СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа Лидера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самодеятельности в при­нятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. С целью развития и активизации ученического самоуправления необходи­мо обучение актива.

Программа «Школа «Лидер»» модифицированная: разработана на основе образователь­ной программы «Мы - команда» (2007 г.) Н.А. Шаповаловой, ст. преподавате­ля Белгородского регионального института повышения квалификации и про­фессиональной переподготовки специалистов.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа Лидера"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САЛАВАТСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



«Согласовано»

«Утверждаю»


Директор МАОУ ДОД ДДТ

___________

______________И.Я.Гильмиянова

«___»____________2016г.

«___»______________2016г.
















Автор: Мухаметова Юлия Булатовна

Педагог дополнительного образования детей












Малояз 2016г


Пояснительная записка

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самодеятельности в при­нятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. С целью развития и активизации ученического самоуправления необходи­мо обучение актива.

Программа «Школа «Лидер»» модифицированная: разработана на основе образователь­ной программы «Мы - команда» (2007 г.) Н.А. Шаповаловой, ст. преподавате­ля Белгородского регионального института повышения квалификации и про­фессиональной переподготовки специалистов.

Формирование гражданских компетенций учащихся определяет социаль­но-педагогическую направленность образовательной программы. Позиция личности может быть реализована более эффективно в том случае, если под­росток владеет определёнными знаниями, умениями, навыками. Данная про­грамма предусматривает использование технологии командообразования, обучения управленческим функциям, разработки локальных актов по учени­ческому самоуправлению.

Отличительной чертой образовательной программы является то, что она предусматривает работу на двух уровнях обучения: школьном и муниципаль­ном. Главной целью программы на школьном уровне является формирова­ние навыков командной деятельности; на муниципальном - практическое при­менение навыков, полученных в школе. Основной формой работы на муни­ципальном уровне является сбор.

Цель образовательной программы:

Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых учащимся при самоуправлении образовательным учреждением.

Задачи:

  • углубить представления учащихся о взаимодействии в команде;

  • дать понятие о технологиях управления;

  • освоить технологии интерактивного взаимодействия.

Программа предназначена для учащихся 11-14 лет, так как возрастные особенности подростков предполагают развитие самопознания, самоопределения, самореализации личности, что способствует формированию лидерс­ких качеств учащихся.

Срок обучения -36 недель.

Объем -154 часов.

Режим занятий -4 часа в неделю.

Программа предусматривает работу в группах. Методика подготовки ак­тива представляет собой обучение с применением мини-лекций (теоретичес­кая основа), ролевых и деловых игр, специальных упражнений для разработки и закрепления навыков и умений, групповых обсуждений и анализа конкрет­ных ситуаций из опыта деятельности участников.

Реализация образовательной программы предполагает формирование у учащихся представлений о лидерстве, основах организаторской деятельнос­ти; умений работать в команде и индивидуально; освоение навыка самостоя­тельной деятельности.

Оценка результативности осуществляется посредством диагностик: «Я -лидер» (авторы: Е. С. Федоров, О. В. Еремин, модификация Т. А. Миро­новой), цветопись, определяется динамика развития операционных ком­муникативных умений (лидерских организаторских качеств) учащихся на начало и конец учебного курса. Другими формами оценки результатив­ности являются наличие портфолио, определение коэффициента участия школьников социально значимой деятельности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


ДАТА

ТЕМЫ

ВСЕ-ГО ЧАСОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

ПРАКТИ­ЧЕСКИХ

  1. Актив ученического самоуправления

22

8

14

1.1.


Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении

6

2

4



  1. История ученического самоуправления. Идеи философов и педагогов о самоуправлении. Опыт организации самоуправления в школе средних веков.

Самоуправление в 30-40-е годы, 50-60-е годы XX века «Коммунарская методика» И.П. Иванова. «Ключевые дела» В. А. Караковского.

Самоуправление в 90-е годы XX века и настоящее время.






  1. Практика. Презентация опыта современного самоуправления в за­рубежной школе;

  2. Визитная карточка ученического самоуправления своего класса.




1.2.


Основы моделирования самоуправления в образовательном учреждении

6

2

4



  1. Понятие модели. Классификация моделей, виды и типы мо­делей. Понятие моделирования. Принципы моделирования самоуправления. Основные характеристика модели. Требования к разработке модели.






  1. Практика. Разработка структуры модели.

  2. Графическое представление модели самоуправления (административная деятельность и игровая деятельность).





1.3.


Нормативно- правовая база ученического самоуправления



4

2

2



  1. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Конституция Российс­кой Федерации. Закон РФ «Об образовании в РФ». Закон РФ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ». Типовое положение об общеобразовательном учреждении






  1. Конкурс «Твои права»




1.4.


