Образовательный стандарт начального общего образования
по физической культуре Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах); воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, форма осанки, частота сердечных сокращений после выполнения физических нагрузок и др.).
Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ
Комплексы утренней гимнастики. Закаливающие процедуры. Физические упражнений для формирования правильной осанки. Профилактика утомления, связанного с учебной деятельностью: физкультминутки, физкультпаузы, гимнастика для глаз. Простейшие измерения длины и массы тела, физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), частоты сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями. Оказание доврачебной помощи при легких травмах (ушибах, царапинах, ссадинах, потертостях).
ОПЫТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(с учетом индивидуального физического развития и медицинских показаний).
Ходьба, бег, прыжки (из разных исходных положений, с изменяющейся скоростью, амплитудой, траекторией и направлением движений, с элементами организующих строевых команд). Лазание, ползание, перелезание различными способами. Метание малого (теннисного) мяча с места, с разбега в цель и на дальность, из разных исходных положений. Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, в высоту способом «ножницы». Прыжки через скакалку.
Упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах. Простейшие акробатические комбинации, включающие кувырки (вперед и назад), стойки и перекаты, общеразвивающие упражнения. Преодоление препятствий с помощью опорных прыжков с места и с небольшого разбега.
Физические упражнения с мячом: подвижные игры, эстафеты, простейшие технические действия из спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол).
Простейшие способы передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом, повороты переступанием, подъемы приставным шагом, спуски в основной стойке, торможение падением и «плугом»; плавательные упражнения: вхождение в воду, передвижение по дну, плавание произвольным способом (при наличии условий с учетом особенности климата региона).
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
(с учетом индивидуального уровня физического развития и медицинских показаний).
Общеразвивающие упражнения для развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Комплексы ритмической гимнастики для развития координации, гибкости, пластики движений. Физические упражнения и подвижные игры для развития пространственной ориентации, равновесия, скорости и реакции.
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Значение физической культуры в жизни современного человека. Отдельные яркие фрагменты из истории физической культуры и спорта. Основные способы передвижения человека (общие представления, сравнение между собой и движениями животных). Физические качества, их значение для работоспособности и физического благополучия школьника. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контролирования во время занятий физическими упражнениями. Правила поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культурой.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Знать и понимать:
значение физической культуры в жизни современного человека;
название физических упражнений и исходных положений тела, отличие физических упражнений от обыденных бытовых движений человека;
организующие строевые команды и приемы их выполнения;
основные способы передвижения человека;
правила поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом;
устанавливать различия в физической нагрузке по частоте сердечных сокращений (пульсу) при выполнении физических упражнений;
выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;
выполнять метание малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках и ведении мяча, ударах по мячу;
выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед и назад), стойку на лопатках;
выполнять упражнения для формирования правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен».
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Образование в области физической культуры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие основных физических качеств и повышение уровня физической подготовленности; овладение упражнениями современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий (по формированию телосложения, правильной осанки, рациональному дыханию, профилактике остроты зрения), умениями использовать их в условиях учебной деятельности и самостоятельных занятиях физической культурой;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта комплексами общеразвивающих упражнений из современных систем физического воспитания (ритмическая и пластическая гимнастика), упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, спортивные игры), овладение умениями использовать эти упражнения в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности, организации активного отдыха;
укрепление здоровья, познание индивидуальных возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности, овладение способами индивидуального контроля, умениями измерять физическую нагрузку во время выполнения физических упражнений (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам и внутренним ощущениям);
освоение основ знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья, воспитанием волевых, нравственных и этических качеств личности;
приобретение компетентности в физкультурно-оздорови-тельной сфере:
– оздоровительно-реабилитационная компетентность – позитивное отношение к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни, умение использовать здоровьесберегающие технологии при организации учебной деятельности, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
– двигательная компетентность – всесторонняя физическая подготовленность и многообразие двигательного опыта, умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности и организации активного отдыха.
– компетентность в сфере самоконтроля и физического саморазвития – представления об индивидуальных возрастных особенностях и физических возможностях, умение подбирать средства и методы для индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, планировать их содержание и осуществлять контроль за функциональным состоянием организма, проводить наблюдения за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования1.
ЗДОРОВЬЕ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Комплексы упражнений для коррекции осанки и телосложения, учитывающие индивидуальные особенности физического развития обучающихся. Профилактика утомления: комплексы общеразвивающих, специальных и дыхательных упражнений; гимнастика для глаз. Упражнения на расслабление.
Контроль за динамикой физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности, величины физической нагрузки во время занятий физическими упражнениями.
Предупреждение травматизма, приемы страховки и самостраховки.
Простейшие приемы гигиенического массажа (самомассажа).
Опыт двигательной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний)
Физическая подготовка
Физические упражнения и комплексы упражнений на развитие основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Упражнения базовых видов спорта
Гимнастические упражнения: комплексы акробатических упражнений, включающие кувырки, перекаты, стойки, упоры, общеразвивающие упражнения, выполняемые под музыкальное сопровождение; гимнастические упражнения на спортивных снарядах: махи, размахивания и перемахи; висы, повороты, перевороты и подъемы; седы и упоры; наскоки и соскоки; комплексы упражнений ритмической гимнастики, выполняемые с различной амплитудой и траекторией движений; опорные прыжки разными способами и при разной высоте опоры; лазание по канату разными способами, с разной скоростью и на разную высоту.
Легкоатлетические упражнения: разновидности ходьбы и бега; старты из разных исходных положений и стартовый разбег; бег и финиширование на коротких, средних и длинных дистанциях; кроссовый и эстафетный бег; прыжки в длину и высоту с разбега разными способами; метание малого мяча с места, разбега на дальность и в цель.
Упражнения в спортивных играх: баскетбол – разновидности перемещений ходьбой, бегом, прыжками с ускорением и остановками; ведение, передача, ловля и броски мяча в корзину; футбол – передвижения ходьбой и бегом с изменением направления и скорости движения; ведение мяча и обводка; остановка, обработка и передача мяча; удары по воротам; волейбол – разновидности перемещений ходьбой, бегом, скачком, прыжками; приемы и передачи мяча, подачи, нападающий удар и блокирование.
Физические упражнения вариативной части образовательных программ (с учетом климатогеографических и культурно-этнических особенностей региона).
Упражнения на лыжах: прохождение тренировочных дистанций с разной скоростью и использованием разных способов передвижения на лыжах; спуски и торможение, подъемы по пологому склону разнообразными способами, преодоление препятствий (при передвижении и спуске).
Упражнения в плавании: старты и повороты; проплывание различных дистанций спортивными способами: брасс, кроль на груди и на спине; ныряние.
Упражнения туристической подготовки: преодоление искусственных и естественных препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, лазания и перелазания, передвижения на руках в висе и упоре.
Культурно-этнические упражнения: сюжетно-образные народные игры, обрядовые и танцевальные упражнения, упражнения национальных видов спорта и др.
Знания о физической культуре
История Олимпийского движения, яркие успехи отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Значение занятий физической культурой для жизнедеятельности современного человека. Формы занятий физической культурой в режиме учебного дня и в условиях активного отдыха.
Представление о культуре здоровья и соблюдение правил здорового образа жизни. Условия сохранения здоровья. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Понятия: двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Обучение движениям и развитию физических качеств (общие представления). Формы организации занятий физической подготовкой, структура занятий, правила подбора упражнений и дозировки физической нагрузки.
Правила организации и проведения пеших туристических походов, соблюдение санитарных и экологических требований.
Правила поведения и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, гигиенические требования к спортивному инвентарю, оборудованию, одежде и месту проведения занятий.
Правила спортивных соревнований, нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности.