СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный методический продукт музыкально-фольклорной творческой деятельности. Тема: Эстетическое воспитание детей по средствам русского народного творчества.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель Формирование нравственных качеств личности через приобщение русской народной культуры.Возраждение  национального самосознания приобретает в настоящее время особую актуальность.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный методический продукт музыкально-фольклорной творческой деятельности. Тема: Эстетическое воспитание детей по средствам русского народного творчества.»

Образовательный методический продукт музыкально-фольклорной творческой деятельности.

Тема: Эстетическое воспитание детей по средствам русского народного творчества.

Цель- формирование нравственных качеств личности через приобщение русской народной культуры.

Возрождение национального самосознания приобретает в настоящее время особую актуальность.

Родная культура, как образ матери, должна быть неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Народная культура, фольклор – это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Перед дополнительным образованием и педагогом стоит задача помочь воспитаннику сформировать интерес к миру традиционной русской культуры. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

Детский коллектив ансамбль народной песни «Веселка» был создан в 2009 году. В «Веселке» первого состава было всего пять человек. У коллектива появились свои традиции и богатая творческая жизнь. Дети изучают фольклор на углубленном уровне, отрабатывают навыки и умения в области народного песенного исполнительства. Теоретическая подготовка, подкрепляемая практикой концертных выступлений, создает прочный фундамент совершенствования профессионального мастерства для детей и подростков. Концерты «Веселки» - всегда запоминающееся событие. Хоровая народная группа дает сольный годовой творческий отчетный концерт для педагогов, детей и родителей с тематической программой; Наш ансамбль участвовал в краевом вокальном конкурсе в Хабаровском Институте искусств и культуры где ансамблю присвоили Дипломант 1 степени Фестиваля –конкурса творчества детей «Путь к успеху». Так же ансамбль «Веселка» участвовал в краевом конкурсе концертных программ «Центр развития творчества детей и юношества «с народной сольной песней в инструментальном исполнении. В нашей школе был организован концерт совместно со студентами Педагогического института Тихоокеанского государственного университета где ансамбль «Веселка» вместе со студентами исполняли фольклорные обрядовые песни.

«Создание ситуации успеха для каждого ребенка», - вот девиз, под которым я работаю на своих занятиях. Я помогаю детям обрести уверенность в своих силах и способностях, развивая нравственную культуру каждого воспитанника.

Организация педагогического процесса на занятиях в народном ансамбле строится с опорой на следующие принципы:

  • Принцип воспитывающего обучения, который предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему;

  • Принцип доступности обучения, определяющий построение учебного процесса таким образом, чтобы у детей появилось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения;

  • Принцип сознательности и активности, который основывается на формировании у воспитанников мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, устойчивом интересе к изучаемому материалу;

  • Принцип «интеграции». Данный принцип обучения позволяет мне использовать на занятии по фольклору несколько видов жанров одновременно:

- вокальное мастерство;

- элементы русского народного танца;

- элементы актерского мастерства;

- обучение игре на музыкально-шумовых инструментах;

- посещение концертов, выставок, музеев, связанных с русской культурой и фольклором;

- знакомство с народными промыслами;

- изучение народного календаря и обрядов.

  • Принцип индивидуального подхода, когда ребенок добивается максимального успеха при обнаружении его собственных моделей учения, т.е. наиболее эффективных именно для него;

  • Принцип наглядности, который предполагает использование на занятиях технических средств, демонстрация кино – и видеофильмов и других средств наглядности.

Формирование нравственных качеств личности детей на занятиях ансамбля «Веселка» реализуется через:

  • активное сотрудничество, сотворчество детей и педагога;

  • активное диалоговое общение;

  • мотивацию учащихся на исследовательскую, творческую деятельность;

  • формирование социального успеха (участие в конкурсах, фестивалях и т.д.).

С момента прихода ребенка в ансамбль начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Это сопровождение заключается в создании благоприятного морально-психологического климата. Используется дифференцированный подход. Применяется индивидуальное и групповое обучение.

За двенадцать лет своего существования коллективом «Веселка» был накоплен опыт создания образовательной и социокультурной среды, в которой ребенок становится причастен к гармонии духа, таящейся в звуках музыки, творческом общении. Концерты, исполнительская деятельность, театрализованные народные праздники, участие в ежегодных фестивалях, все это способствует единению коллектива образовательным методическим продуктом деятельности.

Традиция преемственности – основная в ансамбле. Она продолжается в наставничестве старших над новичками. Репетиционный процесс, разучивание песен, подготовка к выступлению, дружеская опека во всем.

Таким образом, вся деятельность ансамбля «Веселка» направлена на развитие нравственных качеств личности воспитания учащихся. Своими выступлениями, обрядами, ансамбль воспитывает у зрителей чувство любви к Отечеству, родному краю, развивает нравственность, пропагандирует народные песни, возрождает культуру, традиции своего народа.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых технологий, методов и приемов обучения, выбор которых определяется возрастными особенностями школьного возраста.

Возрастные особенности школьного возраста.

Это возраст активного развития физических, познавательных способностей ребенка и общения со сверстниками. Игра является основным способом познания окружающего мира. Школьный возраст – это сенситивный период, т.е. наиболее благоприятный для какой-либо деятельности.

В этом возрасте ребенок:

  • Продолжает активно познавать окружающий мир, который для него пока сложен и малообъясним.

  • Часто привлекает к себе внимание, поскольку ребенку нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее отсутствия внимания, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохим» поведением.

  • С трудом может соизмерять собственные «хочу» с требованиями взрослых, и поэтому все время проверяет прочность выставленных педагогом границ, желая заполучить то, что хочет.

  • Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

  • Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть в социальные игры, подражая взрослым. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

  • В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж.

Ведущей деятельностью ребенка школьного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.  Широкое применение игра находит в народной педагогике. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка.

Игра для ребенка – не просто интересное время препровождение, это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

При использовании игрового метода обучения школьников иногда возникают такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение. Поэтому на занятиях всегда надо рационально сочетать игровые и неигровые методы, помня о функциях игры:

  • Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).

  • Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

  • Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.

  • Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме.

  • Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

  • Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Хотелось бы немного остановиться на теоретических аспектах этих понятий.

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Несколько слов о программе фольклорного ансамбля «Веселка». В программе поставлены следующие цели и задачи:


Цель:  

воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней;

привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность.

Задачи:

1)  Развивать:

музыкальные способности (слух, чувство ритма, темпа, выразительности, использование шумовых музыкальных инструментов);

хореографические способности (связь ритма, заданного темпа с музыкой, песней, особенности пластики движения ног, рук, корпуса);

игровые способности (умение перевоплощаться, коллективное творчество, игра по правилам, сочетание различных жанров народного творчества в игре, развитие фантазии, выдумки...);

певческие (вокальные) способности (манера звукоизвлечения, унисонное пение, слушание этнографического материала, подражание народным исполнителям, мастерство сольного пения, ансамблевое пение, пение с инструментами);

исполнительские способности (умение показать творческую индивидуальность, умение сочетать все виды исполнительского мастерства - пение, танец, игра, слово, элементы народного театра, сцены народного театра; умение ощущать себя в пространстве).

2)   Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры.

3)  Формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры.

Форма обучения:


Формой обучения является учебное занятие продолжительностью 30 минут.

Программа предполагает занятия 2 раз в неделю.

Содержание программы составляет 5 основных разделов:

1.Народная песня и ее режиссура.

Знакомство детей с народными песнями, несложными по содержанию и ритмическому рисунку.

2.Народная хореография.

Овладеть простейшими элементами народной плясовой пластики.

3. Народные игры.

Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

4. Народные музыкальные инструменты.

Знакомить с различными музыкальными инструментами.

5. Календарные праздники.

Участие в русских календарных праздниках с детьми старшего возраста, учащимися в фольклорной студии «Веселка».

Рассмотрим более детально игровые методы и приемы обучения детей на занятиях по фольклору в рамках учебного занятия.


Каждое учебное занятие выстроено в форме путешествия к кому-либо или чему-либо, чтобы найти очередные сокровища нашей национальной культуры, так как это лейтмотив всех занятий.

Знакомство с «Веселкой,» конечно же, проходит на самом первом занятии, и в нем используется несколько методов и приемов - инсценировки, рассказа, объяснения, иллюстрации, сюрпризность и эмоциональность, внезапность появления игрушки, интригующая обстановка, создание игровой ситуаций (далее ребятам предлагается начать путешествие и на первом занятии приступить к поиску первой «жемчужинки».

