СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа дополнительного образования: «Лес и человек»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа дополнительного образования: «Лес и человек»

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования: «Лес и человек»»












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной программы вытекает из требований к системе дополнительного образования, прописанных в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014г. В ней говорится, что сфера дополнительного образования детей должна создавать особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке. Поэтому нацеленность на создание условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения, а также развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей влечет за собой необходимость умения вести исследовательскую деятельность. В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. В настоящее время потребительские и иные интересы человека оказываются опасными для лесных экосистем. Деятельность человека приводит к противоречию способности природы и лесных экосистем, в частности, к самосохранению.

Чтобы сохранить это сокровище для будущих потомков, лесу необходимо бережное отношение и рациональное использование его ресурсов.

На решение этих важных проблем направлена образовательная программа
«Лес и человек».





Педагогическая целесообразность программы заключается в углубление и в расширении знаний содержания школьного курса экологии, биологии, географии, химии и профессиональной ориентации учащихся по специальности «Лесоведение», «Техник и инженер лесного хозяйства», «Лесник», учитель биологии и экологии, учитель географии и экологии; формирование элементарных навыков изучения природы используя исследовательскую деятельность. При определении педагогической целесообразности в основу были положены следующие концепции и подходы: формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.




- Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика. совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития, концепция развития дополнительного образования в общеобразовательной учреждении, концепция развития школьников в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе, совокупность идей о повышении квалификации педагогов дополнительного образования, совокупность идей об единстве учебной и неучебной деятельности в подготовке детей безопасному поведению в природной среде, совокупность идей о развитии дополнительного образования в России , концепция государственного управления развитием системы образования . Учащиеся, которые посещают кружок «Чистые воды» прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал.

Программа основывается на умениях и навыках, полученных на уроках биологии. В зависимости от условий, интересов, возраста учащихся я буду вносить изменения в программу, сокращать количество одной темы и увеличивать по другой, исключать отдельные темы или вносить новые, но решать при этом основные задачи, которые стоят перед школьниками на современном этапе:

- привлечение внимания подрастающего поколения к проблемам сохранения и восстановления лесных ресурсов и охраны окружающей среды;

- дать учащимся систему экологических знаний на понимание своей роли в развитии и сохранении лесных богатств в нашей республике и сохранения озера Байкал – участок Всемирного Наследия;

- дать учащимся необходимые знания и умения для решения практических вопросов по лесовосстановлению и ориентировать на профессии, связанные с восстановлением леса.

Проблема, над которой я работаю, в последние годы является основополагающей в естественных дисциплинах - это воспитание экологической культуры, развитие экологического сознания. Уменьшить разрыв между сознанием (способностью мыслить) и субъективностью (способностью разумно использовать знания, принимать решения, совершать поступки, выбирать цели).

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности, с экологическим мышлением, осознающей ответственность за сохранение природы и личный вклад в экологическое качество окружающей среды, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к исследовательским и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды.



Стержнем программы являются вопросы, связанные с формированием знаний и умений у учащихся в области дендрологии, лесоведения, лесоводства, экологии, охраны природы.

Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:




Количество учебных часов в первый год – 144ч

2 раза в неделю по 2 часа

Количество учебных часов в второй год – 144ч

2 раза в неделю по 2 часа

Цель: воспитание гуманной, социально-активной личности путем воспитания у подростков эмоционально положительного отношения к окружающему миру, формирования у него представлений о природе и экологически грамотном и безопасном поведении.

Задачи:

Обучающие: формирование у подростков элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе; обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний учащихся об окружающем мире, обучение повествовательной речи (пересказ, составление диалога).

Развивающие: развитие личности подростка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; совершенствование речи подростков, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Воспитательные: воспитание у учащихся эмоций, развитие умений сочувствовать, удивляться, переживать и заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней, воспитание потребности активного участия в природоохранной деятельности


Направленность образовательной программы

Основная направленность образовательной программы «Лес и человек» - эколого –биологическая, что позволяет вооружить детей экологическими знаниями о лесных экосистемах своего края, научить их охранять и восстанавливать леса.

Программа разработана для проведения внеурочных дополнительных занятий, в соответствии с концепцией школьного экологического образования, сориентирована на организацию различных видов эколого – биологической деятельности обучающихся в процессе изучения особенностей лесных экосистем нашей планеты и своего края.

Программа является дополнением к факультативному курсу экологии, биологии в общеобразовательной школе или основной, а также может использоваться для изучения основ экологии леса в школьных лесничествах, малых лесных академиях.


