СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная практика. Развитие творческого потенциала обучающихся декоративно - прикладному искусству на основе проектной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная практика. Развитие творческого потенциала обучающихся декоративно - прикладному искусству на основе проектной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Образовательная практика. Развитие творческого потенциала обучающихся декоративно - прикладному искусству на основе проектной деятельности»


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»








Образовательная практика:

«Развитие творческого потенциала обучающихся декоративно - прикладному искусству на основе проектной деятельности»








Салехард, 2023

Конкурс «Лучшие практики дополнительного образования детей»

Номинация «Педагогические практики в дополнительном образовании»

Наименование практики: «Развитие творческого потенциала обучающихся декоративно - прикладному искусству на основе проектной деятельности».

Место реализации практики и целевая аудитория: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско–юношеский центр», г. Салехард.

Целевая аудитория:

  • обучающиеся муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте 5–17 лет;

  • педагоги дополнительного образования МАУ ДО ДЮЦ;

  • представители СМИ;

  • родители (законные представители);

  • другие заинтересованные лица.

Сведения об авторе образовательной практики.

Ф.И.О. Денисенко Екатерина Вадимовна

Место работы: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г. Салехард

Должность: педагог дополнительного образования

Образование: высшее профессиональное, Аккредитованное негосударственное образовательное учреждение «Московская финансовая академия» г. Москва; 2007 г. Менеджер по специальности «Менеджмент организации»

Повышение квалификации: Автономная некоммерческая организация «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки», 2020 г., г. Пермь. Педагог дополнительного образования детей и взрослых


Введение


Опыт работы по данной теме возник и развивается в настоящее время в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г. Салехарда. Работа по теме данного опыта реализуется в школе лепки «Жёлтый лис» МАУ ДО ДЮЦ г. Салехарда, которым руководит автор данного опыта Денисенко Екатерина Вадимовна. В объединении успешно внедряются современные педагогические технологии, которые дополняются творческими изысканиями педагога и обучающихся.

Задача развития творческого потенциала личности учащихся является приоритетной для современного дополнительного образования.

Необходимость создания условий для творческой самореализации всех учащихся объединения привела автора опыта к мысли о целесообразности использования метода учебных проектов как одного из самых эффективных методов реализации системно - деятельностного подхода в современном образовании, позволяющего индивидуализировать процесс обучения. Работа над проектом, его содержание, планирование предстоящей работы выступают стимулом творческой активности обучающихся.

С другой стороны, при анализе содержания дополнительного образования было замечено, что детям надоедает однообразие, занятие одним и тем же видом деятельности. Каждый раз, приходя на занятие, они интересуются: «А что мы сегодня будем делать?» и радуются, когда узнают, что им предстоит знакомство с новым проектом по лепки из полимерной глины или эпоксидной смолы.

Так был сделан вывод о необходимости расширения содержания по изучаемому профилю, в частности, изучения с обучающимися самых разнообразных, в том числе новых и редких техник декоративно-прикладного творчества.

Для определения уровня творческой активности обучающихся было решено применить на практике тест креативности П. Торрента, который представляет собой задание «Закончи рисунок». Данные предварительной диагностики показали, что оригинальность идей, творческая фантазия у обучающихся – низкая:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

26%

34%

40%

Но творческая активность обучающихся не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию.


Актуальность образовательной практики.


Актуальность опыта состоит в соответствии целей и задач опыта потребностям современного образовательного процесса. Декоративно-прикладное искусство различных народов в т.ч. и народов Севера веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят обучающиеся, раскрывают перед ними богатство культуры народов Ямала, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты. Обучение лепке из полимерной глины доступно детям в любом возрасте, и это открывает перед ними широкие возможности для проявления собственного творчества, тем более что в современном декоративно-прикладном искусстве есть огромное множество интересных и доступных для детей техник лепки, которые вызывают у них большой интерес и могут удачно использоваться на занятиях в целях развития творческого потенциала.

