СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа дополнительного образования для одаренных детей «Основы научных экологических исследований» (одногодичная) Для учащихся 9-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Основы научных экологических исследований» по индивидуальному образовательному маршруту – естественнонаучная.Она предлагает дополнительно и углубленно знакомиться общей экологией и экологическим мониторингом. 

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования для одаренных детей «Основы научных экологических исследований» (одногодичная) Для учащихся 9-11 классов»




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технологического образования»

г. Белгорода





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУДО ЦТО

______Кумейко Ю.Н.

«___»_________ 2016








Образовательная программа

дополнительного образования

для одаренных детей

«Основы научных экологических исследований»

(одногодичная)

Для учащихся 9-11 классов



Обсуждена

и одобрена

на методическом совете


«____»___________ 2016г.






Автор : Ветчинкина Л.Н.,

педагог дополнительного образования











Белгород 2016

Содержание программы:


  1. Пояснительная записка ……………………………………………………..3

2. Учебный план…………………………………………………………………12

  1. Учебно-тематический план обучения……..………………………………..13

  2. Содержание программы обучения…….……………………………………14

  3. Методическое обеспечение……………………………………………………18

  4. Список литературы…………………………………………………………….21

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Основы научных экологических исследований» по индивидуальному образовательному маршруту – естественнонаучная.

Данная программа является авторской. Она предлагает дополнительно и углубленно знакомиться с такими разделами экологии как экология особей, экология популяций, экологический мониторинг, а уже имеющиеся знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках биологии в школе, служат основой для достижения ими более высоких результатов и мастерства.

По формам организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является комплексной. Программа объединяет в единое целое материал по нескольким разделам экологической науки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

По признаку «Общее - профессиональное» программа является общеразвивающей, направленной на выявление и развитие способностей детей по таким аспектам экологии как атмосфера и человек, растительные сообщества, рациональное природопользование, экология и здоровье человека, приобретение ими прочных знаний и умений в данном виде деятельности. Эта программа направлена на развитие компетентности в данных областях, формирование навыков на уровне практического применения полученных знаний, а также на приобретение навыков организации и выполнения научно-исследовательских проектов.

По цели обучения программа является познавательно – развивающей. В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся отдельных природных составляющих: атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, растительных и животных сообществ, рационального природопользования. Овладение этими терминами, оперирование ими, использование в практической деятельности является важным вкладом в развитие детей.

Актуальность программы в том, что предложенный материал способствует решению главных задач дополнительного образования (обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся, формирование общей культуры, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности) и соответствует социальному запросу родителей и детей.

Предложенные виды деятельности формируют познавательные интересы детей, стимулируют исследовательскую мотивацию. Данная программа может помочь детям выработать в себе исследовательский подход к любой деятельности, научиться мыслить логично, системно, искать и находить необходимую информацию, пробудить интерес к поиску и овладению новыми знаниями, стремление к самостоятельной жизни, создает условия для развития личностных качеств учащихся.

Новизна программы состоит в оформлении тесной взаимосвязи окружающего пространства и экологии человека, подробном рассмотрении генетических, социальных и экологических факторов. Более 50% времени курса отводится на практические занятия и экскурсии. Умение работать с научной литературой, организовывать и проводить различные виды экологического мониторинга, работа с проектами развивает исследовательскую активность детей, мыслительную деятельность, способность анализировать, сопоставлять, обобщать и комбинировать полученные знания.

Педагогическая целесообразность общеобразовательной (общеразвивающей) программы в том, что предлагаемые программой виды деятельности позволяют воспитывать в детях любовь к природе, учить их бережному отношению к окружающей среде, видеть в явлениях природы не только источник красоты или пользы, но и объект изучения, познания.

Программа составлена на основе следующих источников:

1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

2. Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.-М.: ТЦ Сфера, 2014г.-192 с. (Правовая библиотека образования).

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПин 2.4.4.3172-14).

4. Денисов, В.В., Денисова, И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов. Экпресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп./ В.В. Денисов, И.А. Денисова. – М.: ИКЦ Март, Ростов-на/Д. Март, 2004. – 288с.

5. Исследовательская работа школьников.//Научно-методический и информационно-публистический журнал 26(4) 2008. 277 с.

6. Колесников С.И. Экология: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 384 с.

7. Колесникова И.А. Воспитание исследователей природы.//Внешкольник. Дополнительное образование детей и молодежи. Информационно-методический журнал. № 2(131) 2009. С-24

8. Крикунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил.

Данная программа построена с учетом пересмотра целей и обновления содержания образования в современных социокультурных условиях России.

Программа может быть использована педагогами дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Цель программы: способствовать целенаправленному развитию одаренности детей, склонных к творческой деятельности и самостоятельному анализу путем совершенствования их исследовательских и коммуникативных способностей.

Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:

Образовательные:

  • Способствовать формированию системы социальных знаний и умений по экологии.

  • Способствовать выработке умений правильной организации исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • Развивать навыки критического мышления, синтеза и анализа информации, а также нахождения нестандартного решения поставленных задач.

  • Развивать умение организовать собственную деятельность, планировать и контролировать ход реализации поставленных целей.

  • Развивать умение преподносить и отстаивать свою точку зрения на примере защиты исследовательских проектов.

  • Развивать личностные качества: активность, аккуратность, дипломатичность, ответственное отношение к себе и природе.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру научного исследования.

  • Воспитывать ценностное отношение к природе, экологическую культуру поведения.

