СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательнаая программа "УОУ - как средство формирования социально-коммуникативной компетенции учащихся "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из ведущих задач учебно-опытного участка в настоящее время является рост познавательной активности учащихся их участие в трудовой деятельности, развитие творческих, исследовательских и проектных способностей, формирования ответственного отношения к окружающей природной среде, которые составляют важные стороны учебной и воспитательной работы. Комплексный подход к такой работе предполагает единство трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Образовательнаая программа "УОУ - как средство формирования социально-коммуникативной компетенции учащихся "»

















История создания пришкольного участка

при МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа»

История пришкольного участка Новозаганской средней школы берёт начало с 1967 года, когда была открыта средняя школа.

Первой заведующей УОУ была Калашникова Алина Афанасьевна – учитель биологии. Под её руководством был заложен сад, а участок разбит на отделы: овощной, цветочный, лекарственный. Ставили различные опыты. Ребята участвовали в конкурсах.

В 1987 году школа переехала в новое здание, при котором была определена площадь под УОУ – 0,8 га.

В разные годы заведовали УОУ – Перелыгина А.С. – 1987 – 1990 гг., Родионова Л.Ф.- 1991-1996 гг.; Снегирёва Ю.Н.- с 1997 года по настоящее время, которые ответственно подходили к закладке нового урожая.

На участке работают учащиеся со 2 по 7 класс под руководством учителей и заведующей УОУ.

В 90-е годы, когда были сложные времена, школу выручал производственный участок, где выращивали капусту на реализацию и в столовую, и овощи для питания учащихся.

В 1997 году участок был расширен и уже составляет 2,463 га, что позволяет выращивать картофель, капусту.

Кроме производственного отдела многие годы действуют отделы: пряно-лекарственный, цветочный, начальных классов, морфологический, систематический, овощной.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе стратегии модернизации современного образования лежит компетентностный подход. Осуществляется, внедрение новых форм организационно методического сопровождения образовательного процесса, которые обеспечивают формирование у учащихся умений: культурных, учебных, коммуникативных, исследовательских, проектировочных. Компетентность в сфере самостоятельной деятельности учащихся основана на усвоении способов приобретения знаний, и их реализации в гражданско-общественной, социальной, трудовой, бытовой сферах жизни.

Одной из ведущих задач учебно-опытного участка в настоящее время является рост познавательной активности учащихся их участие в трудовой деятельности, развитие творческих, исследовательских и проектных способностей, формирования ответственного отношения к окружающей природной среде, которые составляют важные стороны учебной и воспитательной работы. Комплексный подход к такой работе предполагает единство трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания учащихся.





Цель:

Учебно-опытный участок, как средство становления информационно-коммуникативной компетенции учащихся и их совершенствование в исследовательской и опытнической работе.

Для достижения цели предстояло выполнить следующие задачи:

  1. Развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями.

  2. Обобщать знания учащихся об агротехнике выращивания овощных и цветочных культур.

  3. Способствовать профессиональной направленности учащихся.

  4. Создать раздаточный и гербарный материал для уроков биологии.

  5. Обеспечить школьную столовую овощами. Удешевление обедов учащихся в школьной столовой.

  6. Способствовать развитию трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания.

  7. Научить пользоваться справочной литературой, составлять план и работать по нему.

  8. Научить правильно аккуратно вести записи в дневниках наблюдения и журнал опытов, оформлять отчет, выполняемых наблюдениях и опытах.

  9. Научить учащихся к бережному отношению к земле, прививать любовь и заботу к родной природе.

  10. Развитие чувства прекрасного, умения понимать и ценить красоту и богатства родной природы.



Актуальность УОУ:

На протяжении последних лет наш учебно-опытный участок становился победителем в районном и республиканском конкурсе «Юннат». В МБОУ «Новозаганская СОШ» накоплен многолетний опыт по организации деятельности учебно-опытного участка. Работа, которая проводится в школе, носит планомерный, ежегодный, систематический характер. У школьников возросла мотивация к сельскохозяйственному труду на производственном отделе и УОУ.

Основными формами внеурочной работы являются занятия по элективным курсам биологии, ориентирующим учащихся на профессиональный выбор, например курс «Зоогигиена с основами ветеринарии», «Огородничество», на технологию увеличены часы в 10 классе 1 часа, в 11 классе 1 час, когда в других школах района такое не практикуют.

