Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр технологического образования»
г. Белгорода
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУДО ЦТО
______Кумейко Ю.Н.
«___»_________ 2016
Образовательная программа
дополнительного образования
для одаренных детей
«Основы научных экологических исследований»
(одногодичная)
Для учащихся 9-11 классов
Обсуждена
и одобрена
на методическом совете
«____»___________ 2016г.
Автор : Ветчинкина Л.Н.,
педагог дополнительного образования
Белгород 2016
Содержание программы:
Пояснительная записка ……………………………………………………..3
2. Учебный план…………………………………………………………………12
Учебно-тематический план обучения……..………………………………..13
Содержание программы обучения…….……………………………………14
Методическое обеспечение……………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………….21
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Основы научных экологических исследований» по индивидуальному образовательному маршруту – естественнонаучная.
Данная программа является авторской. Она предлагает дополнительно и углубленно знакомиться с такими разделами экологии как экология особей, экология популяций, экологический мониторинг, а уже имеющиеся знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках биологии в школе, служат основой для достижения ими более высоких результатов и мастерства.
По формам организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является комплексной. Программа объединяет в единое целое материал по нескольким разделам экологической науки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
По признаку «Общее - профессиональное» программа является общеразвивающей, направленной на выявление и развитие способностей детей по таким аспектам экологии как атмосфера и человек, растительные сообщества, рациональное природопользование, экология и здоровье человека, приобретение ими прочных знаний и умений в данном виде деятельности. Эта программа направлена на развитие компетентности в данных областях, формирование навыков на уровне практического применения полученных знаний, а также на приобретение навыков организации и выполнения научно-исследовательских проектов.
По цели обучения программа является познавательно – развивающей. В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся отдельных природных составляющих: атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, растительных и животных сообществ, рационального природопользования. Овладение этими терминами, оперирование ими, использование в практической деятельности является важным вкладом в развитие детей.
Актуальность программы в том, что предложенный материал способствует решению главных задач дополнительного образования (обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся, формирование общей культуры, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности) и соответствует социальному запросу родителей и детей.
Предложенные виды деятельности формируют познавательные интересы детей, стимулируют исследовательскую мотивацию. Данная программа может помочь детям выработать в себе исследовательский подход к любой деятельности, научиться мыслить логично, системно, искать и находить необходимую информацию, пробудить интерес к поиску и овладению новыми знаниями, стремление к самостоятельной жизни, создает условия для развития личностных качеств учащихся.
Новизна программы состоит в оформлении тесной взаимосвязи окружающего пространства и экологии человека, подробном рассмотрении генетических, социальных и экологических факторов. Более 50% времени курса отводится на практические занятия и экскурсии. Умение работать с научной литературой, организовывать и проводить различные виды экологического мониторинга, работа с проектами развивает исследовательскую активность детей, мыслительную деятельность, способность анализировать, сопоставлять, обобщать и комбинировать полученные знания.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной (общеразвивающей) программы в том, что предлагаемые программой виды деятельности позволяют воспитывать в детях любовь к природе, учить их бережному отношению к окружающей среде, видеть в явлениях природы не только источник красоты или пользы, но и объект изучения, познания.
Программа составлена на основе следующих источников:
1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
2. Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.-М.: ТЦ Сфера, 2014г.-192 с. (Правовая библиотека образования).
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПин 2.4.4.3172-14).
4. Денисов, В.В., Денисова, И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов. Экпресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп./ В.В. Денисов, И.А. Денисова. – М.: ИКЦ Март, Ростов-на/Д. Март, 2004. – 288с.
5. Исследовательская работа школьников.//Научно-методический и информационно-публистический журнал 26(4) 2008. 277 с.
6. Колесников С.И. Экология: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 384 с.
7. Колесникова И.А. Воспитание исследователей природы.//Внешкольник. Дополнительное образование детей и молодежи. Информационно-методический журнал. № 2(131) 2009. С-24
8. Крикунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил.
Данная программа построена с учетом пересмотра целей и обновления содержания образования в современных социокультурных условиях России.
Программа может быть использована педагогами дополнительного образования естественнонаучной направленности.
Цель программы: способствовать целенаправленному развитию одаренности детей, склонных к творческой деятельности и самостоятельному анализу путем совершенствования их исследовательских и коммуникативных способностей.
Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:
Образовательные:
Развивающие:
Развивать навыки критического мышления, синтеза и анализа информации, а также нахождения нестандартного решения поставленных задач.
Развивать умение организовать собственную деятельность, планировать и контролировать ход реализации поставленных целей.
Развивать умение преподносить и отстаивать свою точку зрения на примере защиты исследовательских проектов.
Развивать личностные качества: активность, аккуратность, дипломатичность, ответственное отношение к себе и природе.
Воспитательные:
Воспитывать культуру научного исследования.
Воспитывать ценностное отношение к природе, экологическую культуру поведения.
Отличительной особенностью программы является индивидуальный подход к каждому обучающемуся (выбор темы исследования согласно личным предпочтениям, индивидуальный план работы, организация занятий в виде индивидуальных консультаций) и ее адаптации к плану проведения городских, областных и российских мероприятий, что позволяет обучающимся выбрать свой уровень исследовательского конкурса. Кроме этого, важная роль отведена получению знаний по рациональному природопользованию, экологии жилища и здоровью человека.
Включена практическая деятельность по методикам изучения окружающей среды, что позволит сформировать у учащихся не только представление о том, как выполнить ту или иную деятельность, но выполнить ее самостоятельно.
