СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект был разработан с целью формирования читательской грамотности у учащихся 3 класса Ивановской школы

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ   «Формирование читательской грамотности»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Формирование читательской

грамотности»

Введение

Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение.

Использование прогрессивных методик именно в начальной школе необходимо, чтобы избежать проблем чтения, вызванных неправильным обучением и в последствии затрудняющим процесс обучения. Это такие проблемы, как потеря интереса к чтению с приходом в школу (детям перестают читать); непонимание смысла текста из-за неправильного сформированного способа чтения; отсутствие динамики развития (нарушение индивидуального подхода к хорошо читающим детям); преобладание понимания художественных текстов (отсутствие работы над чтением текстов других типов). Кроме того, необходимо понимать, что в современной начальной школе читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и метапредметный результат.

В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные процедуры международного уровня (PISA, PIRLS) и федерального уровня (ВПР и НИКО), в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности, читательская грамотность. Результаты оценочных процедуры позволяют не только констатировать факт достижения запланированных результатов, но и проследить динамику развития, «прироста» результатов обучения, выстроить индивидуальные образовательные траектории обучающихся. Грамотный анализ и использование в своей работе результатов оценочных процедур позволит учителям начальной школы успешно реализовывать ФГОС.

Проблема «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». К. Д. Ушинский В своей практике я столкнулась со следующими проблемами: -дети имеют низкую скорость чтения;  -зачастую они не понимают смысла прочитанного из- за ошибок при чтении; -не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;  -затрудняются кратко пересказать содержание. Возникает серьёзное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Проблема

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

К. Д. Ушинский

В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

-дети имеют низкую скорость чтения;

-зачастую они не понимают смысла прочитанного из- за ошибок при чтении;

-не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

-затрудняются кратко пересказать содержание.

Возникает серьёзное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Актуальность Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся 3 класса Ивановской СОШ, а так же понять, что же нужно предпринять мне, как учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

Актуальность

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся 3 класса Ивановской СОШ, а так же понять, что же нужно предпринять мне, как учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

Цель проекта Создать условия для того чтобы учащиеся 3 класса Ивановской СОШ, в количестве 5 человек, овладели необходимыми умениями для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста : 1. Умением находить и извлекать информацию из текста; 2. Умением интегрировать и интерпретировать информацию; 3. Умением осмыслить и оценить содержание текста; 4. Умением ориентироваться в различных источниках информации. 5. Увеличить темп чтения Целевая аудитория: учащиеся 3 класса, учитель.

Цель проекта

Создать условия для того чтобы учащиеся 3 класса Ивановской СОШ, в количестве 5 человек, овладели необходимыми умениями для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста :

1. Умением находить и извлекать информацию из текста;

2. Умением интегрировать и интерпретировать информацию;

3. Умением осмыслить и оценить содержание текста;

4. Умением ориентироваться в различных источниках информации.

5. Увеличить темп чтения

Целевая аудитория: учащиеся 3 класса, учитель.

Задачи проекта Изучить и проанализировать уровень сформированности читательской грамотности учеников 3 класса; Сформировать основы читательской деятельности: читательских и речевых умений; навыков чтения (совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях); Внедрить новые образовательные приемы, формы и методы направленные на развитие и формирование осознанного чтения; Апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и способствующие формированию основ читательской грамотности, речевых и коммуникативных умений; Объединить усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения.

Задачи проекта

  • Изучить и проанализировать уровень сформированности читательской грамотности учеников 3 класса;
  • Сформировать основы читательской деятельности: читательских и речевых умений; навыков чтения (совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях);
  • Внедрить новые образовательные приемы, формы и методы направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
  • Апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и способствующие формированию основ читательской грамотности, речевых и коммуникативных умений;
  • Объединить усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения.
Содержание проекта: Этапы проекта Подготовительный этап : Цель: изучить состояние проблемы в теории и практике начальной школы; выработать стратегию; техника чтения. 2. Основной этап: Цель: разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников осуществление совместной работы с родителями и библиотеками Формы : уроки, внеклассные мероприятия. 3. Заключительный этап: Цель: подвести итоги реализации образовательного проекта.

Содержание проекта:

Этапы проекта

  • Подготовительный этап :

Цель:

  • изучить состояние проблемы в теории и практике начальной школы;
  • выработать стратегию;
  • техника чтения.

2. Основной этап:

Цель: разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников осуществление совместной работы с родителями и библиотеками

Формы : уроки, внеклассные мероприятия.

