СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательно-просветительская работа с родителями

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на родительском собрании или индивидуально при  встрече с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Образовательно-просветительская работа с родителями»

Сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ образовательно-просветительская работа с родителями; психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ

  • образовательно-просветительская работа с родителями;
  • психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Образовательно-просветительская работа с родителями установление гармоничных отношений между персоналом специального учреждения и семьями вос­питанников; повышение психолого-педагогической компе­тентности родителей детей с отклонениями в развитии

Образовательно-просветительская работа с родителями

  • установление гармоничных отношений между персоналом специального учреждения и семьями вос­питанников;
  • повышение психолого-педагогической компе­тентности родителей детей с отклонениями в развитии
Задачи образовательно-просветительской работы с родителями формирование мотивации для установления гар­моничных отношений с проблемным ребенком; формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается по­мощь ребенку; развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.

Задачи образовательно-просветительской работы с родителями

  • формирование мотивации для установления гар­моничных отношений с проблемным ребенком;
  • формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается по­мощь ребенку;
  • развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.
Задачи образовательно-просветительской работы с родителями формирование мотивации для установления гар­моничных отношений с проблемным ребенком; формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается по­мощь ребенку; развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.

Задачи образовательно-просветительской работы с родителями

  • формирование мотивации для установления гар­моничных отношений с проблемным ребенком;
  • формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается по­мощь ребенку;
  • развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.
Административно-информационный блок сведения об орга­низации обучения и воспитания, жизни и быта детей в учреждении информация об обя­занностях родителей и опекунов сведения о льготах и правах детей-инвали­дов и членов их семей сообщения о деятельности обществ инвалидов специальная библиотека

Административно-информационный блок

  • сведения об орга­низации обучения и воспитания, жизни и быта детей в учреждении
  • информация об обя­занностях родителей и опекунов
  • сведения о льготах и правах детей-инвали­дов и членов их семей
  • сообщения о деятельности обществ инвалидов
  • специальная библиотека
Медицинский блок осво­ение здорового образа жизни как в школе, так и дома сообщения медицинского персонала должны излагать­ся на доступном для понимания родителей уровне и в щадящей форме  перечень упражнений ЛФК, которые можно выполнять в домашних условиях

Медицинский блок

  • осво­ение здорового образа жизни как в школе, так и дома
  • сообщения медицинского персонала должны излагать­ся на доступном для понимания родителей уровне и в щадящей форме
  • перечень упражнений ЛФК, которые можно выполнять в домашних условиях
Педагогический блок годовой план лекционно-семинарских занятий с родителями, включив в него как групповые, так и индивидуальные консультации трудности, которые возни­кают у учащихся специальных учреждений при восп­риятии программного материала рекомендации, оказывающие по­мощь при выполнении домашних заданий

Педагогический блок

  • годовой план лекционно-семинарских занятий с родителями, включив в него как групповые, так и индивидуальные консультации
  • трудности, которые возни­кают у учащихся специальных учреждений при восп­риятии программного материала
  • рекомендации, оказывающие по­мощь при выполнении домашних заданий
Блок социально-правовой поддержки информация о юридических обязанностях и правах ребенка с отклонениями в развитии (юрист) контакты с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами (социальный педагог)

Блок социально-правовой поддержки

  • информация о юридических обязанностях и правах ребенка с отклонениями в развитии (юрист)
  • контакты с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами (социальный педагог)
Психологический блок психолог школы раскрывает общие недостатки психической де­ятельности воспитанников данного учебного учрежде­ния, особенности поведения описание общих характеристик неадекватных форм семейного воспи­тания критические состояния семьи

Психологический блок

  • психолог школы раскрывает общие недостатки психической де­ятельности воспитанников данного учебного учрежде­ния, особенности поведения
  • описание общих характеристик неадекватных форм семейного воспи­тания
  • критические состояния семьи
Психологический блок рождение больного ребенка (0—3 года); период постановки ему диагноза (3—5 лет); период подтверждения предварительного диагно­за, определения программы обучения и вида учебного заведения для ребенка (7—9 лет); первый год обучения в специальной школе; переход в старшие классы школы, когда ребенок попадает в более сложные условия по системе предмет­ного обучения; пубертатный период;  период профессиональной ориентации и професиональной подготовки; завершение обучения в школе, устройство на ра­боту; решение проблем личной жизни.