Формы и методы отслеживания результатов

  • анализ педагогом работы учащихся на занятии, выполнения домашних заданий, анализ итогов концертных и конкурсных выступлений;

  • самоанализ учащихся;

  • контрольное занятие (перед концертным выступлением);

  • беседы и опросы родителей;

  • составление диагностической карты на каждого ученика (для отслеживания освоения учебной программы);

  • отчетные концерты;

  • открытые занятия для родителей;

  • итоговый концерт для родителей;

  • участие в фольклорных праздниках вместе с детьми старшего возраста;

  • участие в ежегодном городском смотре школьных творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей «Мир моего детства» в номинации «Веселая карусель».

Структура учебного занятия.

В структуре занятия происходит чередование различных видов детской деятельности, она определяется программой, общевоспитательными и образовательными задачами каждой возрастной группы. Структура занятия включает в себя:

  1. Организацию начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания (приветствие педагога с детьми; вопрос о самочувствии и настроении детей; вопрос: «Посмотрите внимательно, а что же принесла сегодня Веселка?»).

  2. Мотивация учебной деятельности детей (например, вопрос, познавательная задача, задание детям – отгадайте загадку: «Куда сегодня мы отправимся за сокровищами?»).

  3. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей (например, «А вы знаете, что…»).

  4. Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием - осознанное усвоение нового учебного материала (установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция, например, разучивание песни или танца).

  5. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми - закрепление новых знаний.

  6. Использование бесед и практических заданий - формирование целостного представления знаний по теме, осмысление выполненной работы.

  7. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия - анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

  8. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности, содержания и полезности учебной деятельности.

  9. Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.


Заключение.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Игра – это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, умение взвешивать обстоятельства. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка в целом.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных воспитательных и учебных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей школьного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области народной культуры и фольклора, научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности.

В этом докладе я рассмотрела непосредственное влияние игровых методов на изучение детьми фольклора. На основании этого можно сказать, что не один метод не дает такого положительного эффекта, как игровой.









Музыкальные способности и их развитие в различных видах деятельности на занятии фольклора.

Общие и специальные способности.

Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества (одаренность) человека. В психологии, прежде всего исследованием Б.М.Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешности деятельности. «Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических способностей), от которого также зависит возможность успех в деятельности».
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. «Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения».

Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют появление и развитие тех или иных способностей.

Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.

Б. Теплов классифицирует музыкальные способности на основные (общие) и частные (специальные). Общие – важны для приобщения к музыке, восприятия музыки, понимания ее. Частные – для профессиональной деятельности.

Под общими музыкальными способностями Теплов понимает:

  • Музыкальный слух, который подразделяет на ладовое чувство и способность к музыкально – слуховым представлениям (слушание по памяти, слушание музыки без реальных источников).

  • Ритмическое чувство – способность переживать временные процессы в музыке.

Под частными:

  • Музыкальная память

  • Музыкальное мышление

  • Музыкальное воображение.

Тарасова классифицирует музыкальные способности несколько иначе. Сенсорные (основанные на чувствах и ощущениях) – музыкальный слух и ритмическое чувство. Интеллектуальные – музыкальная память, мышление, воображение.

Три основные музыкальные способности.
1) Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звук высотного движения. Также «ладовым чувством» называют переживание отношений между звуками. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки. Ладовое чувство является важнейшим условием восприятия музыки: на его основе осуществляется переживание, узнавание и понимание музыки.

2) Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звук высотные движения.

Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении.

Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом.

Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3) Музыкально-ритмическое чувство - это способность активно переживать временную организацию музыкального движения, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Оно является важнейшей составной частью музыкальной одаренности, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, воспроизведение (исполнение) и сочинение временных отношений в музыке».

В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.

Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальный слух – это фундамент музыкальности в целом. Он отличается от биологического слуха, это реакция именно на музыкальные проявления (звуки, средства музыкальной выразительности).

Музыкальный слух сформировался позднее биологического и символизирует высокий уровень эволюции человека.

Музыкальный слух – это показатель эстетического освоения действительности, он способен развиваться.

