СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Название программы» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно- ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть. Того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Новизна программы заключается в том, что она построена на основе личностно - ориентированной модели обучения и ее особенностью, является то, что обучение построено в виде увлекательной игры, ребенок может самостоятельно выбрать материал для реализации цели (цветная бумага, бархатная, гофрированная, картон, фольга). Так же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
Во-первых, значимостью проблемы занятости детей, организации внеурочной деятельности в условиях системы дополнительного образования детей. Помочь ребенку занять себя с пользой, организовать свое свободное время, дать возможность раскрыть наиболее полно свой творческий потенциал - задача педагога дополнительного образования.
Во-вторых, бумажное творчество развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, гармонизирует работу полушарий мозга и становление речи.
В-третьих, возраст, на который рассчитана программа, является наиболее благоприятным для занятий бумажным делом. Дети в этом возрасте осваивают новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие зрительно-моторной координации. Занятия в студии помогают развивать мелкую моторику мышц кистей рук.
Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также нами были рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Программы, рассмотренные нами, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги. В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, квиллинг, торцевание, аппликация).
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира.
Ребенок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, эстетические потребности и художественно-изобразительные способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение в научно-технических и художественно-эстетических объединениях, подвигнет к саморазвитию. Занятия оригами способствуют лучшему усвоению школьных программ по истории, русскому языку, математике, изобразительному искусству, физике.
Увлекательные занятия позволяют ребёнку открыть в себе творческие способности, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Так же в процессе деятельности у детей воспитываются нравственно - волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Так дети осваивают законы перспективы.
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Педагогической целесообразностью программы является такая постановка проблемы, которая позволяет наметить гипотетическую модель развития личности средствами декоративно-прикладного искусства, но и с помощью использования элементов данного вида искусства в учебном процессе, предполагающей в первую очередь выявление и развитие универсальных способностей детей на основе зрения, памяти, воображения и.д. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию.
В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и другие. Такой характер творчества заставляет педагога сознательно объединять в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая педагогические подходы, раскрывая в творческой деятельности свои специфические признаки педагогической целесообразности и значимости (см. таб. 1).
Таблица 1
| Признаки | Характерные особенности деятельности |
1 | Современность
| Отсутствие четких канонов. Многообразие используемых технологий. Возможность самовыражения с использованием доступных средств. |
2 | Доступность | Отсутствие четких канонов. Многообразие используемых технологий. Возможность самовыражения с использованием доступных средств. |
3 | Разноплановость
| Возможность создания различных изделий, воссоздание производственных моделей и технологических процессов. Разноплановость применения изготовленных изделий (подарки, костюмы, сюрпризы, наглядные пособия, декоративное оформление и др. |
| Индивидуальность | Это особое состояние в изображении действительности, и здесь у каждого предмета свой реальный мир, который имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход. |
| Социализация
| Возможность самовыражения личности, решение финансово- экономических проблем, коммуникативное общение среди людей, занятых общим делом. |
Цели программы: создание оптимальных организационно-педагогических условий для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Педагогическая целесообразность определяет цели и задачи образовательной программой «Бумажная планета».
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить детей с основными понятиями квиллинга, торцевания, геометрическими и базовыми формами оригами и другими приемами работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучить различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
Развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
Развить мелкую моторику рук и глазомера.
Развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитательные:
Воспитать интерес к различным способам работы с бумагой.
Расширить коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.
Ожидаемые результаты к концу 1-го года обучения
Обучающиеся должны будут знать:
Правила техники безопасности.
Правильное название инструментов и материалов, необходимых для занятий.
Виды и свойства бумаги, историю возникновения бумаги.
Представление о базовых формах и геометрических понятиях.
Различать технологии «аппликация», «оригами», «торцевание», «айрис-фолдинг»,«квиллинг».
Уметь:
Правильно пользоваться материалами и инструментами, предназначенными для работы.
Пользоваться шаблонами, склеивать поделки.
Самостоятельно читать схемы, правильно выполнять действия.
Воспринимать пространственные формы в разных положениях
Ожидаемые результаты к концу 2 - го года обучения
Обучающиеся должны будут знать:
Правила техники безопасности.
Схемы и уметь их читать.
Основные формы квиллинга (закрытые и открытые)
Уметь:
Правильно организовывать рабочее место.
Складывать простые поделки.
Конструировать модели на основе составления композиций из различных базовых форм.
Выполнять самостоятельно изделия в используя смежные техники с оригами.
Самостоятельно решать вопросы изготовления изделий (выбор материала, способ обработки, умение планировать, осуществлять самоанализ.
Прогнозируемые результаты по прохождению полного курса программы.
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством бумажной пластики, оригами, бумажной филигранью, торцевание айрис-фолдингом;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Ожидаемые результаты по каждому году обучения идут последовательно, логично с постепенным уровнем усложнения и возрастания.
Основные способы и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Наблюдения.
Опрос.
Беседы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся.
Участие в районных и городских выставка, конкурсах.
Отличительная особенность:
данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
тесное переплетение нескольких областей интересов. Для того, чтобы расширить кругозор и обогатить практический опыт работы детей в декоративно-прикладной деятельности, в программу включены дополнительно темы, посвященные овладению смежных с оригами техник и видов работы с бумагой: декупаж, квиллинг, айрис-фолдинг, торцевание и другие. Каждая из вновь изучаемых техник дополняет, усложняет предшествующую, подсказывает новые идеи, активизирует творческое мышление, открывает перспективу творческого развития обучающихся.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ.
Принципы построения программы. Программа «Бумажная планета» построена на основе следующих принципов:
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
спирали - «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский).
Тематика занятий строится с учетом интересов обучащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Срок реализации программы «Бумажная планета» 2 года по 144ч. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Работа в данном объединении распланирована в 2 этапа.
На 1 этапе - 1 год обучения. Обучающиеся:
1. Знакомятся с разновидностями аппликации, начинают осваивать техники торцевания и бумажной филиграни, осваивают и выполняют изделия на основе базовых форм оригами, учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы.
2 этап обучения включает в себя 2-й год обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных техник, базовых форм, увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, изготовлению, но и на применение изделий в повседневной жизни. Большое внимание на этом этапе уделяется технике бумажная филигрань и модульное оригами. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь обучающимся.
Возраст детей. Программа «Бумажная планета» рассчитана на детей 8-12 лет. В 1 год обучения в студии принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го года обучения зачисляются обучающиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации. Для эффективной реализации программы учитываться психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 15 человек; второй год обучения – 12 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала
Воспитанники младшего школьного возраста (от 8 до 12 лет) характеризуются неподдельным повышенным интересам к различным видам деятельности. В то же время кратковременной памятью и эмоциональной неуверенностью. Занятия для данного возраста детей строятся в основном на репродуктивном методе деятельности. Организация учебно-познавательной деятельности младшего школьника в основном должна быть направлена на то, что бы развивать их наблюдательность, внимание, память, самостоятельность. В этот период важно поддерживать готовность ребенка к образовательной деятельности и развивать его способность к активному познанию, учить слушать, рассуждать. Данному возрасту характерна особая доверчивость, поэтому особое значение приобретает авторитет и личностные качества педагога. Обучающиеся данного объединения проявляют повышенную эмоциональность, впечатлительность, жизнерадостность, интерес ко всему новому и поэтому в этот период важно развивать творческую инициативу детей.
Формы и режим занятий.
В ходе реализации программы используются различные формы деятельности, которые стояться на условиях добровольного участия активности и творческой деятельности детей с учетом их возраста и особенностей.
Групповая форма при данной форме работы собирается не весь коллектив детского объединения, а небольшой стабильный состав воспитанников одинакового уровня подготовленности, а так же дети примерно одного возраста. Большое значение при такой работе имеет общность интересов воспитанников. Групповую форму работы целесообразно подразделять на учебную деятельность и на мероприятия воспитательного характера (посещение музеев, экскурсии ит.д.)
