СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ(на примере МОБУ СОШ с. Ломовка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ(на примере МОБУ СОШ с. Ломовка)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛО ЛОМОВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН









ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


Тема проекта: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


(на примере МОБУ СОШ с.Ломовка)




Проект подготовила:

Учитель МОБУ СОШ с. Ломовка

Шошина Вероника Александровна

Стаж работы 2 года,8месяцев

Категория первая




Ломовка – 2025



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗВЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………

    1. Сущность игровых технологий……………………………………

1.2.Особенности познавательной деятельности младших школьников

1.3.Педагогические условия использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики…………………………………………………………..

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МОБУ СОШ С.ЛОМОВКА

2.1 Общая характеристика МОБУ СОШ с. ЛОМОВКА ……………………..

2.2. Проведённая работа по игровым технологиям МОБУ СОШ с. Ломовка…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................



















ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Важной проблемой организации обучения в современной школе является активизация познавательной деятельности учащихся. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, позволяющих не только активизировать познавательную деятельность, но и разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся, развивать познавательные способности младших школьников. К таким технологиям относятся игровые технологии. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания. Занимательность условного мира игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации на уроке, а эмоциональные действия игры активизируют психические процессы младшего школьника. Положительным моментом использования игровых технологий также является то, что они способствуют применению знаний в новых условиях, таким образом, осваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, привносит интерес и разнообразие в учебный процесс.

Педагогические и психологические исследования показывают, что сущность и способы активизации познавательной деятельности всегда интересовали педагогов и психологов, среди которых Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др.

Проблему использования игровой деятельности в обучении в отечественной педагогике и психологии разрабатывали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин, а в зарубежной – Ж. Пиаже, 3. Фрейд, и др.

Особую актуальность проблема активизации познавательной деятельности на уроках математики приобрела в условиях реализации ФГОС нового поколения. Перед учителями ставится задача подготовить человека способного активно познавать природу и общество, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» (Нечаева, 2011, 4). Это составляет цель и основной результат образования.

Однако изучение опыта работы учителей показывает, что в обучении математики приёмы активизации познавательной деятельности используются эпизодически, бессистемно, с недостаточным учетом возрастных особенностей и дидактической ситуации на уроке, без надлежащего усложнения содержания и характера учебной деятельности.

Современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала, и активного внедрения игровых технологий в учебно-воспитательный процесс. К подобным активным формам обучения относятся игры.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики».

Объект исследования – образовательное учреждение

Предмет исследования – педагогические условия использования игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Цель проекта - выявление способов совершенствования использования игровых технологий в образовательных учреждениях

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность игровых технологий.

2. Изучить особенности познавательной деятельности младших школьников.

3. Проанализировать педагогический опыт активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством игровых технологий.

4. Теоретически и пракически обосновать педагогические условия использования игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Экспериментальная база исследования: МОБУ СОШ с. Ломовка,Республика Башкортостан, Белорецкий район, ул. Ленина, д. 38

В эксперименте приняли участие 60 детей, 35 учителей. Исследование проводилось в три этапа с 2022 по 2025 год. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись соответствующие методы исследования.


На первом этапе использовались следующие основные методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, моделирование), эмпирические (наблюдение, тестирование, беседы, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент), методы математической статистики.

На данном этапе осуществлялось изучение литературы, обобщение и систематизация информации по проблеме организации на уроках игровых технологий в образовательных учреждениях. Это позволило сформулировать исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу.

На втором этапе создавалась программа по использованию игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности школьников(методы, используемые на данном этапе: моделирование, проектирование, эксперимент, сбор эмпирических данных).

На третьем этапе анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты.

Анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты.
















































ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗВЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Сущность игровых технологий


Технология – это научно и/или практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в определённых целях (Селевко, 2005,10). Педагогическую технологию Б.Т. Лихачев определяет, как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачев, 1992, 157). По определению Г. К. Селевко, игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Селевко, 1998, 45).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Характеризуя педагогические игры, Г.К. Селевко указывает на их отличие от игр «вообще» – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Наряду с термином «игровые технологии», в педагогике используется термин «игровое обучение», смысл которого заключается в следующем: это игра по форме и учение по содержанию. Можно сказать, что «игровые технологии» и «игровое обучение» – близкие понятия, поскольку оба подразумевают осуществление воспитания и обучения в форме игры. Игровые технологии и игровое обучение призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу (Селевко, 1998, 50). В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр – по логике разыгрываемой роли, в имитационномоделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего игрового действия. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебнопознавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Современная дидактика рассматривает игру как основу, как источник развития ребенка. Следуя логике Й. Хейзинга, утверждавшего, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию как «человек созидающий», С.А. Шмаков приходит к убеждению, что «в игре ребенок самовыражается как личность, как индивид, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в общении…» (Цит. по Крюковой, 1999, 24).

Еще в 20-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги Л.С. Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «Давно обнаружено, – пишет Л.С. Выготский, – что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они (игры) организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил» (Выготский, 1966, 50).

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. При рассмотрении классификаций учебных игр, предложенных различными исследователями, чаще всего их разделяют по месту и времени проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры.

Все это подводит к некоторому разделению игр:

– по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

– по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические;

– по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

– по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговые и др.);

– по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные, пространственно-временные) (Эльконин, 1978, 56).

По классификации Е.А. Крюковой учебные игры подразделяются на ситуационные, ролевые и деловые. Объединяет все эти игры то, что они личностно ориентированы (Крюкова, 1999, 150).

Педагогические игры разнообразны по: дидактическим целям; организационной структуре; возрастным возможностям их использования; специфике содержания. По мнению Т.М. Михайленко, игровые технологии предают учебному процессу естественную и гуманную для младшего школьника форму. Обучая посредством игры, мы учим детей не так как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1) развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2) коммуникативную (освоение диалектики общения);

3) самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

4) терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

5) диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

6) коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

7) межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей);

8) социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития) (Михайленко, 2011, 98).

Игровые технологии могут реализовываться в учебном процессе различными способами:

1) ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация целого урока с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).

Дидактические игры, которые учителя часто применяют на практике:

1. Игра – упражнение. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но, всё же, более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

2. Игра – поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

3. Игра – соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

4. Сюжетно-ролевая игра. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

5. Познавательные игры – путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Актуальность использования игровых технологий в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на обучающихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, то есть возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат учебной деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К. Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: 1) в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2) как элемент более общей технологии;

3) в качестве урока или его части (введение, контроль);

4) как технология внеклассной работы» (Селевко, 1998, 121).

Таким образом, в отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках математики при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Игровые технологии выполняют 3 основные функции:

– инструментальная: формирование определенных навыков и умений;

– гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;

– социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний обучающихся. Игровые технологии стимулируют общение между учениками и преподавателем, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Теоретический анализ методической литературы показал, что игровые технологии применяются на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля, а могут занимать и весь урок (урок – КВН, урок – игра).

Использование игровых технологий оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. Результативность игровых технологий зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Можно сделать вывод, что игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.




1.2. Особенности познавательной деятельности младших школьников


Деятельность – это активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё (Бабанский, 1989, 38). Р.С. Немов определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» (Немов, 2003, 147).

В рассмотренных определениях можно отметить общую мысль: деятельность – это форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. «Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей» (Немов, 2002, 146).

Учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: чтение книг, решение задач и т.д. Основные виды деятельности детей – игра, учение, труд.

По направленности выделяются следующие виды деятельности: познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия).

Итак, подводя итоги выше сказанному можем сделать вывод о том, что деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Деятельность человека очень многообразна, мы будем рассматривать более подробно познавательную деятельность младших школьников.

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса (Веракса, 2003, 56). Поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности (Герасимов, 1994, 13).

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. «Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности» (Глинская, 1980, 30).

По мнению Г.И. Щукиной, понятие «познавательная деятельность» в большей степени относится к деятельности обучаемого, это «форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное – в ней совершенствуются как познавательные процессы, так и социализация подрастающего поколения» (Шаталов, 1980, 63).

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь (Фадина, 2004, 4). Исходя из этого определения, можем сказать, что познавательная деятельность включает в себя такие основные психические процессы как восприятие, мышление, память, внимание, воображение.

Рассмотрим их подробнее. Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно. Сначала ребенка привлекает сам предмет и в первую очередь его внешние яркие признаки. Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности. Работа учителя должна быть постоянно направлена на обучение учащегося анализу, сравнению свойств предметов, выделению существенного и выражению его в слове. Необходимо учить сосредоточивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности, а вместе с этим и к иной избирательности восприятия: избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности.