Программа построена на следующих принципах обучения:
Принцип наглядности обучения;
Принцип доступности и посильности обучения;
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка;
Принцип систематичности и последовательности в овладении опытом деятельности;
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил обучающихся.
Принцип индивидуализации обучения.
Индивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность. Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ребенку, его индивидуальности.
Для последующего проведения индивидуальной работы с учащимися прошедшими обучение по основной дополнительной общеразвивающей программе рекомендуется зачислять их в группы индивидуальных образовательных маршрутов.
В группы ИОМ зачисляются учащиеся:
прошедшие обучение по основной дополнительной общеразвивающей программе;
занимающие призовые места в конкурсах и выставках;
проявляющие интерес к исследовательской деятельности и обладающие выдающимися способностями.
Организация образовательного процесса
Программа «Основы научных экологических исследований» составлена на основе авторской программы «Социальная экология и охрана природы» является система непрерывного и поэтапного роста учащихся.
Срок реализации программы – 1 года.
Рекомендуемый возраст учащихся: 14-17 лет.
На программу 1 года обучения отводится 144 часа.
Режим работы для детей:
2 занятия в неделю по 2 часа;
Наполняемость групп:
Количество учащихся в группе индивидуального образовательного маршрута не более 3-4 человек.
Занятия проводятся по индивидуальной программе.
Основная форма организации обучения – учебное занятие.
Занятия состоят из теоретической и практической частей:
Теоретическая часть включает изучение основ экологии и охраны природы.
Практическая часть направлена на получение необходимых умений и навыков работы в предлагаемых программой исследованиях и проектах.
А также в целях повышения продуктивности занятий, повышения интереса учащихся к учебному процессу при реализации программы «Основы научных экологических исследований» используются и другие нетрадиционные формы организации обучения: занятие-семинар, занятие-конференция, занятие-конкурс, занятие-экскурсия, занятие-исследование, занятие-взаимообучение и др.
В ходе освоения данной программы используются следующие формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:
каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам;
для каждого занятия разработаны методические комплексы, состоящие из: информационного материала и конспектов; дидактического и раздаточного материалов; материалов для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные задания.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
методы практико-ориентированной деятельности (лабораторные, практические работы, работа над проектами);
словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
наглядный метод (метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, зарисовок на доске, мультимедийных презентаций, видеороликов и видеофильмов);
метод демонстраций (демонстрация опытов и др.).
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от содержания изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами. Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
При обучении группы используются методы взаимного обучения и традиций наставничества.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Общие требования к оформлению кабинета.
- соответствие кабинета нормам СанПиНа;
- чистота, освещенность, проветриваемость кабинета.
Методическое обеспечение программы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий;
- дидактические материалы (образцы почв, гербарий, карточки-задания, тесты).
Ожидаемые результаты
В процессе исследовательской деятельности у обучающихся разовьются универсальные умения и ключевые компетенции:
- произойдет переоценка накопленного опыта и его реконструкция, приобретение новых знаний, анализ своих возможностей;
- сформируются умения использовать универсальные познавательные технологии в условиях развития науки;
- расширится опыт эффективной работы с новыми информационными технологиями, обеспечивающими сбор, хранение и обработку информации;
К концу обучения по ИОМ учащиеся должны знать:
содержание понятий: экология, биоценоз, экологическая система, популяция, экологические факторы среды, основные среды жизни, понимать их и оперировать ими;
приемы работы с научной литературой;
этапы работы над исследовательским проектом: «Экологический мониторинг».
В конце года обучения по ИОМ учащиеся должны уметь:
применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
наблюдать, анализировать, систематизировать;
самостоятельно работать со справочной, научной литературой при подготовке сообщений, докладов, рефератов, исследовательских проектов;
самостоятельно выполнить исследовательский проект «Экологический мониторинг»;
под руководством проводить анализ почвы различными методами;
под руководством проводить комплексный анализ пресноводных систем.
В конце обучения по ИОМ учащиеся должны обладать следующими качествами:
умение бережно относиться к природе и ее ресурсам;
умение работать самостоятельно и в группе;
умение публичного выступления;
простейшие методики оценки экологического состояния окружающей среды;
основные (генетические, экологические, социальные) факторы риска и их влияние на здоровье человека;
функции и виды мониторинга окружающей среды.
Личностные и метапредметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Личностными результатами освоения программы по индивидуальному образовательному маршруту «Основы научных экологических исследований» является формирование следующих умений:
формирование у учащихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие мышления.
Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные:
Познавательные:
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
умение формировать собственное мнение, допуская возможность существования различных точек зрения;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую «взаимопомощь».
Проверка результативности
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных учащимися знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть: контрольные задания, устный опрос, собеседование, тестирование, зачеты по отдельным разделам программы; мини-конференции и семинары и т.п. Это способствует поддержанию интереса к работе, направляет учащихся к достижению более высоких результатов в работе.
№ п/п | Какие знания, умения и навыки контролируются | Формы подведения итогов |
1. | Знание техники безопасности. Экология. История развития. | устный опрос |
2. | Организмы и среды их обитания | тестирование |
3. | Экология популяций | тестирование |
4. | Биотические взаимоотношения организмов | тестирование |
5. | Организация и функционирование сообществ | тестирование |
6. | Антропогенное воздействие на биосферу. Экологический мониторинг. | реферат |
Аттестация учащихся
Аттестация учащихся является неотъемлемой частью организации образовательного процесса. Она проводится с целью определения степени усвоения учащимися учебного материала, определения изменения уровня развития учащихся, их способностей, для дальнейшего усовершенствования программы, методов и средств обучения:
- начальная аттестация (сентябрь);
- текущая аттестация (по разделам программы);
- промежуточная аттестация (декабрь, май).
