СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательное пространство Гуманной педагогики в дошкольном детстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью Гуманной Педагогики является воспитание Благородного человека. Но кто сможет воспитать Благородного человека?.. Сможет воспитать – только Благородный Учитель! Ведь «творить» человека – это высшее счастье…

Просмотр содержимого документа
«Образовательное пространство Гуманной педагогики в дошкольном детстве.»

Осипова С.Г., воспитатель МБДОУ «Д/с «Умка», г. Абакан


Образовательное пространство Гуманной педагогики в дошкольном детстве.


Одним из направлений реализации национального приоритетного проекта  «Образование» является совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе.

Настало время серьезно задуматься нам, учителям, над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, патриота. Решению этой важнейшей задачи способствует гуманизация образовательного пространства, основа которого – духовно - нравственное воспитание детей.

Выбор приоритетов воспитания во многом зависит сейчас от мировоззрения учителя.

Яна Амоса Коменского: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; … словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома».

           Казалось бы, вот он, рецепт успешного и увлекательного образовательного процесса. Почему же актуальным остается вопрос о том, как сделать жизнь Ребёнка в детском саду не только насыщенной, но и интересной, познавательной и радостной?

Шалва Александрович Амонашвили пишет: «Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным. Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой».

Что же такое «гуманная педагогика»? Я думаю, это  педагогика будущего. О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, и через них раскрытия личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости.

Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, которые предопределяют: учительская любовь, оптимизм, высокая Духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

Целью Гуманной Педагогики является воспитание Благородного человека. Но кто сможет воспитать Благородного человека?.. Сможет воспитать – только Благородный Учитель! Ведь «творить» человека – это высшее счастье…

Дошкольное образование есть первоначальное звено образовательной цепи. Основная задача деятельности воспитателя на данном этапе - организация такого образовательного пространства, при котором идеи гуманной педагогики пронизывают и охватывают его полностью, вбирая в себя образовательную деятельность целиком. Гуманная педагогика — это педагогика души, педагогика сотрудничества. Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье и детском саду, нацеливают воспитателя на самообразование и самосовершенствование.

Основными постулатами гуманного педагогического мышления являются:

▪ вера в возможности ребенка;

▪ раскрытие самобытной природы в ребенке;

▪ уважение и утверждение его личности;

▪ направление его на служение добру и справедливости.

Гуманизм в педагогике, на мой взгляд, – это прежде всего:

- педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе.

- оптимистическая вера в ребенка,

- сотрудничество, мастерство общения,

- отсутствие прямого принуждения,

- приоритет положительного стимулирования,

- терпимость к детским недостаткам.

Необходим и индивидуальный подход:

     “Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя”.

“Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить”.

“Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя”.

“Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке”.

Учитель! Будь осторожен! Не ошибись!

Не вреди!

Будь надеждой для школьника!

Дари себя детям!

Знай, к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!» (Ш.А. Амонашвили)


Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух в сосновом лесу. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича.

Но гуманная педагогика – не вседозволенность, любовь – не хаос. Это воспитание любовью, которая организовывает и созидает.

      Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, – может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философии Амонашвили Ш.А.

Надо ли напоминать, как опасно для общества давать бездуховному, бессердечному человеку современные высшие знания о законах природы, человеческой психики и Вселенной? Поэтому основа основ в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили – уроки духовной жизни. А в моей образовательной деятельности – цикл занятий «Добротолюбие. Сердцеведение. Человечность». Именно эти занятия включают в себя чтение философских сказок, притч, рассказов, которые позволяют детям-дошкольникам отвечать и рассуждать на такие вопросы как: Ради чего мы живем? Что такое хорошо, и что такое плохо? (Высшие и низшие качества человека). Что такое любовь? Как любить? Что такое мысль, как человек думает? Что такое доброта? Что значит выражение «доброе сердце»? «Мечта – крылья для полета?».

В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувства прекрасного и понимание беспредельности, ответственность за свои мысли и устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувства заботы и сострадания... Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа Ребёнка начинает трудиться, создает свой мир, творит и притягивает новые образы.

Как проводить такие занятия?

Основной способ –рассуждения детей, активное слушание художественной литературы: рассказов, сказок, притч, рефлексия. А есть еще: мечтания и думание о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращение к своему сердцу, развитие умения видеть сердцем и болеть душой.

А еще есть практика: посылание добрых мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли, философствование.

Такое занятие не кончается, даже когда ребенок идет домой: воспитатель остается в его душе, добро – в его мыслях.

И вот уже, Ребёнок в детском саду живет жизнью сегодняшней, а не вчерашней, даже завтрашней.

Вдохновителем образовательного процесса в Школе Жизни является Учитель (воспитатель). Гуманно-личностный подход к детям осуществляется учителем (воспитателем), который придерживается его основных идей и принципов и стремится к их творческому осуществлению. Если воспитатель, как личность, не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если он сам не является гуманного склада человеком и не наполнен глубоким оптимизмом по отношению к каждому ребёнку, то такому воспитателю не рекомендуется работать в Школе Жизни.

Воспитатель гуманной педагогики следует «заповедям»:

  • Верить в безграничность ребёнка.

  • Верить в свои Педагогические Способности.

  • Верить в силу Гуманной педагогики.

Творцами будущего являются: Ребёнок - Родители - Педагоги. Гуманная педагогика есть достояние для устремлённого воспитателя, для педагога такого склада, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность. К ожесточённому сердцем человеку, к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придёт.

     Период дошкольного детства  можно с полным правом рассматривать как социальную систему, представляющую собой институт социализации человека, когда у Ребёнка формируются те качества и свойства личности, те социальные навыки и умения, которые позволяют ему в дальнейшем успешно взаимодействовать с окружающим миром.

 Дети - активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. Шалва Александрович считает, что следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.

 Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

     Я считаю, что воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей.

Главный вопрос воспитания: как надо воспитывать ребенка?

Воспитывать через любовь, нежность, понимание, заботу. Родители и педагоги должны прежде всего стремиться к созиданию и самосовершенствованию. Только стремление к идеалу может приблизить к цели. А стремясь к цели, можно увидеть ребенка счастливым, уверенным в себе.

Как бы я хотела сказать: «Я люблю своих воспитанников всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения!" Но, увы, пока я не могу сказать этого всегда и искренне, положа руку на сердце. Но я хочу, я буду пытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви. Из Гуманной педагогики для себя я извлекла уроки, что:

1)  ребёнок – это явление, а явлением можно только восхищаться;

2)  дети ведут себя так, как все дети на свете;

3)  если я буду стараться как следует выполнять свою роль воспитателя и любить детей, несмотря на их шалости и проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек;

4)  если я их люблю только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), и если я выражаю свою любовь к ним только в эти хорошие моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это, в свою очередь, сделает их неуравновешенными, пошатнет веру в себя;

5)  если я люблю своих учеников безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия, это позволит им развивать самоконтроль и ответственность за свои дела и поступки;

Я очень благодарна  Ш.А. Амонашвили, что имела возможность впитать в себя часть знаний, которыми он очень щедро поделился со мной.

Литература:

Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1998.-360 с.

Вентцель К.Н «Антология гуманной педагогики» -М.: Издательский дом Ш.А. Амонашвили, 1999

Вернадский «Антология гуманной педагогики» -М.: Издательский дом Ш.А. Амонашвили,2001

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Педагогика, 1986.

Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Издательский дом Ш.А. Амонашвили, 2000.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский дом Ш.А. Амонашвили, 2001.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!