Сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ
- образовательно-просветительская работа с родителями;
- психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Образовательно-просветительская работа с родителями
- установление гармоничных отношений между персоналом специального учреждения и семьями воспитанников;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с отклонениями в развитии
Задачи образовательно-просветительской работы с родителями
- формирование мотивации для установления гармоничных отношений с проблемным ребенком;
- формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается помощь ребенку;
- развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.
Задачи образовательно-просветительской работы с родителями
- формирование мотивации для установления гармоничных отношений с проблемным ребенком;
- формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается помощь ребенку;
- развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.
Административно-информационный блок
- сведения об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в учреждении
- информация об обязанностях родителей и опекунов
- сведения о льготах и правах детей-инвалидов и членов их семей
- сообщения о деятельности обществ инвалидов
- специальная библиотека
Медицинский блок
- освоение здорового образа жизни как в школе, так и дома
- сообщения медицинского персонала должны излагаться на доступном для понимания родителей уровне и в щадящей форме
- перечень упражнений ЛФК, которые можно выполнять в домашних условиях
Педагогический блок
- годовой план лекционно-семинарских занятий с родителями, включив в него как групповые, так и индивидуальные консультации
- трудности, которые возникают у учащихся специальных учреждений при восприятии программного материала
- рекомендации, оказывающие помощь при выполнении домашних заданий
Блок социально-правовой поддержки
- информация о юридических обязанностях и правах ребенка с отклонениями в развитии (юрист)
- контакты с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами (социальный педагог)
Психологический блок
- психолог школы раскрывает общие недостатки психической деятельности воспитанников данного учебного учреждения, особенности поведения
- описание общих характеристик неадекватных форм семейного воспитания
- критические состояния семьи
Психологический блок
- рождение больного ребенка (0—3 года);
- период постановки ему диагноза (3—5 лет);
- период подтверждения предварительного диагноза, определения программы обучения и вида учебного заведения для ребенка (7—9 лет);
- первый год обучения в специальной школе;
- переход в старшие классы школы, когда ребенок попадает в более сложные условия по системе предметного обучения;
- пубертатный период;
- период профессиональной ориентации и професиональной подготовки;
- завершение обучения в школе, устройство на работу;
- решение проблем личной жизни.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи
- диагностическая характеристика ребенка
- диагностическая характеристика родителей или лиц, их замещающих с целью определения причин, препятствующих гармоничному развитию ребенка в домашних условиях
Психолого-педагогическое сопровождение семьи
Консультативный блок
- определение стратегии и тактики воспитания ребенка
- рекомендации по оптимизации внутрисемейной атмосферы и нейтрализации межличностных конфликтов
Психолого-педагогическое сопровождение семьи
Психологическая коррекция
- занятия по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у ребенка.
- методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений
- последующее ознакомлением учителей начальных классов или учителей-предметников с анализом полученных данных, а также их включение в коррекционную работу
Психолого-педагогическое сопровождение семьи
- Психолог должен помочь родителю в корректной и тактичной форме избавиться от иллюзий
- Вместе с тем психолог должен укрепить веру родителей в возможность и перспективы развития ребенка
- коррекция психологического состояния родителей: профилактика невротизации или психопатизации родителей
Индивидуальные формы работы с родителями
Беседа
- тематика определяется спецификой проблем, актуальных для данного периода обучения и сферой деятельности самого специалиста
- обо всех неудачах и трудностях ребенка, о том, как занимался и вел себя сегодня в школе, объясняя причины непонимания и неуспеваемости ребенка
Коллективные формы работы с родителями
Родительские собрания и родительский комитет
Коллективное участие родителей с детьми в культурно-развлекательных и познавательных мероприятиях
Круглый стол
Лектории, консультации, практические семинары
Принципы семейного воспитания
Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребенку с отклонениями в развитии
- Любовь родителей и близких создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания
Принципы семейного воспитания
Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребенку с отклонениями в развитии
- Любовь родителей и близких создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания
Принципы семейного воспитания
Принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии
- Родителям не следует сравнивать своего ребенка с отклонениями в развитии с нормально развивающимися детьми
- Не стоит давать ребенку каких-либо унизительных оценок
Принципы семейного воспитания
Талант заложен природой в каждом ребенке
- создать условия
- аутичный ребенок может передать многогранность своего внутреннего мира с помощью холста и красок
- умственно отсталый заниматься пением
Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми
- низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей об особенностях их ребенка;
- личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком;
- «социальный барьер» (позиция социума), способствующий замыканию родителей на собственных проблемах
Модель «отказ от взаимодействия»
Гипоопека - чаще встречается в семьях с низким социальным статусом или в семьях, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития
Гипопротекция - ребенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется.
Модель «отказ от взаимодействия»
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению ребенка.
- Родители стараются заставить детей реализовать в жизни все то, что сами не смогли осуществить
- Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную самооценку
Модель «отказ от взаимодействия»
Отвержение ребенка – семьи с высоким социальным статусом.
- Чаще это встречается у отцов или несформированность материнского инстинкта
- Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к людям
Модель «отказ от взаимодействия»
Модель «маленький неудачник» -
- родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность
- родители испытывают чувство досады и досады из-за того, что дети проявляют неумелость
- «крест» на всю жизнь
Модель «отказ от взаимодействия»
Жестокое отношение - в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой
Гиперопека в озникает при завышенном уровне заботы родителей о ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам.
Противоречивое воспитание - разногласие в применении воспитательных средств.
Модель «отказ от взаимодействия»
Авторитарная гиперсоциализация :
- высокие амбиции и высокий социальный статус
- завышают возможности ребенка с помощью собственных авторитарных усилий
- развитие у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах
Модель «отказ от взаимодействия»
Воспитание в «культе» болезни:
- отношение к ребенку как к «больному»
- у детей формируется мнительность, представление о себе как о слабом, не способном к большим достижениям человеке
- позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.
Модель «отказ от взаимодействия»
Модель «симбиоз»
- полное «растворение» в проблемах ребенка
- у матерей, воспитывающих больных детей в неполных семьях
- атмосфера абсолютного поклонения ребенку
- формируется эгоистическая личность
Модель «сотрудничество» как оптимальная форма воспитания
- модель формируется в результате психокоррекционной работы
- установка на безоценочное принятие ребенка, особая значимость того, что он существует
- одобряют проявление его самостоят-ти, радуются его успехам
- находят задатки и способности
Модель «сотрудничество» как оптимальная форма воспитания
- у ребенка формируется адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим
- родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации
- ошибки, сделанные ребенком, оцениваются объективно, но при этом подчеркивается, что у ребенка есть потенциал к исправлению
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей
- Реабилитационно-восстановительная функция - обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка
- Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим»— ребенок полностью включаемся в жизнь семьи
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей
Коррекционно-образовательная функция:
- любовь к ребенку формирует у родителей мотивацию к его обучению
- обращаются к специалистам и, следуя рекомендациям, организуют дома специальные условия.
- в семье создается коррекционно-образовательная среда, способствующая развитию у ребенка интереса к окружающему миру и его познанию
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей
Приспособителъно-адаптирующая функция.
- Родители участвуют и в процессе адаптации ребенка к жизни.
- Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей
Социализирующая функция:
- степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания
- ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом:
- стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями
- стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей
Профессионально-трудовая функция.
- Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков.
- Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей
Функция личностно-ориентированного подхода
- родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности.
- дети с отклонениями в развитии не лишены таланта
- вхождение ребенка в «культурную среду» (Л.С. Выготский)
Специфические функции, отличные от функций семей здоровых детей
Рекреационная функция
- совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех
- свобода от предубеждений в отношении возможностей инвалидов, которые еще бытуют в сознании нашего обывателя