Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области».
412561, Россия, Саратовская область, тел. 2-31-22;
Новобурасский район, п. Белоярский, E-mail: [email protected]
Образовательный проект
" Интеграция робототехники в образовательное пространство школы"
| | Работа учителя физики, математики, информатики Дряпак Людмилы Николаевны |
2020 год
Актуальность
Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования. Данный проект позволит реализовать приоритетные направления развития системы образования как:
формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов,
обеспечивающих равный доступ населения к качественным услугам дошкольного,
общего образования и дополнительного образования;
модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения
готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и
деятельности в высокотехнологичной экономике;
обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов
мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
- создание современной инфраструктуры неформального образования и социализации для
формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни, функциональной грамотности. На решение этих задач направлены программа модернизации системы образования и
стандарты нового поколения. Отличительной особенностью новых стандартов является
то, что они представляют собой совокупность трех систем требований: к структуре
основных образовательных программ; к результатам их освоения; к условиям реализации,
которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие
обучающихся. Новые стандарты должны не только регулировать содержание образования
и планируемые образовательные результаты, но и обеспечивать гарантиями государства
достижение этих образовательных результатов в условиях определенной
информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические
кадры, а также материально-техническое, информационное и финансово-экономическое
обеспечение.
Информационное представление образовательной среды предполагает ее
преобразование в систематизированное информационное пространство, организованное,
многомерное, упорядоченное. Проблема создания информационной образовательной
среды становится еще более актуальной в условиях перехода общеобразовательных
учреждений Российской Федерации на Федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования.
На момент начала освоения основ робототехники наметились ряд противоречий:
1. Источников информации по теме «Робототехника» в сети на русском языке
очень мало, разработанных программ и пособий очень мало и они очень часто платные, да еще и не соответствующие современным требованиям. Учителям необходимы курсы повышения квалификации по данному направлению. Резко обозначилось несоответствие между необходимостью включения робототехники во внеурочную деятельность для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов на современном этапе. Данное противоречие определило актуальность проекта на научно-теоретическом уровне.
2.Требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Однако реальное состояние сформированности информационной компетентности учеников (в контексте применения робототехники) не позволяет им соответствовать указанным требованиям. Данное противоречие определило актуальность проекта на социально-педагогическом уровне.
3.Существующие методические пособия по применению наборов LEGO Mindstorm EV3 направлены на подготовку учащихся к различным этапам муниципальных, региональных состязаний лего-роботов. Однако, в период между соревнованиями
необходимо обеспечить эффективное обучение учащихся азам робототехники и
применению полученных знаний для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей
жизни. При этом методических пособий для обучения учащихся на различных уровнях
обучения нет. То есть, возникла острая необходимость их разработки, внедрения и
апробации. Данное противоречие определило актуальность проекта на научно--
методическом уровне. Таким образом, актуальность проекта определяется возрастанием
Следующих противоречий: социально-педагогического характера - между требованиями общества модели выпускника современной школы и реальным уровнем сформированности ключевых компетенций учащихся; научно-теоретического характера между включением робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и непроработанностью этих вопросов в педагогической науке; научно-методического характера - между огромным потенциалом курса робототехники для осуществления деятельностного подхода в образовании, и недостаточным содержательно-методическим обеспечением процесса формирования данной компетентности учащихся в теории и практике.
Тема проекта «Интеграция робототехники в образовательное пространство школы ".
Цель проекта
Создать условия для развития у обучающихся способностей к научной и творческой деятельности, ориентирование их на инженерно-техническую деятельность
Задачи проекта
1.Изучить основы конструирования и программирования роботов.
2.Рассмотреть возможные пути интеграции робототехники во внеурочную деятельность и элементов робототехники в общеобразовательные предметы (технология, физика, информатика и другие).
3. Включить образовательную и соревновательную робототехнику в дополнительное образование детей.
4. Рассмотреть возможность интеграции образовательной робототехники в программы и проекты детских оздоровительных лагерей.
5.Обобщить и распространить опыт внедрения и использования робототехнологий в
образовательном процессе.
Участники инновационной деятельности
администрация,
педагогический коллектив,
учащиеся,
родительская общественность
Сроки реализации проекта
2020-2023гг.
