СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа дополнительного образования детей «ЖИЗНЬ БЕЗ СТРЕССА»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа предназначена для учащихся 8-11 классов школ города и района. Программа разработана для борьбы с состоянием человека, когда механизмы интрапсихической защиты получают слишком тяжелую нагрузку и по этой причине перестают нормально работать. Как правило, появление стресса связано с сильным эмоциональным возбуждением.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования детей «ЖИЗНЬ БЕЗ СТРЕССА»»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»












Образовательная программа

дополнительного образования детей

«ЖИЗНЬ БЕЗ СТРЕССА»






Вид программы

модифицированная

Направленность

социально-педагогическая

Срок реализации

10 недель

Возраст обучающихся

12-14 лет












Составитель: Хозяинова Любовь Александровна,

педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ЮЦ,

Новоселкина Светлана Александровна,

обучающаяся МАУ ДО ДЮЦ













Салехард, 2017


Пояснительная записка



Предлагаемая программа предназначена для учащихся 8-11 классов школ города и района. Программа разработана для борьбы с состоянием человека, когда механизмы интрапсихической защиты получают слишком тяжелую нагрузку и по этой причине перестают нормально работать. Как правило, появление стресса связано с сильным эмоциональным возбуждением.

Стресс- это неотъемлемая часть нашей жизни. Он возникает тогда, когда человек сталкивается с требованиями, которые превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, страх, тревогу. Следует различать два вида стресса: 1 - кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 - длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, особенно это касается детей, которые до школы не посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых они могли бы приобрести необходимый опыт общения.

Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка. Ни иностранный язык, ни математика в разумных количествах не перегрузят ребенка, но если родители расписали по секундам весь день ребенка только интеллектуальными занятиями, не оставив ему времени на необходимые детям игры и прогулки с друзьями, спорт, занятия любимым делом, т.е. лишив обычных детских радостей, то стресс такому ребенку обеспечен.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, что является показателем переживания стресса на телесном уровне, а отнюдь не притворством, как считают некоторые родители. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Говорить о том, что перегрузка грозит учащимся всех средних учебных заведений не стоит, так как все зависит от индивидуальных особенностей школьников.

Актуальность темы, «стресса»,  в наше время представляет не только академический интерес. Ее решение чрезвычайно важно в социально-практическом аспекте. Стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот ди­агноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психиче­ского и физического здоровья. Каждый день тысячи людей обращаются к врачам, жалуясь на изнуренность, беспокойство, нервозность, апатию. Это признаки болезни когда – то врачи называли усталостью и которая носит название стресса. Термин изменился, но суть остается той же: усталость и стресс лишают всяческих жизненных сил. 

В программу включен комплекс релаксационных упражнения на снятие психофизического напряжения с использованием метода музыкальной терапии.

Цель данной программы: Изучить особенности проявления тревожности 8-11 классов, как одной из причин школьного стресса.

С целью этого разработана данная программа, которая включает в себя комплекс упражнений и занятий.

Задачи работы:

  • Выяснить, какие причины вызывают стресс у учащихся 8-11 классов.

  • Исследовать значение стресса в жизни человека.

  • Апробировать комплекс упражнений по снятию тревожности, напряжения и повышению самооценки.

Срок реализации программы – 10 недель.

На каждой неделе 1 занятие.

Ожидаемые результаты:

Данная программа позволяет в короткие сроки восстановить хорошее самочувствие, поднять настроение, компенсировав негативное влияние окружающей среды.









Тематический план


п/п

Темы

Всего часов

Мой успех

2

«Дневник личных достижений» или «Тетрадь успехов»

2

Сосредоточенность как фактор достижения успеха

2

Способы снятия нервно-психического напряжения

2

Формула успеха

2

Постановка целей для достижения успеха

2

Стресс

4

Эмоции и поведение

2

Мои достижения

2


Итого:

20


Содержание программы


1.Мой успех

Теория

Знакомство с целями и задачами занятия. Принятие правил работы в тренинге. Понятия успех/неуспех. Создание положительной мотивации к занятиям. Закрепление поведения в соответствии с правилами работы в тренинге.

