Образовательное событие и его роль в развитии личности в условиях работы летнего профильного лагеря труда и отдыха
Поправко Вера Петровна
Государственное учреждение образования «Средняя школа №66
г. Гомеля», учитель истории и обществоведения
Концептуальными подходами к развитию системы образования Республики Беларусь до 2030 года определено, что общее среднее образование призвано создать для всех учащихся равные условия для получения образования, которые гарантируют личностное и социальное развитие, позволяющее быть успешными в жизни, приносить пользу обществу и государству[6].
С 2018/2019 учебного года в X-XI классах реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), целью которой является предоставление учащимся возможности получить первичные навыки по определенной профессии, иметь возможность убедиться в правильности своего профессионального выбора, а учреждениям профессионально-технического образования получить подготовленных абитуриентов. Предполагается, что сочетание учебных занятий по трудовому обучению, проведение воспитательных мероприятий и профориентационная работа дадут максимальный эффект в профессиональном становлении учащихся, оказании им помощи в выборе оптимального вида занятости в будущем.
Логическим завершением воспитательных программ профориентационной направленности стали проекты временной трудовой занятости в период пятой трудовой четверти для учащихся X классов в период организованного летнего отдыха.
В основу проекта образовательного события и его роли в развитии личности в условиях работы летнего профильного лагеря труда и отдыха положена инновационная образовательная технология «Образовательное путешествие», в соответствии с которой в период 2019 по 2021 годы коллектив педагогов и учащихся средней школы № 66 г. Гомеля принимал участие в реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям». Реализация данной технологии позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает учащемуся возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям [5]. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве[8].
Такое понятие, как «событийный подход», было предложено А.С.
Макаренко, который считал, что наибольшее значение в человеческой жизни имеют события яркого и эмоционально окрашенного характера. А образовательное событие - это создание специальных условий для получения «продукта совместной деятельности». В процессе этой работы и проживания значимого события, дети получают знания и опыт, учатся быть инициативнымии самостоятельными. Свои успехи и удачи других радуют детей. А усиление этого действия происходит через рефлексию. Каждый участник образовательного события не просто зритель, а непосредственно участник. Укаждого из них своя цель, свои задачи и свои переживания.
Для старшеклассников в условиях работы летнего профильного лагеря труда и отдыха события можно разбить на три группы: во-первых, ситуации школьной повседневной реальности, влияющие на восприятие окружающей действительности; во-вторых, различные образовательные мероприятия, способствующие приобретению новых знаний и умений в будущей профессиональной деятельности; в-третьих, мероприятия, развивающие мотивацию, самостоятельность, отношения, личностные качества, а также способность к самооценке своей деятельности.
Актуальность данной работы обусловлена как потребностями общества, так и потребностями самих обучающихся, необходимостью решения современных воспитательных задач, которые поставлены государством перед школой.
В основу данного образовательного события положено взаимодействие лагеря труда и отдыха с педагогами и представителями различных организаций по допрофессиональной и профессиональной подготовке учащихся, трудовому и экономическому воспитанию будущих выпускников школы.
На протяжении более пяти лет в средней школе № 66 г. Гомеля реализованы проекты временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время по пошиву постельного белья для групп продленного дня, наматрасников в рамках лагеря труда и отдыха (24 и 18 дней с дневным пребыванием). Этот вид трудовой деятельности и отдыха очень востребован учащихся и их законных представителей.
Целью данного проекта явилось формирование у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи проекта: способствовать формированию образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентирам учащихся и адекватному принятию решения о выборе профиля обучения через знакомство с различными предметными областями;
развивать профессиональные качества в избранном виде труда посредством практического выполнения различного вида задач;
корректировать профессиональные планы, оценку готовности к избранной деятельности через серию психологических тренингов;
заложить основы экономической и финансовой грамотности;
воспитывать культуру труда, быта и досуга, развивать навыки самообслуживания.
Участниками проекта являются учащиеся (девушки) школы в возрасте 14-17 лет. Среди них дети, требующие повышенного педагогического внимания: из многодетных семей, неполных семей, малообеспеченных, детей сирот, на опеке.
Сроки осуществления проекта: 3-4 недели.
Место реализации проекта: государственное учреждение образования «Средняя школа № 66 г. Гомеля».
Ожидаемые результаты: ознакомительная информация о направлениях в профессиях и путях их получения; потребность в обоснованном выборе профессии; сформированное отношение к труду как к жизненной ценности; личностное развитие, изучение своих профессионально важных качеств; наличие у учащихся обоснованного профессионального плана; успешная социализация к условиям лагеря труда и отдыха в каникулярное время; удовлетворенность законных представителей временной трудовой занятостью и летним отдыхом детей.