Актив ученического самоуправления как управленческая команда

6

2

4



  1. Необходимые факто­ры для формирования команды. Психологическая совместимость.






  1. Практика. Преимущества и недостатки работы в команде. Признаки эффективной команды. Основные принципы работы в команде.

  2. Управлен­ческая команда актива. Игра




2.Командообразование


26

4

22

2.1.


Формирование актива как команды.

6


6



  1. Практика. Формирование управленческой команды. Процесс развития команды.

  2. Стадии образования команды: формирование, шторм, нормирование, деятельность. Создание команды. Навыки и приемы создания команды.

  3. Игра на командообразование




2.2.


Формирование чувства «мы».

6


6



  1. Практика. Формирование чувства «мы». Выдвижение лидера команды.

  2. Согласование правил поведения. Корпоративная культура.

  3. Создание рабочей структуры команды, которая определяется целью команды и особенностями содержания работы. Распределение ролей в команде. Принятие норм, правил эффективной команды.




2.3


Выдвижение лидера команды.

4

2

2



  1. Личность как субъект общения. Факторы развития личности.






  1. Практика. Общение. Понятие общения как специфическая форма Взаимодействия. Роль лидера в команде. Формальное и неформальное лидерство. Техники профилактики распада команды.




2.4.


Качества команды, о которой можно только мечтать.

6


6



  1. Практика. Формирование командного духа, сплоченности, сотрудничества.

  2. Команда как отражение общей корпоративной культуры. Взаимосвязь личных и командных целей. Оценка эффективности работы команды. Анализ сильных и слабых сторон.

  3. Составление плана развития. Методы улучшения взаимодействия внутри команды.




2.5.


Согласование правил поведения.

2


2



  1. Практика. Освоение навыка работы с правилами поведения. В работе над принятием правил должен поработать каждый член команды, Правила обсуждаются и принимаются всей командой.




2.6.


Корпоративная культура,

2

2




  1. Корпоративная культура в истории менеджмента. Культура: нормы поведения, ценности, обычаи, ритуалы и табу, принятые в команде.




3. Функции управления.

50

14

36

3.1.


Постановка цели команды.

4

1

3



  1. Формулирование и постановка целей как важнейший этап управленческой деятельности.

  2. Практика. Алгоритм формулирования цели: формулирование цели для решения выявленных ранее проблем;





3.2.


Технология организации работ.

4

1

3



  1. Организация как вид организационной деятельности.

  2. Практика. Определение перечня действий, необходимых для достижения цели, порядка выполнения этих действий.





3.3.


Распределение ролей и обязанностей в команде.

4

2

2



  1. Правильное выделение ролей, согласно выполняемым задачам. Установление правил взаимодействия между ними

  2. Практика. Тест «Типы ролей в команде» (по Белбину), с целью определения потенциальных возможностей и качеств активистов, необходимых в той или иной деятельности. Поручения и должностные обязанности активистов.




3.4


Стратегия деятельности команды актива.

6

2

4



  1. Определение стратегии деятельности. Алгоритм действий команды.

  2. Практика. Изучаем потребности (предложения) учащихся школы.

  3. Планирование работы актива. Организация ученической конференции.




3.5.


Планирование работы команды.

4


4



  1. Практика. План- программа деятельности отдельного индивидуума (личный план) или коллектива на определенный период.

  2. Алгоритм планирования: выбор цели из сформулированных ранее, тип разрабатываемого плана, разработка перечня мероприятий (действий).





3.6.


Контроль

4

2

2



  1. Контроль - процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов.

  2. Практика. Разработка принципов технологии контроля: системности, обратной связи, целенаправленности, алгоритмичности, приоритетности, адаптивности, устойчивости.




3.7.


Анализ

4

2

2




  1. Анализ как вид и технология деятельности может быть классифицирован по различным признакам.

  2. Практика. Анализ, оценка деятельности команды, выявление степени эффективности проводимых мероприятий, составление перспективного мшит работы (на определённый период).




3.8.


Технология проведения собрания.

4

2

2



  1. Алгоритм проведения собраний. Повестка дня. Определение цели собрания. Решения, выработанные в ходе собрания. Технология приня­тия решений. Типичные ошибки проведения собраний.

  2. Собрания по обсуждению проекта важных документов внутри школы, изменений в локальных актах).




3.9.


Как научиться принимать решения.

4


4




  1. Практикa. Принятие решений. Процедура принятия решений. Алгоритм принятия решения.

