Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Курорта муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» на заседании ШМО школы Руководитель ШМО __________________________ ( Садыкова О.В.) Протокол № __ от «__»______20 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ___________________________ (Беляев Ю.Н.) «_ »__ _20 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________ ( Цыбин К.А.) Приказ № _ от «_ »__ __20 г. |
- Педагогический проект
« Здоровьесберегающие технологии
- в воспитательно-образовательном процессе»
Составитель:
Мухаметханова Зульфия Айратовна,
учитель начальных классов
2019г.
Содержание
1.Актуальность проблемы……………………………………...стр. 3
2. Постановка проблемы……………….….……...................…стр. 4
3. Цель и задачи…………………………………………………стр.4
4. Стратегия, методы и формы реализации проект………….стр.4
5. Формы организации деятельности по формированию
здорового образа жизни …,,,,,,,,,,,,,,…................................стр.7
6. Система мероприятий по реализации Проекта....................стр.8
7.Показатели результативности…………………….................стр.14
8. Планируемые результаты…………………………………..стр.15
9. Список литературы…………………………........................стр.16
Актуальность проблемы
Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения возрастает частота нарушений органов зрения, патологии пищеварения и мочеполовой системы, нарушение осанки, нервно-психических расстройств. За последние годы увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Следует признать, что значительный рост большинства заболеваний и функциональных расстройств происходит именно в период обучения детей в школе.
Ситуация усугубляется и тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 70-80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный аспект здоровья);
честен, самокритичен (нравственное здоровье);
коммуникабелен (социальное здоровье);
уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
К здоровьесберегающим технологиям, которые применяю в процессе обучения, прежде всего, относятся:
1.Игровая технология обучения.
2.Технология дифференцированного обучения.
3.Технология коллективного взаимообучения (отдельные виды групповых работ).
Постановка проблемы
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Главной задачей учителя является не только обучение детей, но и сохранение их здоровья, которое зависит от правильно составленного расписания уроков, режима дня и питания, качества питьевой воды, спортивно-оздоровительных занятий, от создания здоровьесберегающей среды в ОУ.
Цель: создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Задачи:
-применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности;
- привлечение родителей к решению вопросов оздоровления детей;
- организация активного спортивного досуга детей;
- формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- организация здоровьесберегающей среды в школе.
Стратегия, методы и формы реализации проекта.
Механизм реализации проекта
1. В реализации проекта участвуют администрация школы и педагоги, работающие в классе, медицинский работник, прикрепленный к школе, педагоги дополнительного образования, родители.









2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:
1) Подготовительный этап (1 четверть 2017 – 2018 уч.года)
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта, которая включает в себя:
- изучение литературы и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий;
- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта (новые формы организации здоровьесберегающей среды, в учебном процессе: здоровьесберегающие технологии Базарного В.Ф., дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н., комплекс подвижных игр Шишкиной В.А., комплекс упражнений для глаз по Э.С.Аветисову., комплекс лечебной гимнастики «Целебные звуки» и лобно-затылочная коррекция для концентрации внимания и снятия стрессов по программе М.А. Лазарева «Здравствуй», комплекс игрового массажа по методике спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки, комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (массаж);
- определение стратегии и тактики деятельности.
2) Основной этап (2-4 четверть 2017 – 2018уч.года, 2018 – 2019 уч.год).
Предполагает организацию деятельности по реализации цели и задач программы.
Она предусматривает следующие направления работы:
Проведение первичной диагностики уровня здоровья учащихся с помощью школьной медицинской сестры;
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках;
Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми школьными службами;
Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;
Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;
Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок;
Работа с родителями.
3) Заключительный этап (4 четверть 2018 – 2019 уч.года).
Проводится анализ деятельности по реализации проекта; проведение диагностики школьников; постановка задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста.
Формы работы педагогов в процессе реализации проекта:
Урочная деятельность:
- строгое соблюдение режима школьных занятий (по правильно составленному расписанию по СанПиН);
- построение уроков с учётом работоспособности детей;
- использование средств наглядности;
- смена видов учебной деятельности;
- обязательное выполнение гигиенических требований;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики на уроках;
- работа в группах и парах.
Внеурочная деятельность
- занятость в кружках и секциях;
- экскурсии, походы на природу;
- дни здоровья, спортивные праздники.
Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:
- беседы, классные часы на тему здоровьесбережения;
- динамические паузы;
- утренняя гимнастика (при благоприятных погодных условиях – на свежем воздухе);
- подвижные игры на переменах;
- гимнастика для глаз, физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика на уроках;
- Творческие конкурсы:
поделок «Золотые руки не знают скуки»;
фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
сочинение стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
- организация спортивных праздников, Дней здоровья.