  • Содействовать воспитанию самостоятельности, целеустремленности наблюдательности, умения доводить работу до конца.

Отличительной особенностью программы является индивидуальный подход к каждому обучающемуся (выбор темы исследования согласно личным предпочтениям, индивидуальный план работы, организация занятий в виде индивидуальных консультаций) и ее адаптации к плану проведения городских, областных и российских мероприятий, что позволяет обучающимся выбрать свой уровень исследовательского конкурса. Кроме этого, важная роль отведена получению знаний по рациональному природопользованию, экологии жилища и здоровью человека.

Включена практическая деятельность по методикам изучения окружающей среды, что позволит сформировать у учащихся не только представление о том, как выполнить ту или иную деятельность, но выполнить ее самостоятельно.

Программа построена на следующих принципах обучения:

  • Принцип наглядности обучения;

  • Принцип доступности и посильности обучения;

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка;

  • Принцип систематичности и последовательности в овладении опытом деятельности;

  • Принцип связи обучения с жизнью;

  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;

  • Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил обучающихся.

  • Принцип индивидуализации обучения.

Индивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность. Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ребенку, его индивидуальности.

Для последующего проведения индивидуальной работы с учащимися прошедшими обучение по основной дополнительной общеразвивающей программе рекомендуется зачислять их в группы индивидуальных образовательных маршрутов.

В группы ИОМ зачисляются учащиеся:

  1. прошедшие обучение по основной дополнительной общеразвивающей программе;

  2. занимающие призовые места в конкурсах и выставках;

  3. проявляющие интерес к исследовательской деятельности и обладающие выдающимися способностями.

Организация образовательного процесса

Программа «Основы научных экологических исследований» составлена на основе авторской программы «Социальная экология и охрана природы» является система непрерывного и поэтапного роста учащихся.

Срок реализации программы1 года.

Рекомендуемый возраст учащихся: 14-17 лет.

На программу 1 года обучения отводится 144 часа.

Режим работы для детей:

2 занятия в неделю по 2 часа;


Наполняемость групп:

Количество учащихся в группе индивидуального образовательного маршрута не более 3-4 человек.

Занятия проводятся по индивидуальной программе.

Основная форма организации обучения – учебное занятие.

Занятия состоят из теоретической и практической частей:

Теоретическая часть включает изучение основ экологии и охраны природы.

Практическая часть направлена на получение необходимых умений и навыков работы в предлагаемых программой исследованиях и проектах.

А также в целях повышения продуктивности занятий, повышения интереса учащихся к учебному процессу при реализации программы «Основы научных экологических исследований» используются и другие нетрадиционные формы организации обучения: занятие-семинар, занятие-конференция, занятие-конкурс, занятие-экскурсия, занятие-исследование, занятие-взаимообучение и др.

В ходе освоения данной программы используются следующие формы организации деятельности учащихся:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:

  • каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

  • любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

  • построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам;

  • для каждого занятия разработаны методические комплексы, состоящие из: информационного материала и конспектов; дидактического и раздаточного материалов; материалов для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные задания.

При реализации программы используются следующие методы обучения:

  • методы практико-ориентированной деятельности (лабораторные, практические работы, работа над проектами);

  • словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

  • метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

  • наглядный метод (метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, зарисовок на доске, мультимедийных презентаций, видеороликов и видеофильмов);

  • метод демонстраций (демонстрация опытов и др.).

В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от содержания изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами. Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

При обучении группы используются методы взаимного обучения и традиций наставничества.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

    1. Общие требования к оформлению кабинета.

- соответствие кабинета нормам СанПиНа;

- чистота, освещенность, проветриваемость кабинета.

    1. Методическое обеспечение программы:

- методические разработки и планы-конспекты занятий;

- дидактические материалы (образцы почв, гербарий, карточки-задания, тесты).

Ожидаемые результаты

В процессе исследовательской деятельности у обучающихся разовьются универсальные умения и ключевые компетенции:

- произойдет переоценка накопленного опыта и его реконструкция, приобретение новых знаний, анализ своих возможностей;

- сформируются умения использовать универсальные познавательные технологии в условиях развития науки;

- расширится опыт эффективной работы с новыми информационными технологиями, обеспечивающими сбор, хранение и обработку информации;

К концу обучения по ИОМ учащиеся должны знать:

  • содержание понятий: экология, биоценоз, экологическая система, популяция, экологические факторы среды, основные среды жизни, понимать их и оперировать ими;

  • приемы работы с научной литературой;

  • этапы работы над исследовательским проектом: «Экологический мониторинг».

В конце года обучения по ИОМ учащиеся должны уметь:

  • применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

  • наблюдать, анализировать, систематизировать;

  • самостоятельно работать со справочной, научной литературой при подготовке сообщений, докладов, рефератов, исследовательских проектов;

  • самостоятельно выполнить исследовательский проект «Экологический мониторинг»;

  • под руководством проводить анализ почвы различными методами;

  • под руководством проводить комплексный анализ пресноводных систем.

В конце обучения по ИОМ учащиеся должны обладать следующими качествами:

  • умение бережно относиться к природе и ее ресурсам;

  • умение работать самостоятельно и в группе;

  • умение публичного выступления;

  • простейшие методики оценки экологического состояния окружающей среды;

  • основные (генетические, экологические, социальные) факторы риска и их влияние на здоровье человека;

  • функции и виды мониторинга окружающей среды.