  2. Определение проблемы. Прояснение ситуации. Формулирование и заслушивание вариантов решения проблемы. Принятие названия. Назначение ответственных за выполнение решений.




3.10.


Деловые переговоры.

6

2

4



  1. Цели, задачи деловых переговоров. Шесть этапов деловых переговоров. Вступление. Изложение информации. Аргументация. Ответы па вопросы и нейтрализация возражений. Поиск удобного компромиссного решения. Подведение итогов, принятие решений. Типичные ошибки, которых следует избегать в процессе переговоров. Подготовка к переговорам.

  2. Практика.. Освоение диалоговых технологий.

  3. Деловая игра.




3.11.


Делегирование полномочий Как написать речь или подготовить выступление

4

2

2



  1. Передача полномочий как инструмент успеха в деятельности Команды и повышения ее работоспособности. Как подготовить команду для передачи ей полномочий.

  2. Практика. Пошаговая схема делегирования, полномочий: сбор фактов, выдвижение предложений, осуществление предложений.




З.12.


Учащиеся в управляющем совете школы.

6

2

4



  1. Участие школьников в управлении школой - развитие их гражданской позиции, приобретение опыта гражданской жизни. Взаимодействие с Органами ученического самоуправления.

  2. Практика. Разработка разумных правил поведения учащихся в школе, закрепление их прав и обязанностей в Уставе школы.

  3. Выработка и продвижение предложений по режиму учебного дня (недели, учебного года), удобного для большинства учеников.




4. Коммуникации в команде актива

12

4

8

4.1.


Язык общения

4


4



  1. Практика. Коммуникация - как процесс обмена информацией, её смысловым значением между двумя и более людьми.

  2. Деловая игра




4.2.


Конфликты в команде

4

2

2



  1. Конфликты как неизбежное свойство человеческого общения. Основные источники конфликтов: предубеждение, своенравность, чувствительность, соревнование за превосходство, недопонимание.

  2. Практика. Решение ситуаций: Что мешает решению конфликта. Алгоритм решения конфликта




4.3.


Мотивация

2

1

1



  1. Мотивация - побуждение к действию. Задача функции мотивации в выполнение работу членами команды в соответствии с порученными им обязанностями, в соответствии с планом.




4.4.


Будущее команды актива

2

1

1



  1. Анализ деятельности команды, выявление проблем, определение будущего команды. «Прогноз погоды» - средство достижения равновесия между командной задачей, Я и Мы.




5. Коллективные формы работы

30

6

24

5.1


Игра как форма взаимодействия

6


6



  1. Практика. Понятие игры, значение игр для человеческого общения. Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе.

  2. Игровые программы для разных возрастов, их организация и управление. Изготовление декораций, подготовка атрибутики Игр, КТД, применение методики. Техника безопасности проведения массовых мероприятий. Принципы обеспечения безопасности массовых мероприятий.

  3. Практикум «Ресурсы детского движения», игры, тренинг.




5.2


КТД

10

2

8



  1. Отличительные признаки КТД. Три основных типа КТД представление. Малое творческое дело. Большое творческое дело.

  2. Практика. Шесть стадий КТД:

  3. Практика. Шесть стадий КТД: предварительная работа;

  4. Практика. Шесть стадий КТД: коллективное планирование;

  5. Практика. Шесть стадий КТД: коллективная подготовка к КТД;

  6. Практика. Шесть стадий КТД: проведение КТД;

  7. Практика. Шесть стадий КТД: коллективное подведение итогов;

  8. Практика. Шесть стадий КТД: непосредственное использование созданного опыта.




5.3


PR - технологии

4

2

2



  1. Три основных линии обучения: риторика, эстетика, театральное искусство.

  2. Практика. Ораторское выступление.

  3. Практика. Ораторское выступление




5.4


Социальное проектирование

10

2

8



  1. Понятие социального проектирования. На этапе изучения теоретических понятий социального проектирования участникам Школы даются основные требования к проекту, технология разработки социального проекта.

  2. Практика. Разработка социального проекта.

  3. Практика. Разработка социального проекта.

  4. Защита социального проекта

  5. Защита социального проекта






Всего

154ч.

30

124



Содержание образовательной программы

Раздел 1. Актив ученического самоуправления (22 ч.)

Тема № 1.1. Ученическое самоуправление в общеобразователь­ном учреждении.