Общая дидактика и частные методики в рамках занятий призывают решать проблемы, связанные с развитием у детей умений и навыков самостоятельности и саморазвития. В последние годы эту проблему пытаются решать, например, через организацию проектной деятельности. Использование проектного метода обучения позволяет решать следующие задачи:

  • индивидуализировать обучение;

  • актуализировать знания и умения;

  • изучать каждому обучающемуся интересующие его проблемы;

  • выполнять работу каждому обучающемуся (что очень важно) в собственном ритме;

  • организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу обучающихся в процессе их совместной исследовательской работы.

Таким образом, проектное обучение на занятиях по лепке из полимерной глины является средством активизации мыслительной деятельности, творческих способностей обучающихся. Работа по разрешению противоречия между потребностями обучающихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и не разработанностью в традиционном обучении методических приемов ознакомления с разнообразными (в том числе редкими и новыми) техниками декоративно-прикладного творчества, включению их в систему проектов является важным условием развития их творческой активности.

Инновационный характер практики.

Образовательная практика носит инновационный характер по ряду оснований.

Во - первых, направления деятельности соответствуют Концепции развития дополнительного образования детей, запросам потребителей образовательных услуг и государства.

Во - вторых, данная педагогическая практика реализует деятельностный подход к дополнительному образованию обучающихся, который заключается в следующем:

  • обоснована система формирования знаний, умений и навыков, характеризующаяся целостностью, последовательностью, уровневостью;

  • обозначены критерии оценки уровня сформированности знаний и умений обучающихся; выявлены условия успешности применения представленных программ;

  • предусмотрено включение обучающихся в педагогически организованную деятельность, увеличение доли самостоятельности и познавательной активности обучающихся.

В - третьих, результаты могут быть использованы педагогической общественностью: при планировании и организации работы школы лепки с обучающимися 5-17 лет, путём внедрения в образовательный процесс данной практики;

  • при подготовке педагогических кадров для реализации социального заказа.


Новизна.

Новизна заключается в разнообразии изучаемых техник лепки из полимерной глины, органично включаемых в систему проектов, в разработке методических приемов обучения им обучающихся, в выборе новых объектов и способов творческой деятельности, а также в практической направленности и социальной значимости многих проектов.


Цель и задачи образовательной практики.

Цель: способствовать развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся, повышению их творческой активности в ходе проектной деятельности при изучении техник лепки из полимерной глины и эпоксидной смолы.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • обосновать необходимость применения лепки и эпоксидной смолы на занятиях;

  • разработать методические приемы обучения технике лепки;

  • обосновать необходимость применения метода проектов на занятиях в школе лепки «Жёлтый лис»;

  • разработать систему занятий, упражнений с приемов лепки из полимерной глины и эпоксидной смолы, направленных на развитие творческих способностей обучающихся;

  • создавать условия для самостоятельного выбора и разрешения проблемных ситуаций;

  • способствовать формированию у обучающихся креативного мышления;

  • способствовать формированию у обучающихся ответственной социальной и гражданской позиции.


Содержание образовательной практики


Теоретическая база опыта

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский.

Известные педагоги и психологи (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.) подчёркивают, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала детей. Одним из таких средств рассматривается декоративно-прикладное творчество. Понятие творческого потенциала данные авторы трактуют как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; как интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития.

В настоящее время при изучении различных дисциплин в работе дополнительного образования успешно реализуется метод проектов, который рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым педагогическим результатом.

В учебных проектах много положительных аспектов. По мнению ряда исследователей, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Проблемой развития творческих способностей заинтересованы учёные всего мира. Среди них выдающиеся психологи Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. П. Торрент, И. Я. Левнер С. Г. Рубинштейн, В. Н. Дружинин, А. Н. Лун, А. Я Пономарев, которые по-разному определяют понятие творчество и творческие способности. Проблема развития творческих способностей освещается и в работах Н. С. Лейтесь, В. А. Купецкого, Т. И. Артемьевой, О. И. Никифоровой.

Изучением сути творчества, а также развития творческих способностей у детей занимались В. И. Дружинин, Я. А. Пономарев, Э. П. Торрент.

