Колотовкина С.Г.
Образовательные технологии, используемые для проектирования ситуации развития одарённых детей
(из опыта работы)
1.Метод творческих и нестандартных заданий.
Методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления у одаренных и талантливых детей. Сущность нестандартных заданий заключается в том, что в них заключена неопределенность способа решения и допустима его вариативность. Их решение происходит через понимание учащимися имеющегося противоречия, проблемно - поисковой ситуации, несогласованности между частями задания, что требует преобразования информации в целях их устранения.
Актуальность.
Чем раньше учащийся будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость. Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций:
развивают интеллектуальный потенциал личности, творческие, мыслительные способности;
имеют непосредственную связь с практикой, решением реальных жизненных ситуаций, проблем;
формируют особый стиль мышления, позволяющий находить решение при любых исходных данных;
развивают логическое мышление, аналитические способности.
2. Технология развития критического мышления.
Под понятием критического мышления подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Актуальность.
Данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что не только обусловливает понимание неоднозначности мира, но и способствует его конструктивному изменению.
3. Технология деятельностного метода.
Деятельностный метод, на мой взгляд, наиболее соответствует задаче проектирования развития одарённости, так как технология данного метода обеспечивает системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания. Важнейшим фактором технологичности при таком подходе является комплексная мотивация. Одарённому ребёнку часто недостаточно внутренней мотивации, либо он отвлекается на другие виды деятельности, когда ему интересно всё. Моей задачей является заинтересовать деятельностью (исследовательской, проектной, творческой и т.д.). И я должна найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Заметила, что пытливым детям важны нравственные установки. «Поняв смысл истории ты приблизишься к пониманию своего смысла жизни»; «Не искажай историю в своих целях»; «Кто поймет время, тот поймет себя самого»; «Нельзя жить не зная!»; «Знать историю – это учиться у прошлого, чтобы улучшить свое настоящее»; «Смысл жизни надо привносить, а не искать рядом с собой» ит.п. Подобные фразы не занимают много времени, но они действенны, не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного времени. Появляется самоопределение к деятельности, которое у одарённого ребёнка, если мы его правильно таковым диагностировали, не пропадёт до тех пор, пока его цель не будет реализована. Дальше технология предусматривает несколько рефлективных этапов от самоопределения до реализации проекта (основа ФГОС).
Актуальность.
Технология деятельностного метода позволяет проектировать субъектный опыт одарённого ребёнка: процесс, в котором результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем этапе. Это не только продолжается до реализации поставленной цели, но и может трансформироваться в постановку новой цели и самоопределение к новой деятельности.