Теория (2 ч.). История ученического самоуправления. Идеи философов и педагогов о самоуправлении. Опыт организации самоуправления в школе средних веков. Опыт Я.А. Коменского. Идеи М.В. Ломоносова, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского. Опыт СТ. Шацкого. «Положение о единой трудовой школе» (1918), «Устав единой трудовой школы» (1923). Опыт В.Н. Сорока-Росинского, А.С. Макаренко. Самоуправление в 30-40-е годы, 50-60-е годы XX века «Коммунарская методика» И.П. Иванова. «Ключевые дела» В. А. Караковского. Самоуправление в 90-е годы XX века и настоящее время.

Практика (4 ч.). Презентация опыта современного самоуправления в за­рубежной школе; визитная карточка ученического самоуправления своего класса (объединения, школы).

Тема № 1.2. Основы моделирования самоуправления в образовательном учреждении.

Теория (2 ч.). Понятие модели. Классификация моделей, виды и типы мо­делей. Понятие моделирования. Принципы моделирования самоуправления. Основные характеристика модели. Требования к разработке модели: научная обоснованность, четкость структуры, качество нормативной базы, техноло­гичность модели, наличие педагогически целесообразной деятельности, ус­ловия обеспечения функционирования модели, учет условий общеобразова­тельного учреждения.

Управленческая модель (жесткий, неформальный, комбинированный стили).

Практика (4 ч,) Разработка структуры модели:

1. Блок целеполагания (цель, ценности, идеология).

2. Позиционный блок (схема с указанием взаимосвя­зей ее структурных компонентов).

3, Организационный блок (выделение и описание возможностей уровней структурных компонентов).

4. Норматив­ный блок (основные нормативные документы, необходимые для организа­ции самоуправления).

5. Содержательный блок (описание основного содер­жания деятельности всех структурных составляющих).

6. Технологический блок (возможные способы работы органов самоуправления).

Графическое представление модели самоуправления (административная деятельность и игровая деятельность).

Тема № 1.3 Нормативно- правовая база ученического самоуправления

Теория (2 ч.). Всеобщая декларация прав человека (ст. 19, ст. 20, ст. 21). Конвенция о правах ребенка (ст. 11,ст. 13,ст. 15, ст. 29). Конституция Российс­кой Федерации (ст. 17, ст. 21, ст. 29, ст. 30, ст. 31). Закон РФ «Об образовании» (ст. 2, ст. 4, ст. 13, ст. 14, ст. 32, ст. 35, ст. 47, ст. 50). Закон РФ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ». Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ст. 49, ст. 50. ст. 68, ст. 69). Устав государ­ственного образовательного учреждения средней общеобразовательной шко­лы. Примерное положение о представительном органе ученического само­управления. Примерное положение о программе ученического самоуправ­ления «Демократическая республика».

Практика (2 ч.) Возможные формы работы:

Деловая игра «Юридическая консультация»

Работа с методической литературой.

Конкурс «Твои права»

Игра - кругосветка (маршрутная игра) «Имею право!»

Интеллектуальная игра «Час знатоков»

Тема № 1.4 Актив ученического самоуправления как управленчес­кая команда.

Теория (2 ч.). Обычная рабочая группа или команда. Необходимые факто­ры для формирования команды. Психологическая совместимость.

Трехуровневая система взаимодействия управленческой команды с дру­гими субъектами управления образовательного учреждения:

  • стратегический уровень - взаимодействие управленческой команды акти­ва с советом общеобразовательного учреждения, с администрацией школы,

  • тактический уровень - деятельность актива ученического самоуправле­ния как управленческой команды (формулирует проблемы, планирует, орга­низует выполнения принятых решений,

  • оперативный уровень - актив организует деятельность закрепленных за ними направлений работы, курирует работу субъектов ученического само­управления: комитетов, комиссий, центров, объединений.

Практика (4 ч.). Преимущества и недостатки работы в команде. Признаки эффективной команды. Основные принципы работы в команде. Управлен­ческая команда актива.

Раздел 2. Командообразование (26 ч.)

Тема № 2.1. Формирование актива как команды.

Практика (6 ч.). Формирование управленческой команды. Процесс разви­тия команды. Стадии образования команды: формирование, шторм, норми­рование, деятельность. Особенности протекания каждой стадии, возможные конфликты и способы их урегулирования. Активисты, мыслители и заботли­вые. Создание команды. Навыки и приемы создания команды.

Постановка целей и задач. Процедура командообразования, предоставление самостоятельности инициативы, формирование командной куль­туры, мониторинг работы команды.

Тема № 2.2. Формирование чувства «мы».

Практика (6 ч.). Формирование чувства «мы». Выдвижение лидера ко­манды. Согласование правил поведения. Корпоративная культура. Создание рабочей структуры команды, которая определяется целью команды и особен­ностями содержания работы. Распределение ролей в команде в соответствии с задачами индивидуальными способностями и желанием. Принятие норм, правил эффективной команды.