3. Заключительный этап:

Цель:

  • подвести итоги реализации образовательного проекта.
Содержание проекта: Методы проекта: практические: дидактические игры, инсценировки; словесные: чтение, разговор, беседа; наглядные: рассматривание книг, иллюстрации, просмотр презентаций Срок реализации проекта: 26.09.2022 г. – 15.10.2022 г.

Содержание проекта:

Методы проекта:

практические: дидактические игры, инсценировки;

словесные: чтение, разговор, беседа;

наглядные: рассматривание книг, иллюстрации, просмотр презентаций

Срок реализации проекта: 26.09.2022 г. – 15.10.2022 г.

Содержание проекта: Реализация проекта: 1. Урок Тема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения» Цель урока : определить уровень сформированности у обучающихся навыков  техники   чтения  на начало  3   класса . Задачи: определить уровень владения умениями и навыками сознательного, правильного, беглого  чтения ; - используя полученные результаты провести диагностику  техники   чтения . Тип урока: урок развивающего контроля Оборудование : учебники с разными произведениями. Срок реализации : 07.10.2022г.

Содержание проекта:

Реализация проекта:

1. Урок

Тема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»

Цель урока : определить уровень сформированности у обучающихся навыков  техники   чтения  на начало  3   класса .

Задачи: определить уровень владения умениями и навыками сознательного, правильного, беглого  чтения ; - используя полученные результаты провести диагностику  техники   чтения .

Тип урока: урок развивающего контроля

Оборудование : учебники с разными произведениями.

Срок реализации : 07.10.2022г.

Содержание проекта:

Реализация проекта:

2. Урок. Технология критического мышления

Тема : К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.

Задачи урока:

образовательные : продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.

развивающие : развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.

воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

-осмысленно правильно читать;

-отвечать на вопросы;

-давать оценку героям и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные:

-анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков.

Регулятивные:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать свое предположение.

  Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-высказывать свою точку зрения на события;

- договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.

Оборудование : портрет К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, презентация, карточки для работы в парах и в группах, цветные карандаши, учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.

Срок реализации : 10.10.2022г.

Содержание проекта: Реализация проекта: 3. Урок – игра. Игровая технология. Тема : «Звёздный час» Цель: обобщить знания детей по литературному чтению в игровой форме. Задачи: 1) образовательные: повторить и закрепить изученный материал. 2) развивающие:  развивать мышление; распределять и концентрировать внимание; умения сравнивать, анализировать и обобщать; навыки самоконтроля учащихся. 3) воспитательные:  воспитывать интерес к учёбе, любовь к чтению, дружелюбие. Оборудование:  портреты писателей, листочки с ручками, репродукция картин художников, жетоны-звезды, сигнальные карточки с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с текстом для участников. Срок реализации : 11.10.2022г.

Содержание проекта:

Реализация проекта:

3. Урок – игра. Игровая технология.

Тема : «Звёздный час»

Цель: обобщить знания детей по литературному чтению в игровой форме.

Задачи:

1) образовательные: повторить и закрепить изученный материал.

2) развивающие: развивать мышление; распределять и концентрировать внимание; умения сравнивать, анализировать и обобщать; навыки самоконтроля учащихся.

3) воспитательные: воспитывать интерес к учёбе, любовь к чтению, дружелюбие.

Оборудование: портреты писателей, листочки с ручками, репродукция картин художников, жетоны-звезды, сигнальные карточки с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с текстом для участников.

Срок реализации : 11.10.2022г.

Содержание проекта: Реализация проекта: 4.Урок. Здоровьесберегающая технология . Тема: «Тютчев. Весенняя гроза» Цель:  формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение  Задачи:   научить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений. Оборудование:   портрет и выставка книг Ф. Тютчева, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.  Срок реализации : 12.10.2022г.

Содержание проекта:

Реализация проекта:

4.Урок. Здоровьесберегающая технология .

Тема: «Тютчев. Весенняя гроза»

Цель: формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение

Задачи:  

научить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений.

Оборудование:   портрет и выставка книг Ф. Тютчева, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Срок реализации : 12.10.2022г.

Содержание проекта: Реализация проекта: 5.Урок. Технология личностно - ориентированного обучения. Тема: « Басни И.А.Крылова» Цель урока: Ознакомление с басней как литературным жанром. Задачи урока: Обучающие познакомить с басней как новым литературным жанром ввести литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллегория», «сатира» познакомить с особенностью басен И.А, Крылова Развивающие формировать умения анализировать, обобщать развивать мышление детей: память, внимание. развивать культуру речи   Воспитывающие воспитывать в детях нравственность и любовь к чтению воспитывать у учащихся интерес к русскому литературному творчеству Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, выставка книг И.А. Крылова .  Срок реализации : 13.10.2022г.

Содержание проекта:

Реализация проекта:

5.Урок. Технология личностно - ориентированного обучения.

Тема: « Басни И.А.Крылова»

Цель урока: Ознакомление с басней как литературным жанром.

Задачи урока:

Обучающие

познакомить с басней как новым литературным жанром

ввести литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллегория», «сатира»

познакомить с особенностью басен И.А, Крылова

Развивающие

формировать умения анализировать, обобщать

развивать мышление детей: память, внимание.

развивать культуру речи

 

Воспитывающие

воспитывать в детях нравственность и любовь к чтению

воспитывать у учащихся интерес к русскому литературному творчеству

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка книг И.А. Крылова .

Срок реализации : 13.10.2022г.

Содержание проекта:   Реализация проекта: 6.Игра «Счастливый случай» . Игровая технология. Цель : привитие любви к чтению художественной литературы. Задачи : -привлечь внимание обучающихся к книге, чтению, как важному фактору сохранения и развития культуры и науки; - расширять читательский кругозор, развивать речь детей; -воспитывать любовь к родному языку, творчеству великих сказочников, писателей, к народному фольклору. Оборудование : презентация, подборка песен, выставка детских книг, песочные часы, бочонки и бочка, фломастеры, подарки для награждения (по желанию).  Срок реализации : 14.10.2022г.

Содержание проекта:

Реализация проекта:

6.Игра «Счастливый случай» . Игровая технология.

Цель : привитие любви к чтению художественной литературы.

Задачи :

-привлечь внимание обучающихся к книге, чтению, как важному фактору сохранения и развития культуры и науки;

- расширять читательский кругозор, развивать речь детей;

-воспитывать любовь к родному языку, творчеству великих сказочников, писателей, к народному фольклору.

Оборудование : презентация, подборка песен, выставка детских книг, песочные часы, бочонки и бочка, фломастеры, подарки для награждения (по желанию).

Срок реализации : 14.10.2022г.

Результаты реализации проекта:

Качественные

  • Определение противоречий и выявление проблемы в чтении учеников 3 класса;
  • Расширение кругозора учащихся через чтение книг;
  • Умение работать с информацией (анализ, синтез, обобщение, классификация);
  • Повышение уровня читательской грамотности;
  • Готовность младшего школьника к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени;
  • Умение использовать информацию из текста для различных целей;
  • Повышение интереса к чтению как способу самосовершенствования и развития;
  • Применение новых образовательных приемов, форм, методов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
  • Использование типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетенцию, самостоятельность читателя его познавательную мотивацию., умения, навыки работы с художественными и информационными текстами;
  • Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.

Конечно не в полном объеме все эти результаты достигнуты, так как за такой короткий промежуток времени, просто невозможно добиться желаемого результата. Ближе к концу полугодия, проведу снова диагностику, вот тогда и посмотрю насколько действенны используемые методы

Результаты реализации проекта: Количественные  охват проекта – 5 человек. Возраст 10 лет. 1 – преподаватель, внедрила новые образовательные приемы , формы и методы , направленные на развитие и формирование осознанного чтения. Возможность тиражирования опыта Тиражирования опыта может осуществляться посредствам: размещения информации о проекте в интернет – ресурсах; проведение открытых уроков и мастер – классов для учителей школ.

Результаты реализации проекта:

  • Количественные
  • охват проекта – 5 человек. Возраст 10 лет.
  • 1 – преподаватель, внедрила новые образовательные приемы , формы и методы , направленные на развитие и формирование осознанного чтения.
  • Возможность тиражирования опыта
  • Тиражирования опыта может осуществляться посредствам:
  • размещения информации о проекте в интернет – ресурсах;
  • проведение открытых уроков и мастер – классов для учителей школ.

Список используемой литературы:

1.Бесова М., Познавательные игры для младших школьников, Ярославль, 2004

2.Бесова М.А. , Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, 2000

3.Волкова В. Учимся играя, Москва, новая школа, 1994

4.Михайлова М.,Детские праздники. Ярославль , Академия развития, 1997

5.Мищенкова Л.. Калейдоскоп творческих дел для начальной школы, Ярославль 2005

6.Сахипова З. Читаем детям, Ленинград, Просвещение, 1987

7.Сухин И. Книга затей , М. 2004

8. Аналитический отчет «Основные результаты международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2006». / http:// www.centeroko.ru 

9. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. – № 24-25. 

10. Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – № 1 – с. 107-136. 

11. Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.

13. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. –  М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с. 

14. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.

15.Дусавицкий А.К.     Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.

16. Лавлинский С.П.     Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: Процесс – Традиция, 2003.

17. Матвеева Е.И.     Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.

18. Сосновская О.В   Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.