В первый год занятий учащиеся познакомятся с элементарными понятиями о лесе, жизнью и характеристикой лиственных и хвойных пород, с

общим представлением о лесоводстве и лесоведении. Во второй год учащиеся познакомятся со сложными взаимоотношениями, существующими в природе, биоценозе леса и подойдут к пониманию о необходимости охраны, защиты и рационального использования леса.

Значительное место уделено практическим и лабораторным работам, экскурсиям, походам. На этих занятиях учащиеся приобретают умения наблюдать и оценивать состояние окружающей среды, природных объектов, взаимосвязь организмов со средой, решать экологические задачи, развивать творческую способность на основе познавательной и практической деятельности. Это обеспечивает прочное усвоение детьми изучаемого материала и помогает формировать правильное отношение к окружающему миру. Настоящая программа предполагает широкое применение регионального компонента в изучении природных комплексов.

Для реализации этого предусмотрены: практические работы, обработка собранного материала, на основе чего учащиеся могут создавать коллекции, гербарии, альбомы с последующим применением этого на занятиях.

Для развития активности, изобретательности, эмоционального восприятия в рамках программы запланированы различные конкурсы, конференции, КВНы, акции и т.д.



Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является активное вовлечение детей в самостоятельную учебно – творческую и природоохранную деятельность через личностное познание природы родного края.

В процессе освоения содержания программы предполагается мониторинг природных явлений и объектов лесных экосистем, изучение влияния антропогенного воздействия на лес, а также реализация проектной деятельности.

Объектом исследования может быть особо охраняемая территория-Алтачейский заказник или любой другой уникальный уголок природы своей местности.


Вид программы – метапредметная, ориентационная, активная (предлагает обучающимся овладеть определенными умениями и деятельностными навыками по лесной экологии).


Сроки реализации программы
Программа реализуется в рамках школьного экологического объединения и рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста, интересующихся биологией растений и окружающим миром.

Программа «Лес и человек » рассчитана на 2-летнее обучение учащихся 6-7 классов средней школы. Состав группы может быть разновозрастным. Количество часов за 1год обучения 144 часа , второй год обучения 2 часа в неделю 144 часов.

Занятия проводятся по группам по два часа в неделю.

Режим проведения занятий: через каждые 45 минут занятий пятнадцатиминутный перерыв, заполненный активным отдыхом.


Формы, методы работы:

  1. Для активизации познавательного процесса программой предполагаются индивидуальные, и коллективные формы, методы работы, а также использование многообразных средств для достижения цели (ПК, мультимедиа, видео, гербарии, коллекции, фото, лекции, беседы).

  2. Предусмотрено изучение теоретических вопросов.

  3. Практические занятия, экскурсии, самостоятельная работа, работа с натуральными объектами, дополнительной литературой, учащиеся наблюдают, сравнивают, делают выводы.

  4. Занятия экскурсии (лес, УОУ, школьная территория), экологические десанты по уборке массовых мест отдыха людей, полевые работы, поездки на природу.

  5. Обработка полученного материала, оформление и подготовка сообщений, презентаций и исследовательских работ.

  6. Проверка знаний и умений: Собеседование, тестирование, зачет, защита проектов, рефератов, конкурсы, мини-конференции, викторины

Виды деятельности: научно-исследовательская, проектная, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно-полезная практика
Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

Первый год обучения - «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы;

Второй год обучения - «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно – тематического направления программы.

«Продвинутый уровень» для учащихся с высоким уровнем усвоения материала. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Каждый из трех уровней предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей.


Кружок также будет способствовать.

- Формированию личностного отношения к охране родного края, окружающему миру.

- Осознание значимости среды обитания для живых организмов и знаний о родном крае.

-Профессиональному самоопределению


Ожидаемые результаты: сформированность экологического мышления обучающихся через изучение особенностей лесных экосистем нашей планеты и своего края.


Обучающиеся должны знать за первый год обучения:

- биосферное значение лесов;

- историю возникновения лесов нашей планеты;

- структуру лесного сообщества;

- способы использования лесов человеком

- типы лесов нашей планеты;

- многообразие живых организмов лесов нашей планеты;

- разнообразие взаимосвязей лесных обитателей;

- типы лесных пожаров и их опасность для лесных обитателей;

- способы защиты лесов от пожаров.


Обучающиеся должны знать за второй год обучения:

- общую характеристику лесного биогеоценоза;

- типы и особенности лесов своего края;

- видовое разнообразие представителей растительного и животного мира лесов своего края;

- разнообразие взаимосвязей в лесных биогеоценозах;

- экологические проблемы лесов своего края;

- что такое ремиза, ее роль в лесных биогеоценозах,

- основные методики изучения лесных биогеоценозов;

- что такое проект и основные типы проектов;

- способы восстановления лесов;

- необходимый минимум знаний по охране лесных биогеоценозов.