Личностные и метапредметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Личностными результатами освоения программы по индивидуальному образовательному маршруту «Основы научных экологических исследований» является формирование следующих умений:

  • формирование у учащихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых задач;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие мышления.

Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные:

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • проявлять познавательную инициативу.

Познавательные:

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

  • умение формировать собственное мнение, допуская возможность существования различных точек зрения;

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую «взаимопомощь».

Проверка результативности

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных учащимися знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть: контрольные задания, устный опрос, собеседование, тестирование, зачеты по отдельным разделам программы; мини-конференции и семинары и т.п. Это способствует поддержанию интереса к работе, направляет учащихся к достижению более высоких результатов в работе.




п/п


Какие знания, умения и навыки контролируются

Формы подведения итогов

1.

Знание техники безопасности. Экология. История развития.

устный опрос

2.

Организмы и среды их обитания

тестирование

3.

Экология популяций

тестирование

4.

Биотические взаимоотношения организмов

тестирование

5.

Организация и функционирование сообществ

тестирование

6.

Антропогенное воздействие на биосферу. Экологический мониторинг.

реферат

Аттестация учащихся

Аттестация учащихся является неотъемлемой частью организации образовательного процесса. Она проводится с целью определения степени усвоения учащимися учебного материала, определения изменения уровня развития учащихся, их способностей, для дальнейшего усовершенствования программы, методов и средств обучения:

- начальная аттестация (сентябрь);

- текущая аттестация (по разделам программы);

- промежуточная аттестация (декабрь, май).

Подготовка к аттестации

При наборе учащихся проводится начальная аттестация, в ходе которой педагог проводит вопросник и практическое задание, по результатам которого узнает уровень подготовки учащихся к занятиям.

Перед проведением промежуточной аттестации с учащимися в декабре и апреле - мае проводится предварительная подготовка детей и родителей с целью ознакомления их с порядком проведения промежуточной аттестации.

Кроме беседы с учащимися и родителями проводится предварительное контрольное занятие в той форме, в которой заявлена промежуточная аттестация: теоретическая часть тестирование, практическая часть – отработка методик экологических исследований.

Готовится материал с перечнем вопросов и заданий, схожих с основным аттестационным материалом. Тест состоит из 10 заданий по содержанию разделов программы. Практическое задание предполагает задания по методической части будущей проектной работы.

Оценка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся по теории и практике проходит по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – учащиеся должны правильно выполнить задания, предложенные в тесте, и самостоятельно выполнять практическое задание.

Средний уровень – учащиеся должны правильно выполнить значительную часть предложенных тестовых заданий, и выполнить практическое задание, допустив неточности в работе.

Низкий уровень – учащиеся не выполняют значительной части тестовых заданий, допускают существенные ошибки, с большими затруднениями выполняют практическое задание.

При обработке результатов учитываются критерии для выставления уровней:

Высокий уровеньвыполнение 100% - 70% заданий;

Средний уровень выполнение от 50% до 70% заданий;

Низкий уровень - выполнение менее 50% заданий.


Формы аттестации учащихся в течение учебного года

Аттестация

Сроки

Теория

Практика


Начальная


сентябрь

собеседование

-

Предварительная


ноябрь-

декабрь

тест

практическое задание

Промежуточная


декабрь

тест

практическое задание

Предварительная


апрель

тест

практическое задание

Промежуточная


апрель-

май

тест

практическое задание

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы являются:

  • Выполнение исследовательского проекта;

  • Участие учащихся в учебно-исследовательских конференциях («Юность, наука, культура», «Научный потенциал – ХХI», «Сименс», «Первые шаги в науке»).

  • Конкурсы.

Учебный план

п/п

Разделы программы

Количество часов

1 год обучения

1.

Вводное занятие

4

2.

Основы экологии

28

3.

Организм и среда

10

4.

Экология популяций

8

5.

Биотические взаимоотношения организмов

4

6.

Экосистемы

10

7.

Учение о биосфере

12

8.

Работа над творческими проектами.

30

9.

Проведение экскурсий, участие в конкурсах

20

10.

Работа с тестами

10

11.

Аттестация

6

12.

Итоговое занятие

2

Всего:

144

Учебно-тематический план




Разделы программы

и темы учебных занятий

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Зачёт по технике безопасности.

4

-

4

2.

Основы ЭКОЛОГИи

10

18

28

2.1.

Основы общей экологии

4

-

4

2.2.

Состав и многообразие экологических систем

4

12

16

2.3.

Влияние антропогенного фактора

2

6

8

3.

Организм и среда

4

6

10

3.1

Экологические факторы среды.

2

2

4

3.2

Приспособительные формы жизни

2

4

6

4.

Экология популяций

8

-

8

4.1

Понятие популяции. Структуры популяции

4

-

4

4.2

Динамика популяции и ее регуляция.

2

2

4

5.

Биотические взаимоотношения организмов

4

-

4

5.1.

Понятие о биоценозе. Структура биоценоза

2

2

4

6.

Экосистемы

4

6

10

6.1

Понятие об экосистемах.

2

2

4

6.2

Биологическая продуктивность экосистем.

2

4

6

7.

УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

4

8

12

7.1

Биосфера и ее эволюция.

2

4

6

7.2

Антропогенное загрязнение биосферы

2

4

6

8.

Работа над творческими проектами

10

20

30

8.1

Выбор темы и подбор литературы.

2

4

6

8.2.

Составление плана работы.