Музыкальный слух – это основная музыкальная способность, связанная с разнообразной реакцией на музыкальные звуки и возможностью ощущать связи между звуками (в музыкальном произведении).

СТРУКТУРA МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

Теплов в своей работе расчленяет понятие музыкальный слух на понятие звук высотный слух и тембровый слух.

Так как в музыке основным носителем смысла является звук высотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звук высотного и ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звук высотный слух и чувство ритма. «Музыкальный слух, в широком понимании, это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений».

Различают

  • звук высотный

  • тембровый

  • динамический

  • внутренний

  • относительный,

  • абсолютный

  • полифонический

  • архитектонический слух

Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность.

Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звук высотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки мы относим это к тембровому слуху.

Мелодический и гармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Мелодический и гармонический слух – это стороны ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА.

Мелодический слух – это проявление звук высотного слуха по отношению к одноголосной мелодии, гармонический по отношению к многоголосию и отдельным созвучиям.

Тембровый слух – это эмоциональный отклик на разные вокальные и инструментальные тембры. Тембр – это цвет, окраска, колорит.

Динамический слух – реакция на градации динамических оттенков.

Полифонический слух – это способность улавливать индивидуальные особенности всех голосов полифонической ткани.

В своей работе А.Готсдинер отмечает, что «звук высотный, тембровый и динамический слух очень важны для полноценной музыкальной деятельности во всех её видах. Однако звук высотный слух выделяется как доминирующий, поскольку ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота».

Проявление же музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупных его частей называют архитектоническим слухом (впервые этот термин был введен Н.А. Римским-Корсаковым).

Внутренний музыкальный слух – это способность слышать музыку, все элементы музыкальной речи без реального ее звучания. Одна из целей развития музыкального слуха – развитие именно слуха внутреннего, сначала услышать, а потом воспроизвести. Особое внимание психологов и музыкантов привлекает способность, названная абсолютным слухом.

Абсолютным слухом называет способность узнавать и воспроизводить высоту заданного звука без опоры на реально звучащий или воспринимавшийся непосредственно перед заданием звук. В отличие от абсолютного слуха относительным музыкальным слухом мы будем называть способность определять высоту звуков по отношению к известному или реально звучащему звуку. Интеллектуальные или специальные музыкальные способности Музыкальная память. Музыкальная память – это часть общей памяти. Не каждый человек обладает МП.

МП – это свойство нервной системы хранить в психике и воспроизводить свой опыт взаимодействия с музыкальными образами.

ОДНА ИЗ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ – БАЛАНС МЕЖДУ РЕПРОДУКТИВНОЙ И РЕКОНСТРУКТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ.

Музыкальное мышление. Это способность мыслить музыкальными образами. Характеризуется высоким уровнем развития музыкального слуха.

Виды: репродуктивное (способность воспроизводить и оценивать чужую музыку) и продуктивное (способность создавать новую музыку).

Музыкальное воображение – это способность к соотнесению или сравнению музыкальных образов с явлениями окружающей жизни, с особыми душевными состояниями.

ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, А ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ. ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ. СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ТОЧЕК ЗРЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНОСТЬ.

Обычно, говоря о наличии музыкальности у того или иного человека, мы одновременно подразумеваем, наличие у него и музыкального слуха, связанного с более или менее тонким различением звуков по высоте, однако известны случаи, когда острое слуховое восприятие оказывается не связанным с эмоциональной отзывчивостью на музыку. Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания. Абсолютная не музыкальность (если такая вообще возможна) должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как звуки, решительно ничего не вызывающие. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять, как бы центр музыкальности. Современная точка зрения: это целостное свойство личности, основанное на комплексе способностей данных от природы. Под комплексом способностей подразумевается адекватная эмоциональная отзывчивость на музыку.

В развитии музыкальности есть два пути:

  • Развивать богатство воображения, ассоциаций

  • Развивать музыкальные способности.

«Никакого ребенка нельзя рассматривать как безнадежно не музыкального, писал Эндрю, пока ему не дана возможности музыкального обучения. В музыкальной одаренности многое зависит от практики». В процессе осуществления музыкальной деятельности группа способностей или одна из них, например, ладовое чувство, может опережать другие или отставать в своем развитии, оказывая стимулирующее или тормозящее влияние на весь комплекс одаренности.