Уже к концу 1 класса ученик умеет воспринимать предметы в соответствии с потребностями и интересами, возникающими в процессе обучения, и своим прошлым опытом. Учитель продолжает учить его технике восприятия, показывает приемы осмотра или прослушивания, порядок выявления свойств. Все это стимулирует дальнейшее развитие восприятия, появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

Память младшего школьника – первостепенный психологический компонент познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемическая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания.

Исследователи выделяют два направления в этой работе: одно – по формированию приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.), другое – по формированию приемов воспроизведения, распределенного во времени, а также приемов самоконтроля за результатами запоминания.

Мнемическая деятельность младшего школьника, как и его учение в целом, становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания.

В начальных классах применяются способы, облегчающие запоминание, сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что запоминается, с чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого. Сначала эти способы используются учащимися в процессе непосредственного запоминания с учетом внешних вспомогательных средств (предметы, картины), а затем на внутренние (нахождение сходства между новым и старым материалом, составление плана и т.п.).

Следует также отметить, что без специального обучения младший школьник не может использовать рациональных приемов заучивания, так как все они требуют применения сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которыми он постепенно овладевает в процессе обучения.

Овладение младшими школьниками приемами воспроизведения характеризуется своими особенностями. В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные, а ко II–III классу число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные; переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к III классу, когда ученик приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче; дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность; в начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет (при чтении и рассказе, напр., опора на картинку), а далее развивается опора на слово, так как именно оно позволяет ребенку создать мысленно новый образ (написание сочинения по рассказу учителя или прочитанному в книге).

Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в первые два года обучения во многом сходны с особенностями мышления дошкольника. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных фактов. Все это проявляется и при усвоении учебного материала.

Процесс обучения стимулирует быстрое развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом, то же самое имеет место и на уроках русского языка при усвоении слова, которое сначала не отделяется им от обозначаемого предмета, но постепенно само становится предметом специального изучения.

В новых программах уделяется большое внимание формированию научных понятий. Предметные понятия развиваются от выделения функциональных признаков (раскрывающих назначение предмета) к перечислению ряда существенных и несущественных, но ярко выделяющихся свойств и, наконец, к выделению существенных свойств у группы предметов.

В процессе овладения понятиями развиваются все мыслительные операции: анализ – от практически действенного, чувственного к умственному, от элементарного к углубленному; синтез – от практический действенного к чувственному, от элементарного к широкому и сложному. Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли.

С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания. Обучение языку в школе – это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности.

Поскольку речь – это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не вытекают непосредственно из желаний, мотивов и деятельности индивида в широком смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников – одна из главных проблем совершенствования системы развития речи.

Важно учитывать различия устной и письменной речи. Письменная – принципиально новый вид речи, которым ребенок овладевает в процессе обучения. Овладение письменной речью с ее свойствами (развернутость и связность, структурная сложность) формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи (Гомезо, 1999, 195).

Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие активности познавательной деятельности: непосредственная впечатлительность ребёнка снижается, в то же время он становится наиболее активным в поиске новой информации. Ученик в школе на каждом уроке в любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает окружающий мир. У него формируются умения и навыки, связанные с учебной деятельностью. Его мозг отражает изучаемые объекты действительности. Возвращаясь к особенностям познавательной деятельности, отметим, что она является одним из видов воспитывающей деятельности. Её цель – формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребёнку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя – увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив её интересным содержанием.

Познавательная деятельность выполняет в воспитании важную роль. Она способствует развитию потребности в книге, в чтении, так как увлечённость детей данной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях, научнопопулярных изданиях. Немаловажно также и то, что в познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, отношение к знанию как к ценности, значимое для общества и для отдельной личности (Бабанский, 1986, 60). Поскольку содержанием познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человечества, который и становится объектом освоения для ребёнка.

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

- намечать план действий;

- отбирать способы решения поставленной задачи;

- добиваться результата и анализировать его (Немов, 2003, 247).

Основным условием, способствующим формированию познавательной деятельности, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоционально комфортный характер образовательной среды в школе. Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Важнейшими качествами этой деятельности является самостоятельность, познавательная активность, которая проявляется в интересах, стремлениях и потребностях, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, оперативность, выбор нужного действия (Скрипниченко, 2001, 156).