2

4

6

8.3.

Постановка и проведение эксперимента

2

4

6

8.4.

Обработка полученных данных

2

4

6

8.5.

Составление докладов

2

4

6

9.

Проведение экскурсий, участие в конкурсах

6

14

20

10.

РАБОТА С ТЕСТАМИ

4

6

10

11.

АТТЕСТАЦИЯ

-

6

6

11.1

Начальная аттестация

-

2

2

11.2

Промежуточная аттестация

-

2

2

11.3

Промежуточная аттестация

-

2

2

12.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

-

2

2


Итого

58

86

144



Содержание учебного материала

  1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ - 4 часа

Теоретические сведения:

Ознакомление учащихся с программой. Общая характеристика учебного процесса. Инструменты и материалы, используемые в работе.

Инструктаж по ТБ. Понятие экологической культуры. Показ книг, журналов, готовых работ.

Практическая работа:

Отработка правил по технике безопасности на практике.

Методы обучения: беседа, объяснение.

Методическое обеспечение: инструкции по технике безопасности, план-конспект, материал для работы, выставка детских исследовательских работ.

Форма подведения итогов: устный опрос.

  1. Основы экологии- 28час.

    1. Основы общей экологии.

Теоретические сведения: Наука экология и ее задачи. Понятие о биосфере и экосистемах. Состав и многообразие экосистем. Взаимосвязь между компонентами экосистемы. Пищевые цепи.

Форма проведения занятий: беседа, разъяснение.

Методическое обеспечение: план-конспект, презентация.

Формы подведения итогов: фронтальный опрос.

Методы обучения: беседа, объяснение.

Методическое обеспечение: план-конспект, презентация, раздаточный материал.

Форма подведения итогов: устный опрос

    1. Состав и многообразие экологических систем.

Теоретические сведения: Факторы: абиотические; биотические; антропогенные. Условия среды. Адаптации. Активный путь. Пассивный путь. Избегание неблагоприятных воздействий. Морфологические адаптации. Физиологические адаптации. Этологические адаптации.

Практическая работа: выполнение тестовых заданий, работа с научной литературой.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, раздаточный материал.

Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос.

    1. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.

Теоретические сведения: Человек и биосфера. Загрязнение природной среды.

Практическая работа: выполнение тестовых заданий, работа с научной литературой, реферат

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, раздаточный материал.

Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос.

3.Организм и среда. 10 час.

3.1. Экологические факторы среды.

Теоретические сведения: Среды жизни. Вода. Наземно-воздушная среда. Почва. Экологические факторы среды. Значение биологических ритмов для живых организмов.Законы эволюции и разнообразие форм жизни. Жизненные формы. Деревья. Кустарники. Полукустарники. Лианы. Суккуленты. Травянистые растения.

Практическая работа: выполнение тестовых заданий. Работа с научной литературой. Научное сообщение. Выбор тем для исследования.

Методы обучения: беседа, объяснение, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, материал для работы, раздаточный материал.

Форма подведения итогов: устный опрос, тестирование.

3.2. Приспособительные формы жизни.

Теоретические сведения: Ритмы жизни. Приспособительные ритмы. Мерность. Местообитания. Экологическая ниша.

Практическая работа: выполнение тестовых заданий. Работа с научной литературой. Научное сообщение.

Методы обучения: беседа, объяснение, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, материал для работы, раздаточный материал.

Форма подведения итогов: устный опрос, тестирование

4.Экология популяций - 8 часов.

4.1. Понятие популяции.

Теоретические сведения: Популяция и ее основные характеристики. Популяционное обилие. Структура популяции.

Методы обучения: беседа, объяснение, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект,

    1. Динамика популяций.

Теоретические сведения: Классификация популяций. Численность. Плотность. Индекс численности. Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции.

Практическая работа: выполнение тестовых заданий. Работа с научной литературой.

Методы обучения: беседа, объяснение.

Методическое обеспечение: план-конспект, учебники.

Форма подведения итогов: устный опрос.

5. Биотические взаимоотношения организмов - 12 часов.

    1. Понятие о биоценозе. Структура биоценоза.

Теоретические сведения: условные обозначения, симбиоз, мутуализм, нейтрализм, комменсализм. Внутривидовая и межвидовая конкуренция.

Практическая работа: выполнение тестовых заданий. Работа с научной литературой.

Методы обучения: беседа, объяснение.

Методическое обеспечение: план-конспект, учебники, раздаточный материал.

Форма подведения итогов: анализ ошибок, устный опрос, разъяснение, тестирование

  1. Экосистемы. - 10 часов.

6.1 Понятие об экологических системах.

Теоретические сведения: сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества.

Практическая работа:

Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения.

Методическое обеспечение: план-конспект, учебники.

Форма подведения итогов: устный опрос.

    1. Биологическая продуктивность экосистем.

Теоретические сведения: Потоки энергии и вещества в экосистемах. Пирамиды численности и биомассы. Гетеротрофные и автотрофные сообщества.

Практическая работа: Экскурсия. Цель: изучение динамики (сезонных изменений) экосистемы.

Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения.

Методическое обеспечение: план-конспект, учебники.

Форма подведения итогов: устный опрос.

7.Учение о биосфере - 12 часов.

    1. Биосфера и ее эволюция.

Теоретические сведения: структура и границы биосферы, живое вещество, биогенное вещество, биокостное вещество - почва. Эволюция биосферы.

