителей.

• Церковь уверяла, что власть короля
угодна Богу.

• Руководителя церкви, как грамотные
люди, помогали королям составлять
указы и послания

• Короли охраняли
богатства и привиле­гии церкви.

• Короли щедро дарили
ей земли и ценные
вещи.

• Руководители церкви
были ближайшими
советниками королей





V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Как изменились занятия германцев после переселения на земли Римской империи? В чём причины перехода от родовой общины к соседской? Как изменилось управление? В чём причины великого переселения народов?

Что изменилось в управлении после появления государства?

Почему Хлодвиг принял христианство?



VI. Итоги урока. Рефлексия.

О чем мы узнали на уроке?

Что мы записали в тетради?



VII. Домашнее задание: заполнить контурные карты по Истории Средних Веков (Авторы: Тороп, Издательство: Дрофа) - с.3 «Варварские королевства на территории Западной Римской империи», с.4 «Франкское государство при Карле Великом», прочитать § 1.