Теоретически организация педагогического события осуществляется поэтапно:
подготовительный этап, в ходе которого подбирается потенциально интересная тема или значимая для субъектов проблема, отраженная в информационных текстах и разрабатывается сценарий (сценарии) предполагаемого события;
этап актуализации, в котором происходит знакомство с образовательным направлением, создается эмоциональный настрой и совершается проблематизация первичного восприятия;
этап самопознания, в котором активизируется процесс эмпатийного восприятия изучаемого явления;
этап самореализации, в рамках которого организуется совместная деятельность всех участников педагогического события, предоставляется свобода выбора форм самовыражения;
этап осмысления опыта самоопределения посредством индивидуальной или коллективной рефлексии, который является самым ключевым в переводе внешнего события в личное.
На практике механизм реализации проекта в средней школе № 66 г. Гомеля осуществлялся следующим образом:
в летний лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием зачислено 20 учащихся (девушек) VIII и X классов бригады вторичной занятости в возрасте 14-17 лет;
для реализации проекта заключен договор о порядке организации и финансировании временной трудовой занятости молодёжи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учёбы время между управлением по труду, занятости и социальной защите Гомельского горисполкома и отдела образования, спорта и туризма администрации Центрального района г. Гомеля в соответствии с Положением о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодёжи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учёбы время, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2010г. № 958. В результате реализации проекта освоено средств на сумму 1318,63 рублей;
под руководством опытных педагогов учащиеся занимались пошивом столового и постельного белья (скатертей и салфеток; наматрасников). Девушки разделились на две бригады, работали в школьных швейных мастерских. От каждой из них зависело качество и сроки выполнения социального заказа. Такая форма занятости учащихся воспитывала такие качества характера, как трудолюбие, терпение, аккуратность, исполнительность, взаимопомощь, ответственность. Девушки работали качественно и со своей работой справились успешно.
Ежегодно в течение учебного года учащиеся осваивали программу факультатива или объединения по интересам по учебному предмету «Трудовое обучение», овладевали навыками швейного дела, при приеме на работу им присваивалась квалификация швеи 2 разряда, что стало первой записью в их трудовой книжке.
В процессе работы и занятий психологического профориентационного тренинга учащиеся получили информацию о профессии швеи и смежных с ней профессиях, а так же информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности швеи, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условий труда, специфики взаимодействия в трудовом коллективе. Познакомились с учреждениями образования города Гомеля, в которых можно получить соответствующее образование. Девочки смогли увидеть, как работают швеи на большом производстве в коллективе (экскурсия на ОАО «Коминтерн», ОАО «Актамир») и индивидуально (занятия ИП Каниной Я.В. по ознакомлению с таким видом предпринимательской деятельности как ремесленничество). Свои знания и умения девочки продемонстрировали, участвуя в конкурсе «Мисс Рукодельница» и квест-игре «Путешествие в город Профессий».
Проект стал продолжением и подведением итогов деятельности участниц факультатива «Конструирование и моделирование одежды» (руководитель - учитель трудового обучения).
Осваивая программу факультатива, девушки участвовали в конкурсах, выставках и ярмарках, организованных в школе и на городских мероприятиях, в олимпиаде по учебному предмету «Трудовое обучение», мероприятиях шестого школьного дня «Профессиональные субботы».
Организаторы проекта включили в программу лагеря следующие направления работы:
трудовая деятельность: мастерская «Рукодельница» по пошиву столового и постельного белья (скатерти, салфетки, наматрасники); занятия по обеспечению техники безопасности при работе в швейных мастерских; обучение вопросам трудового законодательства и охраны труда; воспитание культуры труда, быта и досуга;
экономическое воспитание: цикл бесед с индивидуальным предпринимателем «Идем в бизнес!» Ремесленничество и народные промыслы – одна из современных форм предпринимательской деятельности – занятие №1; посещение магазина подарков и сувениров «Свая палічка»; «Идем в бизнес!» Ремесленничество и народные промыслы – одна из современных форм предпринимательской деятельности - занятие №2; Практическое занятие («С чего начать? Основы финансирования ремесленничества как индивидуального предпринимательства». Встреча с кредитным аналитиком ОАО «Белгазпромбанк»); «Карвинг» - искусство украшения блюд», мастер-класс по сервировке стола и украшению блюд (встреча с мастером производственного обучения кулинарии УО « Гомельский государственный лицей речного флота»);
Профориентационные тренинги, игры: тренинг «Сегодня выбираем – завтра поступаем!»; конкурс «Мисс Рукодельница»; профориентационная квест-игра «Путешествие в город Профессий».
Профориентационные экскурсии на предприятия и учебные заведения города: Производственное Унитарное Предприятие «Радуга» ОАО «Актамир» по изготовлению мягконабивных и игрушек из ПВХ, ОАО «Коминтерн», музей РУП «Белпочта», телерадиокомпания «Гомель», ГНУ «Институт радиологии национальной академии наук Беларуси», УО «Гомельский колледж художественных промыслов».
Спортивные мероприятия, мероприятия ЗОЖ: работа спортплощадки «Валейбол», соревнования по боулингу в развлекательном центре «Спартак» первенство в игре Дартс, встреча с представителем ОСВОД, беседа с медицинской сестрой по правилам ЗОЖ, встреча с врачом гигиенистом отделения общественного здоровья городского центра гигиены и эпидемиологии (беседа о репродуктивном здоровье девушек).
