СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный квест " Путешествие со словарями"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема внеурочного занятия "Путешествие со словарями" .Все мыслительные процессы  у детей тесно связаны  с умением анализировать, выделять главное и второстепенное , делать выводы и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный квест " Путешествие со словарями"»




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Жана-Аульская средняя общеобразовательная школа»




Конкурс «Словари на страже знаний!»


Номинация « Лучший словарный квест»



Образовательный квест для учащихся 4 класса

«Путешествие со словарями»





Автор: Канапиянова Гульнара Калтаевна,

МКОУ «Жана-Аульская СОШ»

муниципального образования

Кош-Агачский район,

учитель начальных классов.




















с. Жана-Аул, 2024



Пояснительная записка


2.1 Тема внеурочного мероприятия: «Путешествие со словарями».

Все педагоги говорят о скудности лексического запаса современных школьников, об огромном количестве орфоэпических ошибок в их речи, неумении правильно использовать слова, бедном словарном запасе синонимов и антонимов, наличие просто трагикомических способов сочетания слов в предложениях. Особенно это заметно при пересказах: вместо того, чтобы подобрать синоним к слову, школьник начинает лихорадочно вспоминать дословно то, что написано в учебнике. Кроме того, без словарей и любого другого справочного материала невозможно формирование такого важного качества, как информационная компетентность.

ФГОС НОО закрепил понимание того, что информационная компетентность должна формироваться у младших школьников во всех предметных областях, из чего следует, что это – одна из образовательных задач любого урока в начальных классах. В Стандарте подчеркивается:

«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования … должны отражать умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации» [1, с. 7–8].

Информационная компетентность – это качество, которое в дальнейшем служит основой профессионального роста любого работающего человека, чем бы он ни занимался на своем рабочем месте, и какую бы должность он не занимал. И для этого у каждого еще со школьного детства необходимо формировать навыки работы со словарями, справочниками, энциклопедиями и т.п.

Все мыслительные процессы у школьника тесно связаны с умением анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и.д. Для этого ему необходим хорошо развитый понятийный аппарат, большой словарный запас, грамотная связная речь. И без помощи словарей здесь не обойтись.

Этим объясняется актуальность разработки данного внеклассного мероприятия.

  • Целевая аудитория: 4 класс, дети в возрасте 9-11 лет.


  • Роль и место мероприятия в системе работы учителя


Основной единицей любой коммуникации является слово. Поэтому в той или иной степени школьники изучают на уроках многие разделы лингвистики. Но объять необъятное невозможно! И тут на помощь учителю приходит внеурочная деятельность. Один раз в четверть обязательно проходит внеурочное мероприятие, посвященное разным типам словарей, развивающее навыки работы с ними.

Форма проведение в виде квеста вызывает огромный интерес у людей разных возрастов и, естественно, у младших школьников, которые любят играть. Мы уже путешествовали со словарями орфографическим, орфоэпическим, фразеологическим, толковым. Это внеклассное мероприятие вобрало в себя работу со всеми этими словарями, можно сказать, что это обобщающее внеклассное мероприятие по итогам 1-3 классов начальной школы.



  • Целевая аудитория: 4 класс, дети в возрасте 9-11 лет.


  • Роль и место мероприятия в системе работы учителя


Основной единицей любой коммуникации является слово. Поэтому в той или иной степени школьники изучают на уроках многие разделы лингвистики. Но объять необъятное невозможно! И тут на помощь учителю приходит внеурочная деятельность. Один раз в четверть обязательно проходит внеурочное мероприятие, посвященное разным типам словарей, развивающее навыки работы с ними.

Форма проведение в виде квеста вызывает огромный интерес у людей разных возрастов и, естественно, у младших школьников, которые любят играть. Мы уже путешествовали со словарями орфографическим, орфоэпическим, фразеологическим, толковым. Это внеклассное мероприятие вобрало в себя работу со всеми этими словарями, можно сказать, что это обобщающее внеклассное мероприятие по итогам 1-3 классов начальной школы.


  • Образовательные цели и задачи

- продолжить формирование информационной компетенции младших школьников через систему работы со словарями разных типов;

- формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать факты, логически излагать свои мысли;

- подвести учащихся к пониманию важности умения пользоваться справочной литературой;

  • развивать умения пользоваться различными типами словарей.


  • Планируемые результаты

- создание условий для мотивации учащихся к познавательной деятельности;

- формирование потребности к работе со словарями разных типов;

- закрепление навыков получения информации из словарей.

  • Форма проведения

линейный эскейп-рум в замкнутом пространстве (помещении школы).

2.7 Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Квест-технология, технология сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, групповая и игровая; методы частично-поисковый и исследовательский, работа с книгой, прием мозгового штурма, применения интеллект-карт, «Удивляй!».