Практика

Упражнение «Здравствуй!», «Все мы», «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...», «Конверты для добрых пожеланий», «Прогулка по ручью», этюд «Согласованные действия».

2. «Дневник личных достижений» или «Тетрадь успехов»

Теория

Самооценка и ее влияние на успешность личности. Формирование позитивного самоотношения, развитие чувства собственного достоинства, осознание значимости и уникальности каждого человека. Работа над собственной Я-концепцией.

Практика

Упражнение на повышение самооценки «Путешествие к своему Я». Упражнение «Минута», «Я – Это...» «Приветствие», «Успех» «Доверяющее падение».


3.Сосредоточенность как фактор достижения успеха

Теория

Особенности внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Внимание и память. Искусство запоминать. Закономерности запоминания. Рекомендации «Как запомнить большое количество материала».

Практика

Диагностика особенностей внимания и памяти. Упражнение «10 слов». Упражнение на развитие произвольности внимания. Игра «Цифровая таблица», «Исчезающая цифра». Тренировка памяти. Упражнение «Что помню?», «Счет до десяти», «Отгадай».


4. Способы снятия нервно-психического напряжения

Упражнение на снятие психофизического напряжения. Помочь обучающимся проверить в свои силы. Обучить обучающихся снимать напряжение приемлемым способом. Упражнение на развитие позитивного образа «Я».

Тест на индивидуальные способности. Понятие саморегуляции, эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.


5.Формула успеха

Теория

«Что такое успех и почему он человеку необходим?», «Что мешает человеку добиться успеха?», «Как именно ты добиваешься успеха?»

Практика

Механизмы достижения успеха. Упражнение «Я родом из детства».


6.Постановка целей для достижения успеха

Научить грамотной постановке цели в конкретной ситуации. Определить каков желательный результат? Сформулировать промежуточные задачи, на решение которых и направляется свое время, свой талант, энергию и активность.

Упражнения. Конкретность. Измеримость. Ориентация на действия. Реалистичность. Привязка к срокам.



7.Стресс

Теория

Что такое стресс? Уровни стресса. Когда стресс полезен? Приемы управления стрессом. Рекомендации по снятию психофизического напряжения. Профилактика стресса. «Антистрессовое» питание.

Практика

Тест на выяснение подверженности стрессу. Рекомендации на основе полученных результатов. Релаксационные упражнения на снятие психофизического напряжения.


8. Эмоции и поведение

Теория

Понятие об эмоциях. Виды и функции эмоций. Влияние эмоций на поведение. Как разрядить негативные эмоции. Памятка на «черный день».

Практика

Учимся распознавать чувства и эмоции. Развитие эмпатии. Принятие своих эмоций.

Упражнение на умение обсуждать свои чувства, повышение самооценки .


9. Мои достижения

Практика

Защита профессионального проекта «Секреты моего успеха».
















Методическое обеспечение программы

Дидактический материал

  1. Бланки с диагностическим инструментарием.

  2. Набор карточек к теме «Конфликт».

  3. Набор тематических плакатов: «Путь к успеху», «Характер», «Слагаемые успеха», «Психологическая структура личности».

  4. Рекомендации «Как развивать память и внимание».

  5. Рекомендации «Как запомнить большое количество материала».

  6. Памятка «Зарядка для глаз»

  7. Рекомендации по поведению до и во время экзаменов.

  8. Памятка «Приемы снятия нервно-психического напряжения»

  9. Памятка на «черный день»

Диагностический инструментарий:

  1. Метод определения самоотношения (С.Р. Пантилеев)

  2. Исследование личностной ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)

  3. Оценка умственной работоспособности (Э. Крепелин)

  4. Методика «Таблицы Шульте»

  5. Методика «Оперативная память»

  6. Методика определения кратковременной памяти

  7. Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия)

  8. Методика «Путешествие к своему Я»

  9. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс, Раге)

  10. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)

Оборудование и приборы

Для проведения индивидуальных бесед, коллективных консультаций (небольшими группами) - специально оборудованный кабинет психолога:

  1. Аудио- видеоаппаратура.

  2. Аудиокассеты с записями психотерапевтического характера.

  3. Видеокассеты с записями занятий для обсуждения.

  4. Мягкая мебель.

Кадровый ресурс

Программа рассчитана на проведение занятий профессиональным психологом (педагогом-психологом). Психолог должен владеть активными формами работы, уметь организовывать дискуссии, обсуждения, работу в малых группах, применять технологию группового тренинга. Необходимо создать атмосферу доверия и раскрепощенности, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения. Важным условием реализации целей и задач программы является диалогичность на занятиях, что исключает критические оценки, морализаторство, требует от преподавателя навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными мнениями и высказываниями. Именно психологу, который не ведет обычных занятий, не должен сверять правильность ответов обучающихся с некими стандартами, не связав их восприятия с оценочной деятельностью.



























Список литературы


  1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 12011, 447 с. 

  2. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2009. №4. С. 45-54. 

  3. Бодров В. А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2011. 382 с.

  4. Бурмистрова Е., Косолапова Л. Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения. – М., 2008.

  5. Занковский А. И. Психическая напряженность как свойство лично­сти // Психическая напряженность в трудовой деятельности. – М.: Наука, 2009. С. 225-237. 

  6. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. – М.: Наука, 2009, 368 с.

  7. Семенова Е.М.Тренинг эмоциональной устойчивости. – М., 2012.

  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. –М., 2010.

  9. Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. – М. 2009.




















Приложение 1.

Приложение к программе:

комплекс занятий и упражнений по теме стресс.

Снятие нервно-психического напряжения.


  • Методическая разработка занятий:

  • «Что такое стресс?»

  • «Как победить стресс?»

  • «Контроль над стрессом»

  • Дыхательные упражнения

  • Раздаточный материал «Алгоритм выполнения релаксационных упражнений

  • Релаксационные упражнения

  • Упражнения на снятие напряжения























Приложение 2.

Методическая разработка занятий

Занятие № 1

Тема: «Что такое стресс?»


Цель: знакомство с понятием «стресса», его проявлением.

Задачи:

- уточнить понятия стресс, раскрыть его влияние на психику и организм человека;

-помочь осознать собственное состояние в стрессовых ситуациях;

- исследовать свою стрессоустойчивость.

Оборудование и материалы: раздаточный материал (тестовые бланки, карточки с неоконченными предложениями)


Ход занятия

1. Орг. момент

Приветствие, сообщение темы и цели занятия.

2. Вводная часть

В повседневной жизни и по телевизору мы постоянно слышим слово «стресс».

Упражнение «Ассоциации»

Каждый из вас по очереди произнесет свою ассоциацию к слову стресс.

По ассоциациям можно сделать вывод, насколько точно обучающиеся понимают этот термин.

- Что такое стресс?

3. Основная часть

Стресс — состояние психического напряжения, которое возникает в процессе работы в сложных и трудных условиях.

Стресс – это своего рода реакция организма на трудную, проблемную ситуацию.

Вся наша жизнь – это периодические стрессовые напряжения и разрядки. Стрессовых ситуаций много, и все они разнообразны.

- Какие ситуации могут вызвать стресс?

Стрессовую реакцию может вызвать как реальная опасность, например, пожар, так и любая мелочь, едкое замечание, спор. Сильнейшим стрессом является так же неуспех, неудача, позор, обида. Для каждого школьника экзамен – сильный стресс. В любом случае наш организм может испытать потрясение.

- Как вы считаете, стресс – это плохо или хорошо?

Безусловно, стресс может быть вреден для нашего психического здоровья, но бывают случаи, когда стресс не опасен и даже полезен.

Представьте себе, что вы переходите улицу и вдруг... Из-за поворота вылетает огромный самосвал. Вы дернулись и замерли как вкопанный. И прекрасно. Самосвал пролетел мимо вас. А если бы у вас не возникло стресса? Вы вполне могли бы оказаться под колесами этого самосвала. Благодарите стресс, он спас вам жизнь и здоровье.