Подготовка к аттестации
При наборе учащихся проводится начальная аттестация, в ходе которой педагог проводит вопросник и практическое задание, по результатам которого узнает уровень подготовки учащихся к занятиям.
Перед проведением промежуточной аттестации с учащимися в декабре и апреле - мае проводится предварительная подготовка детей и родителей с целью ознакомления их с порядком проведения промежуточной аттестации.
Кроме беседы с учащимися и родителями проводится предварительное контрольное занятие в той форме, в которой заявлена промежуточная аттестация: теоретическая часть – тестирование, практическая часть – отработка методик экологических исследований.
Готовится материал с перечнем вопросов и заданий, схожих с основным аттестационным материалом. Тест состоит из 10 заданий по содержанию разделов программы. Практическое задание предполагает задания по методической части будущей проектной работы.
Оценка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся по теории и практике проходит по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень – учащиеся должны правильно выполнить задания, предложенные в тесте, и самостоятельно выполнять практическое задание.
Средний уровень – учащиеся должны правильно выполнить значительную часть предложенных тестовых заданий, и выполнить практическое задание, допустив неточности в работе.
Низкий уровень – учащиеся не выполняют значительной части тестовых заданий, допускают существенные ошибки, с большими затруднениями выполняют практическое задание.
При обработке результатов учитываются критерии для выставления уровней:
Высокий уровень – выполнение 100% - 70% заданий;
Средний уровень – выполнение от 50% до 70% заданий;
Низкий уровень - выполнение менее 50% заданий.
Формы аттестации учащихся в течение учебного года
Аттестация | Сроки | Теория | Практика |
Начальная | сентябрь | собеседование | - |
Предварительная | ноябрь- декабрь | тест | практическое задание |
Промежуточная | декабрь | тест | практическое задание |
Предварительная | апрель | тест | практическое задание |
Промежуточная | апрель- май | тест | практическое задание |
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы являются:
Выполнение исследовательского проекта;
Участие учащихся в учебно-исследовательских конференциях («Юность, наука, культура», «Научный потенциал – ХХI», «Сименс», «Первые шаги в науке»).
Конкурсы.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 год обучения |
1. | Вводное занятие | 4 |
2. | Основы экологии | 28 |
3. | Организм и среда | 10 |
4. | Экология популяций | 8 |
5. | Биотические взаимоотношения организмов | 4 |
6. | Экосистемы | 10 |
7. | Учение о биосфере | 12 |
8. | Работа над творческими проектами. | 30 |
9. | Проведение экскурсий, участие в конкурсах | 20 |
10. | Работа с тестами | 10 |
11. | Аттестация | 6 |
12. | Итоговое занятие | 2 |
Всего: | 144 |
Учебно-тематический план
| Разделы программы и темы учебных занятий | Количество часов | Всего |
теория | практика |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Зачёт по технике безопасности. | 4 | - | 4 |
2. | Основы ЭКОЛОГИи | 10 | 18 | 28 |
2.1. | Основы общей экологии | 4 | - | 4 |
2.2. | Состав и многообразие экологических систем | 4 | 12 | 16 |
2.3. | Влияние антропогенного фактора | 2 | 6 | 8 |
3. | Организм и среда | 4 | 6 | 10 |
3.1 | Экологические факторы среды. | 2 | 2 | 4 |
3.2 | Приспособительные формы жизни | 2 | 4 | 6 |
4. | Экология популяций | 8 | - | 8 |
4.1 | Понятие популяции. Структуры популяции | 4 | - | 4 |
4.2 | Динамика популяции и ее регуляция. | 2 | 2 | 4 |
5. | Биотические взаимоотношения организмов | 4 | - | 4 |
5.1. | Понятие о биоценозе. Структура биоценоза | 2 | 2 | 4 |
6. | Экосистемы | 4 | 6 | 10 |
6.1 | Понятие об экосистемах. | 2 | 2 | 4 |
6.2 | Биологическая продуктивность экосистем. | 2 | 4 | 6 |
7. | УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ | 4 | 8 | 12 |
7.1 | Биосфера и ее эволюция. | 2 | 4 | 6 |
7.2 | Антропогенное загрязнение биосферы | 2 | 4 | 6 |
8. | Работа над творческими проектами | 10 | 20 | 30 |
8.1 | Выбор темы и подбор литературы. | 2 | 4 | 6 |
8.2. | Составление плана работы. | 2 | 4 | 6 |
8.3. | Постановка и проведение эксперимента | 2 | 4 | 6 |
8.4. | Обработка полученных данных | 2 | 4 | 6 |
8.5. | Составление докладов | 2 | 4 | 6 |
9. | Проведение экскурсий, участие в конкурсах | 6 | 14 | 20 |
10. | РАБОТА С ТЕСТАМИ | 4 | 6 | 10 |
11. | АТТЕСТАЦИЯ | - | 6 | 6 |
11.1 | Начальная аттестация | - | 2 | 2 |
11.2 | Промежуточная аттестация | - | 2 | 2 |
11.3 | Промежуточная аттестация | - | 2 | 2 |
12. | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | - | 2 | 2 |
| Итого | 58 | 86 | 144 |
Содержание учебного материала
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ - 4 часа
Теоретические сведения:
Ознакомление учащихся с программой. Общая характеристика учебного процесса. Инструменты и материалы, используемые в работе.
Инструктаж по ТБ. Понятие экологической культуры. Показ книг, журналов, готовых работ.
Практическая работа:
Отработка правил по технике безопасности на практике.
Методы обучения: беседа, объяснение.
