СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа художественно-эстетической направленности " Игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная образовательная программа  адресована обучающимся общеобразовательной школы 7 - 10 лет. Направленна на художественно-эстетический вкус. Программа содержит основные компоненты структуры, календарно-тематическое  планирование.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа художественно-эстетической направленности " Игрушка"»











Программа

дополнительного образования

художественно эстетической направленности:

кружок

по декоративно-прикладному искусству

«Игрушка»

1- 4 классы








Подготовила:

учитель начальных классов,

Железкина Елена Александровна













Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Игрушка» адресована обучающимся общеобразовательной школы на период 2016 – 2017 учебный год.

Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1часу.

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» по целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 1 год. По содержательной направленности программа относится к художественно-эстетическим.

Возраст обучающихся – 7-10 лет. Занятия проходят в группах по 10–12 человек.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.

В предлагаемой программе необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по изо, математике, истории, окружающему миру.

Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1-й э т а п. Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива.

2-й э т а п. Обучающиеся знакомятся с технологией выполнения игрушек из бумаги способом сгибания.

3-й э т а п. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения игрушек из ниток, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки.

4-й э т а п. Знакомятся с технологией изготовления поделок из папье –маше, поделок из спичек.

5-й этап. Организуются выставки детских изделий.

Все это способствует формированию интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, тематический, итоговый.

Формы контроля.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

  • фронтальная беседа;

  • самостоятельная работа;

  • выставки лучших работ детей.

Форма проведения занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).

Педагогические технологии

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.

В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:

1-й э т а п – организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

2-й э т а п – проверочный.

Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция.

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3-й э т а п – подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.

Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.

4-й э т а п – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.

Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д.

5-й э т а п – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.

6-й э т а п – итоговый.

Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.

Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.

Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Дидактические и методические материалы

Для обучающихся в кабинете оформлены:

– выставка поделок обучающихся;

– уголок для обучающихся и родителей с различной информацией, техникой безопасности;

– журналы, книги, альбомы с фотографиями.

Цель: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи обучающие:

– обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;

– формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

– развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

Задачи воспитательные:

– способствовать воспитанию творческой активности;

– формировать чувство самоконтроля.

Задачи развивающие:

– способствовать развитию у обучающихся логического мышления;

– содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задачи мотивационные:

– создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

– развивать активную деятельность.

Задачи социально-педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.



Содержание программы

«ИГРУШКА»

I. Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива ТБ .-1ч

II. Оригами - обучающиеся знакомятся с технологией выполнения игрушек из бумаги способом сгибания – 53ч

Что такое оригами? Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии.

Веселая геометрия. Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Кто такой Архимед. Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой. Знакомство со знаками Акиры Йошизавы.

Квадрат - основная фигура оригами. Практическое занятие. Способ заготовки квадрата.

Простые базовые фигуры оригами. Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.

Аппликация “На даче”. Содержание беседы: “Жизнь в деревне”, “Деревенская изба”, “Домашние и дикие животные”, знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф “треугольник”, игрушек :котенок, собачка, зайка, домик. Выполнение практической работы.

Аппликация “Аквариум”. Содержание беседы: “обитатели водоемов”, “Океанографическое судно”; знакомство с инструкционными картами для складывания различных моделей рыбок. Выполнение практической работы.

Аппликация “Осенний лес”. Беседа по теме: “Осень в лесу”, ежик, грибы, лиственные и хвойные деревья; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной треугольник”, игрушек: ежик, грибок, дерево. Практическая работа.

Аппликация “У озера”. Беседа по теме: “Обитатели водоемов, “Озеро”; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей”, игрушек лягушка, бабочка, улитка, рыбка. Просмотр фрагмента в\ф “Байкал-жемчужина России”.

Прыгающая модель “Лягушка”. Беседа по теме: “Земноводные и пресмыкающиеся”; знакомство с инструкционной картой для изготовления модели.

Аппликация “Ночь”. Беседа по теме: “Солнечная система”, знакомство с теллурием, глобусом; летучие мыши, совы ; сказка В. Бианки “Сова”, знакомство с инструкционными карты для изготовления б\ф “двойной треугольник”, “воздушный змей”, игрушек летучая мышь и сова”. Практическая работа

Аппликация по сказке Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Беседа по теме “Водоплавающие птицы”, знакомство с различными изданиями книги “Гадкий утенок”, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей” и игрушек гусь, лебедь и утка. Практическая работа.

Различные способы окрашивания бумаги. Практическое занятие. Знакомство со способами окрашивания бумаги при помощи трафарета, штампа, набрызга и др.

Аппликация “В лесу”. Беседа по теме: “дикие животные”, “Зимой в лесу”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей: лисичка, волк, белочка, елочка. Практическая работа.

Знакомство с базовой формой “рыба”. Практическое занятие.

Аппликация “Антарктида”. Беседа по теме: “Северный и южный полюса”, работа с глобусом, физической картой полушарий, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “рыба” и моделей: тюлень и пингвин.

Аппликация “Африка”. Беседа по теме “Африка” ; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей животных Африки.

Аппликация “Австралия”. Беседа о необыкновенных обитателях Австралии, истории и населении континента, работа с физической картой полушарий, инструкционные карты для изготовления модели кенгуру.

Коллективная работа “Зоопарк”. Беседа по теме “Охрана редких и исчезающих животных”, “Роль зоопарков в природоохранной деятельности”; знакомство с Красной Книгой; инструкционные карты.

Аппликация “В порту”. Беседа на тему “Виды транспорта”, “Профессии, связанные с транспортом”, инструкционные карты для изготовления моделей водного вида транспорта. Практическая работа.

Изготовление объемных форм. Практическое занятие. Беседа по теме “Скоро Новый Год!”, чем украшали новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей хлопушка, фусен, кубик. Практическая работа.

Изготовление снежинок. Беседа по теме “Что такое снег и лед”; знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.

Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.

Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка”. Знакомство с фрагментом к\ф “Морозко”. Из чего изготавливались фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей.

Новогодняя викторина. “Путешествие по Оригамии” – 2ч

III. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки ТБ.- 84

Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки

Вводное занятие. Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей.

Простые модели.

Сова. Поросёнок. Игрушки из помпонов. Игрушки из ниток (Осьминожек)

Игрушки-помощники

Прихватка для кастрюль. Варежка-прихватка. Кукла на чайник.

Объёмные игрушки.

Цыплёнок. Поросёнок. Мышка. Лягушонок. Ослик (подставка для карандашей). Пингвин. Дятел.

Куклы-сувениры

Объёмные каркасные игрушки из меха

Итоговые занятия - 1

Выставка-ярмарка. Экскурсия в швейный цех.- 2

Викторина «Игрушечный мир»- 1



Календарно - тематический план


Название темы

всего


сроки

теория

практика

I

Оригами





Вводное. Что такое оригами.

1

1



Веселая геометрия

2

1

1



Квадрат - основная фигура оригами

1

-

1


Простые базовые формы оригами

3

1

2




Аппликация “На даче”

3

1

2




Аппликация “Аквариум

3

0,5

2,5




Базовая форма “двойной треугольник”

1

-

1


Аппликация “Осенний лес”

3

0,5

2,5




Аппликация “У озера”

3

0,5

2,5




Прыгающая модель лягушки


2

0,5

1,5



Аппликация “Ночь”

3

0,5

2,5




Аппликация по сказке “Гадкий утенок”

3

0,5

2,5




Различные способы окрашивания бумаги

2

0,5

1,5



Аппликация “В лесу”

3

0,5

2,5




Базовая форма “Рыба”

1

-

1


Аппликация “Антарктида”

3

0,5

2,5




Аппликация “Африка”

3

0,5

2,5




Коллективная аппликация “Зоопарк”

3

0,5

2,5




Аппликация “В порту”

3

0,5

2,5




Хлопушка, фусен, кубик

2

0,5

1,5



Вырезание снежинок 6-8-лучевой формы

3

0,5

2,5




Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка”

3

0,5

2,5




Новогодняя викторина “Путешествие по Оригамии”

2

1

1




Итого по теме:

56




Игрушечный мир

1

1



Вводное занятие

2

1

1-



Раскрой с выкройкой. Раскрой материала.