Тема №2.3. Выдвижение лидера Команды.

Теория (2 ч.). Личность как субъект общения. Факторы развития личности.

Темперамент как биологический фундамент, на котором формируется личность. Типология Кречмера, Айзенка, Выготского. Характеристика типов темперамента. Понятие характера. Черты характера. Акцентуация характера.

Практика (2 п.). Общение. Понятие общения как специфическая форма Взаимодействия. Роль лидера в команде. Формальное и неформальное лидер­ство. Потребность в задаче, потребность в поддержании команды и индивиду­альные потребности. Стили лидерства, их сильные и слабые стороны. Ситуа­ционное лидерство. Динамика группы: спираль трех факторов. Стимулирова­ние развития группы. Техники профилактики распада команды.

Тема № 2.4. Качества команды, о которой можно только мечтать.

Практика (6 ч.). Формирование командного духа, сплоченности, со­трудничества.

Команда как отражение общей корпоративной культуры. Взаимосвязь лич­ных и командных целей. Оценка эффективности работы команды. Анализ силь­ных и слабых сторон. Составление плана развития. Методы улучшения взаимодействия внутри команды.

Тема № 2.5. Согласование правил поведения.

Практика (2 ч.). Освоение навыка работы с правилами поведения. Прави­ла должны поощрять проявление интереса к решаемой задаче, поддерживать открытость членов команды, их вовлеченность в работу и прежде всего — заинтересованность в успешном результате. В каждой команде правила долж­ны быть уникальными. В работе над принятием правил должен поработать каждый член команды, Правила обсуждаются и принимаются всей командой.

Тема №2.6. Корпоративная культура.

Теории (2 ч.). Корпоративная культура в истории менеджмента. Культура: нормы поведения, ценности, обычаи, ритуалы и табу, принятые в команде. Сюда относится все, что принято называть системой взаимоотношений. Фор­мированием культуры команды. Корпоративная культура как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать всех активистов на об­щие наш и ценностные установки, обеспечивать преданность делу, облегчать общение и достигать взаимопонимания. Принципы и обязательства - гарант сплочения активистов;

Раздел 3. Технологии управления (54 ч.).

Тема№3.1.Постановка цели команды.

Теория (1 ч.). Формулирование и постановка целей как важнейший этап управленческой деятельности. Цель результаты деятельности, которые при­водят к решению, устранению проблемы. Требования к цели, которые фор­мулирует актив ученического самоуправления: конкретность, реальность и достижимость, доступность, позитивность. Стратегические и тактические.

Практика (3 ч.). Алгоритм формулирования цели: формулирование цели для решения выявленных ранее проблем; анализ факторов, влияющих на достижение цели, в частности, состав и содержание факторов внешней и внутренней среды.

Тема № 3.2. Технология организации работ.

Теория (1 ч,). Организация как вид организационной деятельности, кото­рая призвана обеспечить выполнение плана (программы) или создает усло­вия для принятия плана.

Практика (3 ч.). Определение перечня действий, необходимых для дости­жения цели, порядка выполнения этих действий. Технология организации ра­бот будет выглядеть следующим образом: составление плана, назначение ответственных и сроков исполнения, утверждение плана органами самоуправ­ления образовательного учреждения (совет актива, ученическая конферен­ция, педагогический совет и т.д.), решение вопросов финансового и инфор­мационного обеспечения, решение вопросов взаимодействия с социальны­ми партнерами, выполнение работ.

Тема № 3.3. Распределение ролей и обязанностей в команде.

Теория (2 ч.). Правильное выделение ролей, согласно выполняемым зада­чам. Установление правил взаимодействия между ними. Расстановка активи­стов по ролям, которые им более всего подходят.

Практика (2 ч.). Тест «Типы ролей в команде» (по Белбину), с целью опреде­ления потенциальных возможностей и качеств активистов, необходимых в той или иной деятельности. Поручения и должностные обязанности активистов.

Тема № 3.4 Стратегия деятельности команды актива.

Теория (2 ч.). Определение стратегии деятельности. Алгоритм действий команды.

Практика (4 ч.). Изучаем потребности (предложения) учащихся школы. Планирование работы актива. Организация ученической конференции. Учас­тие в работе педагогического совета школы по определенным вопросам; в работе общешкольного собрания с вопросами активизации ученического самоуправления. Разработка локальных актов, документов. Установление связи с общественностью (проекты, переговоры, совещания)

Тема № 3.5. Планирование работы команды.