Психологический блок

  • рождение больного ребенка (0—3 года);
  • период постановки ему диагноза (3—5 лет);
  • период подтверждения предварительного диагно­за, определения программы обучения и вида учебного заведения для ребенка (7—9 лет);
  • первый год обучения в специальной школе;
  • переход в старшие классы школы, когда ребенок попадает в более сложные условия по системе предмет­ного обучения;
  • пубертатный период;
  • период профессиональной ориентации и професиональной подготовки;
  • завершение обучения в школе, устройство на ра­боту;
  • решение проблем личной жизни.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи диагностическая характеристика ребенка диагностическая характеристика родителей или лиц, их замещающих с целью определения причин, препятст­вующих гармоничному развитию ребенка в домашних условиях

Психолого-педагогическое сопровождение семьи

  • диагностическая характеристика ребенка
  • диагностическая характеристика родителей или лиц, их замещающих с целью определения причин, препятст­вующих гармоничному развитию ребенка в домашних условиях
Психолого-педагогическое сопровождение семьи Консультативный блок определение стратегии и тактики воспитания ребенка рекомендации по оптимизации внутрисемейной атмосферы и нейтрализации межличностных конфликтов

Психолого-педагогическое сопровождение семьи

Консультативный блок

  • определение стратегии и тактики воспитания ребенка
  • рекомендации по оптимизации внутрисемейной атмосферы и нейтрализации межличностных конфликтов
Психолого-педагогическое сопровождение семьи Психологическая коррекция занятия по коррекции эмоциональ­но-волевых, коммуникативно-поведенческих и лично­стных нарушений, выявленных у ребенка. методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений после­дующее ознакомлением учителей начальных классов или учителей-предметников с анализом полученных данных, а также их включение в коррекционную работу

Психолого-педагогическое сопровождение семьи

Психологическая коррекция

  • занятия по коррекции эмоциональ­но-волевых, коммуникативно-поведенческих и лично­стных нарушений, выявленных у ребенка.
  • методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений
  • после­дующее ознакомлением учителей начальных классов или учителей-предметников с анализом полученных данных, а также их включение в коррекционную работу
Психолого-педагогическое сопровождение семьи Психолог должен помочь родителю в корректной и тактичной форме избавиться от иллюзий Вместе с тем психолог должен ук­репить веру родителей в возможность и перспективы развития ребенка коррекция психологического состояния родителей: профилактика невротизации или психопатизации родителей

Психолого-педагогическое сопровождение семьи

  • Психолог должен помочь родителю в корректной и тактичной форме избавиться от иллюзий
  • Вместе с тем психолог должен ук­репить веру родителей в возможность и перспективы развития ребенка
  • коррекция психологического состояния родителей: профилактика невротизации или психопатизации родителей
Индивидуальные формы работы с родителями Беседа тематика определяется спе­цификой проблем, актуальных для данного периода обучения и сферой деятельности самого специалиста обо всех неудачах и трудностях ребенка, о том, как занимался и вел себя сегодня в школе, объясняя причины непонимания и не­успеваемости ребенка

Индивидуальные формы работы с родителями

Беседа

  • тематика определяется спе­цификой проблем, актуальных для данного периода обучения и сферой деятельности самого специалиста
  • обо всех неудачах и трудностях ребенка, о том, как занимался и вел себя сегодня в школе, объясняя причины непонимания и не­успеваемости ребенка
Коллективные формы работы с родителями Родительские собрания и родительский комитет Коллективное участие родителей с детьми в культур­но-развлекательных и познавательных мероприятиях Круглый стол Лектории, консультации, практические семинары

Коллективные формы работы с родителями

Родительские собрания и родительский комитет

Коллективное участие родителей с детьми в культур­но-развлекательных и познавательных мероприятиях

Круглый стол

Лектории, консультации, практические семинары

Принципы семейного воспитания Принцип любви, терпения и эмоциональной привязан­ности близких к ребенку с отклонениями в развитии Любовь родителей и близких создает чувство за­щищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания

Принципы семейного воспитания

Принцип любви, терпения и эмоциональной привязан­ности близких к ребенку с отклонениями в развитии