Деятельность невозможно осуществлять, если ребенок не владеет познавательными универсальными учебными действиями. В состав познавательных УУД входят: общеучебные УУД, логические УУД и постановка и решение проблем. Щукина Г.И. указывает на три уровня познавательной деятельности учащихся, каждый из которых может быть сформирован своими путями:

1. Самый низкий уровень – активность репродуктивная, подражательная, все действия происходят по требованию преподавателя.

2. Второй уровень – поисковая активность, характеризуемая активным познавательным откликом: «Она присуща учащемуся как личности, проявляющей инициативу в познании, стремлении знать, интерес к учению».

3. Более высоким уровнем является творческая активность учащихся, которая вплотную подводит его к познавательной самостоятельности (Цит. по Шаталову, 1980, 92).

Успех познавательной деятельности младшего школьника во многом определяется не только разнообразными средствами, используемыми учителем в процессе обучения, но и связан мотивационной сферой ученика, а также зависит от его эмоциональных переживаний и волевых усилий. Если для старшеклассников активность прежде всего заключается в интеллектуальной и волевой сторонах, то для младших школьников активность в учении - их подражательность и игровое отношение к познанию, детям этого возраста несвойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях.

До ребенка младшего школьного возраста характерны такие качества как интерес ко всему новому, любознательность. Но в то же время, познавательный интерес отличается от любознательности избирательностью познания, его глубиной и широтой. В основе познавательного интереса лежит активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес делает способным ребенка к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, к проявлению самостоятельности в решении задач. Познавательный интерес сопровождается положительными эмоциями - удивлением, радостью, что усиливает стремление к познанию (Кропочева, 2001, 120).

В младшем школьном возрасте у учащихся формируются такие элементы познавательной деятельности, как умение определять цель предстоящей деятельности, способы ее достижения: добиваться результата; самоконтроль, проявляющийся при сравнении полученного результата с образцом, эталоном, умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Мы можем выделить критерии оценки уровня активности познавательной деятельности младших школьников:

1. Развитие познавательных процессов.

2. Активность познавательного интереса младших школьников на уроке.

3. Активность познавательных УУД.

Таким образом, познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. В младшем школьном возрасте она имеет следующие особенности: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим» (Выготский, 1977, 80); развивается внимание, расширяется его объём, появляется способность преднамеренно направлять внимание на определенную задачу, распределять внимание между разными видами действий. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

    1. Педагогические условия использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики


Перед школьным учителем стоит сегодня задача не просто дать школьникам сумму знаний, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом, учить анализировать, сравнивать, обобщать, то есть активизировать познавательную деятельность младших школьников.

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства. По мнению В. И. Андреева педагогические условия – это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» (Андреев, 1996, 365).

Под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, способствующих эффективному решению поставленных задач.

Педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (седа), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Так, Т.М. Михайленко выделяет следующие педагогические условия использования игровых технологий на уроках:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках (Михайленко, 2011, 140).

Анализ педагогической литературы позволил нам выявить и обосновать педагогические условия использования игровых технологий в преподавании маптематики, которые обеспечивали бы активизацию познавательной деятельности.

В качестве первого педагогического условия использования игровых технологий мы выдвигаем, прежде всего, то, что игры должны разрабатываться с учетом поставленных целей и интересов учащихся. Игры будут наиболее привлекательны для младших школьников, если они соответствуют актуальным потребностям возраста и личности. Этим создается условие для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого чувства удовлетворенности, успеха, интереса. Кроме того, правила игры воспитывают у школьников умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Вторым педагогическим условием использования игровых технологий на уроках математики выступает положение о том, что внедрение игровых технологий должно обеспечивать творческо-преобразующую деятельность обучающихся. В отечественной литературе творчество чаще определяется как «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» (Советский энциклопедический словарь, 1989, 632). Таким образом, в «творчестве» главными чертами являются новизна результата и его социальная значимость.

Третьим педагогическим условием использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности младших школьников, является учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки младших школьников. Данное условие предполагает всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых. По мнению основоположника отечественной теории понимания личности С. Л. Рубинштейна, гуманистическая парадигма «предполагает, что выбор технологий должен основываться не только на требованиях социума, но и на индивидуальных психических и личностных свойствах» обучаемого (Рубинштейн, 2006, 320).

Следовательно, педагогическое воздействие на обучаемого принесет ожидаемые результаты только в том случае, если оно опирается на реальный уровень психофизиологических возможностей личности. По этой причине необходимо предварительно выявить интеллектуальный уровень, особенности психики и физиологии обучаемого, что возможно при проведении специального тестирования.

Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней.

Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен учитывать индивидуальны особенности учеников: характер, темперамент.

Так же отметим, что педагогические игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. При традиционной организации учебного процесса младший школьник играет достаточно пассивную роль, и зачастую у него отсутствует психологический комфорт, который включает в себя чувство собственной значимости, уверенности и компетентности. Если же учитывать требования стандарта, то младший школьник будет сам регулировать и анализировать свою деятельность, его роль станет активной, будет формироваться положительная мотивация обучения. Это все поможет стать ученику более активным и заинтересованным в учебном процессе.

Педагогические игры так же должны соответствовать изучаемому материалу. Необходимо создавать условия, обеспечивающие взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры.

Одним из таких условий является социально - психологическая готовность учащихся к такому роду деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенции участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обуславливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата.

Следующим важным педагогическим условием является то, что игровые ситуации на уроках математики создаются на отдельных этапах или весь урок проводится в игровой форме. Особенно младшие школьники любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей в игре. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Тем временем, результат собственного труда вызывает положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию учения.

В книге Селевко читаем, что «результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями», это подтверждает актуальность данного условия (Селевко, 1998, 96). Применяя игру как форму обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса.

Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное её усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и её членов. Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную для её участников. Учитель определяет цели и задачи игры, её содержание и ход. Так же участники игры также должны быть обеспечены методическими материалами: заданиями, инструкциями, реквизитом, документацией и т.д.

Дидактическая игра представляет собой познавательную деятельность и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов начальной школы. Игра создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности. Но игра может стать средством всестороннего развития только при взаимосвязи ее с обучением.

В условиях школы дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимания, наблюдательности и памяти, разнообразных движений, быстроты и ловкости. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения.

Дидактическая игра – игра только для ребенка, для взрослого она – способ обучения, сообщения ребенку знаний, выработки у него умений и навыков (Азарова, 2009, 20).

Таким образом, игровые технологии обладают набором средств, активизирующих деятельность учащихся. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного познания учащихся, при котором и происходит передача информации от учителя к ученику в благоприятной для всех участников процесса психологической обстановке. Так, педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили и обосновали следующие педагогические условия использования игровых технологий в преподавании математики, которые обеспечивали бы активизацию познавательной деятельности:

1. Игры должны разрабатываться с учетом поставленных целей и интересов учащихся.

2. Внедрение игровых технологий должно обеспечивать творческопреобразующую деятельность обучающихся.

3. При подборе игр необходимо учитывать индивидуальных особенностей и уровня подготовки младших школьников.

4. Педагогические игры должны соответствовать определенным учебновоспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

5. Педагогические игры должны соответствовать изучаемому материалу.

6. Игровые ситуации на уроках математики создаются на отдельных этапах или весь урок проводится в игровой форме. Благодаря этим условиям игровые технологии будут активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках математики.
































2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МОБУ СОШ С.ЛОМОВКА

2.1 Общая характеристика МОБУ СОШ с. ЛОМОВКА

Школа МОБУ СОШ с. Ломовка относится к средним общеобразовательным школам и известна так же, как Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа с. Ломовка Муниципального Района Белорецкий Район Республики Башкортостан.

С 18 октября 2022года школьный спортивный клуб «Ломовские ястребы» зарегистрирован во всероссийском перечне (реестре) школьных спортивных клубов (свидетельство).

Место нахождения Учреждения:

Юридический адрес: Респ. Башкортостан, Белорецкий р-н, село Ломовка, ул. Ленина, д. 38

Контактные телефоны: +7(347) 927-44-41

Директор: Алексеева Елена Евгеньевна

Адрес электронной почты: [email protected]

Сайт: https://schoollomovka.02edu.ru/sveden/

Режим работы: Пятидневная учебная неделя, средняя наполняемость классов - 14 человек, продолжительность перемен – 10-20 минут.

Сменность: Учебные занятия в две смены

Форма обучения: Очная.

Дата создания образовательной организации. 1 сентября 1962 года.

Учредители образовательной организации. Администрация Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан



Материальная база школы: 2-х этажное здание, кабинеты цифровых и гуманитарных профилей «Точка роста», спортзал, столовая; кабинеты имеют всё необходимое для ведения учебно- воспитательного процесса на хорошем уровне. Компьютерный класс с выходом в интернет. Спортивная база позволяет проводить уроки физической культуры на высоком уровне. Во внеурочное время для учащихся открыты кружки разного направления.