2.8. Ресурсы, использованные при подготовке и проведении

Кадровые: учителя русского языка и литературы, библиотекарь школы, учащиеся начальных классов.

Методические: раздаточный материал (Приложение);

словари: толковый, орфоэпический, фразеологический, орфографический.

Материально-технические: музыкальный центр, ноутбук, экран, ручки и карандаши по числу участников.

  • Основная часть Ход квеста

В службе доставки «CDEK» несколько представителей от класса получают пакет. В классе пакет вскрывают и находят письмо от Словаря:




Пакет с заданием 1

Дорогие участники квеста!

Вам необходимо выйти из класса и пройти туда, куда указывает эта шифровка. Отправляйтесь туда и выполните задания, которые вы там получите!


Задания выдаются каждому индивидуально на карточке. Участники должны написать слово «библиотека». Чтобы команда могла пройти дальше, задание должны выполнить не менее 15 участников.

(Участники проходят в библиотеку, где выполняют задания

библиотекаря)

Библиотекарь: В русском языке много пословиц, поговорок и загадок о главных жителях библиотеки. Как вы думаете, что это за жители? (книги). Ваша задача – отгадать мои загадки.

  • Любой он речи государь – Наш всезнающий …

Ответ: словарь

  • По улице не ходит, В окно не глядит,

Никого не спрашивает, Но все знает.

Кто его открывает, Тот все понимает.

Ответ: словарь

Библиотекарь: посмотрите на эту полку – здесь много словарей, и они все разные не только по размеру и цвету обложек, но и по своему значению



Пакет с заданием 2

Уважаемые участники квеста!

В этом месте вы найдете загадку про один из словарей русского языка:


слово «словарь»1

Библиотекарь: Но кроме толкового словаря вам сегодня еще понадобятся и другие. Откройте словарь на странице 241 и найдите четвертое слово снизу. Образуйте от этого существительного прилагательное мужского рода единственного числа в Именительном падеже (орфография – орфографический). А вот для чего нам нужен орфографический словарь, вы узнаете в кабинете, номер которого вы найдете в этой шифровке.






Библиотекарь: Счастливого пути, юные путешественники! (участники квеста проходят в 24 кабинет)

Пакет с заданием 3

Учитель: На каждой парте стоит табличка с правилами работы со словарем. Повторите их, они вам пригодятся!



Учитель: Для выполнения этого задания вы можете воспользоваться орфографическим словарем.




Учащиеся выполняют задания индивидуально, задание считается выполненным, если с ним справились не менее 15 человек


Учитель: Вот ваше следующее задание.

(слова: яблоко, ворона, парашют, сорока, трактор)


Учащиеся выполняют задания группами по 5 человек.

Учитель: Вот ваше следующее задание. Собрав пазл правильно, вы узнаете, куда вы должны отправиться дальше.


Участники квеста переходят в кабинет № 16

Учитель: Рада приветствовать вас, дорогие друзья! Вот для вас новое задание.


Пакет с заданием 4


Учитель: Чтобы узнать, куда вы должны следовать дальше, расшифруйте это послание.

Учитель: Но вам еще нужно восстановить то, что было


написано в записке.

Пакет с заданием 5



Учитель: Вы успешно прошли все испытания, и я рада, что могу вручить вам честно заслуженную награду – «Орфографический словарь школьника». Этот словарь, надеюсь, станет вашей настольной книгой на все учебные годы.

А сейчас я с большим удовольствием хочу вручить каждому из вас диплом участника квеста «Путешествие со словарями».

Вручение дипломов и словарей

И я предлагаю закончить наш квест песней Григория Гладкова «Русский язык», которую мы с вами разучивали на уроках музыки. А заодно мы посмотрим замечательный клип2, снятый на эту песню.

До свидания, дорогие друзья! До новых встреч путешествиях со словарями!


4. Заключение

Такие внеурочные мероприятия, как предлагаемый квест, несомненно, вызывают интерес к работе не только со словарями, но и другими справочными материалами. Задания квеста мотивируют активность учащихся к познавательной деятельности и к учебной работе.

Работа с любым словарем расширяет словарный запас лексики учеников, формирует умение использовать научную терминологию.

Все задания носят творческий характер, ярко иллюстрированы, их применение дидактически оправдано.

Квесты (англ. «quest» – поиск), как время проведения досуга, уже прочно вошли в нашу жизнь. И если сначала этот термин использовался только в компьютерных играх, позже он стал применяться для обозначения специально организованных игровых программ. Основной целью подобных игровых программ является разгадывание загадок, которые возникают во время преодоления разных препятствий.

Наиболее популярные квесты построены на интеллектуальном и зачастую экстремальном ориентировании в городе и за его пределами и, так называемые эскейп-румы (англ. Real-life room escape – побег из комнаты), из которых запертые в определенном пространстве игроки должны выбраться за отведенное время, разгадывая загадки и логические головоломки.

