СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа кружка «Юный биолог»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Новизна программы заключается в создании особых условий для развития биологического и экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа кружка «Юный биолог»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШУМЯЧСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"



Утверждаю:

Протокол заседания

педагогического совета

от ________ 2020 г

Директор:

___________В.Г.Прудникова


_______ сентября 2020 г



Образовательная программа

кружка «Юный биолог»


на 2020-2021 учебный год

срок реализации – 3 год

возраст детей – 15-17 лет






Cоставиль: Василенкова Ольга Владимировна - педагог дополнительного образования



пгт Шумячи

2021 г.







Пояснительная записка

Соответствовать высоким требованиям современных условий жизни может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Программа кружка «Юный биолог» имеет естественнонаучную направленность.

Новизна программы заключается в создании особых условий для развития биологического и экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей.

Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области естественнонаучного образования. На первое место ставится формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Действуя в рамках дополнительного образования, программа призвана не только обобщить и дополнить знания учащихся, полученные в школе, но и предоставить им широкую возможность самореализации в различных учебных, ролевых, интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ и проектной деятельности эколого-биологической направленности.

Педагогическая целесообразность программы.

Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности

Цель:   формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся по биологии и экологии;

  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности -  анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;

  • Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;

  • Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;

  • Развить умение проектирования своей деятельности;

  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • Научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;

  • Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

  • Продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

  • Совершенствовать навыки коллективной работы;

  • Способствовать пониманию современных проблем биологии и экологии,сознанию их актуальности;

  • Усиление контактов школьников с природой.

Планируемые результаты освоения программы

Изучение биологических задач на кружковых занятиях даёт возможность школьникам достичь следующих 

Личностных результатов:

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах)

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

Метапредметными результатами освоения программы кружка биологии являются:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение работать с разными источниками биологической информации: тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать информацию;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами работы кружка биологии являются:

  • Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение экологического мониторинга в окружающей среде

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование,  или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.













Отличительная особенность данной программы

Данный курс предполагает  примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников  потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю предоставляется возможность  выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций.  Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с

помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть

завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно –исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в программе – учащиеся 9-11х классов общеобразовательной школы, 15-17 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.







Сроки реализации

Программа кружка «Юный биолог» рассчитана на 3 года обучения и включает в себя 216 часов учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета-лаборатории.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Учащиеся должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;

  • Методики проведения исследований по темам;

  • Основные экологические понятия и термины;

  • Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

  • Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;

  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;

  • Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

  • Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;

  • Критерии выделения сапробности водоемов

  • Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;

  • Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.

   

    Учащиеся должны уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

  • Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

  • Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

  • Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

  • Проводить анкетирования, социологические опросы.

  • Применять коммуникативные навыки;

  • Работать с определителями растений и животных;

  • Работать с различными источниками информации.

  • Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.



Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контрольколлективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.



Формы подведения итогов реализации программы.

  • Итоговые выставки творческих работ;

  • Презентации исследовательской деятельности;

  • Участие в конкурсах исследовательских работ;

  • Презентация итогов работы.































Учебно – тематический план

1 год обучения

Раздел, тема

Теория

Практика

Итого

1. Введение

2

2

4

2. Экология растений

12

8

20

3. Жизнь животных

26

2

28

4. Реки и озера

18

2

20

Итого

58

14

72



Учебно – тематический план 

2 год обучения

Раздел, тема

Теория

Практика

Итого

1. Человек и животные

16

5

21

2. Экология человека

13

2

15

3.Сельскохозяйственный труд

27

9

36

Итого

56

16

72



Учебно – тематический план

3 год обучения

Раздел, тема

Теория

Практика

Итого

1.Введение

1

1

2

2.Основы исследовательской деятельности

17

10

27

3.Антропогенное воздействие на биосферу

27

12

39

4.Подведение итогов

3

1

4

Итого

47

25

72

 









Содержание программы кружка

1 год обучения

1. «ВВЕДЕНИЕ». (4 часа)

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Практикум

2. Экскурсия «Живая и неживая природа»

Раздел 2. Экология растений (20часов)

Тема 3. Времена года на Земле

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Тема 4. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 5. Изменения окружающей среды

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Тема 6. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Тема 7. Условия жизни растений

Дикорастущие и культурные растения. Экологические факторы, влияющие на растения: свет, температура, вода.

