Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа внеурочной деятельности «Веселая математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Внеурочная деятельность «Веселая математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Направление внеурочной деятельности учебного курса.
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность «Веселая математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в учебный курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации учебного курса целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
«Веселая математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например движение, математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Внеурочная деятельность отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Рабочая программа учебного курса сформирована с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ п. Степной им. Никифорова В.С.» http://stepnschool.edusite.ru/
Цель программы внеурочной деятельности:
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
Задачи программы:
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— наблюдение, сравнение, обобщение и нахождение простейших закономерностей, использование догадок, построение и проверка простейших гипотез;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 7-8 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятия два раза в неделю (66 ч – 1 класс).
Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
беседы;
ролевые игры;
выставки;
конкурсы;
инсценировка сказок;
проектная деятельность.
Режим занятий:
периодичность: 2 часа в неделю продолжительностью 25 минут;
общее количество – 66 часа.
Содержание
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления, числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо, и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы».
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Теория: 4
Практика: 14
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Теория: 11
Практика: 12
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения, число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Теория: 11
Практика: 14
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;( олимпиады, конкурсы, внеклассные мероприятия и т.д)
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:
выставки творческих работ;
итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.
Олимпиады по математике на платформе учи.ру.
Учебный план внеурочной деятельности
№ п/п | Разделы программы | Количество часов часов | ЭОР, ЦОР |
1 год |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 18 | https://nashol.biz/searchdoc/88428 |
2 | Мир занимательных задач | 23 |
3 | Геометрическая мозаика | 25 |
20 | Всего часов: | 66 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
1-й год обучения
№ пп | Дата по плану | Дата по факту | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | | | Числа. Арифметические действия. Величины. | 18 | 4 | 14 |
1.1. | | | Названия и последовательность чисел от 1 до 20. | | 1 | |
1.2 | | | «Весёлый счёт» — игра-соревнование. ками. | | | 1 |
1.3 | | | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. | | 1 | |
1.4 | | | Игра с игральными кубиками. «Чья сумма больше?» | | | 1 |
1.5 | | | Числа от 1 до 10. | | 1 | |
1.6 | | | Игра - «Математическое домино». | | | 1 |
1.7 | | | Решение и составление ребусов, содержащих числа. | | | 1 |
1.8 | | | Игра - «Отгадай число и месяц рождения»; | | | 1 |
1.9 | | | Игры с набором «Карточки-считалочки». | | | 1 |
1.10 | | | Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре. | | | 1 |
1.11 | | | Игра «Крестики-нолики». | | | 1 |
1.12 | | | Игра «Крестики-нолики на бесконечной доске». | | | 1 |
1.13 | | | Игра «Морской бой». | | | 1 |
1.14 | | | Решение нестандартных задач. | | 1 | |
1.15 | | | Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). | | | 1 |
1.16 | | | Игра - «Сбор плодов» | | | 1 |
1.17 | | | Составление картинки с заданным разбиением на части. | | | 1 |
1.18 | | | Составление картинки с частично заданным разбиением на части. | | | 1 |
2. | | | Мир занимательных задач | 23 | 11 | 12 |
2.1 | | | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). | | | 1 |
2.2 | | | Построение собственного рисунка и описание его шагов. | | | 1 |
2.3 | | | Игра - «Счастливый случай». | | | 1 |
2.4 | | | Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). | | 1 | |
2.5 | | | Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, для ответа на заданные вопросы | | 1 | |
2.6 | | | Выбор необходимой информации, содержащейся на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы | | 1 | |
2.7 | | | Игра - «Какой ряд дружнее?» | | | 1 |
2.8 | | | Старинные задачи. | | 1 | |
2.9 | | | Логические задачи. | | 1 | |
2.10 | | | Игры с мячом: «Наоборот» | | | 1 |
2.11 | | | Задачи на переливание. | | 1 | |
2.12 | | | Составление аналогичных задач и заданий. | | | 1 |
2.13 | | | Игры с мячом: «Не урони мяч» | | | 1 |
2.14 | | | Задачи, решаемые способом перебора. | | 1 | |
2.15 | | | «Открытые» задачи и задания. | | 1 | |
2.16 | | | Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | | 1 | |
2.17 | | | Игра - «Задумай число». | | | 1 |
2.18 | | | Игра - «Отгадай задуманное число». | | | 1 |
2.19 | | | Построение конструкции по заданному образцу. | | | 1 |
2.20 | | | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. | | | 1 |
2.21 | | | Задачи с некорректными данными. | | 1 | |
2.22 | | | Задачи, допускающие несколько способов решения | | 1 | |
2.23 | | | Игра соревнование – «Веселый счет». | | | 1 |
3. | | | Геометрическая мозаика | 25 | 11 | 14 |
3.1 | | | Пространственные представления. | | 1 | |
3.2 | | | Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». | | 1 | |
3.3 | | | Маршрут передвижения. Точка начала движения, число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. | | 1 | |
3.4 | | | Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). | | 1 | |
3.5 | | | Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. | | | 1 |
3.6 | | | Геометрические узоры. Закономерности в узорах. | | 1 | |
3.7 | | | Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. | | 1 | |
3.8 | | | Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). | | | 1 |
3.9 | | | Конструкторы лего - игра «Геометрические тела». | | | 1 |
3.10 | | | Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. | | 1 | |
3.11 | | | Игра с конструкторам «Кубики». | | | 1 |
3.12 | | | Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. | | | 1 |
3.13 | | | Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. | | | 1 |
3.14 | | | Игра с конструкторам «Полимино». | | | 1 |
3.15 | | | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | | 1 | |
3.16 | | | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | | | 1 |
3.17 | | | Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. | | | 1 |
3.18 | | | Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | | | 1 |
3.19 | | | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. | | 1 | |
3.20 | | | Игра - «Сложи квадрат». | | | 1 |
3.21 | | | Моделирование из проволоки. | | 1 | |
3.22 | | | Создание объёмных фигур из развёрток. | | | 1 |
3.23 | | | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | | 1 | |
3.24 | | | Игра-соревнование «Весёлая геометрия». | | | 1 |
3.25 | | | Игра – «Математическая карусель». | | | 1 |
| | | Всего часов: | 66 | 36 | 30 |
Список литературы:
1 Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.
2. Математика и конструирование: электронное учебное пособие для начальной
школы. — М.: ООО «ДОС», 20010.
3. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
4. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.