Программа
дополнительного образования
художественно эстетической направленности:
кружок
по декоративно-прикладному искусству
«Игрушка»
1- 4 классы
Подготовила:
учитель начальных классов,
Железкина Елена Александровна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Игрушка» адресована обучающимся общеобразовательной школы на период 2016 – 2017 учебный год.
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1часу.
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» по целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 1 год. По содержательной направленности программа относится к художественно-эстетическим.
Возраст обучающихся – 7-10 лет. Занятия проходят в группах по 10–12 человек.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.
В предлагаемой программе необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по изо, математике, истории, окружающему миру.
Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1-й э т а п. Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива.
2-й э т а п. Обучающиеся знакомятся с технологией выполнения игрушек из бумаги способом сгибания.
3-й э т а п. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения игрушек из ниток, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки.
4-й э т а п. Знакомятся с технологией изготовления поделок из папье –маше, поделок из спичек.
5-й этап. Организуются выставки детских изделий.
Все это способствует формированию интереса к декоративно-прикладному творчеству.
Контроль осуществляется в следующих видах:
входной, тематический, итоговый.
Формы контроля.
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Форма проведения занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).
Педагогические технологии
Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.
В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:
1-й э т а п – организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.
2-й э т а п – проверочный.
Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция.
Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
3-й э т а п – подготовительный.
Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.
Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.
4-й э т а п – основной.
Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д.
5-й э т а п – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.
6-й э т а п – итоговый.
Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.
Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.
Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Дидактические и методические материалы
Для обучающихся в кабинете оформлены:
– выставка поделок обучающихся;
– уголок для обучающихся и родителей с различной информацией, техникой безопасности;
– журналы, книги, альбомы с фотографиями.
Цель: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи обучающие:
– обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
– формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
– развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
Задачи воспитательные:
– способствовать воспитанию творческой активности;
– формировать чувство самоконтроля.
Задачи развивающие:
– способствовать развитию у обучающихся логического мышления;
– содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задачи мотивационные:
– создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
– развивать активную деятельность.
Задачи социально-педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.
Содержание программы
«ИГРУШКА»
I. Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива ТБ .-1ч
II. Оригами - обучающиеся знакомятся с технологией выполнения игрушек из бумаги способом сгибания – 53ч
Что такое оригами? Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии.
Веселая геометрия. Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Кто такой Архимед. Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой. Знакомство со знаками Акиры Йошизавы.
Квадрат - основная фигура оригами. Практическое занятие. Способ заготовки квадрата.
Простые базовые фигуры оригами. Практическое занятие. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.
Аппликация “На даче”. Содержание беседы: “Жизнь в деревне”, “Деревенская изба”, “Домашние и дикие животные”, знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф “треугольник”, игрушек :котенок, собачка, зайка, домик. Выполнение практической работы.
Аппликация “Аквариум”. Содержание беседы: “обитатели водоемов”, “Океанографическое судно”; знакомство с инструкционными картами для складывания различных моделей рыбок. Выполнение практической работы.
Аппликация “Осенний лес”. Беседа по теме: “Осень в лесу”, ежик, грибы, лиственные и хвойные деревья; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной треугольник”, игрушек: ежик, грибок, дерево. Практическая работа.
Аппликация “У озера”. Беседа по теме: “Обитатели водоемов, “Озеро”; знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей”, игрушек лягушка, бабочка, улитка, рыбка. Просмотр фрагмента в\ф “Байкал-жемчужина России”.
Прыгающая модель “Лягушка”. Беседа по теме: “Земноводные и пресмыкающиеся”; знакомство с инструкционной картой для изготовления модели.
Аппликация “Ночь”. Беседа по теме: “Солнечная система”, знакомство с теллурием, глобусом; летучие мыши, совы ; сказка В. Бианки “Сова”, знакомство с инструкционными карты для изготовления б\ф “двойной треугольник”, “воздушный змей”, игрушек летучая мышь и сова”. Практическая работа
Аппликация по сказке Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Беседа по теме “Водоплавающие птицы”, знакомство с различными изданиями книги “Гадкий утенок”, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей” и игрушек гусь, лебедь и утка. Практическая работа.
Различные способы окрашивания бумаги. Практическое занятие. Знакомство со способами окрашивания бумаги при помощи трафарета, штампа, набрызга и др.
Аппликация “В лесу”. Беседа по теме: “дикие животные”, “Зимой в лесу”. Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей: лисичка, волк, белочка, елочка. Практическая работа.
Знакомство с базовой формой “рыба”. Практическое занятие.
Аппликация “Антарктида”. Беседа по теме: “Северный и южный полюса”, работа с глобусом, физической картой полушарий, знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “рыба” и моделей: тюлень и пингвин.
Аппликация “Африка”. Беседа по теме “Африка” ; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей животных Африки.
Аппликация “Австралия”. Беседа о необыкновенных обитателях Австралии, истории и населении континента, работа с физической картой полушарий, инструкционные карты для изготовления модели кенгуру.
Коллективная работа “Зоопарк”. Беседа по теме “Охрана редких и исчезающих животных”, “Роль зоопарков в природоохранной деятельности”; знакомство с Красной Книгой; инструкционные карты.
Аппликация “В порту”. Беседа на тему “Виды транспорта”, “Профессии, связанные с транспортом”, инструкционные карты для изготовления моделей водного вида транспорта. Практическая работа.
Изготовление объемных форм. Практическое занятие. Беседа по теме “Скоро Новый Год!”, чем украшали новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей хлопушка, фусен, кубик. Практическая работа.
Изготовление снежинок. Беседа по теме “Что такое снег и лед”; знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.
Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.
Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка”. Знакомство с фрагментом к\ф “Морозко”. Из чего изготавливались фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей.