Содержание инновационного проекта
Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Она опирается на такие дисциплины как электроника, механика и программирование. Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Активное участие и поддержка Российских и международных научно-технических и образовательных проектов в
области робототехники и мехатроники позволит ускорить подготовку кадров, развитие новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями, реализацию инновационных разработок в области робототехники в России. Человечество нуждается в роботах, которые могут самостоятельно тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, сильно пересеченной местности, выполнять различные операции по спасению во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе с терроризмом. В наше время в производстве и промышленности необходимы специалисты обладающие знаниями в этой области. Начинать готовить таких специалистов нужно школе как можно раньше. Поэтому, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. В качестве основного оборудования при обучении детей робототехнике в МОУ «СОШ п.Белоярский» предлагаются конструкторы LEGO Education и LEGO Mindstorm EV3. Конструктор LEGO Education простые механизмы позволяет создавать модели, которые можно использовать на уроках физики. LEGO Mindstorms - это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков, включая процессор EV3) для создания программируемых роботов и роботов, управляемых с помощью специальной программы через Bluetooth.
Данные конструкторы помогают организовать учебную деятельность по различным предметам и проводить интегрированные занятия. Используя эти наборы можно организовать продуктивную деятельность по конструированию, моделированию и автоматическому управлению. Программа по робототехнике имеет научно-техническую направленность, потому что в наше время робототехники и компьютеризации детей необходимо учить решать различные практические задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. самостоятельно сконструировать и запрограммировать.
Таким образом, образовательная робототехника
• эффективно формирует универсальные (метапредметные) учебные действия учашихся;
• действенно развивает научно-техническое творчество и инженерно-конструкторское мышление учащихся;
• содействует развитию исследовательских и проектных навыков учащихся в различных предметных областях знаний;
• способствует развитию интереса к инженерно-техническим наукам и профессиональной ориентации воспитанников;
• развивает у учащихся умение коллективного взаимодействия на конечный результат:
перечень вариантов внеурочной деятельности и формируемые личностные, предметные, метапредметные компетентности:
- коллективная генерация идей,
- коллективная разработка моделей,
- сборка конструкции,
- составление и отладка программ,
- подготовка к участию в соревнованиях, конкурсах, фестивалях;
Личностные:
- развивается самостоятельность и личная ответственность за свои действия;
- формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- формируется трудолюбие, уважительное отношение к чужому труду;
- формируются установки на безопасный и здоровый образ жизни;
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого характера;
- формирование умений планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение навыками использования знаково-символических средств представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по определённому признаку,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение коммуникативными навыками.
Предметные результаты:
- получение первоначальных представлений о технике, об электронике, конструкциях радиоэлектронных устройств, мире профессий;
- приобретение навыков самообслуживания;
- овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
- усвоение правил техники безопасности;
- овладение умениями творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач; направления интеграции робототехники в дополнительное образование:
Эффективность обучения основам робототехники зависит и от организации занятий,
проводимых с применением следующих методов:
1. Объяснительно - иллюстративный (предъявление информации различными способами: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами;
2. Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)
3. Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
4. Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе
выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
5. Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу),
6. Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
7. Метод исследования - самостоятельное решение проблем.
Но главный метод, который используется при изучении робототехники, это метод проектов. Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектно-ориентированное обучение - это систематический учебный метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.
Основные этапы разработки проекта с роботами:
1. Обозначение темы проекта.
2. Цель и задачи представляемого проекта
3. Разработка механизма на основе конструктора LEGO Education или LEGO Mindstorm EV3
4. Составление программы для работы механизма в среде Lego Mindstorms EV3.
5. Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.
При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников. Таким образом, можно убедиться в том, что LEGO Mindstorm EV3, являясь дополнительным средством при изучении курса информатики, позволяет учащимся принимать решение самостоятельно, применимо к данной ситуации, учитывая окружающие особенности и наличие вспомогательных материалов. И, что немаловажно, - умение согласовывать свои действия с окружающими, то есть - работать в команде.
Этапы реализации инновационного проекта
«Интеграция робототехники в образовательное пространство школы "
1-й этап (2020-2021гг.) преобразующий (информационно-мотивационный, этап
проблематизации педагогической деятельности)
Цель: разработка единой образовательной концепции по внедрению и применению робототехники в образовательном учреждении; снятие профессиональных стереотипов, предварительное определение педагогами школы "собственного интереса” в изучении технологии образовательной робототехники.
Задачи:
Создание команды учителей, которая может стать лидером внедрения и использования
робототехнологий в образовательном процессе.