Небольшой уровень стресса делает нас собранным на экзамене, позволяет спортсмену на соревнованиях выступить лучше, чем на тренировках. В такие моменты ощущаешь подъем, внутреннюю мобилизацию, многое получается лучше, чем обычно.

Другое дело, когда напряжение становиться слишком большим. Оно затрудняет эффективное выполнение деятельности. Возникает или заторможенность, или чрезмерная суетливость. На пользу делу и здоровью это не идет. Такой стресс опасен.

Каждый человек имеет свой “порог чувствительности к стрессу”.

Если стрессовая ситуация недостаточно сильна и не перешагивает этот порог, то человек собран и работает эффективно. Если же стресс так силен, что превышает этот порог, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного её разрушения. Следовательно, жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: организм дряхлеет без нагрузки. Может наступить депрессия, безразличие, ощущение скуки и тоски. Однако, перешагнув индивидуальный порог, по силе воздействия стресс становится губительным.

Длительный стресс ведет к истощению иммунных запасов организма, замедляются обменные процессы, возникают проблемы с органами пищеварения. Стресс зачастую является причиной угревой сыпи, аллергии, нервного зуда, старения кожи и выпадения волос.
Но наибольший вред стресс наносит сердечно-сосудистой системе. Ранним проявлением стресса часто становится так называемая вегето-сосудистая дистония (нарушение регуляции тонуса сосудов), при которой «прыгает» кровяное давление, появляются боли в области сердца, частые головные боли, мигрень. Длительный сосудистый спазм, развивающийся в ответ на стресс, приводит к кислородному голоданию сердечной мышцы, вызывая ишемическую болезнь сердца, (стенокардию, инфаркт миокарда, аритмии), атеросклероз и сгущение крови, что грозит образованием тромбов, развивается гипертоническая болезнь, возникает риск развития инсульта.

Замечено, например, что за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его.

- Я прошу вспомнить вас ситуации в вашей жизни, когда вы испытывали сильный стресс. Вспомните, что происходило с вами, как вы себя чувствовали, какие изменения произошли в вашем организме. Все это – признаки стресса. Запишите их на листок.

Обсуждение (по типу аукциона).

Признаки сильного стресса

1. Чувство, что вам ничего не удается.

2. Чувство, что вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку.

3. Плохое пищеварение.

4. Плохой аппетит.

5. Бессонница по ночам.

6. Кратковременное головокружение и учащенное сердцебиение.

7. Усталость и недостаток энергии.

8. Чувство безнадежности.

9. Очень сильное раздражение по поводу мелких событий.

10. Неспособность расслабиться по вечерам.

11. Трудности в принятии решений.

12. Нежелание встречать с новыми людьми и осваивать новый опыт.

13. Потеря интереса к наиболее значимым и важным делам.

14. Тенденция отмахиваться от проблем или решать их поверхностно.

15. Неспособность адекватно воспринимать критику.

16. Отвращение к себе.

Поговорим о стадиях протекания стресса. Всего выделяют три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления и истощения.

Первая стадия – появление тревоги в ответ на незапланированную ситуацию, которая мобилизует наш организм. При этом у человека учащается дыхание, несколько поднимается давление, учащается пульс. Это защитная реакция организма. Если этого действия достаточно, то тревога и волнение утихают, стресс заканчивается. Большинство стрессов разрешается на этой стадии.

Стадия сопротивления. Наступает в случае, если вызвавший стресс фактор продолжает действовать. Тогда организм защищается от стресса, расходуя «резервный» запас сил, с максимальной нагрузкой на все системы организма.

Стадия истощения. Если раздражитель продолжает действовать, то происходит уменьшение возможностей противостояния стрессу, так как истощаются резервы человека. Снижается общая сопротивляемость организма. Стресс «захватывает» человека и может привести его к болезни.

- Как вы думаете, на какой стадии нужно бороться со стрессом?