A. M. Матюшкин, З. Н. Калмыкова, Д. Б. Богословская понимают творчество, как выход за пределы уже имеющихся знаний.

А. Я. Пономарев понимает творчество, как взаимодействие, ведущее к общему развитию человека.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения творческой и познавательной активности обучающихся через применение проектных технологий в процессе формирования творческих способностей, в разработке проблемно-поисковой системы занятий на основе изучения декоративно-прикладного искусства.

Этапы реализации практики

Длительность работы над опытом. Работа над опытом была разделена на несколько этапов:

I этап с сентября 2020 по август 2021года;

II этап с сентября 2021 по август 2022 года;

III этап с сентября 2023 по май 2024 года.

Первый этап предполагал определение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня общей художественной компетентности обучающихся, их активности, создание предпосылок к их развитию, выбор актуальных средств, методик и технологий обучения.

На втором этапе осуществлялся комплексный подход к работе с обучающимися через

  • психолого-педагогическое сопровождение;

  • отбор современных технологий и методик обучения, способствующих реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе;

  • организацию работы с родителями обучающихся;

  • организацию участия в конкурсах, выставках и олимпиадах различного уровня;

Третий этап – закрепление результатов по достижению высоких показателей творческой активности участия в конкурсах, и исследовательских проектах всех уровней.

Диапазон опыта. Диапазон опыта представлен системой учебных занятий, с использованием самостоятельной исследовательской деятельности, направленных на знакомство обучающихся с лепкой из полимерной глины и эпоксидной смолы, с их выразительными возможностями, включением их в систему проектов.

Объект исследования - процесс формирования и развития творческих способностей на основе изучения декоративно-прикладного искусства средствами творческих проектов.

Предмет исследования – методы проектно-исследовательской деятельности как средство формирования личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций в процессе лепки из полимерной глины.

Новизна теоретическая и практическая значимость педагогического опыта

Новизна теоретическая и практическая значимость данного педагогического опыта состоит в следующем:

  • использование ИКТ;

  • совершенствование традиционных приемов и методов и поиск более эффективных;

  • использование полимерной глины для лепки мелких деталей (из полимерной глины легко вылепить миниатюрные детали, например, розочки для детских серёжек или северные ягоды для украшений и подарков);

  • разработаны программы «Креатив-декор: полимерная глина», «Волшебная глина в 3 D миниатюре», «Эпоксидная смола»;

  • апробированы на практике приемы, упражнения, дидактические игры, внедрены в образовательную практику работы элементы новых методик,

  • проведена значительная работа по подготовке и распространению педагогического опыта (мастер-классы).


Технологии и методы


В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

При знакомстве с разнообразными техниками лепки с целью развития творческого потенциала обучающихся, наряду с традиционно признанными формами организации учебных занятий, были использованы и другие их разновидности:

  • занятие – путешествие (развитие технических приемов декоративного творчества, исторические эпохи и художественные стили);

  • занятие – поиск (совместный поиск наиболее удачных вариантов будущего изделия, с целью раскрытия выразительности);

  • занятие – импровизация на заданную тему (импровизация на оформление изделия, используя средства выразительности – цвет);

  • занятие с использованием компьютерных технологий (начало творческой работы в графическом редакторе, окончание в материале).


Методические аспекты и приёмы обучения


Перед знакомством с любой техникой лепки необходимо познакомить обучающихся с готовыми изделиями других автором, показать детям работу педагога в данной технике, показав её технические возможности, вселив в детей надежду, что они смогут приблизиться к такому результату, не имея особых художественных способностей.

Занятия по ознакомлению обучающихся с разнообразными техниками лепки и заливкой из эпоксидной смолы, часто проходят с применением приема тесного сотрудничества детей и педагога, т. к. главной отличительной особенностью данных техник является трудно прогнозируемый результат. Редкие и новые техники лепки гармонично сочетаются с традиционными приемами работы с материалом.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются готовые изделия сделанные педагогом, демонстрация педагогом тех или иных приёмов лепки, на примере которых воспитанники выполняют серию упражнений. Необходимо отметить, что при выполнении данных упражнений перед обучающимися стоит задача отработать навыки, необходимые при выполнении творческой работы.