Обучающиеся должны уметь за первый год обучения:

- различать лесные ярусы;

- различать лекарственные растения леса;

- отличать деревья от кустарников;

- сажать деревья;

- осуществлять экологический мониторинг особо охраняемой территории;

- оформлять исследовательскую работу;

- проводить социологический опрос среди населения по лесным проблемам;

- составлять экологические проекты.

Обучающиеся должны уметь за второй год обучения:

- собрать и оформить коллекцию семян лесных растений;

- определять следы животных в зимнем лесу;

- по отличительным признакам различать птичьи гнезда;

- с помощью методических разработок проводить геоботаническое описание лесных биогеоценозов и другие исследования;

- осуществлять экологический мониторинг особо охраняемой территории;

- оформлять исследовательскую работу;

- проводить социологический опрос среди населения по лесным проблемам;

- составлять экологические проекты.


Необходимо также формирование у детей предметных и ключевых компетентностей: ценностно – смысловых, учебно – познавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности, а также профессиональной ориентации лесотехнического направления, трудовой деятельности в родном крае.

Ожидаемый результат и способы определения  его результативности.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:

•  мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);

•  информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);

•  инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной  деятельности);

•  деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.

Диагностика знаний умений и навыков проводится в начале, середине и конце года

(вводный, текущий и итоговый)

1-ый год обучения

Вид контроля

Содержание

Методы

Сроки

Вводный

-уровень нравственно-экологической позиции:

  • негативно-деструктивная;

  • равнодушно-созерцательная;

  • пассивно-сочувственная;

  • активно-добротворческая.

-сформированностьобщеучебных умений



-опыт взаимодействия с природой

отношение к учению

Беседа,

Тест «Определение нравственно-экологической позиции»




Наблюдение


Тест


Анкетирование



сентябрь









сентябрь

сентябрь



сентябрь-май

Текущий

-освоение учебного материала по теме;



-творческий потенциал обучающихся;



-оценка самостоятельности, возможностей спланировать работу

Опросы (устные, письменные), тестирование, викторины;

Самостоятельные, творческие работы;



Практические занятия

сентябрь-май

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Итоговые тесты, отчеты

Апрель-май





Диагностика знаний умений и навыков проводится в начале, середине и конце года

(вводный, текущий и итоговый)

2-ой год обучения


Вид контроля

Содержание

Методы

Сроки

Вводный

-уровень нравственно-экологической позиции:

  • негативно-деструктивная;

  • равнодушно-созерцательная;

  • пассивно-сочувственная;

- активно-добротворческая.

Тест «Определение нравственно-экологической позиции»



Сентябрь




-уровень начальных знаний

Тест «Проект и я»

Сентябрь

Текущий

-освоение учебного материала по теме;





-творческий потенциал обучающихся;



-оценка самостоятельности, возможностей спланировать работу;


Опросы (устные, письменные), тестирование, викторины;



Самостоятельные, творческие работы;



Практическая работа;

Сентябрь-май

Итоговый


- уровень знаний по программному материалу

Контроль ожидаемых результатов

Тест «………………..»




Апрель-май


Методическое и техническое обеспечение образовательной программы:


Учебно-методический комплекс:

  1. учебно-методические пособия (см. Литература);

  2. Материал из опыта педагога:

- методический и инструктивный материал к проектным исследовательским и видам деятельности;

- дидактический материал

- методические разработки (конспекты занятий, компьютерные презентации, памятки и т.д.);

3) методическое психолого-педагогическое сопровождение личности обучающегося (тесты, анкеты, опросник);

4) Материалы здоровьесберегающего комплекса:

  • комплексы упражнений для глаз;

  • упражнений для снятия общего утомления;

  • комплекс упражнений, направляющий энергию на использование потенциала мозга без напряжения;

  • релаксационные комплексы.


Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения:

  • Столы – 15 шт;

  • Стулья – 30 шт

  • Компьютер

  • Проектор


Учебный план


Первый год обучения

Содержание

Введение (16часов)

Лес - наш друг. Значение леса – народнохозяйственное защитное, водоохранное, санитарно-гигиеническое, эстетическое. Леса нашего края – географическое и экологическое значение в настоящем и будущем.

Экскурсия «Для чего нам лес?»


Знакомство с лесом (56ч)

Наука дендрология, ее отличия от ботаники. Многообразие древесных растений. Жизнь дерева. Особенности деревьев, живущих в лесу и вне леса, взаимоотношения в лесу. Понятие о лесе, составные части леса: древостой, подлесок, подрост живой надпочвенный покров. Признаки и свойства леса. Характеристика хвойных и лиственных пород республики. Лесная типология. Описание типов лесов, их практическое значение. Характеристика типов лесов.