Энтузиазм и энергия учителей и классных руководителей, которые, не считаясь со временем, особенно в летний период, работают вместе с учащимися в поле и на участке и становятся примером для учащихся. Весной вместе с классом принимают активное участие в посадке картофеля, семян овощей, высадке капусты, а осенью на уборке овощей.

Большая работа на участке проводится с ребятами в летнем лагере с дневным пребыванием. Здесь ребята занимаются высадкой рассады различных овощных и цветочных культур, в оформлении цветочных композиций, в ухаживании и обработке растений.

На основании приказа МО и Н РБ №440 от 2010 года школе присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по профильному обучению агротехнологического направления на основе социального партнёрства и сетевого взаимодействия с БГСХА им. В.Р. Филиппова.

Научный руководитель школы О.М.Цыбикова кандидат с/х наук, зам. декана по НИР агрономического факультета и декан агрономического факультета доктор сельскохозяйственных наук, профессор Кушнарев Анатолий Григорьевич консультируют школьников и учителей при подготовке и участие в научно-практических конференциях. Оказывают огромную помощь и консультацию при организации и работе УОУ школы. Обеспечивают сортовыми семенами картофеля, капусты, рассадой цветов для озеленения территории школы. На них проводится опытническая работа.

В данный момент 2017 -2018гг наша школа является, участником грантового республиканского проекта Правительства Республики Бурятия. Сельскохозяйственный проет «Семейский огород: современность и традиции» (2017-2018гг), который осуществляется совместно с Региональной общественной организацией «Общество культуры семейских Республики Бурятии» под научным руководством доктора сельскохозяйственных наук, профессора, депутата Народного Хурала Республики Бурятия Анатолия Григорьевича Кушнарёва.

Школа взаимодействует с территориальным общественным самоуправлением «Солнечный». На территории ТОСа «Солнечный», который находится в селе Новый ЗаганМухоршибирского района МО СП «Новозаганское», главным культурным центром является МБОУ «Новозаганская СОШ» с 232 учащихся, детский сад 52 ребёнка, церковь Покрова Пресвятой Богородицы и врачебный акушерский пункт (ВАП) и вблизи проходит республиканская трасса.

Учащиеся 7 – 8-х классов, разработали проект «Маленькие шаги к большому будущему» по благоустройству территории ТОСа «Солнечный», школы и близкое расположение других социальных объектов: церкви, Новозаганского ВАП. Проект реализован в 2015 году на полученные деньги, закуплена современная детская игровая площадка

В 2017 году по грантовому республиканскому молодежному проекту Республики Бурятия, получены антивандальные тренажёры. Игровая площадка и антивандальные тренажёры, установлена на территории ТОСа и школы они стали местным островком детского, подросткового и взрослого отдыха, веселья, смеха и доступны каждому ребенку села.



Социально- образовательное партнерство



Республиканский эколого-биологический центр



БГСХА

БРАТТ













Учебно-опытный участок МБОУ «Новозаганская СОШ»









Биолого-информационный центр «Грань»

МОУ ДОД «ЦДОД»



Экологический кружок

«Чистые воды»













ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УОУ

Размер УОУ составляет 0,8 га. УОУ Новозаганской средней школы находится на юго-восточной стороне от школы. Участок примыкает непосредственно к зданию школы, что дает возможность, затрачивать минимум времени на переход к участку.

Школа находится на равноудалённом расстоянии от двух сёл Новый и Старый Заган, в 200 метрах от республиканской трассы – Улан-Удэ – Бичура – Кяхта.

Участок открытый, равнинный, солнечный, преобладают северо-западные ветра.

Климат на территории участка резкоконтинентальный с частыми интенсивными засухами и сильными ветрами в весенний и осенний периоды. Вегетационный период продолжается 148 дней. Территория относится к зоне недостаточного и неустойчивого увлажнения. Более 50% осадков от годовой нормы выпадает за июль-август. Выпадение атмосферных осадков носит порой ливневый характер, что прямо влияет на процесс водной эрозии.

Почвы каштановые.

Учитывая все эти факты, мы можем сказать, что наша школа находится в благоприятной экологической обстановке. Учитывая то, что трасса не загружена автомобилями и выхлопные газы успевают разбавиться воздухом. Тяжелые металлы обнаружены у растений придорожной зоны.

Вокруг школы посажены: тополя, берёзы, акации, сирень.