Практическая работа: Работа с научной литературой. Научное сообщение. Экскурсия :Экологический мониторинг.

Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, учебники, раздаточный материал.

Форма подведения итогов: устный опрос.

    1. Антропогенное загрязнение биосферы.

Теоретические сведения: Почва – биокосная система. Гумус. Почвенные организмы. Плодородие почвы. Рекультивация.

Практическая работа: Работа с научной литературой. Рефераты. Научное сообщение. Работа над исследовательскими проектами. Экскурсия: Экологический мониторинг.

Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, учебники, раздаточный материал.

Форма подведения итогов: устный опрос.

  1. Работа над творческими проектами - 30 часов.

    1. Выбор темы и подбор литературы.

Теоретические сведения: выбор темы экологической направленности.

Практическая работа: Посещение областной научной библиотеки Работа с научной литературой. Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, учебники, научная литература.

Форма подведения итогов: беседа.

    1. Составление плана работы.

Теоретические сведения: составление плана работы над проектом.

Практическая работа: Работа с научной литературой.

Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения.

Методическое обеспечение: научная литература.

Форма подведения итогов: беседа.

    1. Постановка и проведение эксперимента.

Практическая работа: Работа с научной литературой. Закладка опыта. Биометрические и фенологические наблюдения.

Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.

Методическое обеспечение: учебники, оборудование необходимое для эксперимента.

Форма подведения итогов: беседа.

    1. Обработка данных.

Практическая работа: Работа с научной литературой. Обобщение полученных данных. Математическая обработка данных. Составление таблиц. Графическое выражение результатов. Презентация.

Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, учебники.

Форма подведения итогов: беседа.

    1. Составление докладов.

Практическая работа: изучение и отработка методик. Предварительная защита проектов.

Методы обучения: беседа, объяснение, разъяснения, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, учебники.

Форма подведения итогов: беседа.

10. Проведение экскурсий

11. Аттестация - 6 часов.

11.1.Начальная аттестация.

    1. Промежуточная аттестация

    2. Промежуточная аттестация.

  1. Итоговое занятие - 2 часа.

Методическое обеспечение

общеобразовательной (общеразвивающей) программы по ИОМ


Для успешного овладения содержанием общеобразовательной (общеразвивающей) программы по индивидуальному образовательному маршруту «Социальная экология и охрана природы» следует сочетать различные формы, методы и средства обучения. Для развития познавательного интереса учащихся к образовательному процессу проводятся учебные занятия, на которых они проводят самостоятельные экологические исследования на основании приобретенных знаний, умений и навыков.

Исследовательская и проектная деятельность является таким видом деятельности, с помощью которого учащийся может получить большой набор знаний, умений и навыков, необходимых ему в дальнейшей жизни. Качество обучения и количество полученных знаний, умений и навыков во многом зависит от форм и методов обучения, используемых педагогом на занятиях. Данной программой предусмотрено использование следующих методов обучения:

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- контроль и самоконтроль.

Наиболее эффективными методами работы являются:

- лабораторная работа;

- метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- поисковый метод как основа создания исследовательской среды;

- метод творческих заданий;

- метод проектной деятельности.

Введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности учащихся позволяет заинтересовать, увлечь и воспитать критически и творчески думающую личность.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • целенаправленно и самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление;

  • учатся анализировать выполненные работы.

Занятия по программе «Социальная экология и охрана природы» проводятся с применением следующих форм обучения:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.

Индивидуальная форма обучения включает в себя:

1. Самостоятельное проведение школьного мониторинга атмосферы, почвы, воды в различное время года.

2. Работа над исследовательским проектом.

3. Индивидуальные работы с учащимися, направленные на приобретение и закрепление слабо усвоенных знаний, умений и навыков.

Индивидуальные формы обучения позволяют выявить и развить способности учащихся, воспитать личность, обладающую знаниями, умениями и навыками, а также набором качеств, характерных только для данного ребенка, что позволит ему легче социализироваться и развиваться в современном обществе.

Фронтальная и групповая формы обучения включают в себя:

1. Участие в мини-конференциях, семинарах и конкурсах.

2. Посещение научной библиотеки, ботанического сада, городского парка, водоема и т.п.

3. Проведение бесед, дискуссий.

4. Распределение учащихся по группам, занятых решением определенных задач теоретического и практического планов.


Материально-техническое обеспечение программы


Оборудование:

  • кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда;

  • столы;

  • стулья;

  • ПЭВМ;

  • мультимедийный проектор;

  • экран

  • чашки Петри;

  • пробирки;

  • электронные весы;

  • ёмкости;


Материалы:

  • образцы почв, воды;

  • грунт;


В качестве дидактического и раздаточного материала используются:

  • презентации;

  • карточки-задания по темам программы;

  • тестовые задания по разделам программы;

  • лабораторный практикум по физиологии и биохимии растений;


Список литературы для педагога

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии /В.А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998.

  2. Баландин, Р.К. Экология: Человек и природа /Р.К. Баландин. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. – 350с.

  3. Денисов, В.В., Денисова, И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов. Экпресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп./ В.В. Денисов, И.А. Денисова. – М.: ИКЦ Март, Ростов-на/Д. Март, 2004. – 288с.

  4. Колесников С.И. Экология: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 384 с.

  5. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил.

  6. Лабораторный практикум по физиологии и биохимии растений. / Н.Е. Павловская. – Изд.ОрелГАУ, 2003. – 100с.