Проектирование условий адаптации Проекта в целостный образовательный процесс с учетом индивидуальности каждого педагога, постепенное создание условий успешности,
проектирование механизма освоения образовательной технологии;
Выработка определенной культуры, норм и правил совместной деятельности
Процедуры: Информационные методы работы (лекции, сообщения, презентации) и проблемно деловые, рефлексивно-ролевые игры;
- "запускной” тренинг на внепредметном материале;
- заседания творческой проблемной группы;
- презентация проблемного поля группой
Компоненты, направления реализации проекта | Действия по созданию условий для внедрения робототехники в образовательное пространство школы |
Администрации школы | Педагогов школы |
Достижение планируемых результатов | 1. Подготовка проекта нового образовательного пространства школы. 2. Изучение опыта работы по внедрению робототехники в других ОУ 3. Организация тренингов для педагогов с целью переосмысления собственной профессиональной позиции в соответствии с модернизацией образовательного пространства школы 4. Подготовка плана реализации и концепции методического сопровождения реализации проекта | 1.Участие в работе инструктивных семинаров и вебсеминаров с целью понимания необходимости модернизации образовательного пространства школы. 2.Посещение тренингов с целью переосмысления собственной профессиональной позиции в соответствии с модернизацией образовательного пространства школы |
Кадровое обеспечение реализации проекта | 1.Создание группы единомышленников, объединяющих педагогов, способных к внедрению технологии образовательной робототехники для реализации проекта | 1. Изучение образовательных запросов учащихся и их родителей. |
Методическое сопровождение педагогов при реализации проекта | 1.Создание программы методического сопровождения педагогов 2.Разработка критериев оценки эффективности работы педагога в условиях реализации проекта 3.Разработка методических рекомендаций по освоению нового образовательного пространства школы | 1.Участие в программе методического сопровождения педагогов. 2.Апробация критериев оценки эффективности работы педагога в условиях реализации проекта 3.Активное участие в работе творческих групп педагогов по вопросам программного сопровождения занятий робототехники. |
Обеспечение материально технического оснащения в рамках реализации проекта | 1.Продолжение работы по обеспечению учителя современными техническими средствами обучения (комплекты робототехники, программное обеспечение) | 1.Прохождение учителями курсовой подготовки по робототехнике. Овладение приемами использования робототехники во внеурочной деятельности. 2.Разработка программного материала по робототехнике для кружковой работы. |
2-й этап (2021 -2022 годы) - поисковый (внедренческий этап освоения технологической компоненты - этап решения практических задач, этап апробации проектируемой модели нового образовательного пространства).
Цель: формирование практических умений, внедрение образовательной робототехники во
внеурочную деятельность Процедуры: открытые занятия в рамках стартовой методической недели, анализ открытых занятий и предварительных результатов работы творческих групп, работа в творческой группе - корректировка планов, уточнение формы "конечного продукта”, перераспределение заданий
Компоненты, направления реализации проекта | Действия по созданию условий для внедрения робототехники в образовательное пространство школы |
Администрации школы | Педагогов школы |
Достижение планируемых результатов | 1.Предоставление возможностей для повышения квалификации педагогов путем проведения инструктивных семинаров, дистанционного обучения. Изучение опыта работы других ОУ. 2. Введение в учебный план и организация кружков по робототехнике 3.Презентация опыта работы на стартовой методической неделе для учителей школы | 1.Самообразование в области развития компетенции педагога, необходимых для реализации введения робототехники. 2.Введение в учебный план и организация кружков по робототехнике для учащихся 3-9 классов: 1. «Робототехника для начинающих» -курс для учащихся 3-4 классов 2. «Робототехника»- курс для учащихся 5-7 классов 3. «Робот» -курс для учащихся 8-10 классов 3.Проведение открытых занятий кружковой работы по робототехнике в рамках стартовой методической недели 4.Школьный парад роботов –демонстрация роботов для учащихся школы. |
Методическое сопровождение педагогов при реализации проекта | 1. Анализ модифицированных рабочих программ кружковой работы по образовательной робототехнике 2.Посещение и взаимопосещение кружковых занятий с последующим их подробным анализом в соответствии с требованиями ФГОС 3.Обобщение опыта работы и его презентация на муниципальном уровне, выступления на РМО учителей физики, информатики, технологии, начальных классов. | 1. Разработка и корректировка рабочих программ кружковой работы по образовательной робототехнике 2.Участие в программе методического сопровождения педагогов через взаимопосещение занятий кружковой работы 3.Представление опыта работы по внедрению робототехники на РМО. |
Обеспечение материально технического оснащения в рамках реализации проекта | 1. Продолжение работы по обеспечению учителя современными техническими средствами обучения 2. Обновление оснащения кабинетов | 1.Использование в образовательном процессе современных технических средств обучения 2.Оформление запроса на необходимое техническое оснащение образовательного процесса |
3-й этап (2022-2023 гг.) - рефлексивно-обобщающий этап углубленного анализа и
управленческих решений.
