СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная технология "Стихокартина" как прием интерпретации текста художественного произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе преподавания литературы в образовательных учреждениях большой интерес представляют  практические технологии, сущность которых заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития обучающегося. Техники "Стихокартины" – это стратегия обучения интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества...

Просмотр содержимого документа
«Образовательная технология "Стихокартина" как прием интерпретации текста художественного произведения.»

ПРИЛОЖЕНИЕ №

Образовательная технология «Стихокартина».

На современном этапе преподавания литературы в образовательных учреждениях большой интерес представляют практические технологии, сущность которых заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития обучающегося.

Это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач с использованием различных видов искусства. А именно: инсценировки, художественное сочинительство, рисование, игры и музыка, которые мотивируют внутренние силы ученика, будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания учащимися изучаемого материала, расширяют их кругозор. На таких уроках умственное воспитание переплетается с общественно-социальным, эстетическим и оздоровительным видением в учебном процессе.

   Техники уроков практической направленности в изучении литературного произведения помогают школьникам интерпретировать текст; позволяют избежать монотонности и скуки на уроках; мотивируют подростков на прочтение художественного произведения по-новому и даже на повторное обращение к тексту; способствуют более глубокому погружению в художественный мир литературы.

Цель: воспитание творческой личности в вопросах развития художественного мировосприятия через формирование читательской грамотности и обучение интеллектуальной деятельности посредством художественного творчества.

Задачи: уметь анализировать и выделять главное; сравнивать, обобщать, систематизировать; определять и объяснять понятия; видеть противоречия.

В основе данного метода лежит техника активного воображения «стихокартина», которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности. Существует две формы использования приемов данной технологии: активная - создание учащимися своих собственных произведений – рисунков; и смешанная, когда ученик прибегает к произведениям искусства - сказкам, картинам, скульптурам для создания своих собственных продуктов творчества. Каждая стихокартина – это иллюстрация, основанная на поэтической строчке или будто нарисованная буквами. Это рисуночный анализ художественного произведения. Использование данного метода даёт возможность расширить уровень познавательной активности ребенка, пробудить в учащихся




стремление к углубленному изучению учебного материала, развить творческие способности учащихся, является одной из технологий, которая повышает качество образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим на уроке-практикуме по литературе создаётся эффект присутствия учащегося по принципу: «Я это видел», реализуется интерес ребят к проявлению собственного творческого взгляда на тему, обозначенную в учебном процессе, и желание узнать и увидеть еще больше. Урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться в собственном творчестве. Предполагаемые результаты от применения технологии просто удивительные, что дает возможность расширить уровень познавательной активности школьников, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала (становится возможным понимание особенностей стиля поэта, его образов), развивать творческие способности учащихся.

Условия успешного применения данных техник очевидны. А ответы на вопросы «Как лучше использовать технологию: в начале урока или в конце?», «Нужна ли предварительная подготовка в начале изучения темы или в конце?», «Какой нужен тип урока?», «Какой возраст для апробации данной технологии оптимален?» остаются актуальными.

Данную технологию применяю с 5-го по 11 класс при изучении произведений художественной литературы, так как и всякое произведение искусства, литература требует к себе внимательного и бережного отношения с ранних лет изучения до выпускного класса. Ведь настоящий читатель должен  не только уметь  ценить и эстетически воспринимать произведения художественной литературы, но и учить  этому  других, учить читать   «замедленно»,   постигать   ювелирное   искусство  слова,  всматриваться в  глубину смысла  и улавливать тончайшие    намеки.   

Ведь каждый текст оригинален по своей структуре и требует особого, индивидуального подхода. Приемы анализа художественного текста могут быть различными. Их характер в значитель­ной степени определяется постановкой основной задачи анали­за текста. Он немыслим без раскрытия композиционной структуры текста, системы образов в их сюжетном развитии как выражения идейного замысла произведения, особенностей его жанра, эстетических функций словесных образов в их взаимной связи и обусловленности. Изучение худо­жественных произведений, при котором языковые средства рассматриваются в русле указанных выше категорий, и способно отразить действительную жизнь слова в художественном тексте. Методика работы с художественным текстом зависит от поставленной цели, степени знания учащимися языка и конкретного текста. Анализ текста целесообразно вести в  направлении «идея — композиция (образы) — язык».





Ведущий аспект анализа имеет своим объектом основное  содержание  литературного произведения или его фрагмента  в составе целого, помогает понять авторский замысел, уяснить авторскую позицию, получить представление о характере и способе воплощения идеи в образы. Здесь же отмечается основной композиционный «ход», избранный писателем, и оценка образов, находящая воплощение во взаимодействии составляющих структур категории образа автора. Другой аспект анализа – изучение композиционный структуры произведения, понимание структурного принципа организации  текста, системы образов и их развития, что дает ключ к анализу языковых средств, среди которых важнейшими являются  художественное    время    и    художественное пространство, а оно создается в   литературном    произведении    благодаря    изменению ракурса изображения, положения места повествователя (рассказчика), лирического «я».

Чтобы провести урок с применением стратегии « Стихокартина», нужно несколько раз учителю с учащимися поработать совместно. Составить алгоритм действий, обговорить концептуальные основы, которые можно отразить в стихокартине: использовать инструкционные карты для учащихся. В зависимости от того, сколько уроков выделено на изучение темы, один- значит проводится на этом единственном уроке, если два или более , то обычно, это урок, завершающий изучение темы.

Идеальный вариант проводить такого рода занятия в течение двух уроков: первый урок – работа с текстом, создание групповой стихокартины; второй - урок - защита и обсуждение. Подготовка к таким урокам заключается в овладении учащимися дополнительных знаний об особенностях творчества, основных темах, стилистике поэзии, возможно, и других дополнительных материалов. В 9-11 классах стихокартина должна отражать и раскрывать не только основные образы, но и нести в себе глубокую подтекстовую информацию (основную идею, художественные средства выразительности, особенности формы, рифмы стиха). Это информация может быть как заранее изучена, так и должна служить вспомогательным материалом во время урока.

Я практикую на своих уроках эту стратегию как групповую форму работы, где каждый участник рабочей группы получает задание по работе с текстом, по оформлению, защите проекта.

Таким образом, техники Стихокартины – это стратегия (технология) обучения интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.

На фото представлены результаты творческих работ учащихся на уроках 5-х -11-х классов, критерии оценивания проектов, лист самооценки.


Образовательная технология «Стихокартина».

Темы, реализуемые посредством технологии

Работы, созданные посредством технологии «Стихокартина», критерии оценивания проектов, лист самооценки.


1.Критерии оценивания проектов












2. Лист самооценки























3.План анализа текста художественного произведения.


4.Кластер по вопросам создания визуального образа.









Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся»

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»



Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева

В.В.Маяковский «Любовь-это сердце всего»…

Н.А. Некрасов. И.А.Бунин. Мотивы любви в творчестве поэтов.

Тема Родины в лирике С.А. Есенина.

«Гой ты, Русь, моя родная»…

М.Цветаева. Мотивы лирики.

Поэзия Серебряного века. А.А. Блок. Лирика.



Системная работа на уроках русского языка, литературы, внеурочной деятельности
в рамках технологии «стихокартина»



Творите! Вы талантливы!

Выставка «Образ

Работа с онлайн -доской

Творите! Вы талантливы!