  7. Рянжин, С.В. Экологический букварь / С.В. Рянжин.– СПб.: Пит-Тал, 1996. – 181с.

  8. Опыт экологической работы со школьниками./ В.М.Суворова.-Волгоград: Учитель, 2009.-189с.

  9. Экология. Исследовательская деятельность учащихся./И.П.Чередниченко, Волгоград: Учитель, 2010.-134с.

Список литературы для детей и родителей.

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии /В.А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998.

  2. Антипов, В.Г. Устойчивость древесных растений к промышленным газам

/В.Г. Антипов. – Мн.: Наука и техника, 1979.

  1. Баландин, Р.К. Экология: Человек и природа /Р.К. Баландин. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. – 350с.

  2. Антонелла Мейяни. Большая книга экспериментов для школьников /Антонелла Мейяни. – М.: РОСМЭН–ПРЕСС, 2004.

  3. Булыгина, Т. Популярная экология для школьников / Т. Булыгина. – Мн., 1996.

  4. Винчевский, А.Е. Как конвенции ООН защищают нашу природу: популярное издание для детей /А.Е. Винчевский. – Мн.: Юнипак, 2005.

  5. Войчин, А., Херцег, Э. Одна ласточка весны не делает /А. Войчин, Э. Херцег. – М.: Мир, 1985.

  6. Воронцов, А.И., Щетинский, Е.А., Никодимов, И.Д. Охрана природы /А.И. Воронцов, Е.А. Щетинский, И.Д. Никодимов. – М.: Агропромиздат, 1989. – 303с.

  7. Денисов, В.В., Денисова, И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов. Экпресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп./ В.В. Денисов, И.А. Денисова. – М.: ИКЦ Март, Ростов-на/Д. Март, 2004. – 288с.

  8. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Ботаника - М., 2003.

  9. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные в доме - М., 2003.

  10. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Тайны природы - М., 2004.

  11. Калинин, М., Иванова, Э., Пеньковская, А. и др. Законодательство Республики Беларусь в области водных ресурсов и Водная рамочная директива Европейского союза. Руководство для общественности / М. Калинин и др. – Мн.: Арт-Пресс, 2003. – 68с.

  12. Книга необходимых знаний. Факты, цифры, рекорды / Пер. с англ. Н. Кашлевской. – М.: АСТ, 2004.

  13. Комарова, Н.Г. Геоэкология и природопользование: Учеб. Пособие для высш. Пед. учеб заведений / Н.Г.Комарова. – М.: Академия, 2003. – 192с.

  14. Коробкин, В.И., Передельский, Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие / В.И. Коробкин. - Ростов-на/Д.: Феникс, 2002. – 384с.

  15. Лабораторный экологический практикум: (Факультатив. курс) / И.Л. Былицкая. – Мн.: Полибиг, 1999. – 52с.

  16. Прохоров, Б.Б. Экологич человека: Учеб. Для студ. Высш. учеб. Заведений

/ Б.Б. Прохоров. – М.: Академия, 2003. – 320с.

  1. Радкевич, В.А. Экология: Краткий курс / учебник для биолог. спец. пед. ин-тов -2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Радкевич. – Минск.: Выш. шк., 1983. – 320с.

  2. Рянжин, С.В. Экологический букварь / С.В. Рянжин.– СПб.: Пит-Тал, 1996. – 181с.

  3. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448с.

  4. Энциклопедия для детей. Экология. Т. 19. – М., 2001.

  5. Чижевский, А.Е. Я познаю мир: Экология: Энцикл. / А.Е.Чижевский. – М.: АСТ, Астрель, 2004. – 410с.

  6. Непомнящий, Н.Н. Я познаю мир: Природные катастрофы: Энцикл.

/ Н.Н. Непомнящий. – М.:АСТ, Астрель, 2004. – 456с.

  1. Ионина, Н., Кубеев, М. 100 великих катастроф / Н. Ионина, М. Кубеев. - М.: Вече, 2005. – 496с.

Календарно-тематический план

1 год обучения

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

Календарные сроки

теория

практика

предпол.

факт.

1


Введение в программу. Общая характеристика учебного процесса. Инструменты и материалы, используемые в работе. Инструктаж по ТБ. Зачет по ТБ.

2


2.09


2

Введение в науку экология.

2


5.09


3

Начальная аттестация

-

2

9.09


Основы экологии

4

Оcновы общей экология.

2

-

12.09


5

Основы общей экологии

2


16.09


6

Состав и многообразие экологических систем.

2

-

19.09


7

Состав и многообразие экологических систем.


2

23.09


8

Состав и многообразие экологических систем.



2

26.09


9

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

30.09


10

Состав и многообразие экологических систем. Экскурсия


2

03.10


11

Взаимосвязи между компонентами экосистемы

2

-

07.10


12

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

10.10


13

Влияние антропогенного фактора

2


14.10


14

Влияние антропогенного фактора.


2

17.10


15

Влияние антропогенного фактора. Сообщение


2

21.10


16

Влияние антропогенного фактора. Сообщение


2

24.10


17

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

28.10


18

Экологический мониторинг.



31.10


ОРГАНИЗМ И СРЕДА

19

Основные закономерности действия экологических факторов

2


07.11


20

Экологические факторы среды


2

07.11


21

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

11.11


22

Среда обитания. Экологические факторы. Адаптация организмов к условиям среды

2


14.11


23

Свет как экологический фактор. Вода как экологический фактор

Температура как экологический фактор.