Отделы пришкольного участка:

  1. Отдел начальные классы – 10 кв. м.

  2. Отдел овощной – 20 кв.м

  3. Отдел сортоизучения – 10 кв.м.

  4. Цветочный отдел – 10 кв.м.

  5. Пряно-лекарственный отдел - 5 кв.м.

  6. Производственный отдел – 40 кв. м.

  7. Мини-огород - 5 кв.м.

2 парника: 1 парник – огурцы

2 парник – перцы



ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Учебно- опытный участок является основным источником для организации исследовательской работы в школе, приобщения учащихся к научным методам познания окружающего мира

Начиная со среднего звена, ученики работают над созданием проектов, портфолио, ведут научную деятельность. Младшие школьники, создавая собственный образовательный продукт, нуждаются в постоянной совместной работе с преподавателем - для определения темы работы, постановки целей, обобщения и анализа результатов, оформления выводов. В старшем звене учащиеся больше работают самостоятельно, преподаватель лишь корректирует, советует, помогает грамотно и логично оформить результаты работы. Подготовка проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, в соответствии с целью определять задачи и поэтапно двигаться от конкретных задач к воплощению результату.

На учебно - опытном участке, уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения и т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающий в живых организмах.















УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ НА УОУ

Счастье – это быть с природой,

видеть ее, говорить с ней.

(Л. Н. Толстой.)

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии на пришкольный участок.



Классы

Предмет

Время

Темы

Начальные классы

1, 2, 3, 4

Окружающий мир

сентябрь

май

Сезонные изменения в жизни растений

5

Технология

сентябрь

Наш пришкольный участок

5

Природоведение

март

Живая и неживая природа

6

Биология

сентябрь

Осенние изменения в жизни культурных растений

5


ИЗО


сентябрь

«Осенняя палитра…»

7

Биология


сентябрь


Животный мир УОУ

7

География

март

Изучение почв и растительного покрова в природном комплексе пришкольного участка

10

Биология

май

Выявление изменений произошедших в природе на пришкольном участке за весну

11

Экология

апрель

Описание УОУ- как агроценоза

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТКА

При учебно-опытном участке имеются следующие средства:

а) Подсобное помещение для хранения овощей ( моркови, свёклы, капусты) и сельскохозяйственного инвентаря, имеется подполье для хранения картофеля.

б) Вода на УОУ поступает по водопроводу, имеется 2 бочки по 100 л.

в) Сельскохозяйственный инвентарь: лопаты штыковые- 5 шт., лопаты совковые – 2 шт, носилки – 3 шт, лейки – 2 шт., ящики для рассады (цветов, помидоров, перцев, баклажан) – 15 шт., сито для просеивания почвы – 2 шт., шланг для полива капусты- 20м.

Остальной инвентарь (рыхлители, лопаточки для высадки рассады, вёдра, лейки) учащиеся приносят с собой во время отработки летней трудовой практики.

г) Школа и УОУ ограждены металлической оградой.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ НА УОУ

Дата

Вид деятельности

Исполнитель

25 февраля

Посев семян перца и баклажан на рассаду

Учащиеся экол. кружка «Чистые воды»

23 марта

Посев семян томатов на рассаду

Учащиеся экол. кружка «Чистые воды»

28 марта

Посев семян репчатого лука сорта Эксибишен

Учащиеся экол. кружка «Чистые воды»

30 марта

Пикировка рассады перца сорта «Подарок Молдовы»

Учащиеся экол. кружка «Чистые воды»

17 апреля


Пикировка рассады томатов сорта «Ракета», «Москвич»

Учащиеся экол. кружка «Чистые воды»



5 мая



Посев семян капусты на рассаду.

Учащиеся кружка «Чистые воды»

15 мая

Вспашка и боронование овощного и производственного отделов.

Школьный трактор

19 мая по 28 мая

Поделка гряд под овощи. Просеивание перегноя через металлические сита и внесение его на гряды.

Посев семян овощей.

Учащиеся 7-9 классов на уроках технологии.

Учащиеся 5-6 классов на уроках технологии.

21 мая

Перекопка пряно - лекарственного и

цветочного отделов.

Учащиеся 10 класса.

28 мая

Высадка рассады репчатого лука сорта Эксибишен

Посадка двулетников овощей на семена ( свёкла, морковь)

Девочки 7-8 классов на уроках технологии.