В ходе обучения воспитанники знакомятся с более сложными видами лепки. Эта техника требует терпения и некоторого опыта (набить руку), чего часто не хватает начинающим. Некоторые ребята пытаются сразу повторять то, что сделано более опытными товарищами и, конечно, расстраиваются, если это не получается. В таких случаях педагог советует им запастись терпением и начинать тренировку руки с простых элементов - кружочков, овалов, несложных форм лепестков или других фигур. В будущем они будут делать более сложные элементы лепки.

Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Метод творческого проекта развивает эстетические чувства и художественную инициативу ребенка.

Вся проектная деятельность обучающихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.

Для младшего возраста характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому обучающиеся должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты. Конечно же, наибольшую трудность проекты представляют для обучающихся младшего возраста ведь большинство из них впервые сталкивается с такой работой. Чтобы облегчить им работу, рекомендуется выбирать ту работу, которую они выполняют в рамках изучения соответствующих разделов программы. Педагог очень подробно объясняет детям, что такое проект, из каких частей он состоит, какие требования предъявляются к каждой части проекта, как правильно оформить пояснительную записку, как пользоваться информационными ресурсами, где можно найти нужную информацию, как проводить опросы и интервью. Ребята учатся правильно выделять проблему, искать пути её решения, ставить цели и задачи, решаемые в ходе работы над проектом. Попутно изучают материалы и инструменты, безопасные приемы работы, экологическую безопасность изделия. Учатся рассчитывать экономическую составляющую, сравнивать её со стоимостью схожих работ, увиденных в магазине. Все эти навыки позволяют в дальнейшем детям без опаски браться практически за любые проекты.

Проектная деятельность обучающихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

Первый этап включает в себя: цель, постановку проблемы, исследование идеи, исследование объекта, развитие идеи, выбор изделия, планирование.

На втором этапе обучающийся организовывает свое рабочее место, изучает правила техники безопасности и составляет проект изделия.

На заключительном этапе проводится выставка изделий, презентация и защита проектов.

Проекты воспитанников школы лепки «Жёлтый лис» представлены в приложении https://cloud.mail.ru/public/ePvE/ecKQKdaRf

Работа над проектом – это своеобразное тестирование и развитие ребёнком своих способностей. Обучаясь различным техникам декоративно-прикладного творчества, каждый из обучающихся выполняет несколько проектов, как правило, на разные темы, что позволяет всесторонне оценить свои природные задатки. Работа над проектом, его содержание, планирование предстоящей работы выступают стимулом творческой активности обучающихся.

Успех обучающегося во многом зависит от умения педагога организовать занятия и найти индивидуальный подход к каждому. Занятия должны вызывать положительные эмоции. Это во многом зависит от такта и терпения педагога, умения понять ребёнка, вовремя его поддержать, помочь, отметить его успехи. Задача педагога - не только выявить творческие способности обучающихся, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку. На занятиях в школе лепки «Жёлтый лис» педагог старается учитывать пожелания каждого ребёнка в ходе занятий продуктивной творческой деятельностью.


Результативность педагогического опыта

Объемные показатели:

С 2020 года, в процессе кружковой работы данную практику освоили 270 обучающихся.

Организационно – содержательные данные:

Программы повышения квалификации.

Педагог, реализующий образовательные программы в школе лепки, имеет высшее образование и прошел курсы повышения квалификации:

  • Автономная некоммерческая организация «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки», 2020 г., г. Пермь. Педагог дополнительного образования детей и взрослых;

  • 2020 г. – Курсы повышения квалификации «Организация защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в образовательных организациях». ООО «Центр инновационного образования и воспитания», г. Саратов. (Удостоверение о повышении квалификации «Единый урок»);

  • 2021 г. – Курсы повышения квалификации «Основы обеспечения
    информационной безопасности детей». ООО «Центр инновационного образования и воспитания», г. Саратов. (Удостоверение о повышении квалификации «Единый урок»);

  • 2022 г. – Курсы повышения квалификации «Безопасное использование сайтов в сети «Интернет» в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации». ООО «Центр инновационного образования и воспитания», г. Саратов. (Удостоверение о повышении квалификации «Единый урок»);

  • 2022 г. – «Развитие экологического мышления и экологической культуры в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС НОО», ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования», г. Салехард, 48 ч.