Практика (4 ч.). План как рабочий инструмент достижения поставленной цели. План- программа деятельности отдельного индивидуума (личный план) или коллектива на определенный период. Планирование как процесс, дея­тельность по составлению плана. Алгоритм планирования: выбор цели из сформулированных ранее, тип разрабатываемого плана, разработка перечня мероприятий (действий), которые необходимо совершить, чтобы добиться плана; анализ вероятности достижения плановых мероприятий и при необхо­димости произвести корректировку работ на всех стадиях (обратная связь).

Тема № 3.6. Контроль

Теория (2 ч.). Контроль - процесс, обеспечивающий достижение систе­мой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов: установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке; измерение достигнутых результатов с ожидаемыми результатами; корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Практика (2 ч.). Разработка принципов технологии контроля: системности, обратной связи, целенаправленности, алгоритмичности, приоритетности, адаптивности, устойчивости.

Тема № 3.7. Анализ.

Теория (2 ч.). Анализ как вид и технология деятельности может быть классифицирован по различным признакам. По содержанию процесса анализа по объектам, по времени и периодичности проведения. Анализ по объектам в частности анализ структур, то есть деятельность субъектов самоуправления (комитетов, секторов, комиссий и. т.д.), их взаимодействие между собой и другими субъектами управления в образовательном учреждении, определяющих инициативность совместной деятельности. Анализ работы актива поквар­тально: выявление проблемы, принятие мер по их решению.

Практика (2 ч.). Анализ, оценка деятельности команды, выявление степе­ни эффективности проводимых мероприятий, составление перспективного мшит работы (на определённый период).

Тема № 3,8. Технология проведения собрания.

Теория (2 ч,) Алгоритм проведения собраний. Повестка дня. Определение цели собрания. Решения, выработанные в ходе собрания. Технология приня­тия решений. Типичные ошибки проведения собраний. Тематика общего принятия коллектива как высшего органа самоуправления. Регулярные ежедневные, еженедельные, ежемесячные сборы по обсуждению итогов прошедшего периода (что было хорошего за прошедшее время, что не понравилось).

Практика (2 ч.). Сборы по обсуждению одной из проблем, актуальной для DC0X. По каждому поднятому вопросу здесь же принимается решение боль­шинством голосов. Собрания по обсуждению проекта важных документов внутри школы, изменений в локальных актах).

Тема № 3.9. Как научиться принимать решения.

Практикa (4 ч.). Принятие решений - выбор одного из вариантов решения задачи или проблемы, в основе которого лежит информационное обеспече­ние м системный анализ ситуации. Процедура принятия решений: формулирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и корректировки гипотезы или программы действий. Решение - процесс и результат выбора Способа и цели действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности. Алгоритм принятия решения. Определение проблемы. Прояснение ситуации. Формулирование и заслушивание вариантов решения проблемы. Принятие названия. Назначение ответственных за выполнение решений.

Тема № 3.10. Деловые переговоры.

Теория (2 ч.). Цели, задачи деловых переговоров. Шесть этапов деловых переговоров. Вступление. Изложение информации. Аргументация. Ответы па вопросы и нейтрализация возражений. Поиск удобного компромиссного решения. Подведение итогов, принятие решений. Типичные ошибки, которых следует избегать в процессе переговоров. Подготовка к переговорам.

Практика (4 ч.). Освоение диалоговых технологий.

Тема № 3.11. Делегирование полномочий.

Теория (2 ч.). Передача полномочий как инструмент успеха в деятельности Команды и повышения ее работоспособности. Реальные полномочия, самостоятельное решение проблем, встающих перед коллективом, рабочими органами самоуправления. Передача полномочий органам ученического самоуправления одна из распространенных и нерешенных проблем в образователь­ных учреждениях. Как подготовить команду для передачи ей полномочий.

Практика (2 ч.). Пошаговая схема делегирования, полномочий: сбор фак­тов, выдвижение предложений, осуществление предложений.

Тема № 3.12. Учащиеся в управляющем совете школы.

Теория (2 ч.). Участие школьников в управлении школой - развитие их гражданской позиции, приобретение опыта гражданской жизни. Права школь­ников по отношению к Управляющему совету: выборы в совет, обучение Навыкам управления, инициация проблемных вопросов. Взаимодействие с Органами ученического самоуправления.

Практика (4 ч.). Основные функции школьников управляющих (Разра­ботка разумных правил поведения учащихся в школе, закрепление их прав и обязанностей в Уставе школы, постоянный контроль за их исполнением, их регулирование; выработка и продвижение предложений по режиму учебно­го дня (недели, учебного года), удобного для большинства учеников: расписа­ние занятия, деятельности школьных кружков, клубов и секций; защита прав всех участников образовательного процесса, закрепленных законодательством РФ, отраженных в Уставе школы).