Методическое обеспечение: инструкции по технике безопасности, план-конспект, материал для работы, выставка детских исследовательских работ.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Основы экологии- 28час.
Основы общей экологии.
Теоретические сведения: Наука экология и ее задачи. Понятие о биосфере и экосистемах. Состав и многообразие экосистем. Взаимосвязь между компонентами экосистемы. Пищевые цепи.
Форма проведения занятий: беседа, разъяснение.
Методическое обеспечение: план-конспект, презентация.
Формы подведения итогов: фронтальный опрос.
Методы обучения: беседа, объяснение.
Методическое обеспечение: план-конспект, презентация, раздаточный материал.
Форма подведения итогов: устный опрос
Состав и многообразие экологических систем.
Теоретические сведения: Факторы: абиотические; биотические; антропогенные. Условия среды. Адаптации. Активный путь. Пассивный путь. Избегание неблагоприятных воздействий. Морфологические адаптации. Физиологические адаптации. Этологические адаптации.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий, работа с научной литературой.
Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, раздаточный материал.
Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос.
Влияние антропогенного фактора на экосистемы.
Теоретические сведения: Человек и биосфера. Загрязнение природной среды.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий, работа с научной литературой, реферат
Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, раздаточный материал.
Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос.
3.Организм и среда. 10 час.
3.1. Экологические факторы среды.
Теоретические сведения: Среды жизни. Вода. Наземно-воздушная среда. Почва. Экологические факторы среды. Значение биологических ритмов для живых организмов.Законы эволюции и разнообразие форм жизни. Жизненные формы. Деревья. Кустарники. Полукустарники. Лианы. Суккуленты. Травянистые растения.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий. Работа с научной литературой. Научное сообщение. Выбор тем для исследования.
Методы обучения: беседа, объяснение, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, материал для работы, раздаточный материал.
Форма подведения итогов: устный опрос, тестирование.
3.2. Приспособительные формы жизни.
Теоретические сведения: Ритмы жизни. Приспособительные ритмы. Мерность. Местообитания. Экологическая ниша.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий. Работа с научной литературой. Научное сообщение.
Методы обучения: беседа, объяснение, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, материал для работы, раздаточный материал.
Форма подведения итогов: устный опрос, тестирование
4.Экология популяций - 8 часов.
4.1. Понятие популяции.
Теоретические сведения: Популяция и ее основные характеристики. Популяционное обилие. Структура популяции.
Методы обучения: беседа, объяснение, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект,
Динамика популяций.
Теоретические сведения: Классификация популяций. Численность. Плотность. Индекс численности. Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий. Работа с научной литературой.
Методы обучения: беседа, объяснение.
Методическое обеспечение: план-конспект, учебники.
Форма подведения итогов: устный опрос.
5. Биотические взаимоотношения организмов - 12 часов.
Понятие о биоценозе. Структура биоценоза.
Теоретические сведения: условные обозначения, симбиоз, мутуализм, нейтрализм, комменсализм. Внутривидовая и межвидовая конкуренция.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий. Работа с научной литературой.
Методы обучения: беседа, объяснение.
Методическое обеспечение: план-конспект, учебники, раздаточный материал.
Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос, разъяснение, тестирование
Экосистемы. - 10 часов.
6.1 Понятие об экологических системах.
Теоретические сведения: сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества.
Практическая работа:
Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения.
Методическое обеспечение: план-конспект, учебники.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Биологическая продуктивность экосистем.
Теоретические сведения: Потоки энергии и вещества в экосистемах. Пирамиды численности и биомассы. Гетеротрофные и автотрофные сообщества.
Практическая работа: Экскурсия. Цель: изучение динамики (сезонных изменений) экосистемы.
Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения.
Методическое обеспечение: план-конспект, учебники.
Форма подведения итогов: устный опрос.
7.Учение о биосфере - 12 часов.
Биосфера и ее эволюция.
Теоретические сведения: структура и границы биосферы, живое вещество, биогенное вещество, биокостное вещество - почва. Эволюция биосферы.
Практическая работа: Работа с научной литературой. Научное сообщение. Экскурсия :Экологический мониторинг.
Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, учебники, раздаточный материал.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Антропогенное загрязнение биосферы.
Теоретические сведения: Почва – биокосная система. Гумус. Почвенные организмы. Плодородие почвы. Рекультивация.
Практическая работа: Работа с научной литературой. Рефераты. Научное сообщение. Работа над исследовательскими проектами. Экскурсия: Экологический мониторинг.
Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, учебники, раздаточный материал.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Работа над творческими проектами - 30 часов.
Выбор темы и подбор литературы.
Теоретические сведения: выбор темы экологической направленности.
Практическая работа: Посещение областной научной библиотеки Работа с научной литературой. Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, учебники, научная литература.
Форма подведения итогов: беседа.
Составление плана работы.
Теоретические сведения: составление плана работы над проектом.
Практическая работа: Работа с научной литературой.
Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения.
Методическое обеспечение: научная литература.
Форма подведения итогов: беседа.
Постановка и проведение эксперимента.
Практическая работа: Работа с научной литературой. Закладка опыта. Биометрические и фенологические наблюдения.
Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.
Методическое обеспечение: учебники, оборудование необходимое для эксперимента.
Форма подведения итогов: беседа.
Обработка данных.
Практическая работа: Работа с научной литературой. Обобщение полученных данных. Математическая обработка данных. Составление таблиц. Графическое выражение результатов. Презентация.
Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, учебники.
Форма подведения итогов: беседа.
Составление докладов.
Практическая работа: изучение и отработка методик. Предварительная защита проектов.
Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, учебники.