Фронтальная форма работы позволяет педагогу управлять образовательной деятельностью всего объединения. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения педагога держать в поле зрения весь коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого воспитанника.
Коллективная форма работы играет важную роль при сплочении коллектива. Все обучают каждого, и каждый обучает всех, следовательно, то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив. Должно становиться достоянием каждого. Коллективная форма работы необходима при проведении мероприятий познавательного характера, а так же, каких либо празднеств.
Формирование учебных групп основывается на принципе добровольности и доступности.
Режим занятий определен требованиям санитарно-эпидеомилогическим правилам и нормам 2.4.4.1251-03 и распределен таким образом:
Количество учебных часов в неделю:
Первая, вторая, третья, четвертая, группа – 2 раза в неделю по 2 часа.
Индивидуальные занятия во второй группе по 1 часу 2 раз в неделю.
Количество часов в год – 144 часа.
Учебно-тематический план
I год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Усвоение основных приемов вырезания; Разрезание по прямой, по сгибам, на глаз Округлых форм путем закругления углов, симметрических форм, сложенной в двое, гармошкой. Несимметричных форм, по контуру. Создание форм путем обрывания | 8 | 4 | 4 |
3 | Простая аппликация: «Золотая осень» «Покорение космоса» «Веселая Африка» «Цветик-семицветик» «Гусеница на яблочке» Цветы «Каллы» Коллективная работа: «Веселое настроение - цветы на лугу» Шляпка с сюрпризом Кусочек торта | 18
| 9 | 9 |
4 | Аппликация из геометрических фигур: «Слоненок» «Котенок» «Чебурашка» «Утята не поделили червячка» | 4
| 2 | 2 |
5 | Аппликации из ладошек: Веселые зверята; Снеговик | 4 | 2 | 2 |
6 | Обрывная аппликация: «Радуга» «Звезда» «Дерево» | 6 | 3 | 3 |
7 | Оригами из кругов: Цветочные мотивы Елочные шары | 8 | 4 | 4 |
8 | Объемная аппликация, из фигурок выполненная в технике оригами. | 2 | 1 | 1 |
9 | Аппликации из бумажных салфеток: «Одуванчик» | 2 | 1 | 1 |
10 | Аппликация из ватных дисков: «Зайчонок» «Снеговик» | 6 | 3 | 3 |
11 | Базовая форма «Треугольник»: «Котенок», «Щенок» «Яхта» «Голубь мира» | 6 | 3 | 3 |
12 | Базовая форма «Воздушный змей»: «Сказочная птица» «Ночной житель леса - сова» «Курочка с цыплятами» «Зайчонок» Коллективная работа: «Веселые зайчата» | 10 | 5 | 5 |
13 | Базовая форма «Двойной треугольник»: «Золотая рыбка» Коллективная работа: «Аквариум» «Цветы в подарок» «Бабочки на лугу» «Зимняя красавица – елка!» | 10 | 5 | 5 |
14 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Ракета «Волшебные кристаллики - снежинки» Елочная гирлянда «Символ года» | 8 | 4 | 4 |
15 | Базовая форма «Дом»: «Домик» Коллективная работа: «Дачный поселок» | 6 | 3 | 3 |
16 | Базовая форма «Рыба»: «Пингвин» Коллективная работа: «Пингвины на льду» | 6 | 3 | 3 |
17 | Открытка к празднику: «С днем учителя» («Посланники весны» - технология аппликация) «С Новым годом» (технология скручивание гафбумаги) « С днем Святого Валентина» (Дружные сердца технология аппликация, торцевание) «С Днем защитников отечества» (Аппликация) «С Днем 8 марта» (аппликация Цветы) «С днем победы» (технология торцевание-Гвоздика) | 10 | 5 | 5 |
18 | Квиллинг: Розы Животные Снежинка | 10 | 5 | 5 |
19 | Торцевание: Веселая мозаика Цыпленок Коллективная работа «Кусочек моря» «Утята» | 10 | 5 | 5 |
| Айрис – фолдинг: Треугольник, квадрат, многоугольники Шары
| 8 | 4 | 4 |
20 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 144 | 72 | 72 |
Содержание образовательной программы.