Легче всего преодолеть стресс на первой стадии, пока он не захватил вас окончательно, пока вы полны сил и владеете ситуацией.

Диагностика «Насколько вы подвержены стрессу?»

А сейчас предлагаю вы­полнить тест «Насколько вы подвержены стрессу?». Хочу подчеркнуть, что это популярный тест и его результаты не имеют научного характера.

Инструкция. В левой части бланка предлагаются не­которые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.

Ключ к тесту

0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.

4-7 очков. Ваша способность справляться со стрес­сом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справлять­ся со стрессом.

8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жиз­ненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научить­ся использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Участники выполняют тест и самостоятельно подсчи­тывают полученные очки. Ведущий, не предлагая назы­вать полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Участники, основываясь на полученных суммах очков, выбирают соответствующий результат. Ведущий под­черкивает, что результаты психологических тестов все­гда конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими.

4. Итог занятия – игра «Неоконченные предложения»

Обучающимся раздаются карточки с неоконченными предложениями, работа проходит по цепочке.

Предложения:

  1. Стресс – это…

  2. Чтобы избежать сильного стресса на экзамене…

  3. Стресс у меня возникает, когда…

  4. У меня не вызывает стресса ситуация…

  5. Чтобы побороть стресс, нужно…

  6. Стресс – это хорошо, т.к. …

  7. Стресс – это плохо, т.к. …

  8. Я запомнил следующие стадии стресса: …

  9. Стресс легче побороть на стадии…

10.Во время сильного стресса у меня…

11.Думаю, мой порог чувствительности к стрессу…

  1. Наиболее полезно для меня на этом занятии было…

  2. На этом занятии я впервые услышал о …

  3. Для меня это занятие было…






























Методическая разработка занятий

Занятие № 2, 3

Тема: «Как победить стресс?»

Цель: знакомство с методами борьбы со стрессом и снятия нервно-психического напряжения.

Задачи:

- закрепить знания о стрессе, его влиянии на человека;

- познакомить с методами снятия нервно-психического напряжения;

- дать рекомендации по «антистрессовому питанию».

Оборудование и материалы: раздаточный материал (рекомендации психолога), компьютер, проектор, обучающий фильм «Как победить стресс».

Ход занятия

1. Орг. момент

Приветствие, сообщение темы и цели занятия.

2. Вводная часть

Упражнение «Аукцион».

По типу аукциона предлагается как можно больше найти способов, помогающих справляться со стрессовыми ситуациями.

- Предлагаю вам подумать и самостоятельно найти способ, помогающий справиться со стрессом. Может быть, вы вспомните, как сами ведете себя в напряженной ситуации.

Говорить будем по одному, победит тот, кто предложит способ последним.

Мои рекомендации:

1. Общайтесь с любимым домашним животным, это помогает отвлечься, снять напряжение.

2. Больше двигайтесь и чаще гуляйте, потому что движение не только ослабляет стресс, но и дает ощущение здоровья.

3. Держите спину прямо. Правильная осанка означает, что ваше тело успешнее преодолевает нервное напряжение.

4. От души потягивайтесь во время рабочего дня.

5. Не «грызите» себя все время. Дайте себе возможность передохнуть...

6. Больше улыбайтесь и смейтесь.

7. Примите контрастный душ. Очень полезно обливание холодной водой – помогает «встряхнуть» организм.

8. Займите себя физическим трудом – это помогает побороть напряжение и избавиться от навязчивых неприятных мыслей.

9. Выполняйте дыхательные и релаксационные упражнения на снятие нервно-психического напряжения. С ними мы познакомимся на практической части наших занятий.

10. Снять мышечное и психическое напряжение помогает массаж с ароматическими маслами.

11. Классическая музыка давно известна своим оздоравливающим воздействием на психику и организм человека. Обязательно используйте этот ресурс!

3. Основная часть

Просмотр обучающего фильма «Как победить стресс»

Год выпуска: 2010

Жанр: Обучающее видео

Выпущено: Россия, Студия SovaFilm

Продолжительность: 00:46:32

Режиссер: Игорь Пелинский

Посмотрев этот фильм, вы узнаете, как контролировать уровень стресса и управлять им так, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить стрессу разрушить ваше здоровье. А так же как управлять уровнем напряжения и направлять это напряжение на достижение своих целей!