Практические работы:

1. Хвойные. Хвойные Бурятии.

2. Цветковые деревья холодного климата

3. Классификация деревьев

Экскурсии (6 часов):

  1. Растения леса (составление полного флористического списка растений лесного фитоценоза).

  2. Растения территории школы «Малый фитоценоз».

  3. Изучение продуктивности лесного сообщества методом трансекты.

  4. Изучение продуктивности лесного сообщества методом пробных площадок.

  5. Пищевые растения леса.

  6. Лекарственные растения леса.



Экология леса (44ч)

Общие сведения об экологии. Классификация экологических факторов их значение и влияние на лес. Значение влаги, света, воды для жизни и развития леса.

Экологические системы, понятия – экотоп, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Взаимосвязь растений, животных, микроорганизмов, почвы, атмосферы. Особенности лесного биогеоценоза, место леса в нем. Враги леса. Влияние хозяйственной деятельности человека на сообщество леса. Типы загрязнения среды и воздуха, источник загрязнения. Государственная охрана леса от пожаров и лесоразрушений. Последствия и виды лесных пожаров, причины и меры борьбы. Объекты природы, подлежащие охране.

Один на один в лесу. Съедобные и ядовитые грибы, как обеззараживать воду, чем почистить зубы, чем заменить чай, как определить время (растения часы – кислица, шиповник, козлобородник и др.), как построить шалаш, развести костер, как обезопасить свое жилье от насекомых и прочих. Этика поведения в природе.

Практические работы:

  1. «Изучение и описание лесного биоценоза»

  2. Морфологические признаки листьев, хвои и шишек.

  3. Определение хвойных пород по коре, хвое, шишкам, семенам.


Деревья и люди. (28ч)

Мифы и символы. Лесоматериалы. Строительство. По суше и воздуху. По морям и океанам. Декоративное искусство. Музыка и развлечения

Хозяйственные инструменты. Бумага. Каучук, пробка и волокна. Пища и напитки. Лекарства. Сады и парки. Садовое искусство. Садоводство в Бурятии.

Практика.

  1. Оформление УОУ «Плетение клумб из ивовых прутьев», «плетень из ивовых прутьев»

  2. Красота спасет мир (высадка цветочных культур на УОУ)

  3. Рекам - чистые берега

  4. Проект «Сад в «Новозаганской СОШ»


Тематическое планирование ( 1-ый год обучения)

Раздел

Количество часов

Форма

контроля

общее

теория

практика

экскурсии

1

Введение


16

15


1

викторина

2

Знакомство с лесом

56

53

3


сообщения

3

Экология леса


44

40

4


тест

4

Деревья и люди.


28

20

8


Тест. Проект

5

Итого

144

128

15

1


Календарно-учебный график


1 –ый год обучения

№ п/п

Месяц

число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

2



13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция с элементом беседы


2


Введение


МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

2

сентябрь

4

13:50-14:35

14:50-15:35

Беседа

2

Техника безопасности в кабинете, на экскурсии

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Проблемные ситуации

3

сентябрь

9

13:50-14:35

14:50-15:35

Презентация

Рассказ с элементами беседы

2

Лес - наш друг. Значение леса – народнохозяйственное: защитное, водоохранное, санитарно-гигиеническое, эстетическое.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

4

сентябрь

11

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Леса нашего края – географическое и экологическое значение в настоящем и будущем.


МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

5

сентябрь

15

18

22

13:50-14:35

14:50-15:35

Экскурсия

6

«Для чего нам лес?»

Лес

Отчет

6

сентябрь

25

13:50-14:35

14:50-15:35

Интеллектуальная игра

2

Викторина «Лес – наше богатство»

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Игра-квест

7

сентябрь

29

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция с элементами беседы

2

Наука дендрология.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

тест

8

октябрь

2

13:50-14:35

14:50-15:35

Игра

2

Что такое дерево?

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

9

октябрь

7

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Строение дерева (ствол, ветви). Форма деревьев.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Работа по карточкам

10

октябрь

9

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Кора, древесина

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

11

октябрь

14

13:50-14:35

14:50-15:35

Презентация

Лекция-семинар

2

Почва. Корневая система.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Работа по карточкам

12

октябрь

16

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Листья

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

тест

13

октябрь

21

13:50-14:35

14:50-15:35

Решение проблемной ситуации

2

Размножение. Цветки. Шишки.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

тест

14

октябрь

23

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Плоды. Семена

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

тест

15

октябрь

28

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Стадии роста. Рост дерева.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

16

ноябрь

11

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Выживание приспособленных.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

17

ноябрь

13

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Самооборона у растений

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

18

ноябрь

18

13:50-14:35

14:50-15:35

практическое

2

Основные группы растений (типы деревьев)