Тема 8. Значение света для процесса фотосинтеза. Понятие о процессе фотосинтеза и его значении в жизни растений. Космическая роль фотосинтеза.

Практикум

Условие образования хлорофилла

Тема 9. Практикум (1 час)

Обнаружение и выделение хлорофилла. Отработка практических навыков исследовательской работы.

Тема 10. Минеральное питание растений.

Понятие об основных элементах минерального питания растений. Виды минеральных удобрений, их применение. Опасность избытка минеральных удобрений.



Тема 11. Что такое устьица. Органы газообмена и транспирации листа.

Практикум (1 час)

Определение состояния устьичных клеток.

Темы 12-16. Особенности растений разных природных зон, их видовой состав, многообразие. Растения – переселенцы и комнатные растения, условия их содержания. Природные зоны Земли. Особенности природной зоны, в которой мы живем.

Темы 17- 18. Экологический проект «Растения – наши друзья».

Подготовка материала для проекта, его оформление и защита.

Раздел 3. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (28 часов)

Экологические особенности животных.Экологические группы по типу питания, видовое разнообразие и роль в природе. Типы взаимоотношений животных: конкуренция, мутуализм, паразитизм.

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров, связанных с образом жизни и питания.

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Нижегородской области. Знакомство с видами, представляющими опасность для человека, обитающими в нашей местности.

Практикум

Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.


Раздел 4. «РЕКИ И ОЗЕРА » (20часов)

Пресная вода. Отличия экологии реки и озера. Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие, их особенности и охрана.

Практикум

Изучение видового состава пресноводного водоема.

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод - причина загрязнения водоемов. Необходимость охраны вод.












Календарно – тематическое планирование на 2020/2021 год

Объединение «Юный биолог»

Руководитель: Василенкова О.В.




Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

проведения по плану

Введение

4


1.

ТБ по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.

2

11.09

2

Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Экскурсия «Живая и неживая природа»


2

17.09

Экология растений

20


1.

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры.

2

24.09

2.

Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

2

01.10

3.

Изменения окружающей среды. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке.

2

08.10

4.

Условия жизни растений. Значение света для процесса фотосинтез. Практикум «Условие образования хлорофилла»


2

15.10

5.


Практикум «Обнаружение и выделение хлорофилла». Минеральное питание растений.

2

22.10

6.

Что такое устьица.

Практикум «Определение состояния устьичных клеток». Особенности растений разных природных зон.

2

29.10

7.

Растения – переселенцы и комнатные растения, условия их содержания.

2

05.11

8.

Природные зоны Земли. Особенности природной зоны в которой мы живём.

2

12.11

9.

Экологический проект «Растения – наши друзья».

2

19.11

10.

Подготовка материала для проекта, его оформление и защита.


2

26.11

Жизнь животных

28


1

Экологические особенности животных.

2

03.12

2

Экологические группы по типу питания

2

10.12

3

Видовое разнообразие и роль в природе

2

17.12

4

Типы взаимоотношений животных: конкуренция.


2

24.12

5

Типы взаимоотношений животных: мутуализм, паразитизм.


2

30.12

6

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.


2

14.01

7

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

2

21.01

8

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Смоленской области.

2

28.01

9

Знакомство с видами, представляющими опасность для человека, обитающими в нашей местности.

2

04.02

10

Практикум.

2

11.02

11

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

2

18.02

12

Полезные взаимосвязи природы и человека.

2

25.02

13

Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.



2

04.03

14

Защита проекта

2

11.03

Реки и озёра

20


1

Пресная вода. Отличия экологии реки и озера.

2

18.03

2

Жители рек - рыбы

2

25.03

3

Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)


2

01.04

4

Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)


2

08.04

5

Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов.


2

15.04

6

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие, их особенности и охрана.

Практикум

2

22.04

7

Изучение видового состава пресноводного водоема.

2

29.04

8

Промежуточная аттестация

2

13.05

9

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.


20.05

10

Защита проекта.

2

27.05

Итого: 72 часа






Общий перечень оборудования и материалов


п/п Оборудование Количество

Натуральные объекты.