Основной задачей школы является получение основного и общего (полного) среднего образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, с применением здоровьесберегающих технологий.


2.2. Проведённая работа по игровым технологиям МОБУ СОШ с. Ломовка

Отчёт о проведённой работе по игровому обучению учащихся начальных классов МОБУ СОШ с. Ломовка

Цель мероприятия: Организация образовательного процесса с использованием игровых технологий, способствующих развитию познавательной активности, творческого мышления и коммуникативных способностей учеников начальных классов.

Участники: учащиеся 1–4-х классов МОБУ СОШ с. Ломовка.

Организация игр:Игровые технологии применялись во всех основных предметных областях учебного плана: русский язык, математика, окружающий мир, чтение и развитие речи, физическая культура.

  • Математика: «Весёлая арифметика»

Цель: Формирование вычислительных навыков, закрепление материала по решению примеров, уравнений и задач в игровой форме.

Игра состояла из нескольких этапов:

  • Конкурс «Кто быстрее решит пример».

  • Логическая головоломка «Числовое домино».

  • Игра-викторина «Реши кроссворд с числами».

Итоги: Дети активно участвовали, проявляли инициативу, быстро осваивали материал, работали в команде.



  • Русский язык: «Сказочный алфавит»

Цель: Закрепление изученных букв русского алфавита, расширение словарного запаса детей.

Занятие проходило в виде путешествия по сказочной стране букв, где дети составляли слова, находили спрятанные буквы, выполняли задания, помогая героям сказки.

Итоги: Учащиеся повысили уровень знания букв и слов, улучшили орфографические навыки, развили фантазию и творческое мышление.



  • Окружающий мир: «Путешествие в природу»

Цель: Развитие интереса к познанию природы родного края, формирование бережного отношения к окружающей среде.

Дети отправились в виртуальное путешествие по лесу, собирали гербарий растений, решали экологические загадки, играли в квест-игру «Собери мусор правильно», определяя виды отходов.

Итоги: Ученики научились отличать полезные и вредные привычки обращения с природой, получили новые знания о животных и растениях своей местности.

Итоги реализации проекта:

Проведение занятий в игровой форме позволило сделать учебный процесс увлекательным и интересным, развить у ребят способность применять полученные знания на практике, повысить активность, вовлечённость и внимание каждого ученика.

Игровой метод доказал свою эффективность в повышении качества усвоения знаний и позитивного восприятия учебной деятельности детьми младшего школьного возраста.

Преподаватели отмечают улучшение успеваемости, повышение мотивации учащихся и снижение уровня утомляемости на уроках благодаря внедрению игрового подхода.





Выводы и предложения:

1. В дальнейшем планируется продолжить внедрение игровых методик в образовательный процесс, организовать тематические праздники и викторины, привлечь больше педагогов к участию в разработке сценариев игр и конкурсов.

2. На протяжении всего занятия отмечается эффективность обратной связи со всеми обучающимися. Обучающиеся активны. Они показали умение продуктивно работать, наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания, показывать свои умственные способности на уроках и внеурочных занятиях. Также обучающиеся показали наличие навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Психологический климат на занятиях позитивны.


Таким образом, применение игровых технологий позволяет создать условия для успешной социализации и гармоничного развития личности ребенка в образовательной среде школы.







 
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2017. – № 11. – С. 43–45.

2. Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Мир искателя, 2017. – 440 с.

3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 2019. – С. 105.

4. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2018. – 361с.

5. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2019. – 168 с.

6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.

8. Дрязгунова В.А. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 2017. – 78 с.

9. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2019. – 154 с.

10. Зверев А.Т. экологические игры. – М.: Владос, 2017. – 84 с.

11. Зимняя А.Н. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2019. – 243 с.

12. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М.: Просвещение

2017. – 186 с.

13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – С. 69.

14. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа. – изд. 2-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2017. – 384 с.

15. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 2020. - 152 с.

16. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М.: Рос. пед. агенство, 2017. – С. 5.

17. Пимонова Т. А. Игровые ситуации на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. – 2020. – № 12. – С. 79 – 80.

18. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2017. – 206 с.

19. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 176 с.

20. Сладков Н.И. Иду я по лесу. – М.: Детская литература, 2018. – С. 64.