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание: экскурсия по Аллее Героев, беседа «Их имена мы в памяти храним…»; беседа о проявлении лучших нравственных качеств человека во время войны; просмотр кинофильма «Книжный вор» по одноименному роману австралийского писателя Маркуса Зусака; просмотры и обсуждения кинофильмов по произведениям В. Распутина, М. Булгакова, изучаемых по программе XI класса; творческие встречи с гомельской поэтессой Чижик Зоей Брониславовной «Поговорим о любви», а также с выпускником нашей школы членом союза писателей молодым поэтом Ильей Смирновым и участие в областном литературном конкурсе с его стихами).
Участие в акциях: «Забота», «Стоп! Водоем – опасная зона!», «Лето – время открытий»
Трудовая деятельность в лагере труда и отдыха способствует приобретению детьми практических трудовых навыков, осознанию профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности. [1,7].
В процессе работы и отдыха учащиеся получили информацию о профессии швеи и смежных с ней профессиях, а так же информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности швеи, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условий труда, специфики взаимодействия в трудовом коллективе. Познакомились с учреждениями образования города Гомеля, в которых можно получить соответствующее образование.
Во время психологических тренингов составили профессиональный кластер профессии швея, определили качества, которые помогли бы им освоить эту профессию; вместе с педагогом-психологом разработали алгоритм выбора своей будущей профессии; продемонстрировали свои умения и мастерство во время конкурса «Мисс Рукодельница», знания и сноровку в квест-игре «Путешествие в город Профессий»; с целью ознакомления с особенностями профессий, объектами труда, специальностями, посетили экскурсии на предприятия, в учреждения образования, встретились с представителями различных профессий, с индивидуальным предпринимателем, ремесленником, что позволило девушкам убедиться в том, что овладение навыками швейного дела будет хорошим подспорьем в жизни и позволит, при желании или необходимости, иметь дополнительный заработок и творческую реализацию. Перед ними открылся мир прекрасного и удивительного ремесленного дела, а информационное пространство интернета позволяет найти близких по интересам и по духу людей.
Просмотр и обсуждение кинофильмов, встреча с поэтами затронули в душах детей их лучшие моральные качества и помогли подготовиться к изучению художественных произведений на уроках литературы в XI классе.
Новые знания, умения и навыки, условия жизни, труда, общения позволили девочкам сделать шаг вперед на пути сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда[1].
Подводя анализ деятельности педагогов и учащихся в период лагерной смены, можно с уверенностью сказать, что опыт данного проекта позволил определить маршруты профориентации участников проекта на предстоящий учебный год.
В условиях обновленной системы образования организация работы в летнем профильном лагере труда и отдыха стала основой для подготовки учащихся X классов по освоению рабочей профессии, а также иных профессий будущего. И в дальнейшем выпускники смогут пойти работать по выбранной специальности, либо продолжат обучение в системе профтехобразования, среднего специального или высшего образования после XI класса.
Список литературы
Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. – Москва: НИИ школьных технологий, 2010. – 335 с.
Гобова, Е.С. Цель. Дело. Мечта: психологический портрет поколения: [ориентиры самоопределения старшеклассников] / Е.С. Гобова, О.Н. Игнатова. – Москва: Флагман, 2009. – 230 с.
Григорьева, Е.Е.Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2006. – 52 с.
Коган, М.С. Метод проектов и условия его эффективного применения в воспитательной работе [Текст]: пособие для педагогов / М.С. Коган.- В.: Воспитание и дополнительное образование. – 2005. - №5. - 105 с.
Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] /
Национальный правовой интернет-портал – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243– Дата доступа: 22.09.2022.
Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года// Приказ Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 № 742 [Электронный ресурс] /- Режим доступа:https://docviewer.yandex.by/view/1130000014599505/?page=1&*=dyFMfv80c%2FtqwtwDKD77QLTWq397InVybCI6Imh0dHA6Ly9lZHUuZ292LmJ5L3Npc3RlbWEtb2JyY- Дата доступа 22.09.2022.
Леванова, Е.Л. Родители и подростки: навстречу друг другу / Е.Л. Леванова, С.И. Шевченко, М.В. Ковалевская / Под общ.ред. Е.А. Левановой. – М.: «Педагогическая литература», 2010. – 240 с.
Петушкова, Е. В. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению индивидуальной учебной деятельностью учащихся / Е. В. Петушкова, С. Д. Шакура // Народная асвета. – 2011. – № 2. – с.7 – 12.
Образовательный стандарт учебного предмета «Трудовое обучение» //
Постановление Министерства образования республики Беларусь[Электронный ресурс] /Национальный правовой интернет-портал – Режим доступа:http://minsk.edu.by/main.aspx?guid=28461– Дата доступа: 22.09.2022.
Положение об учреждении общего среднего образования [Электронный ресурс]/http://www.pravo.by/document/?guid=2012&oldDoc=2012-42/2012-42(017-062).pdf&oldDocPage=1– Дата доступа: 22.09.2022.
Приказ Министерства образования Республики Беларусь «Об организации оздоровления детей в летний период 2018 года» от 18.05.2018г. № 412.