1. Комнатные растения. 25

2. Фиксированные натуральные объекты. 6

2. Влажные препараты.26

1. Беззубка. 1

2. Гадюка. 1

3. Скорпион. 1

3. Приборы.

1) Прибор для демонстрации развития

корневой системы.1

2) Термоскоп по ботанике. 1

3) Прибор для сравнивания содержания

углекислого газа во вдыхаемом и

выдыхаемом воздухе.1

4. Коллекции.

1) Коллекция шишек, плодов, семян

деревьев и кустарников1

2) Насекомые и их естественные враги. 1

3) Насекомые вредители культурных

Растений.1

4) Коллекция представителей отрядов

насекомых.1

5) Коллекция «Лён». 1

6) Хлопок и продукты его переработки. 2

7) Коллекция образцы коры и древесины. 1

8) Коллекция семян и плодов. 1

9) Коллекция насекомых. 1

10) Коллекция голосеменных растений. 1

11) Коллекция деревьев и кустарников. 1

12) Растительность низменного типа

болот.2

5. Микропрепараты листьев растений.

6. Гербарии.27

1) Гербарий по систематике растений. 1

2) Гербарий культурных растений. 1

3) Гербарий жизненных форм 1

4) Гербарий деревьев и кустарников

лесонасаждений1

5) Гербарий кормовых растений. 1

7. Общее лабораторное оборудование.

1) Стеклянная посуда: пробирки, колбы,

стаканы.15

2) Наборы препаровальных

инструментов.15

3) Предметные и покровные стёкла. 15

4) Семена огурцов, зерновок пшеницы и

овса.

5) Секундомер или часы с секундной

стрелкой.3

6) Рулетка 1

7) Гигрометр 1

8) дозиметр – радиометр бытовой 1

9) Термометр
















Литература для педагога:

1. «Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник, М: «Дрофа»,

1998г.

2. Журнал «Школьные технологии», «Экология эстетика пришкольного

участка», Н.А. Пугал, № 3, 1998

3. Экология родного края / под редакцией Ашихминой Т.Я. -М:

Образование. 1996.

4. Габриелян О.С. Химия – 8 класс. - М: Дрофа. 2005.

5. «Практические занятия по экологии»… Д. Зверев, М:

«Просвещение».1998

6. О.А.Шклярова «Изучение экологического состояния школы»; М.:

«Педагогика», «Биология в школе», №3 1990.

7. В.Г.Зарубин, Ю.В.Новиков «Гигиена города»; М.: Медицина, 1988.

8. Дядюн Т.В. Практикум “Мир воздуха”. Ж. “Биология в школе”, № 1,

2001.

9. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Ж. “ Биология в школе”, № 7, 2003.

10.Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология.

Москва. Издательство АСТ, 1999.

11.«Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин др., Ярославль,

«Академия развития», 1998г.

12. «Основы экологии», сборник задач, упражнений, практических работ

10(11) .А. Жигарев и др.» Дрофа», 2002г.

13.О.В. Петунин «Изучение экологии в школе». Программы элективных

курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражненияЯрославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008

16.3.Федорова А.И., Никольская А.Н. практикум по экологии и охране

окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.:

гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-288 с.


Для учащихся:

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология – М.: “Мир”, 1982. – 334 с.

2. Журкова Ё. Н., Ильина Е.Я. Комнатные растения – М.: Просвещение,

1968 – 230с.

3. Основы экологии: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. школ / Н.М.

Чернова, В.М, Галушин, В.М. Константинов – М.: Просвещение 1997 – 240 с.

4. Растения и животные: Руководство для натуралиста: пер. с нем./ К.

Нидон – М.: Мир, 1991. – 263 с.

5. Ряжин С.В. Экологический букварь – СПб, 1996 – 258с.

6. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое

пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 386 с.

7. Энциклопедия для детей (биология, экология, человек) – М.: Аванта

+, год выпуска значения не имеет.

Литература на электронных носителях:

1. “1С Репетитор”: Биология. – ЗАО “1С”, 1998-2002.

2. Красная книга Смоленской области.

3. Электронный атлас школьника: Ботаника. – ЗАО “Новый диск”, 2004.

4. Энциклопедия комнатных растений. – “ИДДК ГРУПП”, 2000


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!