Цель: мониторинг, соотнесение последствий реализации проекта с исходным замыслом и всеми промежуточными шагами и оценка результатов внедрения робототехники в образовательное пространство школы, обоснованное прогнозирование последствий проекта.
Процедуры: дискуссионные методы (педагогический ринг, организационно - деятельностная игра и т.п.); открытые занятия; защита проектов групп. Рефлексия деятельности внутри группы и на специально организованных коммуникативных площадках.
Аналитическая деятельность администрации по результатам диагностики обучающихся.
Задачи:
1.Провести открытую экспертизу результатов внедрения робототехники в систему школьного образования и определить возможности использования результатов работы группы на практике.
2.Подготовить обобщение результатов реализации проекта по внедрению робототехники и включение в телекоммуникационную сеть инновационных школ с предложением обсуждения результатов работы группы и школы по освоению образовательной робототехники.
3.Определить перспективные направления развития проекта «Интеграция робототехники в образовательные программы.»
Содержание деятельности
Компоненты, направления реализации проекта | Действия по созданию условий для внедрения робототехники в образовательное пространство школы |
Администрации школы | Педагогов школы |
Достижение планируемых результатов | 1. Разработка программы для проведения школьного этапа сорев нований по робототехнике 2. Организация сетевого сотрудничества с КТИ | 1.Организация школьного этапа межкружковых соревнований по робототехнике 2.Участие в муниципальных соревнованиях по робототехнике 3. Организация и проведение муниципального турнира по робототехнике |
Методическое сопровождение педагогов при реализации проекта | 1. Аналитическая деятельность администрации по результатам диагностики инновационного потенциала коллектива. 2.Проведение открытой экспертизы результатов внедрения робототехники в систему школьного образования и определение возможности использования результатов работы группы на практике 3.Презентация опыта работы через открытые занятия педагогическому сообществу школ района. 4.Обобщение опыта работы и его презентация на муниципальном уровне | 1.Самодиагностика инновационного потенциала педагогов творческой группы. 2.Диагностика метапредметных результатов - УУД учащихся – участников инновационного проекта 3.Проведение открытых занятий кружковой работы в рамках методической недели для учителей школ района 4.Презентация опыта работы на муниципальном уровне |
Обеспечение материально технического оснащения в рамках реализации проекта | 1.Продолжение работы по обеспечению учителя современными техническими средствами обучения (компьютер, комплекты по робототехнике) 2.Обновление оснащения кабинетов | 1.Использование в образовательном процессе современных технических средств обучения 2.Оформление запроса на необходимое техническое оснащение образовательного процесса |
Дорожная карта проекта по этапам
1 этап (2020-2021 годы) - информационно-мотивационный ( этап проблематизации педагогической деятельности) |
Задача 1 этапа: разработка единой образовательной концепции по внедрению и применению робототехники в образовательном учреждении; Проектируемый результат: созданы условия адаптации Проекта в целостный образовательный процесс с учетом индивидуальности каждого педагога, спроектирован механизм освоения образовательной робототехнологии. |
Шаги реализации | Год и месяц реализации |
1.Разработка плана реализации методического сопровождения проекта и создание команды учителей – творческой группы; 2.Проектирование механизма освоения образовательной робототехники; 3.Инструктивный семинар. Вебинары 4.Изучение образовательных запросов учащихся и их родителей 5.Разработка методических материалов по курсу «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности» 6.Прохождение учителями курсовой подготовки по робототехнике | 2020год, август 2020год, сентябрь 2020год, октябрь – декабрь 2020год. январь-февраль 2020 год, март-апрель 2020год, сентябрь- 2021 год март |
2-й этап (2021 -2022 годы) - поисковый (внедренческий этап освоения технологической компоненты) | |
Задача: формирование практических умений, внедрение образовательной робототехники во внеурочную деятельность Проектируемый результат: внедрение разработанных программ в учебную среду школы | |
Шаги реализации | Год и месяц реализации |
1.Разработка рабочих программ: «Робототехника для начинающих» - курс для учащихся 3-4 классов; «Робототехника»- курс для учащихся 5-7 классов «Робот» - курс для учащихся 8-10 классов; 2.Введение в учебный план и организация кружковой работы по робототехнике в 3-8 классах; 3. Проведение открытых занятий кружка в рамках стартовой методической недели 4.Взаимопосещение занятий кружковой работы с последующим анализом в соответствии с требованиями ФГОС 5.Школьный парад роботов – демонстрация роботов для учащихся школы 6.Представление опыта работы по внедрению робототехники на РМО 7.Диагностика метапредметных результатов – УУД учащихся – участников инновационного проекта | 2021год, август 2021год, август – сентябрь 2021год, август - сентябрь 2021год, октябрь 2021год, ноябрь-декабрь 2022год, февраль-май 2022год, май |