  • 2022 г. – «Исследовательская деятельность педагога в условиях реализации ФГОС», ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования», г. Салехард, 48 ч.


Результаты данного педагогического опыта работы свидетельствуют: о том, что лепка из полимерной глины позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, которые являются реакцией на происходящее. В любом случае любовь к детям, знание его индивидуальных особенностей и потребностей, душевное созвучие помогают педагогу успешно ввести детей в мир фантазий, радости, творчества.

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в дополнительном образоывании. Соприкосновение с декоративно-прикладным творчеством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Необходимым условием построения современной системы художественно - эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование декоративно-прикладного творчества в педагогической работе с детьми. Декоративно-прикладное творчество способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Декоративно-прикладное творчество в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями».

С 2020 года работает студия полимерной глины «Жёлтый лис». Почему именно полимерная глина? Глина – это как раз тот материал, с которым ребенок может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из неё получается реальная вещь, которую можно взять в руки и с которой можно поиграть. В дополнение к этому работа с глиной имеет глубокое психологическое воздействие. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение своего Я. Работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. С помощью лепки из глины дети снимают напряжение и страхи, развивают мелкую моторику рук. В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия и, самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми.

На V и VI Арктическом образовательном форуме проходила передача уникального преподавательского опыта и основных навыков работы с полимерной глиной, демонстрация тонкостей в работе при тонировании изделий и их обработке. Участники форума и обучающиеся образовательных учреждений города Салехарда, смогли изготовить декор для ложки «Белый мишка с морошкой»; брошь «Белый мишка», декор для ручек «Северные ягоды» и поучаствовать в мастер-классе «Брошка-морошка».

Еженедельно проводятся мастер-класс по полимерной глине: «Брошки-крошки» в рамках акции «Проведи выходной интересно!» Очень интересно проводят свой выходной дети совместно с родителями. Дети создают ягодные композиции совместно с педагогом, учатся формировать ягоды, листочки, цветы из запекаемой полимерной глины и собирать из них композицию. Получаются очень красивые поделки.

В рамках сетевого образовательного проекта «Организация внеурочной деятельности как условие преодоления социального одиночества детей с особыми образовательными потребностями ШАГИ К УСПЕХУ», проводятся интенсивные школы. Автор ежегодно проводит в рамках данного проекта мастер классы «Брошка-морошка».

День отца. Мастер-класс «Брелок-рыбки».

«Ночь в СЦМе». Мастер-класс «Крошка-морошка».

МВК им. Шемановского. Мастер-класс по изготовлению эксклюзивных брошей «Морошка против вирусов».

День матери: скучные, стеклянные бокалы превратились в интересные вазы, наполненные вкусностями в виде сочных ягод и цветами, которые никогда не завянут https://vk.com/video709089458_456239017?list=59569761937aa54038

В рамках мультипликационного регионального проекта «Сказки и легенды народов Севера», где несколько мультстудий из разных городов представили свои мультфильмы на данную тематику. Проведены мастер-классы, приуроченные к этому событию: сказочные амулеты «Морошка» https://vk.com/video709089458_456239018?list=c1d4d255aae317e099

Конкурс «Воспитатель года Ямала - 2022». Эмблемы из эпоксидной смолы и полимерной глины для всех участников конкурса.

Молодежный форум «PRОформат»-2023. Мастер-класс «Крошка-морошка».

Ежегодно автор проводит мастер-классы к Дню города. Более 1000 посетителей принимают участи в таких мастер-классах.

Мастер-классы для обладателей карты Ушинского «Новогодние часы», украшения «Брошь», «Брошка-морошка».

Проводятся мастер-классы с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. Так мастер-класс «Сверкающая роза» получил призвание международного педагогического конкурса «Интернет-технологии в обучении» (Центр педагогических технологий им. К.Д. Ушинского, г. Тюмень).

Проект «Городской сетевой университет». Автор реализует программу «Северяночка». В рамках проекта автор проводит мастер классы: «Эпоксидные часы» https://vk.com/photo484462798_457240909 , «Осеняя брошь», «Кувшин», «Лесные истории», «Мандариновое настроение», «Подставка из эпоксидной смолы», «Георгиевская ленточка» и т.д. Автором реализован проект из эпоксидной смолы в технике «Срез камня».