Идея игры может быть разнообразной – от поиска конкретного предмета или раскрытия преступления до воплощения в жизнь сюжетов литературных произведений или приключенческих фильмов.

Квест требует от игрока умственных усилий, ключевую роль в процессе играет решение головоломок и задач.

Квесты могут проводиться в онлайн и офлайн формах. Онлайн квесты проходят, не покидая дома, это ориентирование в населенном пункте в онлайн режиме, координаты места или его описание, как правило, зашифрованы.

Web-квесты представляют собой определенные задание c элементами ролевой игры, связанные с поиском Интернет-ресурсов, с которыми нужно работать участникам квеста.

Фотоквесты являются особой формой квеста, где с помощью расшифровывания и разгадок находят нужное место или объект, фотографии которых и являются целью квеста.

Разнообразие разновидностей квестов вкупе с большим количеством учащихся (особенно в младшем школьном и подростковом возрасте) с повышенной двигательной активностью, делает их незаменимыми в образовательном процессе.

Принимая участие в квесте, школьники имеют возможность проживать конкретные жизненные ситуации. Происходит развитие навыков поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Выполняя квест и создавая свой собственный продукт, участники учатся формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные задачи, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Данная технология вызывает неподдельный интерес у учителей, специалистов допобразования, даже у родителей, которые все чаще проводят дни рождения в форме квестов. Это и понятно: при проведении квестов задействуются активные формы познания благодаря тому, что знания добываются в процессе самостоятельных действий участника, и усваиваются значительно лучше.

Большое влияние данная технология оказывает на формирование коммуникативных (работа в команде или малой группы) и лидерских (активная позиция в игре, самостоятельное принятие решений, выбор стратегии поведения и т.п.). А смена видов деятельности и возможность переключать внимание позволяют игроку передохнуть.

Любой квест имеет собственную структуру, присущую только этой технологии. По структуре квесты бывают линейными (задания выполняются всей командой вместе последовательно, к следующему переходят только после полного выполнения предыдущего); кольцевыми (разновидность линейного, участвует несколько команд, у каждой из которых своя точка начала) и штурмовыми (последовательность выполнения заданий определяется самими игроками).

Подготовка к квесту состоит из 4 этапов. Первый этап

  • постановка цели;

  • формулирование задач;

  • формулирование идеи. Второй этап

1) выбор места проведения. Третий этап

  • написание сценария;

  • подготовка необходимого раздаточного материала. Четвертый этап

1) продумывание системы оценки квеста и системы штрафов.

Разнообразие разновидностей квестов вкупе с большим количеством учащихся (особенно в младшем школьном и подростковом возрасте) с повышенной двигательной активностью, делает их незаменимыми в образовательном процессе.

Принимая участие в квесте, школьники имеют возможность проживать конкретные жизненные ситуации. Происходит развитие «…навыков поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Выполняя квест и создавая свой собственный продукт, участники учатся формулировать проблему, планировать


свою деятельность, критически мыслить, решать сложные задачи, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию»

Данная технология вызывает неподдельный интерес у учителей, специалистов допобразования, даже у родителей, которые все чаще проводят дни рождения в форме квестов. Это и понятно: при проведении квестов задействуются активные формы познания благодаря тому, что знания добываются в процессе самостоятельных действий участника, и усваиваются значительно лучше.

Большое влияние данная технология оказывает на формирование коммуникативных (работа в команде или малой группы) и лидерских (активная позиция в игре, самостоятельное принятие решений, выбор стратегии поведения и т.п.) качеств у учащихся. А смена видов деятельности и возможность переключать внимание позволяют игроку отдохнуть, что необходимо в плане здоровьесбережения учащихся.


5. Список источников

Литература

  • Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка/ – М.: Астрель, 2021 г. – 510 с.

  • Квесты для младших школьников. Методическая разработка. – СПБ.; 2017. – 44 с.

  • Козлова Н.А. Технология образовательного квеста в начальной школе.

– Челябинск: Южно-уральский научный центр РАО, 2020. – 54 с.

  • Рубачева Е.Б., Шадхан Д.И., Кононенко А.А. Сборник тематических квестов для учащихся 1-9 классов. Методическое пособие для педагогов-организаторов и заведующих культурно-досуговыми отделами. – СПб.: ГБУ ДО Дворец творчества «У Вознесенского моста», 2019. – 42 с.

  • Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М.; 2020. – 92 с.


Интернет-источники

6. Дегтерева Г.Д., Пантюхина Н.А. Внеклассное мероприятие «Открываем секреты словарей» // Школьная педагогика. – 2017. – № 1 (8). – С. 97-101. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2041/

7. Купцова О.В. Использование Квест-технологии в начальной школе. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/kupcova-olga- vladimirovna-0

8. Валиева И.Э. Квест - игра для младших школьников. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/kvest-igra-dlia-mladshikh- shkolnikov.html