СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа внеурочной деятельности "Веселая математика" возраст детей 7-8 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа дополнительного образования "Весёлая математика", возраст 7-8 лет, срок реализации 1 год, вид программы модифицированная.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа внеурочной деятельности "Веселая математика" возраст детей 7-8 лет»

Пояснительная записка


Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа внеурочной деятельности «Веселая математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Внеурочная деятельность «Веселая математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.


Направление внеурочной деятельности учебного курса.

  • Общеинтеллектуальное

Отличительные особенности программы внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность «Веселая математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в учебный курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации учебного курса целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

«Веселая математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например движение, математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Внеурочная деятельность отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Рабочая программа учебного курса сформирована с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ п. Степной им. Никифорова В.С.» http://stepnschool.edusite.ru/


Цель программы внеурочной деятельности:

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;


Задачи программы:

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— наблюдение, сравнение, обобщение и нахождение простейших закономерностей, использование догадок, построение и проверка простейших гипотез;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 7-8 лет.


Сроки реализации программы внеурочной деятельности

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятия два раза в неделю (66 ч – 1 класс).


Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • беседы;

  • ролевые игры;

  • выставки;

  • конкурсы;

  • инсценировка сказок;

  • проектная деятельность.


Режим занятий:

  • периодичность: 2 часа в неделю продолжительностью 25 минут;

  • общее количество – 66 часа.

Содержание

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления, числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо, и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы».

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Теория: 4

Практика: 14


Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять

условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Теория: 11

Практика: 12


Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения, число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Теория: 11

Практика: 14

Планируемые результаты освоения учебного курса


Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;( олимпиады, конкурсы, внеклассные мероприятия и т.д)

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;


— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:

  • выставки творческих работ;

  • итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.

  • Олимпиады по математике на платформе учи.ру.


Учебный план внеурочной деятельности


п/п

Разделы программы

Количество часов

часов

ЭОР, ЦОР

1 год

1

Числа. Арифметические действия. Величины.


18

https://nashol.biz/searchdoc/88428

2

Мир занимательных задач


23

3

Геометрическая мозаика


25

20

Всего часов:

66
















Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

1-й год обучения


пп

Дата по плану

Дата по факту

Разделы программы

и темы учебных занятий


Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1



Числа. Арифметические действия. Величины.


18

4

14

1.1.



Названия и последовательность чисел от 1 до 20.


1


1.2



«Весёлый счёт» — игра-соревнование.

ками.



1

1.3



Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.


1


1.4



Игра с игральными кубиками. «Чья сумма больше?»



1

1.5



Числа от 1 до 10.


1


1.6



Игра - «Математическое домино».



1

1.7



Решение и составление ребусов, содержащих числа.




1

1.8



Игра - «Отгадай число и месяц рождения»;



1

1.9



Игры с набором «Карточки-считалочки».



1

1.10



Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре.



1

1.11



Игра «Крестики-нолики».



1

1.12



Игра «Крестики-нолики на бесконечной доске».



1

1.13



Игра «Морской бой».



1

1.14



Решение нестандартных задач.


1


1.15



Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).




1

1.16



Игра - «Сбор плодов»



1

1.17



Составление картинки с заданным разбиением на части.



1

1.18



Составление картинки с частично

заданным разбиением на части.



1

2.



Мир занимательных задач


23

11

12

2.1



Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью шагов (по алгоритму).



1

2.2



Построение собственного рисунка и описание его шагов.




1

2.3



Игра - «Счастливый случай».



1

2.4



Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).


1


2.5



Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, для ответа на заданные вопросы


1


2.6



Выбор необходимой информации, содержащейся на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы


1


2.7



Игра - «Какой ряд дружнее?»




1

2.8



Старинные задачи.


1


2.9



Логические задачи.



1


2.10



Игры с мячом: «Наоборот»



1

2.11



Задачи на переливание.


1


2.12



Составление аналогичных задач и заданий.



1

2.13



Игры с мячом: «Не урони мяч»




1

2.14



Задачи, решаемые способом перебора.



1


2.15



«Открытые» задачи и задания.


1


2.16



Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.



1


2.17



Игра - «Задумай число».



1

2.18



Игра - «Отгадай задуманное число».



1

2.19



Построение конструкции по заданному образцу.




1

2.20



Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.




1

2.21



Задачи с некорректными данными.



1


2.22



Задачи, допускающие несколько

способов решения


1


2.23



Игра соревнование – «Веселый счет».



1

3.



Геометрическая мозаика


25

11

14

3.1



Пространственные представления.



1


3.2



Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».


1


3.3



Маршрут передвижения. Точка начала движения, число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения.


1


3.4



Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку).


1


3.5



Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.



1

3.6



Геометрические узоры. Закономерности в узорах.



1


3.7



Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.


1


3.8



Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички).




1

3.9



Конструкторы лего - игра «Геометрические тела».



1

3.10



Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.


1


3.11



Игра с конструкторам «Кубики».




1

3.12



Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.



1

3.13



Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.




1

3.14



Игра с конструкторам «Полимино».




1

3.15



Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.


1


3.16



Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.




1

3.17



Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.



1

3.18



Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).



1

3.19



Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.



1


3.20



Игра - «Сложи квадрат».



1

3.21



Моделирование из проволоки.


1


3.22



Создание объёмных фигур из развёрток.



1

3.23



Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.



1


3.24



Игра-соревнование «Весёлая геометрия».



1

3.25



Игра – «Математическая карусель».



1




Всего часов:

66

36

30















Список литературы:


1 Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.

2. Математика и конструирование: электронное учебное пособие для начальной

школы. — М.: ООО «ДОС», 20010.

3. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

4. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!