2


18.11


24

Приспособительные ритмы жизни


2

21.11


25

Решение тестовых заданий


2

25.11


26

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

28.11


27

Экологический мониторинг. Экскурсия


2

02.12


ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ

28

Биологические ритмы. Значение биологических ритмов для живых организмов

2

-

05.12


29

Жизненные формы растений

2

-

09.12


30

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

12.12


31

Экологическая ниша


2

16.12


32

Местообитание. Экологическая система


2

19.12


33

Решение тестовых заданий


2

23.12


34

Промежуточная аттестация

-

2

26.12


35

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

30.12


36

Решение тестовых заданий


2

13.12


37

Экологический мониторинг.


2

16.01


БИОТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

38

Разнообразие типов экологических взаимоотношений

2


20.01


39

Разнообразие типов экологических взаимоотношений

-

2

23.01


40

Решение тестовых заданий


2

27.01


41

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

30.01


42

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

03.01


43

Экологический мониторинг.


2

06.02


44

Промежуточная аттестация

-

2

10.02


ЭКОСИСТЕМЫ

45

Экологические системы.

2

-

17.02


46

Энергетическая классификация систем.


2

20.02


47

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

27.02


48

Круговорот веществ.

2

-

27.02


49

Экологическая пирамида. Биологическая продукция


2

03.03


50

Циклические изменения в экосистеме.


2

06.03


51

Решение тестовых заданий


2

10.03


52

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

20.03


53

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

24.03


54

Экологический мониторинг.


2

27.03


УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

55

Биосфера и ее эволюция.

2

-

31.03


56

Атмосфера как часть биосферы.

Гидросфера как часть биосферы.

Литосфера и педосфера.

-

2

03.04


57

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

07.04


58

Комплексный анализ пресноводных систем.


2

10.04


59

Почва как среда обитания.

Экологические функции почвы.

-

2

14.04


60

Анализ почвы методом биоиндикации.


2

17.04


61

Анализ почвы методом биоиндикации.


2

21.04


62

Структура биосферы.

-

2

24.04


63

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

28.04


64

Решение тестовых заданий


2

05.05


65

Антропогенное загрязнение биосферы

2

-

12.05


66

Антропогенное загрязнение биосферы

-

2

15.04


67

Методическая работа над исследовательскими проектами


2

15.05


68

Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний.

-

2

19.05


69

Экологический мониторинг.


2

19.05


70

Защита исследовательских проектов

-

2

22.05


71

Промежуточная аттестация

-

2

26.05


72

Итоговое занятие

-

2

29.05



Календарно-тематический план

2 год обучения

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

Календарные сроки


теория

практика

предпол.

факт.


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


1.

Вводное занятие. Организация взаимодействия учебного процесса. Инструктаж по технике безопасности. Зачет по ТБ.

1


1


03.09



ЭКОЛОГИЯ. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. ОХРАНА ПРИРОДЫ


2.

Экология как наука. Эколого-биологический комплекс учреждения образования.

-


2

05.09



3.

Экология как наука. Эколого-биологический комплекс учреждения образования.


2

05.09



4.

Рациональное природопользование и охрана природы. Взаимосвязь социума, экологии, природопользования

1

1

10.09



5.

Рациональное природопользование и охрана природы.

2

-

12.09



6.

Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний.

-

2

12.09



ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. АТМОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК.


7.

Атмосферный воздух как объект охраны и использования

2

-

17.09



8.

Школьный экологический мониторинг. Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Осень. Атмосфера.

2

-

19.09



9.

Школьный экологический мониторинг. Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Осень. Атмосфера.

-

2

19.09



10.

Глобальное изменение климата. Научное сообщение

1

1

24.09



11.

Кислотные дожди. Смог.

2

-

26.09



12.

Кислотные дожди. Смог.

-

2

26.09



13.

Школьный экологический мониторинг Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Осень. Почва Государственное управление в области охраны почв.

1

1

01.10



14.

Исследовательская работа. Выбор проблемы и темы исследовательского проекта.

-

2

03.10



15.

Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний.

-

2

03.10



ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД


16.

Водные ресурсы Земли

2

-

08.10



17.

Источники загрязнения водных ресурсов.

2

-

10.10



18

Источники загрязнения водных ресурсов.

-

2

10.10



19.

Источники питьевой воды, их образование

2

-

15.10



20.

Сточные воды.

2

-

17.10



21.

Сточные воды.

-

2

17.10



22.

Правовой режим использования и охраны вод

2

-

22.10



23.

Малые реки Белгородской области.

-

2

24.10



24.

Малые реки Белгородской области.

-

2

24.10



25.

Школьный экологический мониторинг. Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Осень. Вода.

-

2

29.10



26.

Лабораторно-практическая работа. Мониторинг. Исследование качества воды.

-

2

31.10



27.

Лабораторно-практическая работа. Мониторинг. Исследование качества воды.

-

2

31.10



28.

Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний.

-

2

05.11



РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПОЧВ


29.

Учение о почве. Почва и человек .

2

-

07.11



30.

Учение о почве. Почва и человек.

-

2

07.11



31.

Деградация почв. Основные загрязнители почв

2

-

12.11



32.

Лабораторно-практическая работа. Биоиндикационные методы в исследовании.

-

2

14.11



33.

Лабораторно-практическая работа. Биоиндикационные методы в исследовании

-

2

14.11



34.

Правовой режим использования и охраны почв.

2

-

19.11



35.

Практическая работа на тему «Правовой режим использования и охраны почв»

-

2

21.11



36.

Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний.

-

2

21.11



РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА


37.

Лесные, луговые, болотные растительные сообщества.

2

-

26.11



38.

Деградация растительного покрова

2

-

28.11



39.

Деградация растительного покрова

-

2

28.11



40.

Правовой режим использования и охраны растительного мира.

2

-

03.12



41.

Экологическая роль леса. Лес как объект охраны.

-

2

05.12



42.

Практическая работа по теме «Лес как объект охраны»

-

2

05.12



43.

Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний.


2

10.12



44.

Промежуточная аттестация

-

2

12.12



ЖИВОТНЫЙ МИР. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА


45.

Животный мир как объект охраны и использования. Мигрирующие животные. Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных

2

-

12.12



46.

Животный мир как объект охраны и использования.

-

2

17.12



47.

Правовой режим использования и охраны животного мира. Экологические проблемы животного мира. Красная книга. Причины и последствия антропогенного воздействия на фауну.

2

-

19.12



48.

Правовой режим использования и охраны животного мира. Экологические проблемы животного мира. Красная книга.

-

2

19.12



49.

Мониторинг как вид учета экологического состояния окружающей среды. Зима. Атмосфера. Почва. Вода.

-

2

24.12



ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ


50.

Биоразнообразие планеты Земля.

2

-

26.12



51

Мероприятия по сохранению биоразнообразия.


2

26.12



52.

Национальные парки мира.

-

2

31.12



53.

Охраняемые территории, их значение.

2

-

14.01



54.

Практическая работа на тему «Охраняемые территории, их значение».

-

2

16.01



55.

Национальные парки, заповедники и заказники России.

-

2

16.01



56.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Работа над проектами.

2

-

21.01



57.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Работа над проектами.

-

2

23.01



58.

Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний.

-

2

23.01



РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ


59.

Природа как материальная основа природопользования.

2

-

28.01



60.

Практическая работа на тему «Природа как материальная основа природопользования».

-

2

30.01



61.

Экологический кризис.

2

-

30.01



62.

Практическая работа на тему « Экологический кризис»

-

2

04.02



63.

Проблемы современности и устойчивое развитие общества

2

-

06.02



64.

Практическая работа на тему «Проблемы современности и устойчивое развитие общества»

-

2

06.02



65.

Практическая работа на тему «Проблемы современности и устойчивое развитие общества»

-

2

11.02



66.

Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний.

-

2

13.02



ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА


67.

Факторы риска. Их значение для здоровья человека

2

-

13.02



68.

Экология питания человека.

2

-

18.02



69.

Практическая работа на тему «Экология питания человека».

-

2

20.02



70.

Состояние окружающей среды – экологический фактор риска. Акустическое шумовое загрязнение

2

-

20.02



71.

Генная инженерия.

2

-

25.02



72.

Практическая работа на тему «Генная инженерия».

-

2

27.02



73.

Социальные факторы, влияющие на здоровье человека

1

1

27.02



74.

Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Весна. Атмосфера.

2

-

03.03



75.

Школьный экологический мониторинг. Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Весна. Атмосфера

-

2

05.03



76.

Комнатные растения, их роль в формировании здорового пространства помещений.

1

1

05.03



77.

Проблема отходов производства.

2

-

10.03



78.

Работа над проектами.

-

2

12.03



79.

Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Весна. Почва.

-

2

12.03



80.

Исследовательская работа.

-

2

17.03



81.

Исследовательская работа.

-

2

19.03



82.

Школьный экологический мониторинг. Мониторинг как вид учёта экологического состояния окружающей среды. Весна. Вода.

-

2

19.03



83.

Атмосфера. Озоновый слой

2

-

24.03


84.

Практическая работа на тему «Атмосфера. Озоновый слой».

-

2

26.03


85.

Государственное управление в области охраны и использовании атмосферного воздуха.

2

-

26.03


86.

Практическая работа на тему «Государственное управление в области охраны и использовании атмосферного воздуха».

-

2

31.03


87.

Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний.

-

2

02.04


88.

Инструментальные методы изучения окружающей среды

2

-

02.04


89.

Мониторинг экологического состояния малой реки (водоёмов)

-

2

07.04.


90.

Мониторинг экологического состояния малой реки (водоёмов)

-

2

09.04


91.

Работа над исследовательскими проектами.

-

2

09.04


92.

Работа над исследовательскими проектами

2

-

14.04


93.

Работа над исследовательскими проектами

-

2

16.04


94.

Работа над исследовательскими проектами.

-

2

16.04


95.

Работа над исследовательскими проектами.


-

21.04


96.

Экология жилых помещений.

2

2

23.04


97.

Практическая работа на тему «Экология жилых помещений».

-

2

23.04


98.

Практическая работа на тему «Экология жилых помещений».

-

2

28.04


99.

Закрепление изученного, контроль уровня усвоения знаний.

-

2

30.04


ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

100.

Природоохранная работа в прибрежной полосе водоёма.

2

-

30.04


101.

Пропаганда природоохранной деятельности

2

-

05.05


102.

Практическая работа на тему: «Природоохранная работа в прибрежной полосе водоёма»

-

2

07.05


103.

Промежуточная аттестация.

-

2

07.05


104.

Особо охраняемые территории.

-

2

12.05


105.

Особо охраняемые территории.

-

2

14.05.


106.

Защита исследовательских проектов.

-

2

14.05


107.

Итоговое занятие


2

19.05



Всего

82

134




33




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!