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

отчет

19

ноябрь

20

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Погодные условия

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

20

ноябрь

25

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция-семинар

2

Пожары и наводнения

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

тест

21

ноябрь

27

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Деревья - пионеры

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

22

декабрь

2

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Основные группы растений

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

23

декабрь

4

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция-семинар

2

Вечнозеленые и листопадные

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

тест

24

декабрь

9

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция-семинар

2

Папоротники. Папоротники Буряти.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

тест

25

декабрь

11

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция-семинар

2

Гинкговые

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

тест

26

декабрь

16

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция-семинар

2

Саговниковые

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

тест

27

декабрь

18

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическое

2

Хвойные. Хвойные Бурятии.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

отчет

28

декабрь

23

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическое

2

Цветковые деревья холодного климата

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

отчет

29

декабрь

25

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Цветковые деревья теплого климата

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

30

декабрь

30

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Пальмы

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

31

январь

13

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Кактусы и другие суккуленты

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

32

январь

15

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Деревья, растущие в воде

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

33

январь

20

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Самые знаменитые деревья планеты

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

34

январь

22

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Самые знаменитые деревья планеты

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

35

январь

27

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическое

2

Классификация деревьев

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Проект

36

январь

29

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Общие сведения об экологии

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

37

февраль

3

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Классификация экологических факторов их значение и влияние на лес.




МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

39

февраль

5

13:50-14:35

14:50-15:35

Семинар

2

Значение влаги, света, воды для жизни и развития леса.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

39

февраль

10

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Экологические системы, понятия – экотоп, биотоп, биоценоз, биогеоценоз, экосистема.



МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

40

февраль

12

13:50-14:35

14:50-15:35

Семинар

2

Взаимосвязь растений, животных, микроорганизмов, почвы, атмосферы

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

41

февраль

17

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическая работа

2

Сообщество лес

Понятие о лесе. Признаки и свойства леса

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Отчет

42

февраль

19

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическая работа

2

«Изучение и описание лесного биоценоза»

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Отчет

43

февраль

24

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Лесная типология. Описание типов лесов, их практическое значение.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

44

февраль

26

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Величайшие леса планеты. Характеристика типов лесов.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

45

март

2

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Таежные леса

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

46

март

4

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Горные хвойные леса

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

47

март

9

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическая работа

2

Характеристика хвойных и лиственных пород республики

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Отчет

48

март

11

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическая работа

2

Определение хвойных пород по коре, хвое, шишкам, семенам, входам.


МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Отчет

49

март

16

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Охраняемые территории Мухоршибирского района

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

50

март

18

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Листопадные леса умеренного пояса

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

51

март

23

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Широколиственные леса Южного полушария

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

52

март

25

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Субтропические редколесья

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

53

апрель

6

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Тропические дождевые леса

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

54

апрель

8

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Тропические сухие листопадные леса

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

55

апрель

13

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Саванны.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

57

апрель

15

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Мангры.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

58

апрель

20

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Городские ландшафты.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

59

апрель

22

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Деревья и люди.

Мифы и символы

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

60

апрель

27

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Лесоматериалы. Строительство.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

61

апрель

29

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

По суше и воздуху. По морям и океанам

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

62

май

4

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Декоративное искусство.

Музыка и развлечения

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

63

май

6

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Хозяйственные инструменты

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

64

май

11

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Бумага. Каучук, пробка и волокна

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

65

май

13

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Пища и напитки. Лекарства.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

66

май

18

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Сады и парки. Садовое искусство

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Творческое задание. Практическое

67

май

20

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Садоводство в Бурятии

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Творческое задание. Практическое

68

май

25

13:50-14:35

14:50-15:35

Семинар

2

Проект «Сад в «Новозаганской СОШ»

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Творческое.

Практическое

69

май

27

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическое занятие

2

Оформление УОУ «Плетение клумб из ивовых прутьев», «плетень из ивовых прутьев»

МБОУ «Новозаганская СОШ»

УОУ

Творческое.

Практическое

70

июнь

15

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическое занятие

2

Красота спасет мир (высадка цветочных культур на УОУ)

МБОУ «Новозаганская СОШ»

УОУ

Практическое

71

июнь

20

13:50-14:35

14:50-15:35

Акция

4

Рекам - чистые берега


МБОУ «Новозаганская СОШ»

Русло речки «Заганка»

Практическое. Природохранное

Содержание


Введение (2ч)

Лес и планета (34ч)

Роль леса в жизни планеты. Парниковый эффект. Загрязнение окружающей среды. Биологическое разнообразие и охрана природы. Предотвращение разрушения почвы. Леса и наводнения. Вырубка леса Государственная охрана леса от пожаров и лесоразрушений. Последствия и виды лесных пожаров, причины и меры борьбы. Объекты природы, подлежащие охране. Особо охраняемые природные территории Республики Бурятии. Возобновление лесов.