Форма подведения итогов: беседа.
10. Проведение экскурсий
11. Аттестация - 6 часов.
11.1.Начальная аттестация.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация.
Итоговое занятие - 2 часа.
Методическое обеспечение
общеобразовательной (общеразвивающей) программы по ИОМ
Для успешного овладения содержанием общеобразовательной (общеразвивающей) программы по индивидуальному образовательному маршруту «Социальная экология и охрана природы» следует сочетать различные формы, методы и средства обучения. Для развития познавательного интереса учащихся к образовательному процессу проводятся учебные занятия, на которых они проводят самостоятельные экологические исследования на основании приобретенных знаний, умений и навыков.
Исследовательская и проектная деятельность является таким видом деятельности, с помощью которого учащийся может получить большой набор знаний, умений и навыков, необходимых ему в дальнейшей жизни. Качество обучения и количество полученных знаний, умений и навыков во многом зависит от форм и методов обучения, используемых педагогом на занятиях. Данной программой предусмотрено использование следующих методов обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- контроль и самоконтроль.
Наиболее эффективными методами работы являются:
- лабораторная работа;
- метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- поисковый метод как основа создания исследовательской среды;
- метод творческих заданий;
- метод проектной деятельности.
Введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности учащихся позволяет заинтересовать, увлечь и воспитать критически и творчески думающую личность.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
целенаправленно и самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление;
учатся анализировать выполненные работы.
Занятия по программе «Социальная экология и охрана природы» проводятся с применением следующих форм обучения:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Индивидуальная форма обучения включает в себя:
1. Самостоятельное проведение школьного мониторинга атмосферы, почвы, воды в различное время года.
2. Работа над исследовательским проектом.
3. Индивидуальные работы с учащимися, направленные на приобретение и закрепление слабо усвоенных знаний, умений и навыков.
Индивидуальные формы обучения позволяют выявить и развить способности учащихся, воспитать личность, обладающую знаниями, умениями и навыками, а также набором качеств, характерных только для данного ребенка, что позволит ему легче социализироваться и развиваться в современном обществе.
Фронтальная и групповая формы обучения включают в себя:
1. Участие в мини-конференциях, семинарах и конкурсах.
2. Посещение научной библиотеки, ботанического сада, городского парка, водоема и т.п.
3. Проведение бесед, дискуссий.
4. Распределение учащихся по группам, занятых решением определенных задач теоретического и практического планов.
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование:
Материалы:
образцы почв, воды;
грунт;
В качестве дидактического и раздаточного материала используются:
презентации;
карточки-задания по темам программы;
тестовые задания по разделам программы;
лабораторный практикум по физиологии и биохимии растений;
Список литературы для педагога
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии /В.А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Баландин, Р.К. Экология: Человек и природа /Р.К. Баландин. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. – 350с.
Денисов, В.В., Денисова, И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов. Экпресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп./ В.В. Денисов, И.А. Денисова. – М.: ИКЦ Март, Ростов-на/Д. Март, 2004. – 288с.
Колесников С.И. Экология: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 384 с.
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил.
Лабораторный практикум по физиологии и биохимии растений. / Н.Е. Павловская. – Изд.ОрелГАУ, 2003. – 100с.
Рянжин, С.В. Экологический букварь / С.В. Рянжин.– СПб.: Пит-Тал, 1996. – 181с.
Опыт экологической работы со школьниками./ В.М.Суворова.-Волгоград: Учитель, 2009.-189с.
Экология. Исследовательская деятельность учащихся./И.П.Чередниченко, Волгоград: Учитель, 2010.-134с.
Список литературы для детей и родителей.
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии /В.А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Антипов, В.Г. Устойчивость древесных растений к промышленным газам
/В.Г. Антипов. – Мн.: Наука и техника, 1979.
Баландин, Р.К. Экология: Человек и природа /Р.К. Баландин. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. – 350с.
Антонелла Мейяни. Большая книга экспериментов для школьников /Антонелла Мейяни. – М.: РОСМЭН–ПРЕСС, 2004.
Булыгина, Т. Популярная экология для школьников / Т. Булыгина. – Мн., 1996.
Винчевский, А.Е. Как конвенции ООН защищают нашу природу: популярное издание для детей /А.Е. Винчевский. – Мн.: Юнипак, 2005.
Войчин, А., Херцег, Э. Одна ласточка весны не делает /А. Войчин, Э. Херцег. – М.: Мир, 1985.
Воронцов, А.И., Щетинский, Е.А., Никодимов, И.Д. Охрана природы /А.И. Воронцов, Е.А. Щетинский, И.Д. Никодимов. – М.: Агропромиздат, 1989. – 303с.
Денисов, В.В., Денисова, И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов. Экпресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп./ В.В. Денисов, И.А. Денисова. – М.: ИКЦ Март, Ростов-на/Д. Март, 2004. – 288с.
Детская энциклопедия. Я познаю мир. Ботаника - М., 2003.
Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные в доме - М., 2003.
Детская энциклопедия. Я познаю мир. Тайны природы - М., 2004.
Калинин, М., Иванова, Э., Пеньковская, А. и др. Законодательство Республики Беларусь в области водных ресурсов и Водная рамочная директива Европейского союза. Руководство для общественности / М. Калинин и др. – Мн.: Арт-Пресс, 2003. – 68с.
Книга необходимых знаний. Факты, цифры, рекорды / Пер. с англ. Н. Кашлевской. – М.: АСТ, 2004.
Комарова, Н.Г. Геоэкология и природопользование: Учеб. Пособие для высш. Пед. учеб заведений / Н.Г.Комарова. – М.: Академия, 2003. – 192с.