1 год обучения
№ | Наименование разделов, тем. |
1 | Вводное занятие – 2 ч. Теория. Знакомство с техникой, содержанием работы. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Знакомство с историей бумаги. Практика: викторина по правилам техники безопасности «Инструменты и материалы», изготовление плаката по данным темам. Оборудование. Белая бумага, линейка, угольник, карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия, цветная бумага, двухсторонняя цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
2 | Усвоение основных приемов вырезания-8ч Разрезание по пряой, по сгигам, на глаз Округлых форм путем закругления углов, симметрических форм, сложенной в двое, гармошкой. Несимметричных форм, по контуру. Создание форм путем обрывания Теория. Объяснение последовательности выполнения работы. Техники вырезания. Практика. Вырезание деталей. Оформление работ. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА |
3 | Простая аппликация – 18 ч. «Золотая осень» «Покорение космоса» «Веселая Африка» «Цветик-семицветик» «Гусеница на яблочке» Цветы «Каллы» Коллективная работа: «Веселое настроение - цветы на лугу» Теория. Определение простая аппликация. Правила работы с шаблонами. Объяснение последовательности работы с шаблонами. Техника вырезания. Практика. Изготовление деталей аппликации (обводка шаблона, вырезание). Оформление работы. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
4 | Аппликация из геометрических фигур – 4 ч. «Слоненок» «Котенок» «Чебурашка» «Утята не поделили червячка» Теория. Определение понятия геометрические фигуры. Техника вырезания геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника, круга). Практика. Вырезание деталей, составление из них композиций Приклеивание деталей на основу. Оформление работы. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
5 | Аппликации из ладошек-4 Веселые зверята; Снеговик |
6 | Обрывная аппликация – 6ч. «Радуга» «Звезда» «Дерево» Теория. Определение понятия «обрывная аппликация». Техника обрывания бумаги по линии и последовательность ее выполнения Правила работы. Объяснение последовательности работы. Техника. Практика. Упражнение в обрывании бумаги вдоль и поперек волокон. Составление эскиза работы. Изготовление деталей обрывами. Составление и оформление работы. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
7 | Оригами из кругов-8 Цветочные мотивы Елочные шары |
8 | Объемная аппликация, из фигурок выполненная в технике оригами – 2 ч. Теория. История возникновения оригами. Базовые формы оригами. Схемы. Объяснение последовательности выполнения работ. Практика. Зарисовка схем. Оборудование. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. |
9 | Аппликации из бумажных салфеток – 2 ч. «Одуванчик» Теория. Объяснение технологии изготовления. Практика. Изготовление деталей, составление и оформление композиции. Оборудование. Столовые трехслойные бумажные салфетки, степлер, клей ПВА. |
10 | Аппликация из ватных дисков – 6 ч. «Зайчонок» «Снеговик» Теория. Объяснение технологии изготовления. Практика. Изготовление деталей, составление и оформление композиции. Оборудование. Ватные диски, степлер, клей ПВА. |
11 | Базовая форма «Треугольник» - 6 ч. «Котенок» «Яхта», «Щенок» «Голубь мира» Теория. Объяснение технологии изготовление базовой формы. Практика. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
12 | Базовая форма «Воздушный змей» - 10 ч. «Сказочная птица» «Ночной житель леса - сова» «Курочка с цыплятами» «Зайчонок» Коллективная работа: «Веселые зайчата» Теория. Объяснение технологии изготовление базовой формы. Практика. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
13 | Базовая форма «Двойной треугольник» - 10 ч. «Золотая рыбка» Коллективная работа: «Аквариум» «Цветы в подарок» «Зимняя красавица – елка!» Теория. Объяснение технологии изготовление базовой формы. Практика. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
14 | Базовая форма «Двойной квадрат» - 8 ч. «Волшебные кристаллики - снежинки» Елочная гирлянда «Символ года» Теория. Объяснение технологии изготовление базовой формы. Практика. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