Практическая работа:

-Один на один в лесу

-Этика поведения в природе «Человек в лесу»



Животный мир (36ч)

Многообразие животного мира местного леса: беспозвоночные, птицы, млекопитающие

Беспозвоночные: почвенные, надпочвенные, обитающие на травянистой, кустарниковой и древенистой растительности. Позвоночные животные леса. Птицы, живущие на земле, на древесной и кустарниковой растительности. Млекопитающие, следы их жизнедеятельности (шишки, объеденные ветки, зачесы, помет, следы, лежки и т. д.). Взаимосвязь леса и животных. Охрана животных, редкие исчезающие растения и животные республики. Учет диких зверей, птиц, муравейников.


Защита леса (32ч)

Характеристика наиболее опасных и распространенных насекомых-вредителей местных лесов. Хвоегрызущие насекомые (сосновый шелкопряд – сибирский шелкопряд, шелкопряд монашенка, сосновая сока, сосновая пяденица, сосновый обыкновенный пилильщик), листогрызущие насекомые (непарный шелкопряд, кольчатый шелкопряд, зимняя пяденица, пяденица-шелкопряд бурополосатый), стволовые вредители (короеды, черный сосновый усач, черный еловый усач, златки, древесница въедливая, древесница пахучая), вредители питомников и молодняков (сосновый подкорный клоп, большой сосновый долгоносик, побеговьюны (листовертка), хрущи, проволочники (щелкуны, чернотелки). Особенности вредных и полезных для леса насекомых, значение и основные способы борьбы с вредителями. Причины и болезни деревьев и кустарников. Болезни плодов, семян, сеянцев и молодняка деревьев и кустарников (стволов, ветвей, корней). Заболевания паразитные и не паразитные (ржавчина еловых шишек, плеснение семян, голландская болезнь ильмовых, серянка сосны, черный рак осины)

Общая характеристика грибов, вызывающие гнили стволов и корней. Виды вредных грибов: сосновые, еловые и лиственная губки, серо-желтый трутовик, березовая губка и пр.)

Вред, причиняемый лесному хозяйству этими болезнями. Способы борьбы с ними. Комплексная защита леса. Технология биологической защиты леса. Внутриареальное расселение муравьев. Производство трихограммы. Хищные насекомые-энтомофаги (чернотелки, жуки-типографы, усачи и др.) и паразитические насекомые защитники леса (наездники, осы и др.)

Характеристика основных ядохимикатов и биопрепаратов, применяемых против вредителей и болезней. Техника безопасности при работе с ядом.

Практическая работа:

1. Определение и изучение местных вредителей леса по коллекциям.

2. Изучение (по гербариям и коллекциям) местных болезней древесных пород.


Использование леса (36ч)

Чудесные превращения дерева: использование древесины как строительного материала, как сырья для химической переработки (смола, деготь, поташ), как поделочного материала и пр. Плетение из ивовых прутьев, заготовка коры, использование хвои и листьев.

Лес нашему столу: Березовы сок, плоды и ягоды, мед, папоротник, черемша. Лесная аптека. Значение растущего леса: защитник урожая, сборщик снега, хранитель почвы, убежище для животных. Профессии, связанные с лесным делом.

Экскурсии: «Чудесные превращения дерева» (в кабинет технологии)

«Наблюдения за явлениями в природе (весенним лесом, деревьями на территории школы)»

Оформление УОУ «Плетение клумб из ивовых прутьев», «плетень из ивовых прутьев»

Работы в теплице (уход за рассадой культурных растений)

Акции: - Рекам - чистые берега.

-Чистая аллея - Заган- Мухоршибирь







Второй год обучения

Тематический план

Раздел

Всего часов

Теоретические

занятия

Экскурсии

Лабораторные

Работы

Форма аттестации

Контроля


Введение

2

2



опрос


Лес и планета

34

26


8

тест

Животный мир леса


36

16

4

16

сообщение

Защита леса


32

12

4

16

сообщение

Использование леса

36

16

4

16

тест

итого

140

72

12

56



Календарно-учебный график 2-ой год обучения

№ п/п

Месяц

число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

3

13:50-14:35

14:50-15:35

Комбинированное

2

Введение. Техника безопасности.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос





2

сентябрь

7

13:50-14:35

14:50-15:35

Комбинированное

2

Лес и планета Земля

Роль леса в жизни планеты

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

3

сентябрь

10

13:50-14:35

14:50-15:35

Комбинированное

2

Парниковый эффект

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Тест

4

сентябрь

14

13:50-14:35

14:50-15:35

Комбинированное

2

Загрязнение окружающей среды.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

5

сентябрь

17

13:50-14:35

14:50-15:35

Комбинированное

2

Биологическое разнообразие и охрана природы

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

6

сентябрь

21

13:50-14:35

14:50-15:35

Комбинированное

2

Предотвращение разрушения почвы

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

7

сентябрь

24

13:50-14:35

14:50-15:35

Комбинированное

2

Леса и наводнения

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

8

сентябрь

28

13:50-14:35

14:50-15:35

Комбинированное

2

Вырубка леса.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

9

октябрь

1

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Государственная охрана леса от пожаров и лесоразрушений.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

10

октябрь

5

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Последствия и виды лесных пожаров, причины и меры борьбы.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

11

октябрь

8

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция

2

Объекты природы, подлежащие охране.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Тест

12

октябрь

12

13:50-14:35

14:50-15:35

Семинар

2

Особо охраняемые природные территории Республики Бурятии

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

13

октябрь

15

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Возобновление лесов.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Фронтальный опрос

14



15

октябрь

19



22


13:50-14:35

14:50-15:35



13:50-14:35

14:50-15:35

Практическая работа

2



2

Один на один в лесу

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Карточки с ситуацией

16


17

октябрь

26


29

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическая работа

2


2

Этика поведения

в природе.

«Человек в лесу»


МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Творческое

Экологический плакат

18



19

ноябрь

9


12

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция




Практическая работа

2




2

Стволовые вредители

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

опрос




отчет

20



21

ноябрь

16



19

13:50-14:35

14:50-15:35


13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция



Практическая работа

2



2

Вредители питомников и молодняков

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

опрос




отчет

22



23

ноябрь

23



26

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция


Практическая работа

2


2

Особенности вредных и полезных для леса насекомых, значение и основные способы борьбы с вредителями.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Опрос



отчет

24



25

Ноябрь



декабрь

30



3

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция



Практическая работа

2



2

Причины и болезни деревьев и кустарников. Болезни плодов, семян, сеянцев и молодняка деревьев и кустарников (стволов, ветвей, корней).

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18


26




27

декабрь

7



10

13:50-14:35

14:50-15:35


13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция



Практическая работа

2



2

Заболевания паразитные и не паразитные

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Опрос




отчет

28



29

декабрь

14



17

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

лекция




практическая работа

2



2

Общая характеристика грибов, вызывающие гнили стволов и корней.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Тест



отчет

30



31

декабрь

21



24

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция



Практическая работа

2



2

Виды вредных грибов

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Опрос



отчет

32


33

Декабрь


январь

28


11

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция



Практическая работа

2



2

Вред, причиняемый лесному хозяйству этими болезнями. Способы борьбы с ними.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Опрос



отчет

34



35

январь

14



18

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция



Практическая работа

2



2

Комплексная защита леса. Технология биологической защиты леса.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Опрос



тест

36



37

январь

21



25

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция



Практическая работа

2



2

Внутри ареальное расселение муравьев. Производство трихограммы.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Тест



отчет

38



39

Январь



февраль

28



1

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Лекция



Практическая работа

2



2

Хищные насекомые-энтомофаги и паразитические насекомые защитники леса

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Опрос



отчет

40



41

февраль

8



11

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

лекция


Практическая работа


2



2

Определение и изучение местных вредителей леса по коллекциям.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Опрос



отчет

42



43

февраль

15



18

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

лекция



Практическая работа


2



2

Изучение (по гербариям и коллекциям) местных болезней древесных пород.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Опрос



отчет

44



45

февраль

22



25

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

лекция



Практическая работа


2



2

Вредители и болезни леса

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Опрос



отчет

46



47

Февраль



март

29



3

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Экскурсия

4

Чудесные превращения дерева: использование древесины

Кабинет технологии кружок «Резьба по дереву»

Отчет

проект

48



49

март

7


10

13:50-14:35

13:50-14:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Занятие-творчества

2



2

Плетение из ивовых прутьев, заготовка коры, использование хвои и листьев.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Изготовление поделок из природного материала

50



51

март

14


17

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2



2

Лес нашему столу

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

сообщеня

52



53

март

21



24

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2



2

Лесная аптека

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

сообщения

54


55

Апрель

4



7

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2


2

Значение растущего леса.