Коробкин, В.И., Передельский, Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие / В.И. Коробкин. - Ростов-на/Д.: Феникс, 2002. – 384с.
Лабораторный экологический практикум: (Факультатив. курс) / И.Л. Былицкая. – Мн.: Полибиг, 1999. – 52с.
Прохоров, Б.Б. Экологич человека: Учеб. Для студ. Высш. учеб. Заведений
/ Б.Б. Прохоров. – М.: Академия, 2003. – 320с.
Радкевич, В.А. Экология: Краткий курс / учебник для биолог. спец. пед. ин-тов -2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Радкевич. – Минск.: Выш. шк., 1983. – 320с.
Рянжин, С.В. Экологический букварь / С.В. Рянжин.– СПб.: Пит-Тал, 1996. – 181с.
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448с.
Энциклопедия для детей. Экология. Т. 19. – М., 2001.
Чижевский, А.Е. Я познаю мир: Экология: Энцикл. / А.Е.Чижевский. – М.: АСТ, Астрель, 2004. – 410с.
Непомнящий, Н.Н. Я познаю мир: Природные катастрофы: Энцикл.
/ Н.Н. Непомнящий. – М.:АСТ, Астрель, 2004. – 456с.
Ионина, Н., Кубеев, М. 100 великих катастроф / Н. Ионина, М. Кубеев. - М.: Вече, 2005. – 496с.
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | Количество часов | Календарные сроки |
теория | практика | предпол. | факт. |
1 | Введение в программу. Общая характеристика учебного процесса. Инструменты и материалы, используемые в работе. Инструктаж по ТБ. Зачет по ТБ. | 2 | | 2.09 | |
2 | Введение в науку экология. | 2 | | 5.09 | |
3 | Начальная аттестация | - | 2 | 9.09 | |
Основы экологии |
4 | Оcновы общей экология. | 2 | - | 12.09 | |
5 | Основы общей экологии | 2 | | 16.09 | |
6 | Состав и многообразие экологических систем. | 2 | - | 19.09 | |
7 | Состав и многообразие экологических систем. | | 2 | 23.09 | |
8 | Состав и многообразие экологических систем. | | 2 | 26.09 | |
9 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 30.09 | |
10 | Состав и многообразие экологических систем. Экскурсия | | 2 | 03.10 | |
11 | Взаимосвязи между компонентами экосистемы | 2 | - | 07.10 | |
12 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 10.10 | |
13 | Влияние антропогенного фактора | 2 | | 14.10 | |
14 | Влияние антропогенного фактора. | | 2 | 17.10 | |
15 | Влияние антропогенного фактора. Сообщение | | 2 | 21.10 | |
16 | Влияние антропогенного фактора. Сообщение | | 2 | 24.10 | |
17 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 28.10 | |
18 | Экологический мониторинг. | | | 31.10 | |
ОРГАНИЗМ И СРЕДА |
19 | Основные закономерности действия экологических факторов | 2 | | 07.11 | |
20 | Экологические факторы среды | | 2 | 07.11 | |
21 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 11.11 | |
22 | Среда обитания. Экологические факторы. Адаптация организмов к условиям среды | 2 | | 14.11 | |
23 | Свет как экологический фактор. Вода как экологический фактор Температура как экологический фактор. | | 2 | 18.11 | |
24 | Приспособительные ритмы жизни | | 2 | 21.11 | |
25 | Решение тестовых заданий | | 2 | 25.11 | |
26 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 28.11 | |
27 | Экологический мониторинг. Экскурсия | | 2 | 02.12 | |
ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ |
28 | Биологические ритмы. Значение биологических ритмов для живых организмов | 2 | - | 05.12 | |
29 | Жизненные формы растений | 2 | - | 09.12 | |
30 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 12.12 | |
31 | Экологическая ниша | | 2 | 16.12 | |
32 | Местообитание. Экологическая система | | 2 | 19.12 | |
33 | Решение тестовых заданий | | 2 | 23.12 | |
34 | Промежуточная аттестация | - | 2 | 26.12 | |
35 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 30.12 | |
36 | Решение тестовых заданий | | 2 | 13.12 | |
37 | Экологический мониторинг. | | 2 | 16.01 | |
БИОТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ |
38 | Разнообразие типов экологических взаимоотношений | 2 | | 20.01 | |
39 | Разнообразие типов экологических взаимоотношений | - | 2 | 23.01 | |
40 | Решение тестовых заданий | | 2 | 27.01 | |
41 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 30.01 | |
42 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 03.01 | |
43 | Экологический мониторинг. | | 2 | 06.02 | |
44 | Промежуточная аттестация | - | 2 | 10.02 | |
ЭКОСИСТЕМЫ |
45 | Экологические системы. | 2 | - | 17.02 | |
46 | Энергетическая классификация систем. | | 2 | 20.02 | |
47 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 27.02 | |
48 | Круговорот веществ. | 2 | - | 27.02 | |
49 | Экологическая пирамида. Биологическая продукция | | 2 | 03.03 | |
50 | Циклические изменения в экосистеме. | | 2 | 06.03 | |
51 | Решение тестовых заданий | | 2 | 10.03 | |
52 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 20.03 | |
53 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 24.03 | |
54 | Экологический мониторинг. | | 2 | 27.03 | |
УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ |
55 | Биосфера и ее эволюция. | 2 | - | 31.03 | |
56 | Атмосфера как часть биосферы. Гидросфера как часть биосферы. Литосфера и педосфера. | - | 2 | 03.04 | |
57 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 07.04 | |
58 | Комплексный анализ пресноводных систем. | | 2 | 10.04 | |
59 | Почва как среда обитания. Экологические функции почвы. | - | 2 | 14.04 | |
60 | Анализ почвы методом биоиндикации. | | 2 | 17.04 | |
61 | Анализ почвы методом биоиндикации. | | 2 | 21.04 | |