15 | Базовая форма «Дом» - 6 ч. «Домик» Коллективная работа: «Дачный поселок» Теория. Объяснение технологии изготовление базовой формы Практика. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
16 | Базовая форма «Рыба» - 6 ч. «Пингвин» Коллективная работа: «Пингвины на льду» Теория. Объяснение технологии изготовление базовой формы Практика. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
17 | Открытка к празднику – 10 ч. «С днем учителя» («Посланники весны» - технология аппликация) «С Новым годом» (технология скручивание гафбумаги) « С днем Святого Валентина» (Дружные сердца технология аппликация, торцевание) «С Днем защитников отечества» (Аппликация) «С Днем 8 марта» (аппликация Цветы) «С днем победы» (технология торцевание-Гвоздика) Теория. Знакомство с историей возникновения праздника. Объяснение технологии изготовление открытки. Практика. Составление эскиза открытки, подбор материала. Изготовление деталей изображения, раскладывание их на фоне и оформление изделия. Оборудование. Эскиз открыток, карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, гофрированная бумага, столовые салфетки, палетки, тесьма и т.д. |
18 | Квиллинг – 10 ч. Дубок Цветы Снежинка Теория. История возникновения киллинга. Основные формы квиллинга (открытые и закрытые). Объяснение последовательности выполнения форм. Практика. Скручивание открытых и закрытых форм квиллинга. Складывание изделий на основе открытых и закрытых форм. Составление и оформление композиций из полученных изделий Оборудование. Белая офисная бумага, цветная двухсторонняя бумага полоски толщиной 5 мм по короткой стороне и длинной стороне бумаги (27 см), клей ПВА, шило, специальный стержень с прорезями, зубочистку либо стержень от шариковой ручки. |
19 | Торцевание - 10ч. Веселая мозаика Цыпленок Коллективная работа «Кусочек моря» «Утята» Теория. Объяснение технологии выполнения торцевания. Практика. Составление эскиза изделия. Изготовление деталей изображения. Изготовление заготовок (квадратов) и оформление изделия. Оборудование. Эскиз, гофрированная бумага, стержень от шариковой ручки либо простой карандаш. |
| Айрис – фолдинг – 8ч Треугольник, квадрат, многоугольники Шары
|
20 | Итоговое занятие – 2 ч. |
| Итого: 144 ч. |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Торцевание: «Смешарики на дороге» Коллективная работа «Малыш медвежонок» «Котик» Коллективная работа «Зима» «Валентинка» Коллективная работа «Летний луг» Произвольная работа | 20 | 10 | 10 |
3 | Торцевание на пластилине: Букет цветы Кактус | 6 | 3 | 3 |
4 | Квиллинг: «Цыплята» «Подсолнухи» «Цветы в подарок» «Пионы» | 12 | 6 | 6 |
5 | Базовая форма «Воздушный змей»: Кенгуру Слон Жираф Зебра | 8 | 4 | 4 |
6 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Летучая мышь Прыгающая лягушка | 4 | 2 | 2 |
7 | Открытки с: Аппликационные открытки с розами Аппликационные открытки с гвоздиками Открытка с карманом «Большое сердце» Открытка с карманом «Елочка» | 8 | 4 | 4 |
8 | Сувениры: Дед мороз, Снегурочка Младенец (на день рождения) Клоун Подставки для пасхальных яиц (цыпленок, зайчик) | 8 | 4 | 4 |
9 | Работа с гофрированной бумагой Торт из гафротрубочек Тюльпаны с сюрпризом Розы с сюрпризом | 6 | 3 | 3 |
10 | Тато: Из базовой формы «Двойной квадрат». Тато с цветком из базовой формы «Птица». | 4 | 2 | 2 |
11 | Модульное оригами Подставка под декоративную свечу. Объемная звезда «Торт» «Апельсин» «Корзинка» «Лебедь» Мальвина и Пьеро | 14 | 7 | 7 |
12 | Оригами из кругов Мамам всем земли | 4 | 2 | 2 |
13 | Декупаж: На бутылки На дисках На шкатулке, разделочной доске | 10 | 5 | 5 |
14 | Топиарии: | 4 | 2 | 2 |
15 | Айрис – фолдинг: Лошадь Кот Произвольная работа | 6 | 3 | 3 |
16 | Бумажная туннель | 10 | 5 | 5 |
17 | Оригами на праздничном столе. Правила этикета. Приглашение открытка и рамочка для карточки гостя. Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка (вазочка)с декоративными углами. Декоративная тарелка из фантиков «Пятиконечная звезда» Вазочка из оберток из под конфет | 8 | 4 | 4 |
18 | Коробочки: Низкая Из «двойного треугольника» | 4 | 2 | 2 |