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

сообщения

56

Апрель

11



13:50-14:35

14:50-15:35

Рассказ с элементами беседы

2

Профессии, связанные с лесным делом

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

анкета

57

Апрель


14

13:50-14:35

14:50-15:35

Приглашение специалиста из лесхоза

2

Профессия любить лес

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Кабинет химии №18

Профессиональное самоопределение уч-ся

58



59

Апрель

18



21

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическое занятие

2



2

Оформление УОУ «Плетение клумб из ивовых прутьев», «плетень из ивовых прутьев»

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Учебно-опытный участок

практика

60



61

Апрель

25



28

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Практическое занятие

2



2

Красота спасет мир (высадка цветочных культур на УОУ)

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Учебно-опытный участок

практика

62



63

май

2



5

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Экскурсия

2



2

Наблюдения за явлениями в природе

(весенним лесом, деревьями на территории школы)


МБОУ «Новозаганская СОШ»


отчет


май

12

13:50-14:35

14:50-15:35



2

Итоговое занятие

МБОУ «Новозаганская СОШ»


Контрольный тест

64



65

май

16




19

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Практика

2



2

Работы в теплице (уход за рассадой культурных растений)

МБОУ «Новозаганская СОШ»

Учебно-опытный участок

практика

66

май

26



30

13:50-14:35

14:50-15:35

13:50-14:35

14:50-15:35

Акция

2



2

Рекам - чистые берега


МБОУ «Новозаганская СОШ»

Речка Заганка

практика






Литература

  1. Лес энциклопедический путеводитель М.: «Махаон», 2008 – 304 с.ил.

  2. Атлас Республики Бурятия Мю: «Федеральная служба геодезии и картографии России», 2000

  3. Н.Ф. Реймере «Основные биологические понятия и термины» М.: «Просвещение», 1988 – 319 с.

  4. Экологический журнал «Волна» №1, 2008 Иркутская региональная общественная организация «Байкальская Экологическая Волна»

  5. Атлас ботаники Харьков: Изд – во «Ранок», 2005 – 96 с.

  6. Энциклопедия эрудита М.:»Махаон», 2005

  7. «Биология для школьников» научно – популярный журнал №3, 2008

  8. С.Ц. Балдуев «Внимание, звери и птицы, снимаю!» У-У.: Бурятское книжное издательство, 1989 – 80 с.

  9. И.А. Старков, П.С. Стариков «Промысловые животные Бурятии» У-У.: Бурятское книжное издательство, 1985 – 138 с.

  10. В.М. Храбрый «Школьный Атлас – определитель птиц» М.: Просвещение, 1988 – 219 с.

  11. К.С.Кальянов «Изучение эрозии почв в школе» М.: Просвещение, 1973 – 157 с.

  12. В.В. Алехин «Растительность СССР в основных зонах» М.: Гос. изд – во «Советская наука» 1951 – 512 с.

  13. Атлас экологии Харьков: Изд – во «Ранок», 2005 – 96 с.

  14. Заказники Тугнуйской долины. Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных РБ.

  15. Мультимедийное издание «Священный Байкал»

  16. Мультимедийное издание «Методика проведения исследовательских работ»

Научные интернет-проекты

  1. http://www.zin.ru/BioDiv/index.html – «Биоразнообразие России».

  2. http://www.macroevolution.narod.ru/index.html – «Пробле­мы эволюции», авторский сайт Александра Маркова, со­трудника ПИН РАН.

  3. http://animaldiversity.ummz.umich.edu/ – интернет-проект Мичиганского университета «Разнообразие животных» (Animal Diversity Web).

  4. http://tolweb.org/tree/ – международный интернет-проект «Древо жизни».

  5. http://www.animalinfo.org/ – интернет-проект о редких и ис­чезающих млекопитающих мира.

  6. .http://fcior.edu.ru/ – сайт ФЦИОР обеспечивает каталоги­зацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной моде­ли метаданных, основанной на стандарте LOM. Электрон­ные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой за­конченные интерактивные мультимедиапродукты, нацелен­ные на решение определенной учебной задачи.

  7. http://www.dokonlin.ru/video/nauchno-populjarnoe – сайт с множеством документальных фильмов.

  8. http://xn--e1aogju.xn--p1ai/shemy/biologija – схемы по био­логии.

  9. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифро­вых образовательных ресурсов по разным предметам и к разным учебникам. Есть возможность скачивать понравив­шиеся ресурсы


естественно-научные музеи России

  1. http://www.museum.ru/museum/timiryazev/ – Государствен­ный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва.

  2. http://darwin.museum.ru/– Государственный Дарвиновский музей, Москва.

  3. http://www.paleo.ru/index.html – Палеонтологический му­зей, Москва.

  4. http://www.sgm.ru – Музей истории Земли им. В.И. Вернад­ского, Москва.

  5. http://www.zin.ru/index_r.htm – Зоологический музей, Санкт-Петербург.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!