Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект "Модель введения каллиграфии во внеурочную деятельность младших школьников"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 182 с углубленным изучением литературы и математики"
Образовательный проект "Модель введения каллиграфии во внеурочную деятельность младших школьников"
Проект разработан:
учителем начальных классов
Почкаевой А.И.
Новосибирск, 2018 год
Содержание
Введение (краткая аннотация проекта).................................................................3
Паспорт проекта......................................................................................................3
Актуальность и проблема.......................................................................................4
Этапы реализации…………………………………………………………………4
Механизм выявления результатов……………………………………………….5
Примерные расходы................................................................................................5
Введение
Одним из главных и проблемных вопросов для педагогов начальной школы является проблема обучения младших школьников письму.
Именно в «минутки чистописания» учащиеся приобретают определенные навыки и умения в области письма, которые способствуют сохранению четкости и разборчивости почерка, а также обеспечивают быстроту выполнения работ при переходе на скорое письмо.
В.А. Истрин пишет: «Каллиграфия – это искусство красивого и четкого письма», – и этому нужно учить.
Паспорт проекта
Наименование проекта | "Модель введения каллиграфии во внеурочную деятельность младших школьников" |
Место в учебном процессе | внеурочная деятельность 1 или 2 акад. ч. в неделю (на усмотрение руководства школы) |
Тип проекта | практико-ориентированный |
Срок реализации | 1-4 класс |
Цель проекта | формирование и развитие каллиграфических умений. |
Задачи проекта | Образовательные: - дать учащимся представление об истоках становления и развития каллиграфического искусства; - познакомить с классификацией каллиграфических почерков и стилей; - обучить приемам работы с основными видами каллиграфических инструментов; - обучить технологии использования красок и материалов для реализации каллиграфических произведений. Воспитательные: - воспитать художественный вкус; - воспитать культуру восприятия искусства книги, изобразительного искусства в целом; - трудолюбие, усидчивость, волю, концентрацию внимания. Развивающие: - развитие мелкой моторики, зрительной памяти, эмоциональной устойчивости, изобразительной способности, образного мышления; - способность к саморегуляции. |
Ожидаемые результаты проекта | За период обучения учащиеся на высоком уровне овладеют конкретными видами каллиграфии, что решит проблему низкой сформированности навыка красивого письма. В связи с этим ожидаются внутренние изменения. Ученик обретет новые личностные качества и ценностные ориентиры, новое восприятие культуры искусства. |
Актуальность и проблема
Проверяя тетради учащихся, мы с каждым разом все больше убеждаемся, что проблема каллиграфического навыка становится все более актуальной. Наличие особенностей и трудностей обучения делают данную проблему по-особенному важной. Количество детей с трудностями обучения письму и его нарушениями увеличивается с каждым годом.
Исследования методов М.М. Безруких и Т.Е. Хохлова показали, что многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются вплоть до ее окончания.
На основе личных наблюдений был сделан вывод, что «минуток чистописания» недостаточно для успешного формирования красивого и разборчивого почерка и положительного отношения к аккуратному письму в целом.
Поэтому я считаю актуальным ввести урок каллиграфии как «кружок» внеурочной деятельности. И как никогда уместна поговорка: «Всё новое – это хорошо забытое старое!»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Обязательным на всех годах обучения является освоение исторических форм рукописных почерков и реализация на основе изученного почерка итоговой работы и промежуточных итоговых композиций. Для раскрытия тематического материала привлекается большое количество визуального материала, показываются лучшие примеры работ старых и современных мастеров.
На первом году обучения учащиеся получают элементарные навыки обращения с каллиграфическим плоским пером, обучаются грамотному выбору формы и организации пространства письменного стола, стула, соблюдению правильной осанки. Обучаются правильному держанию пишущего инструмента.
Для изучения на первом году выбран почерк «Древнерусский Устав» и базовые элементы Пермогорской росписи, на совместной основе которых создаются ансамблевые композиции.
На втором году обучения подразумевается, что учащийся освоил навыки обращения с письменным прибором, научился пользоваться вспомогательными техническими средствами и «поставил» руку.
Начинается изучение нового вида письма «Русская Вязь» (позднего периода), в которой усиливается роль вертикали.
На третьем году обучения учащиеся знакомятся со вторым видом каллиграфического пера – остроконечным пером. В качестве базового почерка берется Русская Скоропись.
В течение этого года обучения создаются отдельные композиции с каждым из двух видов почерков этого года, а также ансамблевое решение в итоговой композиции.
На третьем году обучения проверяются на прочность все навыки и умения, приобретенные на прошедших этапах обучения
В программе обучения появляется один из труднейших видов письма остроконечным пером - Копперплейт. Воспроизведение правильной курсивной буквы требует от пишущего проявления воли, высокой степени сосредоточения, концентрации и способности управлять своими движениями и эмоциями. Недаром говорят, что «каллиграфия - это искусство совершенства».
МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе прохождения программы на разных этапах проводится постоянный контроль усвоенного материала и приобретенных знаний и умений:
* Текущий: систематический контроль на каждом уроке за освоением программного материала - теоретического и практического по каждой теме в форме выполнения домашних заданий.
* Промежуточный контроль: в конце каждой четверти в виде текстовой прописи или композиции.
* Итоговый контроль: в конце каждой учебной темы - зачет по изучаемому виду письма: прописывание простого текста в заданных параметрах.
ПРИМЕРНЫЕ РАСХОДЫ
1. На протяжении 4 лет обучения потребуется набор для начинающих стоимостью 1003 рубля на одного учащегося.
В набор входит: пачка бумаги «Верже» для каллиграфии, 100 листов; 2 держателя для перьев — прямой для плоского письма и косой для письма остроконечным инструментом; плоское перо Tape 3 мм; остроконечное перо Nikko G; баночка черной туши и баночка сухих ореховых чернил.
В течение обучения по необходимости могут приобретаться чернила стоимостью 200 рублей за 1 банку, и бумага – 200 рублей за 1 пачку.