СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект "Модель введения каллиграфии во внеурочную деятельность младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект "Модель введения каллиграфии во внеурочную деятельность младших школьников"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 182 с углубленным изучением литературы и математики"












Образовательный проект "Модель введения каллиграфии во внеурочную деятельность младших школьников"

















Проект разработан:

учителем начальных классов

Почкаевой А.И.







Новосибирск, 2018 год

Содержание


Введение (краткая аннотация проекта).................................................................3

Паспорт проекта......................................................................................................3

Актуальность и проблема.......................................................................................4

Этапы реализации…………………………………………………………………4

Механизм выявления результатов……………………………………………….5

Примерные расходы................................................................................................5







































Введение

Одним из главных и проблемных вопросов для педагогов начальной школы является проблема обучения младших школьников письму.

Именно в «минутки чистописания» учащиеся приобретают определенные навыки и умения в области письма, которые способствуют сохранению четкости и разборчивости почерка, а также обеспечивают быстроту выполнения работ при переходе на скорое письмо.

В.А. Истрин пишет: «Каллиграфия – это искусство красивого и четкого письма», – и этому нужно учить.

Паспорт проекта

Наименование проекта

"Модель введения каллиграфии во внеурочную деятельность младших школьников"

Место в учебном процессе

внеурочная деятельность
1 или 2 акад. ч. в неделю (на усмотрение руководства школы)

Тип проекта

практико-ориентированный

Срок реализации

1-4 класс

Цель проекта

формирование и развитие каллиграфических умений.

Задачи проекта

Образовательные:

- дать учащимся представление об истоках становления и развития каллиграфического искусства;

- познакомить с классификацией каллиграфических почерков и стилей;

- обучить приемам работы с основными видами каллиграфических инструментов;

- обучить технологии использования красок и материалов для реализации каллиграфических произведений.

Воспитательные:

- воспитать художественный вкус;

- воспитать культуру восприятия искусства книги, изобразительного искусства в целом;

- трудолюбие, усидчивость, волю, концентрацию внимания.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, эмоциональной устойчивости, изобразительной способности, образного мышления;

- способность к саморегуляции.

Ожидаемые результаты проекта

За период обучения учащиеся на высоком уровне овладеют конкретными видами каллиграфии, что решит проблему низкой сформированности навыка красивого письма. В связи с этим ожидаются внутренние изменения. Ученик обретет новые личностные качества и ценностные ориентиры, новое восприятие культуры искусства.



Актуальность и проблема

Проверяя тетради учащихся, мы с каждым разом все больше убеждаемся, что проблема каллиграфического навыка становится все более актуальной. Наличие особенностей и трудностей обучения делают данную проблему по-особенному важной. Количество детей с трудностями обучения письму и его нарушениями увеличивается с каждым годом.
Исследования методов М.М. Безруких и Т.Е. Хохлова показали, что многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются вплоть до ее окончания.
На основе личных наблюдений был сделан вывод, что «минуток чистописания» недостаточно для успешного формирования красивого и разборчивого почерка и положительного отношения к аккуратному письму в целом.
Поэтому я считаю актуальным ввести урок каллиграфии как «кружок» внеурочной деятельности. И как никогда уместна поговорка: «Всё новое – это хорошо забытое старое!»



ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ


Обязательным на всех годах обучения является освоение исторических форм рукописных почерков и реализация на основе изученного почерка итоговой работы и промежуточных итоговых композиций. Для раскрытия тематического материала привлекается большое количество визуального материала, показываются лучшие примеры работ старых и современных мастеров.

На первом году обучения учащиеся получают элементарные навыки обращения с каллиграфическим плоским пером, обучаются грамотному выбору формы и организации пространства письменного стола, стула, соблюдению правильной осанки. Обучаются правильному держанию пишущего инструмента.
Для изучения на первом году выбран почерк «Древнерусский Устав» и базовые элементы Пермогорской росписи, на совместной основе которых создаются ансамблевые композиции.
На втором году обучения подразумевается, что учащийся освоил навыки обращения с письменным прибором, научился пользоваться вспомогательными техническими средствами и «поставил» руку.
Начинается изучение нового вида письма «Русская Вязь» (позднего периода), в которой усиливается роль вертикали.
На третьем году обучения учащиеся знакомятся со вторым видом каллиграфического пера – остроконечным пером. В качестве базового почерка берется Русская Скоропись.
В течение этого года обучения создаются отдельные композиции с каждым из двух видов почерков этого года, а также ансамблевое решение в итоговой композиции.
На третьем году обучения проверяются на прочность все навыки и умения, приобретенные на прошедших этапах обучения
В программе обучения появляется один из труднейших видов письма остроконечным пером - Копперплейт. Воспроизведение правильной курсивной буквы требует от пишущего проявления воли, высокой степени сосредоточения, концентрации и способности управлять своими движениями и эмоциями. Недаром говорят, что «каллиграфия - это искусство совершенства».

МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе прохождения программы на разных этапах проводится постоянный контроль усвоенного материала и приобретенных знаний и умений:

* Текущий: систематический контроль на каждом уроке за освоением программного материала - теоретического и практического по каждой теме в форме выполнения домашних заданий.
* Промежуточный контроль: в конце каждой четверти в виде текстовой прописи или композиции.
* Итоговый контроль: в конце каждой учебной темы - зачет по изучаемому виду письма: прописывание простого текста в заданных параметрах.

ПРИМЕРНЫЕ РАСХОДЫ

1. На протяжении 4 лет обучения потребуется набор для начинающих стоимостью 1003 рубля на одного учащегося.
В набор входит: пачка бумаги «Верже» для каллиграфии, 100 листов; 2 держателя для перьев — прямой для плоского письма и косой для письма остроконечным инструментом; плоское перо Tape 3 мм; остроконечное перо Nikko G; баночка черной туши и баночка сухих ореховых чернил.
В течение обучения по необходимости могут приобретаться чернила стоимостью 200 рублей за 1 банку, и бумага – 200 рублей за 1 пачку.