  • Любовь родителей и близких создает чувство за­щищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания
Принципы семейного воспитания Принцип любви, терпения и эмоциональной привязан­ности близких к ребенку с отклонениями в развитии Любовь родителей и близких создает чувство за­щищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания

Принципы семейного воспитания

Принцип любви, терпения и эмоциональной привязан­ности близких к ребенку с отклонениями в развитии

  • Любовь родителей и близких создает чувство за­щищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания
Принципы семейного воспитания Принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии Родителям не следует сравнивать своего ребенка с отклонениями в развитии с нормально развивающими­ся детьми Не стоит давать ребенку каких-либо унизительных оценок

Принципы семейного воспитания

Принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии

  • Родителям не следует сравнивать своего ребенка с отклонениями в развитии с нормально развивающими­ся детьми
  • Не стоит давать ребенку каких-либо унизительных оценок
Принципы семейного воспитания Талант заложен природой в каждом ребенке создать условия аутичный ребенок может передать многогранность своего внутреннего ми­ра с помощью холста и красок умственно отсталый заниматься пением

Принципы семейного воспитания

Талант заложен природой в каждом ребенке

  • создать условия
  • аутичный ребенок может передать многогранность своего внутреннего ми­ра с помощью холста и красок
  • умственно отсталый заниматься пением
 Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми   низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей об особенностях их ребенка; личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком; «социальный барьер» (позиция социума), способ­ствующий замыканию родителей на собственных про­блемах

Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми

  • низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей об особенностях их ребенка;
  • личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком;
  • «социальный барьер» (позиция социума), способ­ствующий замыканию родителей на собственных про­блемах
 Модель «отказ от взаимодействия»   Гипоопека - чаще встречается в семьях с низким социальным статусом или в семьях, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития Гипопротекция - ре­бенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется.

Модель «отказ от взаимодействия»

Гипоопека - чаще встречается в семьях с низким социальным статусом или в семьях, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития

Гипопротекция - ре­бенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется.

 Модель «отказ от взаимодействия»   Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению ребенка. Родители стараются заставить детей реализовать в жизни все то, что сами не смогли осуществить Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную само­оценку

Модель «отказ от взаимодействия»

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению ребенка.

  • Родители стараются заставить детей реализовать в жизни все то, что сами не смогли осуществить
  • Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную само­оценку
 Модель «отказ от взаимодействия»   Отвержение ребенка – семьи с высо­ким социальным статусом. Чаще это встречается у от­цов или несформированность материнского инстинкта Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к лю­дям

Модель «отказ от взаимодействия»

Отвержение ребенка – семьи с высо­ким социальным статусом.

  • Чаще это встречается у от­цов или несформированность материнского инстинкта
  • Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к лю­дям
 Модель «отказ от взаимодействия»   Модель «маленький неудачник» - родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность родители испытывают чувство досады и досады из-за того, что дети проявляют неумелость «крест» на всю жизнь

Модель «отказ от взаимодействия»

Модель «маленький неудачник» -

  • родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность
  • родители испытывают чувство досады и досады из-за того, что дети проявляют неумелость
  • «крест» на всю жизнь
 Модель «отказ от взаимодействия»   Жестокое отношение - в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой Гиперопека в озникает при завышенном уровне забо­ты родителей о ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Противоречивое воспитание - разногласие в применении воспитательных средств.

Модель «отказ от взаимодействия»

Жестокое отношение - в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой

Гиперопека в озникает при завышенном уровне забо­ты родителей о ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам.

Противоречивое воспитание - разногласие в применении воспитательных средств.

 Модель «отказ от взаимодействия»   Авторитарная гиперсоциализация : высокие амбиции и высокий социальный статус завышают возможности ребенка с помощью собственных авторитарных усилий развитие у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах

Модель «отказ от взаимодействия»

Авторитарная гиперсоциализация :

  • высокие амбиции и высокий социальный статус
  • завышают возможности ребенка с помощью собственных авторитарных усилий
  • развитие у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах
 Модель «отказ от взаимодействия»   Воспитание в «культе» болезни: отношение к ребенку как к «боль­ному» у детей формиру­ется мнительность, представление о себе как о слабом, не способном к большим достиже­ниям человеке позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Модель «отказ от взаимодействия»

Воспитание в «культе» болезни:

  • отношение к ребенку как к «боль­ному»
  • у детей формиру­ется мнительность, представление о себе как о слабом, не способном к большим достиже­ниям человеке
  • позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.
 Модель «отказ от взаимодействия»   Модель «симбиоз»  полное «рас­творение» в проблемах ребенка у матерей, воспитывающих больных детей в не­полных семьях атмосфера абсолютного поклонения ребенку формируется эгоистическая личность

Модель «отказ от взаимодействия»

Модель «симбиоз»

  • полное «рас­творение» в проблемах ребенка
  • у матерей, воспитывающих больных детей в не­полных семьях
  • атмосфера абсолютного поклонения ребенку
  • формируется эгоистическая личность
Модель «сотрудничество» как оптимальная форма воспитания модель формируется в результате психокоррекционной работы установка на безоценочное принятие ребенка, особая значимость того, что он существует одобряют проявление его самостоят-ти, радуются его успехам находят задатки и способности

Модель «сотрудничество» как оптимальная форма воспитания

  • модель формируется в результате психокоррекционной работы
  • установка на безоценочное принятие ребенка, особая значимость того, что он существует
  • одобряют проявление его самостоят-ти, радуются его успехам
  • находят задатки и способности
Модель «сотрудничество» как оптимальная форма воспитания у ребенка формируется адекватная самооценка, товари­щеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим родители активно участвуют в процессе развития ре­бенка, коррекции его нарушений и социальной адапта­ции ошибки, сделанные ре­бенком, оцениваются объективно, но при этом подчер­кивается, что у ребенка есть потенциал к исправлению

Модель «сотрудничество» как оптимальная форма воспитания

  • у ребенка формируется адекватная самооценка, товари­щеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим
  • родители активно участвуют в процессе развития ре­бенка, коррекции его нарушений и социальной адапта­ции
  • ошибки, сделанные ре­бенком, оцениваются объективно, но при этом подчер­кивается, что у ребенка есть потенциал к исправлению
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей Реабилитационно-восстановительная функция - обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим»— ребенок полностью вклю­чаемся в жизнь семьи

Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей

  • Реабилитационно-восстановительная функция - обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка
  • Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим»— ребенок полностью вклю­чаемся в жизнь семьи
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей Коррекционно-образовательная функция: любовь к ре­бенку формирует у родителей мотивацию к его обучению обращаются к специалистам и, следуя рекомендациям, организуют дома специальные условия. в семье создается коррекционно-образовательная среда, способствующая разви­тию у ребенка интереса к окружающему миру и его по­знанию

Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей

Коррекционно-образовательная функция:

  • любовь к ре­бенку формирует у родителей мотивацию к его обучению
  • обращаются к специалистам и, следуя рекомендациям, организуют дома специальные условия.
  • в семье создается коррекционно-образовательная среда, способствующая разви­тию у ребенка интереса к окружающему миру и его по­знанию
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей Приспособителъно-адаптирующая функция.  Родители участвуют и в процессе адаптации ребенка к жизни. Од­новременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка

Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей

Приспособителъно-адаптирующая функция.

  • Родители участвуют и в процессе адаптации ребенка к жизни.
  • Од­новременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей Социализирующая функция: степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружаю­щим социумом: стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями

Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей

Социализирующая функция:

  • степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания
  • ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружаю­щим социумом:
  • стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями
  • стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей Профессионально-трудовая функция.  Родители ребен­ка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъяв­ляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек

Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей

Профессионально-трудовая функция.

  • Родители ребен­ка участвуют в формировании у него трудовых навыков.
  • Все начинается с элементарных требований, предъяв­ляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей Функция личностно-ориентированного подхода родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. дети с отклонениями в раз­витии не лишены таланта вхождение ребенка в «культурную среду» (Л.С. Выготский)

Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей

Функция личностно-ориентированного подхода

  • родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности.
  • дети с отклонениями в раз­витии не лишены таланта
  • вхождение ребенка в «культурную среду» (Л.С. Выготский)
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей Рекреационная функция совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех свобода от предубеждений в отношении возможностей инвалидов, которые еще бы­туют в сознании нашего обывателя

Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей

Рекреационная функция

  • совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех
  • свобода от предубеждений в отношении возможностей инвалидов, которые еще бы­туют в сознании нашего обывателя