19 | Кусудамы: «Супершар» «Цветочная» «Трилистник с бантиком» | 6 | 3 | 3 |
20 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
15 | Итого: | 144 | 72 | 72 |
Содержание образовательной программы
2 – го года обучения
№ | Наименование разделов, тем |
1 | Вводное занятие – 2 ч. Теория. Повторение техники безопасности. Знакомство с содержанием работы. Повторение правил поведения на занятиях; правил пользования материалами и инструментами. Оборудование. Белая бумага, линейка, угольник, карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия, цветная бумага, двухсторонняя цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
2 | Торцевание – 20 ч. «Смешарики на дороге» Коллективная работа «Малыш медвежонок» «Котик» Коллективная работа «Зима» «Валентинка» Коллективная работа «Летний луг» Произвольная работа Теория. Повторение технологии выполнения торцевания. Практика. Составление эскиза изделия. Изготовление заготовок (квадратов) и оформление изделия. Оборудование. Эскиз, гофрированная бумага, стержень от шариковой ручки либо простой карандаш, тесемки, ленточки и т.п. |
3 | Торцевание на пластилине – 6 ч. Букет цветов Кактус Теория. Объяснение технологии выполнения торцевания на пластилине. Практика. Составление эскиза изделия. Изготовление деталей. Изготовление заготовок (квадратов) и оформление изделия. Оборудование. Эскиз, гофрированная бумага, стержень от шариковой ручки либо простой карандаш, пластилин, проволока. |
4 | Квиллинг – 12 ч. «Цыплята» «Подсолнухи» «Цветы в подарок» «Пионы» Теория. Повторение технологии выполнения. Основные формы квиллинга (открытые и закрытые). Объяснение последовательности выполнения форм. Практика. Скручивание открытых и закрытых форм квиллинга. Складывание изделий на основе открытых и закрытых форм. Составление и оформление композиций из полученных изделий Оборудование. Белая офисная бумага, цветная двухсторонняя бумага полоски толщиной 5 мм по короткой стороне и длинной стороне бумаги (27 см), клей ПВА, шило, специальный стержень с прорезями, зубочистку либо стержень от шариковой ручки. |
5 | Базовая форма «Воздушный змей» - 8 ч. Кенгуру Слон Жираф Зебра Теория. Повторение изученной базовой формы. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
6 | Базовая форма «Двойной треугольник» - 4 ч. Летучая мышь Прыгающая лягушка Теория. Повторение изученной базовой формы. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, инструкционные карты, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
7 | Открытки – 8 ч. В виде сердечка с «замочком» В виде звезды с «замочком» Аппликационные открытки с розами Аппликационные открытки с гвоздиками Открытка с карманом «Колокольчики» Открытка с карманом «Большое сердце» Открытка с карманом «Елочка» Открытка с карманом «Парусник на воде» Теория. Объяснение технологии изготовления открытки. Практика. Составление эскиза открытки, подбор материала. Изготовление деталей изображения, раскладывание их на фоне и оформление изделия. Оборудование. Эскиз открыток, карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, гофрированная бумага, столовые салфетки, палетки, тесьма и т.д. |
8 | Сувениры - 8 ч. Сердечный кубик Дед мороз Снегурочка Младенец (на день рождения) Клоун Подставки для пасхальных яиц (цыпленок, зайчик) Теория. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Составление, изготовление деталей изображения, раскладывание их на фоне и оформление изделия. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, палетки, тесьма и т.д. |
9 | Работа с гофрированной бумагой -6ч Торт из гафротрубочек Тюльпаны с сюрпризом Розы с сюрпризом |
10 | Тато - 4 ч. Из базовой формы «Двойной квадрат». Тато с цветком из базовой формы «Птица». Теория. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Изготовление изделия. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, палетки, тесьма и т.д. |
11 | Модульное оригами - 14 ч. Подставка под декоративную свечу. Объемная звезда «Торт» «Апельсин» «Корзинка» «Лебедь» Мальвина и Пьеро Теория. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Изготовление изделия. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
