СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа начального общего образования

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа начального общего образования»


Русская литература. 5 класс. Урок – исследование


Добро и зло в сказке А.С.Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».


Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.


Цели урока.

Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.


Оборудование урока: Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.



Ход урока

1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо.

Учитель. С чего начинается радостный и волнующий мир детства? С колыбельных песен мамы.



С крепких рук отца, подбрасывающих тебя под

потолок. С запаха бабушкиных пирогов. И со сказок Александра Сергеевича


Пушкина. С их помощью мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и кривду, красоту и безобразие... Сказки Пушкина — это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии. По-настоящему мудр тот, кто не расстаётся с пушкинскими сказками всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину постигаешь лишь с годами, житейским опытом.

Беседа учителя с учениками.

-Где живет сказка?

Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Она родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес.

2. Песня «В гостях у сказки»

- Ребята, давайте сейчас споем песню «В гостях у сказки»

Учитель: Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.



2-ой этап. Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу. Послушайте притчу.

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом.


Заинтересовало Человека содержимое сосудов,

решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.


- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

- Правильно, молодцы.

Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина.

- Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 2

3.Работа с эпиграфом к уроку.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла цитату грузинского поэта Шота Руставели.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.


- Как вы думаете, так ли это?

- Отвечают.

- Сразу тяжело ответить на этот вопрос.


Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

4.Проверка домашнего задания.

Записать что же это такое – Добро и Зло?

Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарями и приготовила

толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов)

Вот какие определения дают нам словари.

-Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

-Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее



за собой -беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

-Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

-Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

- Скажите ,ребята, что такое сказка?

- Какая сказка является литературной?

- Какая сказка является народной?

— Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной?

5.Тестовая работа

Мы можем продолжить наш урок ответив на такие вопросы.

Ученики ответят, что это литературная сказка, но при этом она очень близка к народной. Обратимся к 3-му вопросу учебника (с. 112):

II. Актуализация новых знаний.

1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королеви Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).








— Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы? (4-й вопрос, с. 112.)

Грустное настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преувеличивает, что царица видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом были лето и осень.

Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.

Царица, молодая, тихая и кроткая, ждет своего «милого друга». Мы слышим в этих стихах незатейливую песню простой русской женщины, которая и женой-то не успела побыть, как любимый муж оставил ее одну, уехал в путь-дорогу.

С апреля до сочельника1 проходит девять месяцев. Протекла весна веселыми ручьями, прошумело лето зеленой листвой, сжала хлеб с полей хозяйской рукой осень. Но для молодой царицы все «пусто в поле».

Милый уехал — снег еще лежал, милый вернулся — снег уже лежит. И словно не было других времен года, была только белая, нескончаемо тоскливая зима. Как точны пушкинские слова о том, что «очи // Разболелись глядючи // С белой зори до ночи». Ведь глаза действительно болят, когда долго смотришь на сверкающий под солнцем снег!

Давайте посмотрим отрывок из сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатыре».



4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.






- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

- Царевны и царицы.

- Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце).

Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).

- Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста.

- Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста.

- Замечательно! А что можно сказать о царице-мачехе?

- Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.

- Молодцы, правильно! Найдите в тексте подтверждение своим словам.

Учащиеся зачитывают отрывки из текста, подтверждающие сказанное о царице.

- Очень хорошо! А теперь подумайте, кто из наших героев положительный герой, а кто – отрицательный?

Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная.

- Правильно!:

В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.

- Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?

- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый


1.Работа на доске.

Посмотрите на доску..Что вы там видите. Вы видите два дерева. Дерево добра и дерево зла, но у этих деревьев нет листьев

.— Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра.



Ветви второго дерева направлены вниз.



Они разрушают, точат человека изнутри)

На столе у меня листья. Сзади этих листьев написаны слова. Вы должны правильно повесить листья на дерево.

Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.

А вот нашей героине не повезло. Рядом не оказалось близкого человека, который мог бы остановить её. И царица продолжит своё черное дело…


2. Сценка.

А сейчас для того, чтобы доказать, что Царица олицетворяет Зло, а Царевна Добро, обратимся к инсценировке эпизода, в котором видна яркая характеристика образов героинь.



3.Физкультминутка

- Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку «Сказки Пушкина». Слова из песни «Если очень захотеть» (слова и музыка Е. Шульги)


Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!

Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!

Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!


Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?


Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает внутренней, душевной красотой?




Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему


красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

А теперь давайте посмотрим диафильм созданный из рисунков наших учащихся.

1. Какие пословицы, по-вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие – к царевне?

 При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)

 Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. (Царица.)

 На языке мед, а на сердце – лед. (Царица.)

 Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)


6. Анализ эпизодов.



1).Эпизод - стр.77-78.“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?





Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.


Почему царевна жила у богатырей и не захотела вернуться домой с помощью богатырей, известить о себе отца и жениха?

Предположим, что она вернется туда одна и разоблачит мачеху, — та все равно использует свое коварство и сумеет добраться до нее прежде, чем царь решит, что делать с вероломной женой.

Царевна могла бы опереться на поддержку семи богатырей, т. е. могла бы использовать их любовь и верность.

Но она решает поступить иначе. Царевна спокойно хозяйничает в доме богатырей, как бы решив про себя, что на все Божья воля и чему быть — того не миновать.


Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель: Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

— Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту. В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. Обратите внимание на то, что природа очеловечена. Она переживает, помогает подобно человеку. Это литературный прием - олицетворение.

- Почему же всё-таки богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб?

С хрусталём автор сравнивал душу царевны.

Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: "Хрустальная"

Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. Обратите внимание на то, что природа очеловечена. Она переживает, помогает подобно человеку. Это литературный прием - олицетворение.

Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Ученики зачитывают строки:


“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,



В двери прямо побежала
И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла. ”

Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена.


Добро торжествует.

— Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?

Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.

Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно...»

— Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?

Ученики находят и читают концовку.


-А сейчас обратите внимание на эпиграф.


Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.


В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица – краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась не спроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.


7.Закрепление изученного материала.

-К чему вас научила сказка Пушкина.

- учит отличать добро от зла;
- показывает, к чему могут привести неправильные, плохие поступки;
- показывает, что душевные качества человека намного важнее внешней красоты;
- описывает положительных героев в самом привлекательном свете, им хочется подражать. В то же время создается отталкивающий образ отрицательных персонажей;
- заставляет задуматься в ситуациях морального выбора;
- помогает бороться со страхами;
- побуждает к хорошим поступкам;
- множество других возможностей.

Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых.

В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья.

И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

В Священном Коране есть аят: «Добро и зло не могут быть равны. Так отклони же (зло) добром, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет тебе горячим другом» (сура «Фуссилат», аят 34).

Ребята, все мы помним слова из сказки Пушкина “Сказка о золотом петушке”:

Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

-Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть?

-Считаете ли вы себя добрыми?

-А это героиня какой сказки А. С. Пушкина? (показываю золотую рыбку)

-Я вам дарю каждому эту исполнительницу добрых желаний, и пусть жизнь не похожа на сказку, но я верю, что если вы на ней напишите добрые пожелания вашим близким, то они обязательно сбудутся в скором будущем!

На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

8.Дом. задание.

Мини-сочинение “О чём заставила задуматься меня сказка?” или “Чем особенно изумила меня сказка “О мертвой царевне и семи богатырях?”).


9. Итог урока. Что было трудным на уроке? О чём хочется продолжить разговор?

Кого из одноклассников можете похвалить? Довольны ли вы своей работой на уроке.

10. Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи и анализ рисунков ребят


Закончим урок песней. «Дорога добра»


1


Скачать

© 2019, 243 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!