23 мая

Посадка картофеля

Учащиеся с 5 по11 классы

1 июня

Посев цветочных культур однолетников. Посадка луковиц гладиолусов

Летняя трудовая практика

2 июня

Формирование клумб, рабаток на цветочном отделе

Летняя трудовая практика

3-5 июня

Подготовка поля к высадке рассады капусты (формирование лунок)

Летняя трудовая практика

8-10 июня

Высадка рассады капусты в открытый грунт

Летняя трудовая практика

15 июня

Высадка рассады томатов, перцев в открытый грунт.

Летняя трудовая практика

18 июня

Высадка рассады однолетних цветочных культур. Оформление цветочного отдела из природного материала.

Летняя трудовая практика

В течение месяца

Полив, прополка от сорняков

Летняя трудовая практика

30 июня

Внесение азотных удобрений. Полив овощей (томатов, перцев, капусты) раствором птичьего помёта

Летняя трудовая практика

26 июля

Пасынкование, подвязывание и рыхление томатов.

Летняя трудовая практика

1июля

Рыхление капусты, гряд

Летняя трудовая практика

12 июля

Окучивание капусты

Летняя трудовая практика

13 июля

Прополка картофеля

Учащиеся 8-9 классов

14 июля

Внесение калийных удобрений под овощные культуры.

Летняя трудовая практика

В течение июля

В течение летнего сезона проводили полив, борьбу с сорняками, рыхление

Летняя трудовая практика

С июля по август



Уборка урожая огурцов, томатов

Летняя трудовая практика

6 сентября

Уборка лука, моркови, свёклы, репы

Работники столовой, учащиеся, не отработавшие практику

10-11 сентября

Уборка картофеля

Учащиеся 5-11 классов.

14 сентября

Выкапывание луковиц гладиолусов и корнеклубней георгинов

Учащиеся, не отработавшие летнюю практику.

15 сентября

Сбор семян однолетних цветов - бархатцы, анютины глазки и овощей – двулетников моркови, свёклы.

Учащиеся 5-6 классов на уроках технологии, нач. классы на уроках «Мир вокруг нас»

1-2 октября

Уборка урожая капусты

Учащиеся 7-8 классов на уроках технологии

9 октября

Уборка и очистка УОУ

Субботник



Количество учащихся в 2018-2019 учебном году- 242 из них:

  • Начальные классы-100

  • Основная школа-99

  • Средняя школа-43

  • Учащиеся 8-9 классов (производственный отдел) - 37 человек

Размер участка в (га) - 1,6 га

  • Летняя трудовая практика со 2 класс по 7 класс

Площадь участка – 0,8 га.

Количество дней практики по классам

Класс

Число рабочих дней

Время работы

3

3 дня

1 час

4

3 дня

1 час

5

3 дня

1 час

6

7 дней

2 часа

7

7 дней

2 часа

8

10 дней

3 часа

9

10 ней

3 часа

10

10 дней

3 часа







Отделы пришкольного участка:

  1. Отдел начальные классы – 10 кв. м.

  2. Отдел овощной – 20 кв.м

  3. Отдел сортоизучения – 10 кв.м.

  4. Цветочный отдел – 10 кв.м.

  5. Пряно-лекарственный отдел - 5 кв.м.

  6. Производственный отдел – 40 кв. м.

  7. Мини-огород - 5 кв.м.

  8. Ландшафтный дизайн - 12 кв.м

2 парника: 1 парник – огурцы

2 парник – перцы











ПЛАН

учебно- опытного участка на 2018-2019 учебный год


ОВОЩНОЙ ОТДЕЛ


22. Лук Штутгарт Ризен

23.. Лук Эксибишен

24.. Лук Тетон 112

25. Лук Айрес

23. Морковь Лосиноостровская, Королева осени, Кордоба, Шантанэ Роял, Нанская, Канада, Балтимор

24. Чеснок

25.Свекла Цилиндра, Цеппо, Таунус, Пабло, Моно, Бордо




ПРЯНО- ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ



  1. Тархун

  2. Анис

  3. Эхиноцея

  4. Любисток

  5. Спаржа

  6. Змееголовник

  7. Фенхель

  8. Валерьяна

  9. Шалфей

  10. Базилик

  11. Петрушка

  12. Календула

  13. Ромашка


ЦВЕТОЧНЫЙ ОТДЕЛ

  1. Колеусы

  2. Сальвия

  3. Флоксы

  4. Бархатцы

  5. Цинерария серебряная пыль

  6. Молочай Горный снег

11.Петуния Белый шар

12.Петуния многоцветковая Альдерман

13. Виола смесь

14. Аллисум Аллюр смесь

15. Гайлардия

16.Хризантема



Цветочная композиция «Павлин»

