Образовательные возможности «Лего» в проектной деятельности младших школьников
1. *Название практики
Образовательные возможности «Лего» в проектной деятельности младших школьников.
10. *Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)
Проект, деятельность, технологическая карта, креативность.
2. *На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
- начальное общее образование;
3. *На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика(выбор одного или нескольких вариантов)
- обучающиеся;
- родители;
- учителя-предметники;
- узкие специалисты;
4. *Масштаб изменений
- уровень образовательной организации;
5. *Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов
Практика направлена на обучение учащихся 1-4 классов исследовательской и проектной деятельности. Предполагаются проекты по различным направлениям.
Метод проектов поднимает учащегося на новый качественный уровень, потому что чаще всего учебный материал выходит за рамки школьной программы. Конструктор Лего как средство овладения материалом и проектная деятельность в школе как метод для развития умственных способностей и активизации познавательной активности поднимают учащегося на высокий уровень знаний. Этот наглядный материал дает возможность увидеть в результате проектной деятельности готовый продукт своими глазами. Но что еще больше удовлетворяет детей – это продукт, сделанный своими руками.
6. *Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика
При поддержке Красноярского института повышения квалификации проектная команда школы второй год работает над реализацией программы повышения качества образования. За последние 3 года учащиеся начальной школы показывают низкие результаты по таким учебным предметам как математика, русский язык, читательская грамотность, проектная деятельность, на слабом уровне метапредметные и личностные результаты. Дети приходят в школу слабо подготовленными, без мотивации, несобранными, не владеющими элементарными навыками общения, общего развития. Использование данной технологии полезно как сильным детям, так и с особыми потребностями. В начальном звене обучаются дети нормы, и дети с ЗПР – задержкой психического развития (дети с особыми потребностями). Использование набора конструкторов семейства Лего для начальной школы в целях повышения качества образования в настоящее время очень актуально. Через практическую деятельность с конструктором у обучающихся развивается внимание, сосредоточенность, воображение, умения конструировать и переносить свои идеи в реальность, работать в группе, они учатся находить правильные решения, в результате повышается качество обучения. Работа с конструктором позволяет развиваться в различных предметных областях: математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение и технологии.
Цель: Формирование навыков проектной деятельности через использование образовательных возможностей Лего.
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);
- приобретение навыков коллективной работы;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
Задачи по формированию УУД:
Предметные:
- развивать у школьников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- создавать условия для овладения основами конструирования;
- формировать знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Познавательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и проделанной работы;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;
- расширять кругозор и развитие представлений об окружающем мире.
Коммуникативные:
- развитие речи детей при работе в паре, в группе;
- умение строить связную, логически - последовательную речь;
Регулятивные:
- формировать навыки учебной деятельности: умение и желание трудиться;
- учить выполнять самостоятельно задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу, осуществлять самоконтроль;
Личностные:
- вырабатывать навыки самоопределения, мотивационной готовности, коммуникативности;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности;
- развивать творчество, инициативу, самооценку;
Задумываясь над решением этих задач, мы пришли к выводу о том, что проектная деятельность может помочь в разрешении данных проблем. Ведь задача школы не только вооружить учащегося знаниями, но научить школьников применять их в новой ситуации.
7 *Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?
Погружение детей в пространство исследовательской и проектной деятельности под руководством классного руководителя. Итогом деятельности становится готовый продукт: проект.
Который представляется на ежегодном « Фестивале проектов» на школьном уровне.
8. *Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?
Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Выполнение индивидуальных заданий, работа в группах, в парах, конкурсы домашних, семейных творческих проектов.
9 *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?
Формируются:
- умение добывать и обмениваться информацией;
- умение совместно трудиться, учиться, советовать;
- умение передавать накопленный опыт;
- умение анализировать информацию;
- развитие логического мышления, памяти, воображения;
- создание детьми индивидуальных и групповых презентаций (в группах или парами);
- создание творческого отчета по проекту
10. *Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики
- защита индивидуальных и коллективных Лего-проектов;
- участие в классных, школьных и муниципальных мероприятиях;
11. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?
-учащиеся затрудняются сформулировать свои мысли, поставить цель своей работы, план своей деятельности, сделать вывод из проделанной работы.
-из – за плохо развитой моторики, учащиеся не могут правильно соединять детали конструктора.
-неумение обучающихся работать с технологическими картами.
–неумение обучающихся сосредоточиться на необходимый период времени для выполнения задания;
- проблема включения в групповую работу;
- неумение участвовать в работе, делиться идеями, замыслами.
12. Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (ваши практические советы)?
Лего-конструирование – это современное средство обучения детей.
Главное – Лего должно быть интересно самому учителю, тогда и с детьми очень легко и увлекательно работать. Лего-конструкторы задуманы таким образом, что учителя могут постоянно черпать в них новые идеи, позволяющие привлечь и удержать внимание учащихся.