Формы работы школьной медицинской сестры в процессе реализации проекта:
- мониторинг здоровья учащихся начальной школы;
- проведение углубленных медицинских осмотров детей с приглашением специалистов из ЦРБ;
- взаимодействие в процессе профилактики заболеваний;
- беседы с детьми по здоровьесбережению.
Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:
- родительские собрания на темы сохранения и укрепления здоровья;
- лекторий для родителей;
- проведение совместных спортивных праздников;
- индивидуальные консультации;
- привлечение родителей к ремонту класса;
- помощь в озеленении класса, участка.
Примерные темы родительского лектория:
- «Режим дня школьника»;
- «Как преодолеть двигательный голод»;
- «Закаливание ребёнка в семье»;
- «Компьютер и дети»;
- «Как помочь нашим детям быть здоровыми»;
Формы организации деятельности по формированию здорового образа жизни
Место проведения | Время проведения | Форма организации |
Школа | Первая половина учебного дня | Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы, подвижные игры во время перемен, уроки физкультуры. |
Спортплощадка школы, спортзал | Вторая половина учебного дня | Прогулки, экскурсии, физкультурные праздники, спортивные кружки и секции |
Лес, парки, спортплощадки | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. |
Учреждения дополнительного образования. | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Спортивные секции и кружки |
Школьные оздоровительные лагеря. Спортплощадка школы (лес) | Каникулы. Выходные, праздничные дни. | Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. День Здоровья. Праздник Спорта. Спортивные секции. |
Система мероприятий по реализации проекта.
Мероприятие | Сроки | Ответственные | Ожидаемые результаты |
Диагностика и мониторинг состояния здоровья обучающихся |
Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся. | Ежегодно, сентябрь | Медсестра школы | банк данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностям и резервных возможностях организма обучающихся |
Проведение медицинских осмотров в соответствии с приказом № 186/272 Министерства здравоохранения РФ и министерства образования РФ. | Ежегодно | Медсестра школы, фельдшер ФАП | Регулярное проведение медицинских осмотров |
Изучение классными руководителями медицинских карт обучающихся. | Ежегодно | Классные руководители | Знание классными руководителями состояния здоровья обучающихся |
Проведение мониторинга успешности обучения и здоровья, обучающихся в период их пребывания в школе с целью динамического наблюдения за их развитием. | Ежегодно | Заместитель директора | Мониторинг успешности обучения и здоровья, обучающихся в период их пребывания в школе с целью динамического наблюдения за их развитием. |
Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки | 1 раз в четверть | Заместители директора по УВР | Соблюдение норм учебной нагрузки |
Контроль за проведением физкультминуток, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики на уроках. | постоянно | Заместители директора по УВР | Проведение физкультминуток , гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики на уроках. |
Контроль за правильной посадкой учащихся в соответствии с ростовой рейкой. | постоянно | Заместители директора по УВР | правильная посадка учащихся на уроках в соответствии с ростовой рейкой |
Поддержка санитарно – гигиенического режима, профилактика травматизма. |
Участие классов в конкурсах по профилактике ДТП. | В течение года | Классные руководители | Конкурсы по профилактике ДТП |
Проведение 10-часового занятия по ПДД | Сентябрь | Классные руководители | Снижение травмоопасных ситуаций |
Организация часов общения с приглашением представителей специалистов здравоохранения, милиции, инспекторов движения. | В течение года | Классные руководители | Проведение часов общения с приглашением представителей специалистов здравоохранения, милиции, инспекторов движения. |
Организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для обучающихся начальной школы. | В течение года | Администрация | Расписание, составленное по ступенчатому режиму повышения учебной нагрузки для обучающихся |
Реализация СанПиН: каждый учащийся обеспечивается рабочим местом за партой (столом) в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха; обеспечение каждого учебного кабинета 2-мя - 3-мя видами ростовой мебели. | Сентябрь | Заместители директора по УВР, мед сестра | Обеспечение каждого учащегося рабочим местом за партой (столом) в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха; обеспечение каждого учебного кабинета ростовой мебели |
Контроль за соблюдением норм техники безопасности. | Постоянно | Заместители директора по УВР | Соблюдение норм техники безопасности. |
Четкое соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков. | постоянно | Заместители директора по УВР | Расписание, составленное с соблюдением гигиенических требований |
Систематический контроль за правильным использованием ТСО. | постоянно | Администрация, руководители МО | использованием ТСО в соответствии с санитарными нормами. |
Научно-методическая работа |
Создание методической копилки материалов в помощь классным руководителям, педагогам по здоровому образу жизни. | Постоянно | Заместители директора по УВР | методическая копилка в помощь классным руководителям, педагогам дополнительного образования по здоровому образу жизни. |
Обобщение опыта работы педагогов по формированию здорового образа жизни. | По плану работы КМО. | Руководитель КМО | Выступления педагогов по формированию здорового образа жизни. |
Оказание помощи классным руководителям в разработке программ, использовании имеющихся по формированию здорового образа жизни у учащихся. | Постоянно | Заместители директора по УВР | Использование программ по формированию здорового образа жизни у учащихся |