12 | Оригами из кругов- 4ч. Мамам всем земли Теория. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Изготовление изделия. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
13 | Декупаж - 10 На бутылки На дисках На шкатулке, разделочной доске Теория. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Изготовление изделия. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
14 | Топиарии – 4ч Теория. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Изготовление изделия. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
15 | Айрис – фолдинг – 6ч Лошадь Кот Произвольная работа Теория. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Изготовление изделия. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
16 | Бумажная туннель – 10ч Теория. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Изготовление изделия. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
17 | Оригами на праздничном столе – 8 ч. Правила этикета. Приглашение открытка и рамочка для карточки гостя. Салфетка «Веер», салфетка для столового серебра, салфетка «Лилия» и «Петушиный гребень». Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка (вазочка)с декоративными углами. Декоративная тарелка из фантиков «Пятиконечная звезда». Вазочка из оберток из-под конфет. Теория. Правила этикета. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Изготовление изделия. Оформление праздничного стола. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
18 | Коробочки – 4 ч. Низкая Из «двойного треугольника» Теория. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Изготовление изделия. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА. |
19 | Кусудамы – 6 ч. «Супершар» «Цветочная» «Трилистник с бантиком» Теория. Объяснение технологии изготовления изделия. Практика. Составление, изготовление деталей изображения и сбор изделия. Оборудование. Карандаш, ножницы, канцелярский нож, кисточки для клея, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, нитки, стразы, бусы. |
20 | Итоговое занятие – 2 ч. |
| Итого: 144 ч. |
Методическое обеспечение.
В образовательной программе «Бумажная планета» используются следующие методы:
Стимулирования и стимуляции. Познавательные игры, дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения.
Метод организации и осуществления учебных действий. Словесные (лекция, рассказ, беседы); наглядные и слуховые (методы иллюстраций, демонстраций, показа); аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов); практические методы (методы упражнений, выполнения учебных заданий).
Методы контроля и самоконтроля. Опрос, участие в конкурсах, викторинах.
Метод перспективы и ретроспективы в обучении («залегания вперед», «возвращение к пройденному»).
Для успешной творческой реализации данной программы необходимо наладить связь с другими учреждениями дополнительного образования детей г. Уфы Республики Башкортостан по данному направлению.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
1. Общие требования к обстановке в кабинете:
- оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы, постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;
- чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета;
- фузкультпаузы.
2. Организационное обеспечение:
- кабинет, содержащий ученические столы;
- стол педагога; - доска; - выставочный комплекс;
- уголок по охране труда.
3. Кадровое обеспечение.
Педагог, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
- умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умение создавать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
- умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников;
-постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.
4. Методическое обеспечение программы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты;
- развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические и психологические игры, кроссворды;
- дидактические материалы;
-зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы, слайды;
- литературный ряд: стихи, легенды, высказывания;
- музыкальный ряд: аудиокассеты и диски с подбором мелодии соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.