62 | Структура биосферы. | - | 2 | 24.04 | |
63 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 28.04 | |
64 | Решение тестовых заданий | | 2 | 05.05 | |
65 | Антропогенное загрязнение биосферы | 2 | - | 12.05 | |
66 | Антропогенное загрязнение биосферы | - | 2 | 15.04 | |
67 | Методическая работа над исследовательскими проектами | | 2 | 15.05 | |
68 | Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний. | - | 2 | 19.05 | |
69 | Экологический мониторинг. | | 2 | 19.05 | |
70 | Защита исследовательских проектов | - | 2 | 22.05 | |
71 | Промежуточная аттестация | - | 2 | 26.05 | |
72 | Итоговое занятие | - | 2 | 29.05 | |
Календарно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | Количество часов | Календарные сроки | |
теория | практика | предпол. | факт. | |
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | |
1. | Вводное занятие. Организация взаимодействия учебного процесса. Инструктаж по технике безопасности. Зачет по ТБ. | 1 | 1 | 03.09 | | |
ЭКОЛОГИЯ. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. ОХРАНА ПРИРОДЫ | |
2. | Экология как наука. Эколого-биологический комплекс учреждения образования. | - | 2 | 05.09 | | |
3. | Экология как наука. Эколого-биологический комплекс учреждения образования. | | 2 | 05.09 | | |
4. | Рациональное природопользование и охрана природы. Взаимосвязь социума, экологии, природопользования | 1 | 1 | 10.09 | | |
5. | Рациональное природопользование и охрана природы. | 2 | - | 12.09 | | |
6. | Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний. | - | 2 | 12.09 | | |
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. АТМОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. | |
7. | Атмосферный воздух как объект охраны и использования | 2 | - | 17.09 | | |
8. | Школьный экологический мониторинг. Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Осень. Атмосфера. | 2 | - | 19.09 | | |
9. | Школьный экологический мониторинг. Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Осень. Атмосфера. | - | 2 | 19.09 | | |
10. | Глобальное изменение климата. Научное сообщение | 1 | 1 | 24.09 | | |
11. | Кислотные дожди. Смог. | 2 | - | 26.09 | | |
12. | Кислотные дожди. Смог. | - | 2 | 26.09 | | |
13. | Школьный экологический мониторинг Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Осень. Почва Государственное управление в области охраны почв. | 1 | 1 | 01.10 | | |
14. | Исследовательская работа. Выбор проблемы и темы исследовательского проекта. | - | 2 | 03.10 | | |
15. | Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний. | - | 2 | 03.10 | | |
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД | |
16. | Водные ресурсы Земли | 2 | - | 08.10 | | |
17. | Источники загрязнения водных ресурсов. | 2 | - | 10.10 | | |
18 | Источники загрязнения водных ресурсов. | - | 2 | 10.10 | | |
19. | Источники питьевой воды, их образование | 2 | - | 15.10 | | |
20. | Сточные воды. | 2 | - | 17.10 | | |
21. | Сточные воды. | - | 2 | 17.10 | | |
22. | Правовой режим использования и охраны вод | 2 | - | 22.10 | | |
23. | Малые реки Белгородской области. | - | 2 | 24.10 | | |
24. | Малые реки Белгородской области. | - | 2 | 24.10 | | |
25. | Школьный экологический мониторинг. Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Осень. Вода. | - | 2 | 29.10 | | |
26. | Лабораторно-практическая работа. Мониторинг. Исследование качества воды. | - | 2 | 31.10 | | |
27. | Лабораторно-практическая работа. Мониторинг. Исследование качества воды. | - | 2 | 31.10 | | |
28. | Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний. | - | 2 | 05.11 | | |
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПОЧВ | |
29. | Учение о почве. Почва и человек . | 2 | - | 07.11 | | |
30. | Учение о почве. Почва и человек. | - | 2 | 07.11 | | |
31. | Деградация почв. Основные загрязнители почв | 2 | - | 12.11 | | |
32. | Лабораторно-практическая работа. Биоиндикационные методы в исследовании. | - | 2 | 14.11 | | |
33. | Лабораторно-практическая работа. Биоиндикационные методы в исследовании | - | 2 | 14.11 | | |
34. | Правовой режим использования и охраны почв. | 2 | - | 19.11 | | |
35. | Практическая работа на тему «Правовой режим использования и охраны почв» | - | 2 | 21.11 | | |
36. | Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний. | - | 2 | 21.11 | | |
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА | |
37. | Лесные, луговые, болотные растительные сообщества. | 2 | - | 26.11 | | |
38. | Деградация растительного покрова | 2 | - | 28.11 | | |
39. | Деградация растительного покрова | - | 2 | 28.11 | | |
40. | Правовой режим использования и охраны растительного мира. | 2 | - | 03.12 | | |
41. | Экологическая роль леса. Лес как объект охраны. | - | 2 | 05.12 | | |
42. | Практическая работа по теме «Лес как объект охраны» | - | 2 | 05.12 | | |
43. | Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний. | | 2 | 10.12 | | |
44. | Промежуточная аттестация | - | 2 | 12.12 | | |
ЖИВОТНЫЙ МИР. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА | |
45. | Животный мир как объект охраны и использования. Мигрирующие животные. Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных | 2 | - | 12.12 | | |
46. | Животный мир как объект охраны и использования. | - | 2 | 17.12 | | |