Раздел №4. Коммуникации в команде актива (12 ч.)

Тема №4.1. Язык общения

Практика (4 ч.). Коммуникация - как процесс обмена информацией, её смысловым значением между двумя и более людьми. Информация в процес­се коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься разумные решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Ос­новная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания инфор­мации, являющейся предметом обмена, то есть сообщения.

Тема 4.2. Конфликты в команде

Теория (2ч.). Конфликты как неизбежное свойство человеческого обще­ния. Конфликты -реальность, одна из стадий, которую необходимо пройти команде, чтобы развиваться дальше и добиваться успехов. Основные источ­ники конфликтов: предубеждение, своенравность, чувствительность, сорев­нование за превосходство, недопонимание.

Практика (2 ч.). Решение ситуаций: Что мешает решению конфликта. Эмоци­ональная реакция: обида, гнев. Нежелание выслушать другую сторону. Незнание истинных причин конфликта. Использование неправильного стиля общения. Ваш настрой на то, что конфликт не решаем. Уход от мирных переговоров.

Алгоритм решения конфликта.

Тема № 4.3. Мотивация

Теория (1 ч.). Мотивация - побуждение к действию. Задача функции мотива­ции в выполнение работу членами команды в соответствии с порученными им обязанностями, в соответствии с планом. Мотивация - создание внутреннего побуждения к действиям как результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. (Ребенок так же, как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла моти­вация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые раз­нообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положитель­ные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ре­бенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захо­тел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).

Практика (1 ч.). Условия мотивации. Критерии мотивации учащихся. Созда­ние условий для положительной мотивации ребят к разнообразной деятельности.

Тема №4.4. Будущее команды актива

Теория (1 ч.). Анализ деятельности команды, выявление проблем, опреде­ление будущего команды, желания и способностей членов команды, сильные и слабые стороны деятельности команды (чем гордится команда, что команда не умеет делать, что команда делает отлично, как команда выглядит в глазах учащихся, какие задачи должен решать каждый активист команды, чему еще ДОЛЖНА научиться команда, что команда должна сделать лучше. Более творческой, как команда может стать более сплоченной, кто и как Поможет команде совершенствоваться).

Практика (1 ч.). «Прогноз погоды» - средство достижения равновесия между командной задачей, Я и Мы.

Раздел 5.Коллективные формы работы (30 ч.).

Тема № 5.1. Игра как форма взаимодействия

Практика (6 ч.). Понятие игры, значение игр для человеческого общения. Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе. Функции игры: развлекательная, коммуникативная, функция самореализации, игротерапевтическая функция и функция социализации. Методика организации игровым программ. Игровая среда и специфика игр.

Игровые программы для разных возрастов, их организация и управление. Деловая игра и ее характеристика. Ситуативные и ролевые игры. Сюжетные Игры и имитационные игры. Предметные игры и игры драматизации. Структура деловой игры. Этапы проведения деловой игры. Сценарий. Сценарный план, питание игры. РР массовых мероприятий, методы и приемы оформления массовых мероприятий, игр. Изготовление декораций, подготовка атрибутики Игр, КТД, применение методики. Техника безопасности проведения массовых мероприятий. Принципы обеспечения безопасности массовых мероприятий. Фирмы работы:

Практикум «Ресурсы детского движения», игры, тренинг.

Тема №5.2. КТД

Теория (2 ч.). Отличительные признаки КТД. Три основных типа КТД представление. Малое творческое дело. Большое творческое дело. КТД требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, гак и от его участников. Организаторы дают задание участникам. («По­становка проблемной сценки»).

КТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела («Сочинить и произнести обвинительное слово в адрес: старухи Шапокляк «За выгул крыс в неположенном месте», Карлсону «За проживание без прописки», Лисе Алисе и коту Базилио «За втягивание детей в незаконные махинации», Придумать новый знак Зодиака и составить для него гороскоп).

Практика (8 ч.). Шесть стадий КТД:

  • предварительная работа;

  • коллективное планирование;

  • коллективная подготовка к КТД;

  • проведение КТД;

  • коллективное подведение итогов;

  • непосредственное использование созданного опыта.