Кадры из фильма «Как победить стресс»

Обсуждение фильма:

- Какая информация была для вас новой, неожиданной?

- Какие сведения вы взяли на вооружение?

- Какие методы контроля уровня напряжения вы будете использовать?

Рекомендации психолога «Антистрессовое» питание»

И напоследок… Чтобы более эффективно справляться со стрессом, нужно помочь организму «антистрессовым»питанием

Антистрессовые витамины и минералы:

Калий – на первом месте по борьбе с напряжением, тревогой и стрессом. Важно следить за достаточным уровнем калия в организме - употреблять 3-5 грамм в день. Продукты, содержащие калий: авокадо, картофель, фасоль, томаты, нежирное мясо, рыба (мерлуза, лосось).

Базовая четверка: витамин С, витамин В6, цинк и витамин В5 – обязательны к приему в период стресса. Особо важен витамин В5, недостаток которого приводит к усталости, головной боли, нарушениям сна и тошноте.

Среди продуктов, содержащих витамин В5 числятся лосось, печенка, цельнозерновые крупы и злаки, как например цельнозерновой рис («орез мале»), гречка, бургуль, цветная капуста, брокколи, сладкий картофель, бобовые.

Антистрессовыми фруктами являются яблоки, бананы, чернослив, курага, груши и клубника.

Для «перекусов» подойдут попкорн, орехи и миндаль (не жареные), особо полезны грецкие орехи.

Желательно пить успокаивающий чай – зеленый чай, ромашковый, чай из мелиссы.

Иногда у человека в стрессовой ситуации проявляется своеобразная реакция: желание заесть свое волнение. Избегайте переедания! Это дополнительная нагрузка на ваш организм!

4. Итог занятия























Методическая разработка занятий

Занятие № 1 , 2

Тема: «Контроль над стрессом»


Цель: обучить методам снятия нервно-психического напряжения

Задачи:

- актуализировать и обобщить теоретическую информацию по данной теме;

- познакомить с дыхательными упражнениями для снятия нервно-психического напряжения и обучить использованию их в повседневной жизни.

Оборудование и материалы: писчая или газетная бумага, мячик, листы А4, планшеты, диск с релаксационной музыкой, магнитофон.

Ход занятия

  1. Орг. Момент

Группа рассаживается для работы в тренинге. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

  1. Входная рефлексия:

- Ваше настроение, чувства

- Ожидания от занятия.

3. Вводная часть

Упражнение «Бумажные снежки»

Упражнение поможет нам немного размяться и избавиться от мышечного напряжения.

Все берут по нескольку листков газеты, как следует, комкают и их делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.

Упражнение «Катись, мячик»

Участники стоят в плотном кругу. Их задача – перекатить из ладони в ладонь мяч каким образом, чтобы он прошел весь круг, ни разу не упав. После того, как мяч пройдет круг, задание усложняется:

  • можно пользоваться только левыми руками;

  • перекатить за спиной;

  • выполнять упражнение в движении, когда круг участников движется;

4. Основная часть

Игра-диспут «Стресс в нашей жизни»

Эта игра поможет актуализировать и обобщить всю теоретическую информацию, полученную на предыдущих занятиях.

Тема диспута: нужен ли стресс в нашей жизни?

Группа обучающихся делится на три подгруппы. Одна подгруппа должна играть роль «адвоката» в диспуте, то есть отстаивать позицию, что стресс необходим. Вторая принимает роль «прокурора», то есть ищет доводы о необходимости исключить стресс из нашей жизни. Третья группа играет роль независимых судий.

Все доводы должны быть записаны и пронумерованы, особо следует подчеркнуть, что каждый довод должен быть четко аргументирован, защищен.

Порядок проведения диспута

Одна из подгрупп оглашает один из пунктов, защищая и аргументируя свое мнение. Вторая сторона выслушивает и отвечает на этот довод. Затем представляет свой и т. д.

Судьи внимательно выслушивают все доводы и выносят вердикт: какая сторона была более убедительна. Так как психология как наука придерживается мнения, что стрессы необходимы, следует в оценке сторон в данном диспуте исходить не из правоты/неправоты, а оценивать аргументированность предъявленных фактов и их количество, охват проблемы

Игра-аукцион «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Группа обучающихся делится на 3-4 команды. Всем командам дается задание перечислить и записать как можно больше способов снятия нервно-психического напряжения. Важное условие: это должны быть конкретные действия и желательно оригинальные (например, скомкать газету и выбросить ее).

Затем команды по очереди читают свои списки по типу аукциона.

Релаксационные упражнения-визуализации (на примере упражнения «Водопад»)

Один из наиболее эффективных методов снятия НПН – релаксационные упражнения с образами (визуализации)

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап

Сесть или лечь (если выполняется дома) удобно и расслабиться.

2 этап

Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

3 этап

Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

Подростки садятся на стулья, устраиваются поудобнее. Руки свободно лежат на коленях, расслаблены. Ноги не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий. «Садитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши руки, пальцы. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

5. Выходная рефлексия







Методическая разработка занятий

Занятие № 3,4

Тема: «Контроль над стрессом»

Цель: обучить методам снятия нервно-психического напряжения

Задачи:

- познакомить с различными упражнениями для снятия нервно-психического напряжения;

- обучить использованию в повседневной жизни упражнений.

Оборудование и материалы: листы бумаги А4, цветные карандаши, магнитофон, диск с релаксационной музыкой, раздаточный материал – алгоритм выполнения и тексты релаксационных упражнений.

Ход занятия

  1. Орг. Момент

Группа рассаживается для работы в тренинге. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

  1. Входная рефлексия:

- Ваше настроение, чувства

- Ожидания от занятия.

3. Вводная часть

Упражнение «Дорисуй и передай»

Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну, в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передаете свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

анализ:

  • Понравилось ли вам то, что получилось?

  • Поделитесь своими чувствами, настроением.

  • Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

4. Основная часть

Упражнение «Ааааа и Иииии»

Энергия звука «Ааааа»

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью…(1 минута)

Энергия звука «Иииии»

На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Ииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука… А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже. То выше. Через некоторое время вы заметите. Что тем самым сохранили свои силы…(30 секунд)

В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы почувствовать, какие звуки придают больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками «Ааааа», «Иииии», «Ууууу», «Оооо». Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.

Телесно ориентированное упражнение «Погода»

Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры

Дыхательные упражнения

Несмотря на свою простоту, дыхательные упражнения помогают успокоиться, расслабиться. Это одни из самых эффективных упражнений.

  1. Сделайте глубокий вдох на 4 счета, затем выдох на 4 счета, задержку дыхания на 4 счета.

  2. «Вверх по радуге». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. И представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки.

  3. Сядем поудобнее, спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем глубокий медленный вдох и медленно выдохнем.

Релаксационное упражнение «Облака» (проводится по письменному алгоритму одним из обучающихся)

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши руки лёгкие, лёгкие, ваши ноги лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облако. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облако опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облаку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облаке.

Обучающимся раздается памятка – алгоритм проведения релаксационных упражнений и тексты упражнений.

5. Выходная рефлексия




















Приложение 3.

Раздаточный материал

Алгоритм выполнения релаксационных упражнений


В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап

Сесть или лечь (если выполняется дома) удобно и расслабиться.

2 этап

Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

3 этап

Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

«Садитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»














Приложение 4.

Релаксационные упражнения


Дыхание солнечным светом

Представьте себя в светлом березовом лесу, Вы лежите на полянке, ваше тело согревают солнечные лучи. Вы вдыхаете поток золотистого света, с вдохом он поступает в грудь, согревает изнутри, с выдохом поступает в живот. Вас пронизывает солнечный золотистый свет, вдох - в грудь, выдох - в живот. Вы растворяетесь в золотистой волне. Дышится легко и приятно.