47. | Правовой режим использования и охраны животного мира. Экологические проблемы животного мира. Красная книга. Причины и последствия антропогенного воздействия на фауну. | 2 | - | 19.12 | | |
48. | Правовой режим использования и охраны животного мира. Экологические проблемы животного мира. Красная книга. | - | 2 | 19.12 | | |
49. | Мониторинг как вид учета экологического состояния окружающей среды. Зима. Атмосфера. Почва. Вода. | - | 2 | 24.12 | | |
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ | |
50. | Биоразнообразие планеты Земля. | 2 | - | 26.12 | | |
51 | Мероприятия по сохранению биоразнообразия. | | 2 | 26.12 | | |
52. | Национальные парки мира. | - | 2 | 31.12 | | |
53. | Охраняемые территории, их значение. | 2 | - | 14.01 | | |
54. | Практическая работа на тему «Охраняемые территории, их значение». | - | 2 | 16.01 | | |
55. | Национальные парки, заповедники и заказники России. | - | 2 | 16.01 | | |
56. | Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Работа над проектами. | 2 | - | 21.01 | | |
57. | Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Работа над проектами. | - | 2 | 23.01 | | |
58. | Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний. | - | 2 | 23.01 | | |
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ | |
59. | Природа как материальная основа природопользования. | 2 | - | 28.01 | | |
60. | Практическая работа на тему «Природа как материальная основа природопользования». | - | 2 | 30.01 | | |
61. | Экологический кризис. | 2 | - | 30.01 | | |
62. | Практическая работа на тему « Экологический кризис» | - | 2 | 04.02 | | |
63. | Проблемы современности и устойчивое развитие общества | 2 | - | 06.02 | | |
64. | Практическая работа на тему «Проблемы современности и устойчивое развитие общества» | - | 2 | 06.02 | | |
65. | Практическая работа на тему «Проблемы современности и устойчивое развитие общества» | - | 2 | 11.02 | | |
66. | Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний. | - | 2 | 13.02 | | |
ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА | |
67. | Факторы риска. Их значение для здоровья человека | 2 | - | 13.02 | | |
68. | Экология питания человека. | 2 | - | 18.02 | | |
69. | Практическая работа на тему «Экология питания человека». | - | 2 | 20.02 | | |
70. | Состояние окружающей среды – экологический фактор риска. Акустическое шумовое загрязнение | 2 | - | 20.02 | | |
71. | Генная инженерия. | 2 | - | 25.02 | | |
72. | Практическая работа на тему «Генная инженерия». | - | 2 | 27.02 | | |
73. | Социальные факторы, влияющие на здоровье человека | 1 | 1 | 27.02 | | |
74. | Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Весна. Атмосфера. | 2 | - | 03.03 | | |
75. | Школьный экологический мониторинг. Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Весна. Атмосфера | - | 2 | 05.03 | | |
76. | Комнатные растения, их роль в формировании здорового пространства помещений. | 1 | 1 | 05.03 | | |
77. | Проблема отходов производства. | 2 | - | 10.03 | | |
78. | Работа над проектами. | - | 2 | 12.03 | | |
79. | Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Весна. Почва. | - | 2 | 12.03 | | |
80. | Исследовательская работа. | - | 2 | 17.03 | | |
81. | Исследовательская работа. | - | 2 | 19.03 | | |
82. | Школьный экологический мониторинг. Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Весна. Вода. | - | 2 | 19.03 | | |
83. | Атмосфера. Озоновый слой | 2 | - | 24.03 | |
84. | Практическая работа на тему «Атмосфера. Озоновый слой». | - | 2 | 26.03 | |
85. | Государственное управление в области охраны и использовании атмосферного воздуха. | 2 | - | 26.03 | |
86. | Практическая работа на тему «Государственное управление в области охраны и использовании атмосферного воздуха». | - | 2 | 31.03 | |
87. | Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний. | - | 2 | 02.04 | |
88. | Инструментальные методы изучения окружающей среды | 2 | - | 02.04 | |
89. | Мониторинг экологического состояния малой реки (водоёмов) | - | 2 | 07.04. | |
90. | Мониторинг экологического состояния малой реки (водоёмов) | - | 2 | 09.04 | |
91. | Работа над исследовательскими проектами. | - | 2 | 09.04 | |
92. | Работа над исследовательскими проектами | 2 | - | 14.04 | |
93. | Работа над исследовательскими проектами | - | 2 | 16.04 | |
94. | Работа над исследовательскими проектами. | - | 2 | 16.04 | |
95. | Работа над исследовательскими проектами. | | - | 21.04 | |
96. | Экология жилых помещений. | 2 | 2 | 23.04 | |
97. | Практическая работа на тему «Экология жилых помещений». | - | 2 | 23.04 | |
98. | Практическая работа на тему «Экология жилых помещений». | - | 2 | 28.04 | |
99. | Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний. | - | 2 | 30.04 | |
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
100. | Природоохранная работа в прибрежной полосе водоёма. | 2 | - | 30.04 | |
101. | Пропаганда природоохранной деятельности | 2 | - | 05.05 | |
102. | Практическая работа на тему: «Природоохранная работа в прибрежной полосе водоёма» | - | 2 | 07.05 | |
103. | Промежуточная аттестация. | - | 2 | 07.05 | |
104. | Особо охраняемые территории. | - | 2 | 12.05 | |
105. | Особо охраняемые территории. | - | 2 | 14.05. | |
106. | Защита исследовательских проектов. | - | 2 | 14.05 | |
107. | Итоговое занятие | | 2 | 19.05 | |
| Всего | 82 | 134 | | |
33