2

1

1



Соединение деталей.

Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей.

2

1

1



Сова

2

-

2



Поросёнок

2

-

2



Игрушки из помпонов

3


3




Игрушки из ниток (Осьминожек)

2

-

2



Прихватка для кастрюль

2

-

2



Варежка- прихватка

2

-

2



Кукла на чайник

3

0,5

2,5




Цыплёнок

3

1

2




Поросёнок

3

1

2




Мышка

3

1

2




Лягушонок

3

1

2




Ослик (подставка для карандашей)

3

1

2




Пингвин

3

1

2




Дятел

3

1

2




Петушок;

– изготовление мягких игрушек.

3

1

2




Петушок;

– изготовление мягких игрушек.

3

1

2




Клоун;

– изготовление веревочных кукол.

3

1

2




Клоун;

– изготовление веревочных кукол.

3

1

2




Африканка;

– изготовление игрушек с каркасом.

3

1

2




Африканка;

– изготовление игрушек с каркасом.

3

1

2




Собачка;

– изготовление плоских игрушек.

3

1

2




Собачка;

– изготовление плоских игрушек.

3

1

2




Медвежонок - карандашница – изготовление плоских игрушек.

3

1

2




Медвежонок - карандашница – изготовление плоских игрушек.

3

1

2




Подготовка к выставке – поделок

2

1

1



Викторина «Игрушечный мир»

2

2

-



Свадебные куклы «неразлучники», «красота»

2

1

1



Кукла-берегиня

2

1

1



Кукла «мокредина»

2

0,5

1,5



Кукла «сударушка»

1


1


Выставка поделок

2

1

1



Итоговое занятие

1

1

-



Итого по теме

88





Итого

144




Знания и умения, которые должны быть получены
обучающимися по окончании курса

Должны знать:

1. Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

2. Начальные сведения о свойствах бумаги, ткани, пряжи, крючках.

3. Сведения о применяемых материалах в изделиях.

4. Технологию изготовления игрушек.

5. Иметь представление о традициях разных стран.

Должны уметь:

1. Пользоваться схематичным описанием рисунка.

2. Изготавливать разные игрушки.

3. Работать по шаблону.

4. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

5. Разбираться в схемах и чертежах;

6. В процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;

7. Правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.


Список использованной литературы


  • Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002

  • Долженко Г.И.“100 оригами” . Ярославль: Академия холдинг, 2003.

  • Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003

  • Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003

  • Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003

  • Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003

  • Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004

  • “Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2001

  • “Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 1993

  • “100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000

  • “Снежинки. Вырезалочка”. М.: Омега, 2002

  • “Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002

  • О. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-самоделок” Москва. Просвещение. 1983

  • Энциклопедия рукоделия. Книжный клуб. Харьков.2005

  • В.Деревянко. “Мягкая игрушка” Москва. “ЭКСМО” 2003

  • Илс Грей. “Мягкие игрушки, куклы-марионетки” Москва. Просвещение. 1979

  • Н Ломова. “Карнавальные маски” Энер 1989

  • Ю Соколова “Мягкая игрушка” Литера Санкт-Петербург 2001



Инструкция по охране труда

при работе с ножницами, иголками, булавками

1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

6. При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.






Инструкция по охране труда при работе с клеем

1. Помнить, что клей токсичен.

2. После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем.

3. В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить педагогу и промыть глаза холодной водой.