Педагогический мониторинг. Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка (см. таб. 2).
Таблица 2
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
Параметры | Критерии |
Образовательные результаты | Освоение детьми содержания образования Разнообразие умений и навыков. Глубина и широта знаний по предмету. Детские практические и творческие достижения. 3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб). 5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание). |
Эффективность воспитательных воздействий | Культура поведения ребенка. Характер отношений в коллективе. |
Социально-педагогические результаты | Забота о здоровье. |
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.
Форма фиксации образовательных результатов (см. таб. 3).
Таблица 3
Образовательные результаты
ФИО воспитанника | Стартовый Сентябрь, Октябрь, Ноябрь | Промежуточный Декабрь, Январь, Февраль | Итоговый Март, Апрель, Май | |||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
Культура поведения ребенка
Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Форма фиксации результатов воспитательных воздействий (см. таб. 4).
Таблица 4
Эффективность воспитательных воздействий
Образовательные результаты
ФИО воспитанника | Стартовый Сентябрь, Октябрь, Ноябрь | Промежуточный Декабрь, Январь, Февраль | Итоговый Март, Апрель, Май | ||||
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг социально-педагогических результатов
Забота о здоровье
Высокий уровень (3 балла): ребенок с определенной долей ответственности выполняет физминутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.
Средний (2 балла): ребенок следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки, гимнастику выполняет не ответственно.
Низкий (1 балл): воспитанник выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом педагога. Форма фиксации социально-педагогических результатов (см. таб. 5).
Таблица 5
Социально-педагогические результаты
ФИО воспитанника | Стартовый Сентябрь, Октябрь, Ноябрь | Промежуточный Декабрь, Январь, Февраль | Итоговый Март, Апрель, Май |
|
|
|
|
Кроме вышеперечисленного ежегодно в сентябре, январе и мае проводится диагностика творческих способностей, уровня дополнительного образования воспитанников объединения с учетом достижения детей (стартовая, промежуточная, итоговая диагностика, «Оценка результатов освоения программы по параметрам: образовательные результаты, эффективность воспитательных воздействий, социально педагогические результаты»).
Системная диагностика и мониторинг позволяют проследить динамику развития детей, что в свою очередь должно привести к естественной свободе проведения и общения, желанию творить.
Материально-техническое обеспечение.
Для занятий в кружке необходимы следующие:
Инструменты
линейка,
угольник,
карандаш,
циркуль,
ножницы,
нож,
канцелярский нож,
шило,
пинцет,
ножи для термической обработки бумаги (одинарный, двойной, бульки различного диаметра),
цветные карандаши,
кисточки для рисования №1, 7,
кисточки для клея.
Материалы:
плотный картон,
ватман,
бумага чертежная,
бумага для рисования,
клеенка,
клей ПВА,
водоэмульсионная краска,
гуашь,
скрепки,
зажимы.
Дидактический материал:
Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
Схемы создания изделий оригами для 2, 3 годов обучения (размноженные на ксероксе).
Образцы изделий.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Основной список
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. С-Пб, «Химия», 2010.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. С-Пб, «Химия», 2015.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Рождественское оригами. М, «Аким», 1994.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами на праздничном столе. М, «Аким», 2015.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. С-Пб, «Химия», 2015.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 2015.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма оригами. С-Пб, «Химия», 2016.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 2015.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2018.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 2017.
Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2017.
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 2014.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 2019.
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 2018.
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 2018.
Максимова Н.М., Колобаева Т.Г. Аппликация.М, АСТ, 2019.
Соколова С.В. Игрушки-оригамушки. С-Пб, «Химия», 2017.
Соколова С.В. Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. М.: Эксмо, 2017.
Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2019.
Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2016.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 2016.
Литература для детей
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 2019.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами в вашем доме. М, «Легкая промышленность», 2016.
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 2019.
Лебедева Н. Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого. М.: Олма-Пресс, 2022.
Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2021.
Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2018.
Соколова С. Сказки из бумаги. С-Пб, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 2018.
Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2019.
32