Тема №5.3, PR-технологии

Теория (2 ч.). В блок входит три основных линии обучения: риторика, эсте­тика, театральное искусство. Театр: теоретической основой материала слу­жи i учение К.С. Станиславского и интерпретация его идей, предложенная П.М. Ершовым. Последовательность распределения материала заключается в том, что­бы в первую очередь учащиеся открывали для себя поведение (действие), выра­зительность, создание характера как элементы толерантного мироощущения. Эстетика: развитие эстетического чувства, эстетического вкуса, эстетических иде­алов построено на познании категории эстетической деятельности. От представ­ления о категориях отношения: возвышенном, прекрасном, трагическом, коми­ческом, безобразном, ужасном, низменном - кроме развития восприятия эсте­тического разнообразия, зависит способность включаться в систему обществен­ных отношений. Формирование творческих способностей в искусстве, в быту и поступках людей связано с освоением категории эстетическое.

Практика (2 ч.). Риторика.

Тема № 5.4. Социальное проектирование

Теория (2 ч.). Понятие социального проектирования. На этапе изучения те­оретических понятий социального проектирования участникам Школы даются основные требования к проекту, технология разработки социального проекта.

Практика (8 ч.). Разработка социального проекта.



Методическое обеспечение программы

Большое значение в реализации образовательной программы имеют груп­повые формы работы:

  • тренинговые занятия, направленные на освоение и развития навыков, необходимых для успешного взаимодействия;

  • игры (ситуативные, ролевые, деловые), позволяющие моделировать дея­тельность партнёров в определённой ситуации.

Для эффективного обучения по данной программе используется такая технология как сбор (выездной сбор), который создаёт в автономном про­странстве ситуацию интенсивного творческого взаимодействия участников в организации совместной жизнедеятельности.












Список литературы для преподавателей


  1. Ахметова, И..Ф. Гражданское образование и социальное проектирова­ние : Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы / И.Ф. Ахметова, Н.М Воскресенская, И.Г. Димова. - М.: Новый учебник, 2003. -160 с.

  2. Браткин, А.Л. Чемоданчик тренера.! 0 продаваемых тренингов/ А.Л. Браткин, И.А. Скоробогатова. - Москва, 2006. - 206 с.

  3. Вагин, И.О. Мастер- класс. Тренинги /И.О. Вагин, П.Репинская. -М.: Астрель. Транриткнига, 2005. - с. 37- 39

  4. Вагин, И.О. Как стать первым. Практический коучинг по-русски / И.О. Вагин, А.И. Глущай. - М.: ACT Астель. Люкс, 2004. - 272 с.

  5. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Ме­тод, пособие для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешов, П. В. Степанов; под ред. Л.И.Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006. - 207с.

  6. Детское движение. - Мн.: ООО Красико-Принт, 2004. -128 с.

  7. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегриро­ванные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права). 5-9 классы/ авт.-сост. М. Е. Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 94с.

  8. Идейно-нравственное воспитание: В помощь классному руко-Ш14 и юлю. - Мн.: Краснко-принт, 2005. -272 с.

  9. Каменский, A.M. Воспитание авторитетом: образовательный потенци-(III внеурочной работы/ А. М. Каменский; Отв. ред. МЛ. Ушакова. -М.: Сентябрь, 2007.-144 с.

  10. Караковский, В.А. Воспитание для всех/ В.А. Караковский. - М.: 111111 школьных технологий, 2008. - 240 с.

  11. Максвелл, Джон. Создай команду лидеров. Попурри. Джон МПКСВОЛЛ. Минск, 2003.-24 с.

  12. 12.Максвелл, Джон. 21 минута в день на развитие лидерства. Попурри/Джон Максвелл. - Минск, 2004. - 218 с.

  13. Прутченков, А.С. Организация ученического самоуправления в обра­зовательном учреждении: региональные модели / А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова. - М.,2005.-120 с.

  14. Педагогические игры. - Мн.: Красико-принт, 2005. -128 с.

  15. Педагогу - организатору / Сост. Т.Е. Заводова. - Минск: Краси-ко-Принт, 2006.-128 с.

  16. Прутченков, А.С. Организация ученического самоуправления в обра­зовательном учреждении: региональные модели/ А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова. - М., 2005, -120 с.

  17. Сельченок, К.В. Психология лидерства./К.В. Сельченок. - Минск, 2004.-365 с.

  18. Сельченок, КВ. Психологиялидерства./К.В. Сельченок.—Минск, 2004.-365 с.

  19. Тесленко, И.Б. Менеджмент/ И.Б. Тесленко, СВ. Федии, Н.В. Федина. -М.: Вита-Пресс, 2006. - 64 с.

  20. Фопель, К. Консультирование и тренинг организаций/К. Фо-пель. Пер. с нем. - М. Генезис, 2005. - с.38-39

  21. Шаповалова, Н.А. Технология обучения команды актива/ Н.А. Шаповалова. -


13


© 2017, 1110 23