Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Северо-Енисейский детский сад №5»
Образовательное мероприятие
в средней группе
«Северо-Енисейский район – моя малая Родина»
в мини-музее
«Северо-Енисейский район – золотое сердце Сибири»
в рамках 90-летнего юбилея Северо-Енисейского поселка
Воспитатель:
Бектяшкина Елена Дмитриевна
Январь 2018 год
Образовательная деятельность в мини-музее
«Северо-Енисейский район – золотое сердце Сибири»
Цель: формирование патриотических чувств: любви к своей малой Родине, гордости за достижения родного края, уважения к людям, которые своим трудом приумножают богатство и благосостояние края.
Задачи:
закрепить представление о родном поселке Северо-Енисейском, его достопримечательностях, его красоте и богатстве;
познакомить с первыми коренными жителями Северо-Енисейского района эвенками (жилище, быт, труд людей);
формировать понятие «край»;
развивать умение высказываться, составлять небольшие описательные рассказы о любимых местах поселка, читать стихотворения о родном поселке;
воспитывать любовь к родным местам.
Ход образовательного мероприятия:
Начало в группе
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию по Северо-Енисейскому району, разрешите мне быть вашим экскурсоводом. Свою экскурсию мы начнем с музея, но сначала вспомним правила поведения в музее.
- Как ведут себя в музее? Почему нельзя громко разговаривать?
Можно ли трогать экспонаты музея руками? Почему? (ответы детей) Все правила, мы с вами вспомнили, можно отправляться на экскурсию.
Интерактивная беседа в музее
Ребята, проходите, посмотрите экспонаты и присаживайтесь на скамейку.
Как называется район, в котором мы с вами живем? Ответы детей. История нашего района начата давно. Кто-нибудь знает, сколько лет нашему району Верно! В прошлом году наш красивый и богатый Северо-Енисейский район отметил свой 85-летний юбилей. Раньше здесь жили коренные народы: эвенки, сушении (показ фото-галереи музея). Они жили в тайге, домов у них не было, жили они в чумах (показ чума). Как вы думаете, из чего строили чум? (из веток мастерили колышки, вбивали колышки в землю, в форме конуса, а сверху на колья надевали оленью шкуру. Это жилище называется чум. Как вы думаете, как люди готовили еду? (Версии детей).

Экскурсия в мини – музей МБДОУ №5
«Северо-Енисейский район – золотое сердце Сибири»
А теперь послушайте, мой рассказ: «В середине чума выкапывали ямку, в эту ямку складывали хворост (сухие ветки) и разжигали костер. Над костром вешали очаг, в котором и готовили еду. Чем питались люди? Ведь магазинов в тайге не было? Люди сами добывали себе пищу в тайге. Что можно в тайге добыть для пищи? ( Ответы детей.) (рыбу, мясо, ягоды, грибы).
Люди в тайге собирали грибы, ягоды, в таёжных реках ловили рыбу. Люди охотились на зверей, мясо употребляли в пищу, а из шкур животных делали себе жилище – чум, шили одежду, шкуры служили постелью и одеялом для людей.
В тайге живут звери, у которых очень ценный мех - это белка, лиса, соболь, мех этих животных пушистый, красивый, очень теплый. (Предложить детям его потрогать)
Земля Северо-Енисейского района богата полезными ископаемыми, особенно ценится золото, которое здесь добывают. Русские люди из России, узнав о богатствах сибирской тайги, пришли за золотом и пушниной, но прожив несколько лет на этой суровой земле, полюбили ее и «осели» - поселились здесь и живут уже долгое время. Так образовались поселения – поселки.
Вы можете их назвать? (Калами, Вангаш, Брянка, Тея, Северо-Енисейский)
Когда появился наш поселок, в нем было несколько деревянных построек, а сейчас - это современный и красивый городской поселок. Вам нравится наш Северо-Енисейский поселок? (ответы детей). А сейчас предлагаю вам продолжить нашу экскурсию и посмотреть фотографии нашего поселка на большом экране. Проходите, пожалуйста, за мной (поднимаемся в музыкальный зал).
Послушайте, ребята нас музыка зовет, эта музыка эвенкийского народа. Эвенки танцевали под эту музыку и в танце рассказывали о том, как живут, работают, охотятся на зверей. Пойдемте в круг поскорей и попробуем потанцевать под эту необычную музыку. Дети изображают движения по показу воспитателя, могут придумать сами.