Информационно-просветительская работа |
Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. | В течение года | Администрация | Формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. |
Проведение тематических уроков, пропагандирующих здоровый образ жизни. | По плану МО | Руководители МО | Система проведения тематических уроков, пропагандирующих здоровый образ жизни. |
Формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности, с внесением изменений в программы физической культуре, окружающего мира, трудового обучения, с целью создания новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков и формированию ЗОЖ. | В течение года | Педагоги, медсестра | Развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, интереса к окружающей жизни людей и природы. |
Организация родительского лектория, с приглашением медицинских работников. | По плану лектория | Классные руководители | Обязательное проведение с запланированной тематикой родительского лектория, с приглашением медицинских работников. |
Регулярная смена информации в уголке здоровья. | постоянно | медсестра | Уголок здоровья |
Проведение недели Здоровья. | Ноябрь | Классные руководители, учитель физкультуры, медсестра | Неделя Здоровья. |
Продолжение работы по пропаганде вреда наркотиков, алкоголя и табакокурения. | постоянно | классные руководители | Конкурсы плакатов и рисунков |
Комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции. | Ежегодно, летом | Медсестра, начальник лагеря | Комплексное оздоровление детей |
Организация горячего питания для всех учащихся школы | Постоянно | Зам. директора | 2-х разовое горячее питание для всех учащихся |
Оснащение всех травмоопасных участков и кабинетов медицинскими аптечками. | Постоянно | Зам. директора, классные руководители | Оснащение всех травмоопасных участков и кабинетов медицинскими аптечками. |
Усиление двигательного режима |
Совершенствование методики проведения традиционных дней Здоровья для массового оздоровления и укрепления здоровья детей, проведение Дней Здоровья. | Постоянно | Администрация | Развитие туристических, спортивных навыков, связи семьи и школы в интересах физического развития обучающихся |
Организация перемен с обязательным пребыванием на открытом воздухе, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп на пришкольной территории, на спортивной площадке. | Постоянно | Администрация | Создание усовершенствован ной спортивной площадки на пришкольной территории для организации подвижных игр учащихся |
Повышение ежедневной двигательной активности учащихся за счет расширения внеклассных спортивных занятий, эффективного использования стадиона и спортивных площадок, самостоятельных занятий физкультурой. | Постоянно | Учителя физического воспитания | Увеличение внеклассных спортивных занятий с использованием спортивных площадок, самостоятельных занятий физкультурой |
Проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики на уроках. | Постоянно | Педагоги | Уменьшение проблем у учащихся связанных с опорно-двигательным аппаратом, миопией. |
Психологическое сопровождение |
Комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции. | Ежегодно | Мед сестра, психолог, логопед | Комплексное оздоровление детей |
Психологическая поддержка в решении проблем одаренных детей во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. | Постоянно | Психолог | Решение проблем одаренных детей во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. |
Психологическая поддержка в решении проблем детей группы риска во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. | Постоянно | Психолог | поддержка в решении проблем детей группы риска во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми |
Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. | В течение года | Администрация | Условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. |
Показатели результативности
воспитательный | развивающий | учебный |
Учащиеся понимают: - здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни; - здоровье – одна из ценностей человеческого бытия; - каждый человек ответственен за свое здоровье; - сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем; - безопасное поведение связано с приобретением определенных умений | Учащиеся характеризуют: - признаки физического и душевного здоровья; - называют основные правила личной и общественной гигиены; - объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь). | Учащиеся знают: - здоровье - это свойство их организма; - о физическом и душевном здоровье; - теоретические и практические знания, которые можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья. |
Планируемые результаты:
- Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников;
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
- Повышение приоритета здорового образа жизни;
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- Сформированность системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- Сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- Рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- Высокий уровень сплочения детского коллектива;
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей;
- Активное участие родителей в делах класса;
- Способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
Список литературы
1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.» Самара, 2004г.
2. Вишневская Е.Л. и др. «Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни». М., 2000г.
3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.
4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии.» М., ВАКО, 2004г.
16