На выставке «Россия» ВДНХ представлены работы автора «Северные украшения из морошки».

В сентябре 2023 года опыт работы был представлен на педагогическом совете учреждения, в результате чего был признан обобщенным на уровне учреждения.

Опыт работы студии «Желтый лис» обобщен на всероссийских и международных конкурсах:

Всероссийский творческий конкурс для педагогов ДО «Праздник рукоделия – 2021». Чайный набор «Летнее вдохновение». Диплом 1 степени, №78 В43е (Центр педагогических инноваций и развития образования «Новый век»).

Открытый международный конкурс педагогических идей «Педагог-новатор». Настольная ваза «Гармония». Диплом 1 степени, №389-Ф, (Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование»)

Всероссийский конкурс «Я-педагог». Диплом «Новый век», №8908-УФ, (Центр педагогически х инициатив развития образования «Новый Век».

Всероссийский конкурс «Новые технологии в образовании». Диплом лауреата 2 степени, №8102-УФ, (Центр педагогически х инициатив развития образования «Новый Век».

Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка». Чайный домик и кружка «Земляника». Диплом лауреата 1 степени, №851 Цж, от 25.02.2021 г. (Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование»).

Международный педагогический конкурс «Интернет-технологии в обучении». Диплом лауреата 1 степени, №989Вф, (Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование»)

Большой всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья среди обучающихся образовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе в 2023 году. На конкур представлены работы обучающихся (1 победитель 3 призёра) и тактильная книга «Дары Ямала», которая стала победителем конкурса и была представлена на всероссийском уровне. https://cloud.mail.ru/public/4BYJ/fmRCZugim

Работая с воспитанниками МАУ ДО ДЮЦ, автор опыта пришла к выводу, что у детей, посещающих занятия в студии «Желтый лис», создается соответствующий эмоциональный настрой, способствующий развитию творческого потенциала:

  • дети с большим интересом относятся к работе с полимерной глиной осваивают нетрадиционные техники лепки из полимерной глины;

  • дети стремятся к выражению своего отношения к данному виду искусству;

  • у детей развивается художественный вкус и эстетическая восприимчивость созданных изделий.

  • повышается личностная самооценка воспитанников.

Главным показателем усвоения детьми содержания представленного автором опыта является значительное повышение интереса детей к лепке из полимерной глины, способность самостоятельно использовать навыки и умения в самостоятельной художественной деятельности.

В представленных ниже таблицах можно проследить положительную динамику результативности данного опыта работы за 2021-2023 уч. годы.

Таблица 1 - Сохранность контингента на протяжении всего процесса освоения образовательной программы

Учебный год

Количество обучающихся

процент

2021–2022 уч. год

90

100%

2022–2023 уч. год

90

100%

2023–2024 уч. год

90

100%


Таблица 2 -Позитивная динамика количества обучающихся, на высоком уровне освоивших программу (% от общего количества обучаемых данным педагогом)

Учебный год

Количество обучающихся

процент

2021–2022 уч. год

41

45%

2022–2023 уч. год

54

60%


Аттестация обучающихся объединения «Жёлтый лис» проводится в форме творческого зачета. Результаты аттестации мы можем наблюдать на рис. 1.
















Рис.1. Соотношение показателей аттестации с 2021 по 2023 учебный год


Таблица 3 - Количество призёров и победителей конкурсов, соревнований, выставок, фестивалей муниципальных, региональных, всероссийских и международных уровней

2021–2022 уч. год

2022–2023 уч. год

56 (62%)

84 (93%)


Для повышения профессионального мастерства педагога проведены:

  • День открытых дверей с посещением студии «Желтый лис»;

  • семинар: «Нетрадиционные способы лепки с использованием полимерной глины»;

  • выставки работ воспитанников студии «Желтый лис» («Осеняя фантазия», «День влюблённых», «8 Марта-праздник мам», «День защитника Отечества» и др.;

Педагог использует такие формы работы с родителями как распространение опыта семейного воспитания, организация «Семейных досугов», участие в конкурсах поделок, выставок. В результате такой работы и родители приобщаются к процессу воспитания художественного вкуса у детей.

