ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОЕКТА
«ВЕБ-КВЕСТ «САМОЕ КРАСИВОЕ МЕСТО В МИРЕ»
Авторы: Орлова Марина Юрьевна, Гужвина Инна Сергеевна, МБОУ «СОШ № 1 им. Б.Н. Куликова г. Семикаракорска»
Синтез науки, опыта, расширение кругозора учащихся путем глубокого проникновения в объективно существующие закономерные связи в явлениях природы и общества – является неотъемлемым условием воспитания будущих лидеров в любой из сфер. Дети, которые родились 5–7 лет назад, растут в эпоху огромных потоков информации, они уже с ранних лет умеют пользоваться компьютером и различными гаджетами. И узкоспециальные знания перестали быть основой успешности ребенка в жизни. Поэтому появилась необходимость эти знания интегрировать, сделать их метапредметными, надпредметными, т.е. сформировать у детей общую картину мира, умение ориентироваться в разных ситуациях. Стабильная, широко применяемая форма организации межпредметных связей – это урок, обобщающий учебный материал одной или нескольких учебных тем одного или разных предметов. Причем на сегодняшний день интеграция затрагивает не только иностранные языки, но и предметы гуманитарного цикла. Особенно актуальны сейчас уроки, связанные с информатикой. Ярким примером служит разработанный учителем немецкого языка и учителем ИКТ- проект по внедрению и использованию облачных технологий в образовательном процессе.
В процессе освоения опыта обучающийся овладевает компетенциями и навыками, позволяющими эффективно проектировать и реализовывать свой образовательный маршрут в условиях образовательного запроса 21 века:
• освоит умение координировано работать с разными компонентами УМК и иноязычными образовательными Интернет-ресурсами;
• совершенствует общеучебные умения работы с информацией и формирование на ее основе специальных межпредметных умений: устанавливать причинноследственные связи между фактами, явлениями, процессами;
• овладевает приемами сравнения, анализа, обобщения, систематизации, синтеза, актуализации;
• изучит особенности организации исследовательской и проектной деятельности и получит знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути;
• освоит через собственную образовательную практику спектр современных образовательных технологий (критическое мышление, научные дебаты и т.д.);
• разработает в составе команды образовательный ресурс нового поколения (в том числе для системы дистанционного образования);
• осуществит коммуникативную компетенцию. Теперь, чтобы учиться, учителю не обязательно стоять у доски. Учиться можно везде: в помещении и на открытой местности, под деревом, и на борту морского или воздушного судна. Для этого нужно лишь подключиться к сети Интернет [1].
Новая модель организации учебного процесса в форме веб-квест с применением облачного сервиса Office 365 была представлена на XVII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании – 2017» и получила высокую оценку жюри. Виртуальный веб-квест развивается на принципах:
• обязательного активного участия учителя и ученика (они принимают активное участие в использовании виртуального кабинета);
• открытого обмена данными (информация, касающаяся обучения, доступна для всех участников учебного процесса);
• коллективного использования данных (каждый учитель и ученик имеет доступ к коллективному созданию и использованию документов, которые получают от других участников учебно-воспитательного процесса);
• авторского права (все участники учебно-воспитательного процесса обязуются соблюдать законодательство об авторских правах);
• мгновенной обратной связи (каждый учитель и ученик получает право мгновенного соединения с коллегой или другим учеником, в случае необходимости). Веб-квест начинается с обсуждения вопросов, реально значимых для обучающихся, проблемной ситуации и т. д., что должно мотивировать их не только на получение какой-то информации, знаний, но и заинтересовать процессом их приобретения.
Далее предлагаются конкретные задания, гиперссылки (веб-адреса), где можно найти информацию для решения поставленной задачи. Но это могут быть не только источники сети Интернет, но и печатные издания. Далее следует описание процесса, где обращается внимание обучающихся на способы поиска, решение проблемы, обработку и представление проектной работы. В конце работы происходит ее оценивание учителем, самооценка и самоанализ обучающимися по описанным критериям и параметрам выполнения веб-квеста. Полученные результаты в адекватной форме представляются на обозрение всех участников (РР – презентация, плакат, постер, Word–документ и т. п.). В разработке используется проектная технология и набор программного обеспечения Office 365, IT–инфраструктура, необходимая для работы в современном мире.
Облачный сервис служит для организации совместной работы. С помощью этого инструмента инновационных технологий деятельностного типа, учащиеся погружаются в удивительный мир сотворчества, способствующий формированию надпредметных компетентностей обучающихся. Итак, внедряя в средней школе облачно ориентированную учебную среду:
• у каждого ученика и учителя формируется собственное электронное портфолио;
• большинство учеников с удовольствием учатся новым технологиям, развивают интеллектуальные способности, а учитель повышает свой уровень ИК–компетентности;
• как учителя, так и ученики имеют возможность средствами Office 365 обсуждать презентации уроков, этапы проектов;
• создаются условия для привлечения родителей к активному участию в жизни ребенка, и своевременному их информированию, а самое главное – создается информационно безопасная среда.
Используемая литература:
1. Формирование ИКТ– компетентности обучающихся (метапредметные результаты) //http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/normativnyedokumenty-reglamentiruyushchie-uchebnuyu-deyatelnost-po-formirovaniyu-iktkompetentsii-v-nachalnoj-shkole.html
2. Буренченко И.П. OfficeMix как инструмент развития речи школьника//https:// edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&showentry=8381
3. Office 365//https://www.microsoft.com/ru-ru/office365-for-you
4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
5. Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей // Сов. педагогика. - 1977. - №5. - С. 56 - 61.
6. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 1999 - 160 с.
7. Веб-квест «Самое красивое место в мире» https://marinaorlova77.wixsite.com/ webkvest