СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательные и воспитательный потенциал предмета химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема воспитания занимает важное место в вопросах образования. И школа имеет к этой проблеме непосредственное отношение, поскольку является одним из социальных институтов нашего общества.

Просмотр содержимого документа
«Образовательные и воспитательный потенциал предмета химии»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТА ХИМИИ

Янковская Людмила Анатольевна, учитель химии

«Белоярская СШ», с. Белый Яр

E-mail: yankovskiy-alex@yandex.ru


Проблема воспитания занимает важное место в вопросах образования. И школа имеет к этой проблеме непосредственное отношение, поскольку является одним из социальных институтов нашего общества. При этом вопрос воспитания в школе затрагивает не только аспект духовного развития личности, но и также различные этические и мировоззренческие компоненты детского воспитания. В настоящее время проблема воспитания становится наиболее актуальной, поскольку с изменениями в обществе меняется также институт семьи, а, следовательно, и распределение ролей в данной ячейке общества. Многие родители не всегда могут оказать достаточное внимание воспитанию своих детей по разным причинам (в основном, конечно, касающимся работы родителей). Следовательно, роль воспитателя смещается в сторону школы, учителя (хотя мы крайне не согласны со сложившейся ситуацией). В итоге родители предъявляют требования к учителю в большей мере как к педагогу. Помимо того, что учитель дает детям знания, он также должен создавать комфортную для детей ситуацию в классе, затрагивать вопросы более общие, чем его конкретный предмет, тем самым расширяя кругозор ребенка, а также помогая ему социализироваться и усвоить определенные ценности, принятые в обществе.

Требование выполнения воспитательной функции со стороны школы выдвигаются не только родителями, но и государством. Например, государственный заказ на воспитание подрастающего поколения присутствует в различных законодательных актах Российской Федерации - Конституции Российской Федерации [7], Законе Российской Федерации «Об образовании» [6], Федеральной программе развития образования [13], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации [10].

Возможно, большинство людей считает, что воспитание учащегося осуществляется только в рамках гуманитарных и прикладных предметах, таких как литература, история, обществознание или технология. Однако мы не можем с этим согласиться, поскольку взаимодействие между учителем и учеником, общение самих учеников, а также формирование общего мировоззрения происходит не только на уроках вышеупомянутых предметов, но на занятиях по каждой дисциплине. И химия также входит в этот список.

Химия как школьный предмет отличается спецификой, разнообразием материала, а, следовательно, и многообразием методов и способов обучения, которые может реализовывать учитель химии на своих уроках.

Воспитание личности в современном мире требует, как пишет О.С. Габриэлян [3], обеспечения компетентности личности, его предметной компетенции, и химическая, по его мнению, одна из очень важных в данном случае. В обществе издавна сложилось мнение о результате образования как о получении знаний. Однако это не совсем верно. Конечно, получение образования, определенных навыков и умений представляется наиболее приоритетным аспектом для школы, но не менее важно и развитие личности обучающегося. Помимо усвоения системы знаний, важным пунктом, составляющим впоследствии гармонично развитую личность, является также освоение умений, которые помогут учащемуся ставить перед собой определенные цели, выполнять задачи для их осуществления, принимать решения, и действовать в различных нестандартных ситуациях. При этом стоит заметить, что значимо не столько наличие определенных знаний у школьника, но и их правильное применение. Учитель должен уметь объяснить ребенку, что любая наука (в том числе и его предмет), в конечном счете, изучает человека или так или иначе связанные с ним сферы, и в любой дисциплине заложен нравственный гуманистический потенциал, объяснить учащемуся ценность получаемого образования.

Благодаря тому, что химия относится к естественнонаучным дисциплинам, она оказывает влияние на воспитание обучающихся, формирует их представление о картине окружающего человека мира, а также акцентирует связь учебного материала с реальными объектами и явлениями жизни [9]. Предмет химии дает школьникам понимание основных принципов мироздания, формируя их мировоззрение, воспитывая любовь к природе и бережное к ней отношение. Также этот предмет учит рациональному использованию природных ресурсов и богатств. Очень важно в этом контексте то, что химия устанавливает интегрированные связи с биологией, экологией, физикой и другими науками [14]. Таким образом, она в комплексе в другими предметами строит правильную картину мира у ребенка – место и роль человека в мире, природе и обществе, его ответственность, которую он в связи с этим несет, - т.е. это не просто сумма знаний, но и их практическое применение, тесно связанное с основными ценностями, существующими в нашем обществе.

Например, в восьмом классе урок «Типы химических реакций на примере свойств воды» позволяет через исследовательскую деятельность учащихся на уроке самостоятельно сделать вывод о состоянии воды в населенном пункте и необходимости бережного отношения к водным ресурсам родного края. Также актуальными в плане экологического воспитания являются ученические исследовательские работы. Самостоятельное проведение химического анализа, изучение состава, воды, почвы, овощей и фруктов, заставляет задуматься о загрязнении окружающей среды, вызывает потребность в правильном отношении к природе. Учащиеся по собственной инициативе начинают заниматься информационной и разъяснительной работой среди населения, печатают листовки, пишут статьи в газеты, становятся инициаторами, конечно при поддержке взрослых, акций по уборке мусора в лесу и на территории населенных пунктов. Таким образом, у учащихся формируется активная жизненная позиция, возникает убеждение, что он может и должен изменить в лучшую сторону окружающий его мир.

Академиком А.Д. Александровым отмечено, что ученые самых разных наук признают наличие связи науки и нравственности. При этом и естественные науки, и точные наравне с гуманитарными науками представляют собой важный компонент общечеловеческой культуры. Примерами разработок относительно нравственно-патриотического воспитания могут служить работы таких авторов как Н.А. Гневина [4, 5], А.А Кролевиз [8], В.М. Сало [11], О.Н. Смолякова [12]. Проблеме нравственного воспитания в школе также посвящены работы О.С. Богдановой, С.В. Черниковой [1], Т.И. Власовой [2].

Воспитание патриотизма и чувства гордости за российскую науку происходит на протяжении изучения всего курса химии в школе. Так в восьмом классе изучая тему «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения» мы говорим о М. В. Ломоносове, как о выдающемся российском ученом. Учащиеся готовят сообщения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, что расширяет их кругозор, позволяет осознать масштабность открытия и его значимость. Изучая открытие периодического закона в восьмом, и одиннадцатом классах мы говорим о Д. И. Менделееве, в десятом классе о А. М. Бутлерове который предложил свою теорию строения органических соединений. Изучая темы электролитическая диссоциация, растворы, учащиеся узнают о русских ученых химиках И. А. Каблукове и В. А. Кистяковском. В изучении органической химии узнают, что Н. Н. Зинин впервые синтезировал анилин, заложив основы производства синтетических красителей, душистых веществ, лекарственных средств. Готовя доклады и сообщения, изучая информацию, учащиеся не просто открывают для себя новые знания, у них формируется чувство гордости за российских ученых, российскую науку. Таким образом, в этом всем заложен не только обучающий, но и воспитательный потенциал предмета.

Нужно понимать, что обучение и воспитание – это два разных процесса. Однако они очень тесно взаимосвязаны друг с другом. И любой школьный предмет должен включать в себя эти две составляющие. В данной статье мы показали, что химия как школьный предмет имеет большой обучающий и воспитательный потенциал, формируя органично развитую личность школьника.


Список литературы

  1. Богданова О. С., Черникова С. В. «Нравственное воспитание старшеклассников» - М.: Просвещение, 1988.

  2. Власова, Т. И. «Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике»// Педагогика. № 10, с 36-42. – 2006.

  3. Габриелян О.С. «Компетентностный подход в обучении химии» // Химия в школе. № 2 – 2007.

  4.  Гневина Н.А. «А.П.Бородин – ученый, композитор, гуманист» // Химия в школе. №3 – 2004.

  5.  Гневина Н.А. «Межпредметный вечер «Первые русские женщины – доктора наук».»// Химия в школе. №3 – 2004.

  6. Закон Росссийской Федерации «Об образовании» [электронный ресурс] – URL:  http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 01.02.2016).

  7. Конституция Российской Федерации [электронный ресурс] – URL:  http://www.constitution.ru (дата обращения 01.02.2016).

  8.  Кролевиз А.А. «История химии в биографиях выдающихся химиков».// Химия в школе. №6 – 2004.

  9. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальных школ».\ Под редакцией А.Г. Каспржака и др. – М.: Просвещение, 2004.

  10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации. [электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 01.02.2016).

  11. Сало В.М. «Парацельс – знаменитый врач алхимик» // Химия в школе. №4– 2004.

  12. Смолякова О.Н. «Театрализованное представление «Его имя навсегда останется в науке».»// Химия в школе. №6 – 2003.

  13.  Федеральная программа развития образования [электронный ресурс] – URL: http://фцпро.рф  (дата обращения 01.02.2016).

  14. Чернобельская Г.М. «Методика обучения химии в средней школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений» – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!