О результативности проводимой работы педагога свидетельствуют также следующие показатели творческого роста детей:

Открытый международный конкурс педагогических проектов «Золотой пеликан». Проект «пряничные домики». Диплом 1 степени, №7941 НЛ-Ф, (Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование»)

Международный педагогический конкурс «Интернет-технологии в обучении». Диплом лауреата 1 степени, №989 Вф, (Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование»).

Всероссийский конкурс на лучшую поделку из природного материала «Дары природы – 2021». Чайник «Весеннее настроение». Диплом 1 степени, №827-Вр от 29.04.2021 г. (Центр педагогических инноваций и развития образования «Новый век»)

Открытый международный конкурс творческих работ «Умелые руки». Украшение «Гранатовый браслет и серьги». Диплом 1 степени, №478 Вс, (Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование»)

Открытый международный конкурс творческих работ «Умелые руки». Комплект украшения из полимерной глины «Бусы, браслет, серьги». Диплом 1 степени, №479Вс, (Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование»).

XVI окружной детский фестиваль народного творчества «Все краски Ямала», диплом I степени (5 обучающихся), г. Тарко-Сале, 2021 г. и др.

Педагогом организована просветительская работа с педагогической и родительской общественностью (консультации, мастер-классы для детей и взрослых: «Эпоксидная смола», ко Дню учителя «Брошки-крошки», «Подарки к Дню Хэллоуина», «В ожидании новогоднего чуда», к Дню защиты детей «Волшебный мир Гарри Поттера», «Чайные домики», «Украшение: брошь», «Ах, лето!», эпоксидная смола «Часы», «Сверкающая роза»);

Содержание данного опыта, подтверждает, что в ходе грамотно организованной систематической работы педагога с детьми совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта, а также развивается память, воображение.

Проведенная работа подтвердила актуальность вышеуказанной темы. Результаты проектного метода обучения уже на ранних стадиях внедрения проявляются в изменении (в лучшую сторону) сферы интересов, расширении кругозора. Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для развития творческих способностей. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Отслеживание результатов с использованием теста креативности П. Торрента, показали, что на начало опыта оригинальность идей у обучающихся оказалась низкой. Повторное проведение теста на конец опыта показало положительную динамику, оригинальность идей у обучающихся оказалась выше средней:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

38%

42%

20%


При работе над развитием творческих способностей детей было замечено, как у них появился устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству, повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства обучающихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Обучающиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. Дети ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в учреждении, так и на районном и Всероссийском уровнях, на которых многие из них занимают призовые места.

Анализ эффективности проводимой работы подтверждает, стабильные результаты осуществляется за счёт:

  • взаимодействия педагога с детьми;

  • использования личностно – ориентированной модели обучения;

  • осуществления комплексной совместной работы: педагог – дети - родители.

Необходимым условием эффективного функционирования данного опыта является:

  • создание условий, поощряющих положительную инициативу, творчество и самостоятельность детей;

  • доступность используемого учебного материала, основанного на получении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности, стремление к выражению своего мнения, своего отношения к действительности.

Образовательная практика имеет социальную значимость, которая состоит в том, что её реализация позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детского творчества: от определения природы этого феномена до внедрения метода проектов.

Необходимость применения проблемного обучения, проектной методики, научно-исследовательской работы в современном дополнительном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности обучающегося, его подготовки к самореализации.

Материалы исследования могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования педагогами художественной направленности.


Куратор образовательной практики: Денисенко Екатерина Вадимовна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования.

Контактная информация:

Адрес: 629004, Ямало–Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Арктическая, д. 16.

Телефон: 8 (349 22) 32412

Email: duc@edu.shd.ru

Официальный сайт: https://vk.com/may_do_duc


Ссылки на детские работы и работы педагога:

Персональный сайт педагога:

https://cloud.mail.ru/public/ePvE/ecKQKdaRf

https://vk.com/album484462798_00

https://multiurok.ru/id48260815/files

Школа лепки «Желтый лис» https://vk.com/yellow_foxduc