3-й этап (2022-2023 гг.) - рефлексивно-обобщающий (этап углубленного анализа и управленческих решений) | |
Задача: мониторинг, соотнесение последствий реализации проекта с исходным замыслом и всеми промежуточными шагами и оценка результатов внедрения робототехники в образовательное пространство школы Проектируемый результат: высокий уровень образованности учащихся школы, отвечающий требованиям ФГОС и рост образовательных и творческих достижений учащихся | |
Шаги реализации | Год и месяц реализации |
1.Организация школьного этапа школьных соревнований по робототехнике. 2.Проведение открытых занятий кружковой работы в рамках стартовой методической недели для учителей школ района 3. Участие учащихся 6-7 классов в муниципальных соревнованиях по робототехнике. 4.Участие учащихся 8-9 классов в муниципальных соревнованиях по робототехнике 5.Презентация опыта работы на РМО учителей физики, информатики, технологии, начальных классов по теме проекта 6. организация и проведение муниципальных соревнований по робототехнике. 7.Диагностика метапредметных результатов - УУД учащихся – участников инновационного проекта 8.Диагностика ИКТ-компетентности педагогов школы, их поисково-исследовательской активности и инновационного потенциала и анализ 9.Оценка результатов внедрения робототехники в образовательное пространство школы | 2022год, октябрь 2022год, октябрь 2022год, ноябрь-декабрь 2022год, февраль-март 2023март 2023год, апрель 2023год, апрель – май 2023год, май 2023год, июнь |
Источник финансирования.
-Бюджет в рамках ТОЧКИ РОСТА
Система управления и мониторинга реализации проекта
Стратегическое планирование процесса управления реализацией проекта и контроля
промежуточных и итоговых результатов инновационной деятельности осуществляется посредством мониторинга эффективности процесса проектирования, внедрения робототехники во внеурочную деятельность, развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся и предусматривает следующие мероприятия:
Разработка критериев оценки развития интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся;
Разработка критериев эффективности формирования личностных результатов;
Экспертиза компонентов среды;
Анализ проведения кружковых занятий по робототехнике;
Ожидаемые показатели эффективности инновационной деятельности
Показателями эффективности инновационной деятельности должны стать:
повышение качества образовательных результатов за счет погружения учащихся в условия взаимодействия, диалога и познавательной активности, способствующих реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика;
обеспечение условий достижения учащимися школы высокого уровня образованности,
отвечающего требованиям ФГОС;
создание системы поддержки профессионального роста педагогов в области ИКТ
компетентности, их поисково-исследовательской активности и педагогического мастерства с использованием ресурсов сети.
эффективность образовательного процесса на основе современных информационных технологий и материально-технического обеспечения, соответствующего уровню и требованиям ФГОС;
рост образовательных и творческих достижений учащихся (участие в соревнованиях по
робототехнике и т.д.);
- расширение системы внешних социальных связей школы.
Учебно-методические материалы для учителя:
• Lego Mindstorms: Создавайте и программируйте роботов по вашему желанию. Руководство пользователя
• Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с использованием Lego
Mindstorms, Выпускная квалификационная работа Пророковой А.А.
• Филиппова С.А. « Робототехника: конструирование и программирование»
Интернет- ресурсы:
• http://www.gruppa-prolif.ru/content/view/23/44/
• http://robotics.ru/
• http://moodle.uni-altai.ru/mod/forum/discuss.php?d=17
• http://ar.rise-tech.com/Home/Introduction
• http://www.prorobot.ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass.php
• http://www.prorobot.ru/lego.php
• http://robotor.ru
Руководство для ученика:
• Lego Mindstorms: Создавайте и программируйте роботов по вашему желанию. Руководство пользователя.
Интернет- ресурсы:
• http://robotor.ru
• http://www.prorobot.ru/lego.php
• http://robotics.ru/
• http://www.prorobot.ru
http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/obrazovatelnay-robototechnika/206-lego-lager
http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/rtnsh
http://robot.edu54.ru/publications/225
Источники:
Гайсина И. Р. Развитие робототехники в школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 105-107. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3123/
Материалы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №19 Ресурсный центр городского округа-город Камышин»