  1. Циннии разные сорта

2. Маргаритки



БЕСЕДКА


  1. Ипомея Махровая серенада

  2. Петуния


Вокруг теплицы

  1. Георгины

  2. Молочай Горный снег

  3. Бархатцы

КЛУМБЫ

  1. Колеусы Скарлет

  2. Бархатцы Кармен


Отдел сортоиспытания и опыты:


Влияние удобрений на урожай свеклы Бордо

  1. опыт внесения удобрений;

  2. контроль

Изучение развития свеклы и моркови в 1-й год вегетации


  1. –свекла Бордо

  2. – морковь Нанская

Изучение влияния длины дня ( редис, салат)


5- редис Заря

6- салат Одесский

7- опыт

8- контроль


Выращивание и использование колеусов для оформления цветочного отдела. Изучение различных сортов колеусов.

  1. Колеус Скарлет

  2. Колеус Золотой

  3. Колеус Забава

  4. Колеус сорт Gilda

  5. Колеус Блюме


Рассадный и безрассадный способы выращивания огурцов


9- посад семян в грунт

10- рассада огурцов «Нежинский»

Сравнение сортов моркови голландской селекции Канада, Кордоба с отечественными сортами Королева осени, Лосиноостровская по урожайности


11- сорт Канада

12- сорт Кордоба

13- сорт «Королева осени

  1. сорт Лосиноостровская

Сравнение сортов свеклы Таунус, Пабло, Цеппо, Моно с отечественным сортом Бордо по урожайности

  1. сорт Таунус

  2. сорт Пабло

  3. сорт Цеппо

  4. сорт Моно

  5. сорт Бордо

Выращивание репчатого лука сорта Эксибишен, Тетон 112, Айрис рассадным способом.

  1. Эксибишен

  2. Тетон 112

  3. Айрис

Влияние микробиологического удобрения «Байкал ЭМ-1» на сроки созревания и урожайность перцев

23 Опыт

24 Контроль


Влияние смешанных посадок овощей лука Штутгарт Ризен и моркови Королева осени на урожай

25 Опыт


Производственный отдел


ОПЫТ СОРТОИСПЫТАНИЯ


Капуста

  1. -Надежда

  2. -Тёща

  3. -Слава 1305

  4. -Мегатон

  5. - Краутман F -1

  6. – Подарок


Картофель

  1. Ассоль

  2. Велена

  3. Баллада

  4. Краса

  5. Лада

Полевой отдел

  1. Пшеница Бурятская 79

  2. Пшеница Лютесценс

  3. Овес

  4. Ячмень Немченовский

  5. Гречиха




НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

  1. Опыт. Посев набухших и сухих семян фасоли и влияние такого посева на урожай.

  2. Опыт. Влияние сроков прореживания всходов моркови на урожай.

  3. Опыт. Делянка Морковь Лосиноостровская

  4. Опыт Свекла Бордо

  5. Опыт. Репа Петровская

  6. Опыт. Редис Заря.

  7. Опыт. Огурцы Неженские




Отдел начальных классов

Перечень культур по классам

1 класс

2 класс

3класс

4 класс

Бобы

Огурцы

Свекла

Морковь

Горох

Кабачки

Редис

Укроп

Фасоль

Тыква

Редька

Репа



Итоги работы учебно-опытного участка за 2018-2019 учебный год


Выращено овощей (кг)



Количество учащихся

Площадь

(га)

Выращено в (кг)

На удешевление питания сумма (руб)

Сумма от реализованной продукции

Реализация рассады

теплица


Картофель

25

0,5

1500

8840



Одна теплица 10х3(томаты)

100кг

Капуста

152

0,4

2500

24750

20000

1550


овощи


0,4






перцы



40

2400


1000


огурцы



2500

2100




томаты



300

2400


1000


свёкла



120

4800




морковь



150

6000




лук



70

2520




укроп



5

50




кабачки



80

800




цветы






600


Итого

177

1,3

7265

54660

20000

4150






Руководитель учр



20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!