Новогодняя викторина. “Путешествие по Оригамии” – 2ч
III. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки ТБ.- 84
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки
Вводное занятие. Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей.
Простые модели.
Сова. Поросёнок. Игрушки из помпонов. Игрушки из ниток (Осьминожек)
Игрушки-помощники
Прихватка для кастрюль. Варежка-прихватка. Кукла на чайник.
Объёмные игрушки.
Цыплёнок. Поросёнок. Мышка. Лягушонок. Ослик (подставка для карандашей). Пингвин. Дятел.
Куклы-сувениры
Объёмные каркасные игрушки из меха
Итоговые занятия - 1
Выставка-ярмарка. Экскурсия в швейный цех.- 2
Викторина «Игрушечный мир»- 1
Календарно - тематический план
№ | Название темы | всего | | сроки |
теория | практика |
I | Оригами | | | | |
| Вводное. Что такое оригами. | 1 | 1 | | |
| Веселая геометрия | 2 | 1 | 1 | |
| |
| Квадрат - основная фигура оригами | 1 | - | 1 | |
| Простые базовые формы оригами | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Аппликация “На даче” | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Аппликация “Аквариум | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Базовая форма “двойной треугольник” | 1 | - | 1 | |
| Аппликация “Осенний лес” | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Аппликация “У озера” | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Прыгающая модель лягушки | 2 | 0,5 | 1,5 | |
| |
| Аппликация “Ночь” | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Аппликация по сказке “Гадкий утенок” | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Различные способы окрашивания бумаги | 2 | 0,5 | 1,5 | |
| |
| Аппликация “В лесу” | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Базовая форма “Рыба” | 1 | - | 1 | |
| Аппликация “Антарктида” | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Аппликация “Африка” | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Коллективная аппликация “Зоопарк” | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Аппликация “В порту” | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Хлопушка, фусен, кубик | 2 | 0,5 | 1,5 | |
| |
| Вырезание снежинок 6-8-лучевой формы | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка” | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Новогодняя викторина “Путешествие по Оригамии” | 2 | 1 | 1 | |
| |
| Итого по теме: | 56 | | | |
| Игрушечный мир | 1 | 1 | | |
| Вводное занятие | 2 | 1 | 1- | |
| |
| Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. | 2 | 1 | 1 | |
| |
| Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей. | 2 | 1 | 1 | |
| |
| Сова | 2 | - | 2 | |
| |
| Поросёнок | 2 | - | 2 | |
| |
| Игрушки из помпонов | 3 | | 3 | |
| |
| |
| Игрушки из ниток (Осьминожек) | 2 | - | 2 | |
| |
| Прихватка для кастрюль | 2 | - | 2 | |
| |
| Варежка- прихватка | 2 | - | 2 | |
| |
| Кукла на чайник | 3 | 0,5 | 2,5 | |
| |
| |
| Цыплёнок | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Поросёнок | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Мышка | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Лягушонок | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Ослик (подставка для карандашей) | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Пингвин | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Дятел | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Петушок; – изготовление мягких игрушек. | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Петушок; – изготовление мягких игрушек. | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Клоун; – изготовление веревочных кукол. | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Клоун; – изготовление веревочных кукол. | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Африканка; – изготовление игрушек с каркасом. | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Африканка; – изготовление игрушек с каркасом. | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Собачка; – изготовление плоских игрушек. | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Собачка; – изготовление плоских игрушек. | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Медвежонок - карандашница – изготовление плоских игрушек. | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Медвежонок - карандашница – изготовление плоских игрушек. | 3 | 1 | 2 | |
| |
| |
| Подготовка к выставке – поделок | 2 | 1 | 1 | |
| |
| Викторина «Игрушечный мир» | 2 | 2 | - | |
| |
| Свадебные куклы «неразлучники», «красота» | 2 | 1 | 1 | |
| |
| Кукла-берегиня | 2 | 1 | 1 | |
| |
| Кукла «мокредина» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
| |
| Кукла «сударушка» | 1 | | 1 | |
| Выставка поделок | 2 | 1 | 1 | |
| |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | - | |
| Итого по теме | 88 | | | |
| Итого | 144 | | | |
Знания и умения, которые должны быть получены
обучающимися по окончании курса
Должны знать:
1. Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
2. Начальные сведения о свойствах бумаги, ткани, пряжи, крючках.
3. Сведения о применяемых материалах в изделиях.
4. Технологию изготовления игрушек.
5. Иметь представление о традициях разных стран.
Должны уметь:
1. Пользоваться схематичным описанием рисунка.
2. Изготавливать разные игрушки.
3. Работать по шаблону.
4. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
5. Разбираться в схемах и чертежах;
6. В процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;
7. Правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.
Список использованной литературы
Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002
Долженко Г.И.“100 оригами” . Ярославль: Академия холдинг, 2003.
Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003
Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003
Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003
Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004
“Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2001
“Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 1993
“100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000
“Снежинки. Вырезалочка”. М.: Омега, 2002
“Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002
О. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-самоделок” Москва. Просвещение. 1983
Энциклопедия рукоделия. Книжный клуб. Харьков.2005
В.Деревянко. “Мягкая игрушка” Москва. “ЭКСМО” 2003
Илс Грей. “Мягкие игрушки, куклы-марионетки” Москва. Просвещение. 1979
Н Ломова. “Карнавальные маски” Энер 1989
Ю Соколова “Мягкая игрушка” Литера Санкт-Петербург 2001
Инструкция по охране труда
при работе с ножницами, иголками, булавками
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
6. При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Инструкция по охране труда при работе с клеем
1. Помнить, что клей токсичен.
2. После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем.
3. В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить педагогу и промыть глаза холодной водой.