Эвенкийский танец (на слайде заставка эвенкийского танца)
Воспитатель: Спасибо за танец. А сейчас присаживайтесь, и продолжим нашу экскурсию. Ребята, мне тоже очень нравится наш Северо-Енисейский поселок. Я очень люблю фотографировать достопримечательности нашего поселка и днем и вечером. Предлагаю Вам посмотреть достопримечательности Северо-Енисейского, где живут и работают ваши родители, те места, где вы любите прогуливаться с мамой и папой. Если вы что-нибудь узнали, называйте.
Обратите внимание на слайдах фотографии нашего поселка в далекие времена и в наше время.
Воспитатель показывает фотографии достопримечательностей гп Северо-Енисейского – это наш детский сад «Солнышко», «Кольцевая дорога п. Северо-Енисейского», Спортивный комплекс «Нерика», басеейн «Аяхта», «Торговый центр «Апельсин» «Обелиск», «Золотообрабатывающая фабрика».
Ребята нашему красивому современному поселку исполнилось 90 лет. У поселка день рождения. Расскажите стихи о нашем Красноярском крае и родном Северо-Енисейском поселке, о нашей малой Родине.
Просмотр слайдов и чтение стихотворения о родном крае
«Моя Родина – Сибирь» Анастасии Евстегнеевой
Юля Л. Мы живем в Сибири, Красноярском крае
Нет просторов шире, нет тайги бескрайней
Тимофей Б. В нашем крае много и лесов и речек
Родиной гордится каждый человечек
Влада Е. В заповедных зонах соболи, лисицы,
Средь высоких елей сойки и синицы
Саша А. Величайших кедров ввысь глядят верхушки
Сотни километров ни одной избушки
Даша К. Край у нас богатый, даже дети знают,
Что Сибирь в России щедрой называют
Алиса Д. Щедрость и богатства, что дает природа,
На добро и чуткость нашего народа
Саша М. А талантов, сколько рождено в Сибири:
Суриков, Астафьев - все их знают в мире
Толя К. Все это сибирский край родной, чудесный
И для нас как прежде нет прекрасней места!
Давайте встанем, и все вместе расскажем и покажем богатства нашей Сибирской земли.
Стихотворение - динамическая пауза
Пихты, ели, сосняки, лось рогатый у реки.
Куропатка бьет крылом, по реке плывет паром.
(Движения в соответствии с текстом)- (2 раза)
Просмотр слайдов и чтение отрывка стихотворения
«Люди Севера - сильные люди» Анатолия Мисуна
Милана Б. Мой поселок, какой ты красивый!
Скоро утро - и снова рассвет.
С добрым утром поселок любимый!
Северо-Енисейцы тебе шлют привет.
Соня Б. Люди Севера – сильные люди.
Не боятся морозов и тьму.
На буранах по снегу несутся.
Оставляя следы на снегу.
Алиана М. Ведь на Севере дальнем туманы
И брусника на сопках растет.
Наш поселок родной, долгожданный,
Свои мудрые песни поёт.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик о нашем поселке, о нашей группе – о вас – маленьких североенисейцах и послушать песню-гимн нашего любимого района.
Этот фильм нам подарила семья Тани Пономаренко.
Просмотр видеоролика о жизни ребят ДОУ №5

В группе дети совместно с педагогом изобрели импровизированный чум из подручных материалов (полотенце, палочки и шнурок)
6