Зафиксируйте этот образ в воображении. Вызывая его, вы каждый будете чувствовать приятную расслабленность и покой.


Встреча с солнцем

Представьте, что вы находитесь на берегу океана. Совсем недавно здесь бушевал шторм, но теперь ветер стих, океан успокоился, и только легкая зыбь на его поверхности напоминает о происходившем. С каждым мгновением водная гладь становится все спокойнее. Облака растворяются, и проявляется чистое и спокойное синее небо. Вы видите, как из-за горизонта выглядывает край оранжевого шара - это солнце. Затем этот шар поднимается все выше и выше. Он озаряет своими лучами всю природу, всех живых существ - людей, животных, растения. Даже самые маленькие существа, не видимые нашему глазу, озарены солнечным светом. Солнце освещает миллионы людей, и каждому посылает свой луч. Вы чувствуете, как солнечные лучи проникают прямо в вашу грудь, в ваше сердце - центр вашего живого «Я». Солнце светит ярче, и вы буквально купаетесь в его золотом сиянии. Зрительно представьте себе, как его сила пронизывает каждый атом и наполняет каждую клетку вашего организма, обновляя и укрепляя его и даря вам здоровье и спокойствие. Представьте себе, что вы будете полностью насыщены золотой солнечной энергией. Солнце поднимается все выше в небе. Представьте себе, как с величием и силой расходятся его лучи, чтобы одарить своим светом и теплом все человечество, все живое, и вас в том числе.


Когда солнечный свет станет очень ярким, защитите ваши глаза, слегка зажмурив их. Просите благословения для всех, кто вам близок и дорог и нуждается в физическом и духовном исцелении. Представьте, как эти люди буквально купаются в исцеляющем солнечном свете, наполняясь гармонией и счастьем.


Полет белой птицы

Представьте, что вы лежите на теплом желтом песке, над вами спокойное, чистое, синее небо.

В небе плавно летит белая птица. Вы поднимаетесь и летите рядом с ней. Вы сами - эта белая птица.

Вы летите в спокойном синем небе, под вами – спокойное синее море.

Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Вы подлетаете, опускаетесь на теплый желтый песок, снова превращаетесь в человека и ложитесь на спину.

Вы лежите на теплом желтом песке, надо вами спокойное синее небо, вы расслаблены, отдыхаете.

Ступней ваших ног коснулась приятная прохлада. Приятная прохлада заполнила мышцы ног. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила грудь, руки. Вам легче дышать. Приятная прохлада заполнила шею и голову. Голова – ясная и чистая. Мышцы – легкие и бодрые... Три глубоких вздоха, вы открываете глаза и встаете. Вы отдохнули!”


Облака

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши руки лёгкие, лёгкие, ваши ноги лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облако. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облако опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облаку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облаке.


Водопад

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши руки, пальцы. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.




























Приложение 5.

Упражнения на снятие напряжения



Проблемная ситуация «Вспомни что-нибудь неприятное» (5-7 мин)

Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно (в течение 1 мин) со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания. С помощью «внутреннего взгляда посмотреть» на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.

Обсуждение ощущений:

  • какие ощущения возникли в процессе воспоминания?

  • какие ощущения были в мышцах?

  • где больше всего чувствовалось напряжение?

  • приятным было такое состояние?

Беседа о том, какой вред для здоровья наносит постоянное напряжение, и о том, что с этим можно справиться разными способами.

5) Упражнение «Вспомни неприятную ситуацию и расслабься» (3-4 мин)

Участники вновь погружаются в воспоминания той же ситуации, но при этом стараются контролировать мышечное напряжение и в случае возникновения напряжения – расслабиться.

После данного упражнения каждый участник рассказывает:

  • насколько удалось расслабиться;

  • какие ощущения возникли после расслабления;

  • какое настроение сейчас;

  • осталось ли напряжение или дискомфорт в теле.

6) Телесно ориентированное упражнение «Погода» (3 мин)

Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.