Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вороновская средняя общеобразовательная школа»
636171, Томская область, Кожевниковский район, с. Вороново, ул. Пролетарская, 17
конт. тел. 8(38244)31208, тел/факс 8(38244)31208; mail: voronovoschool@mail.ru
КПП 700801001 ИНН 7008004715 ОГРН 1027003152747
Рассмотрено Утверждаю
на педагогическом совете Директор школы
протокол от ____________№ ___ _______ В.Н. Гохвайс
приказ _________________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"ВОРОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
КОЖЕВНИКОВСКОГО РАЙОНА, ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 КЛАССА
Составитель: Сечина Е.М.
учитель 1 категории
с. Вороново
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Образовательная программа индивидуального обучения на дому на 2017-2018 учебный год разработан на основе следующих документов:
1. Федерального Закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012
2. СанПиН 2.4.2. 2821 -10.
3.Положения об организации индивидуального обучения на дому в МБОУ «Вороновская СОШ».
4.Устава МБОУ «Вороновская СОШ».
5.Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Кожевниковского района.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) составлена на обучающегося 1 класса Нешина Виктора Алексеевича 07.11.2005г.р., обучается с диагнозом: детский церебральный паралич. Мальчик не передвигается, сидит на инвалидной коляске, пристегнут ремнем, кормят, одевают родители. Воспитывается ребенок в полной семье. Произносит короткие слова или отдельные слоги. Интерес к учебному процессу отсутствует, привлекает лишь сам процесс раскрашивания.
В связи с этим возникла проблема написания образовательной индивидуальной программы. Предлагаемая программа разработана с учетом психофизических, интеллектуальных и соматических особенностей. Данная программа разрабатывалась с целью максимально возможной трудовой подготовкой, коррекции и развитии мелкой моторики, мышления, внимания, наблюдательности.
Индивидуальное обучение на дому реализуются на основе специальной индивидуальной программы развития, с учетом методических рекомендаций ПМПК.
Обучение на дому – это форма образовании, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показателям не могут непосредственно обучаться в образовательном учреждении. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.
При составлении образовательной программы учитывались принципы организации индивидуального обучения детей на дому:
-принцип индивидуально-личностного гуманистического подхода;
-принцип разносторонности реабилитационных мероприятий;
-принцип единства биологических, психологических и педагогических методов.
К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
Основная особенность при ДЦП – существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями. Все двигательные расстройства составляют нарушения в моторике, что всегда влечет за собой сопутствующие нарушения. Детям с церебральным параличом свойственны не только невозможность тех или иных движений, но и слабость в ощущении этих движений, из-за этого у ребенка формируются неправильные представления о нужных движениях, и с большим трудом может формироваться ориентация во времени и пространстве. Из-за этих слабых ощущений ребенок не может на ощупь узнать предмет. Все это усиливает и еще больше затрудняет развитие целенаправленных и в свою очередь имеет неблагоприятное воздействие на общее психическое развитие ребенка. Согласованность в движениях глаза и руки имеет большое значение для развития познавательной деятельности, развития практических навыков и навыков самообслуживания.
Так как у ребенка с детским церебральным параличом поражена двигательная сфера, мышцы глаза, то совместные движения между зрительным анализатором и верхними конечностями развиты недостаточно. Из-за этого нарушения ребенок не имеет возможности следить за движениями своей руки. Это в свою очередь препятствует выработке у такого ребенка различных навыков самообслуживания, ему трудно заниматься рисованием, конструированием, лепкой. В дальнейшем ребенок испытывает определенные трудности при чтении и письме. Из-за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависимым от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную и волевую сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях. Из-за повышенной физической и интеллектуальной утомляемости ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата обязательно нужно соблюдать режим дня, который предусматривает смену отдыха и трудовой деятельности. Дети с ДЦП очень тонко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведении. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.
При составлении индивидуальной образовательной программы по предметам, за основу была взята программа под редакцией В. В. Воронковой, М. Н. Перовой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы», настольная книга под редакцией Т. Б. Епифанцевой, И. А. Могилевой «Сердце отдаю детям».
Актуальность: Создание эффективной системы коррекционно-педагогической помощи ребенку с ДЦП в условиях дома, направленных на смягчение негативных особенностей эмоционального развития ребенка с ДЦП.
Новизна: Направленность на изучение способностей ребенка с ДЦП.
Цель: Теоретическое обоснование, разработка и апробация программы, и коррекция развития ребенка с ДЦП.
Задачи:
изучить психологическую, педагогическую литературу;
выявить особенности развития ребенка с ДЦП;
соблюдение рационального режима дня, чередование этапа урока и
отдыха;
укрепление состояния здоровья при помощи оздоровительных
моментов.
Направленность программы: Формирование у ребенка потребности в обучении и развитии в условиях дома.
Отличительные особенности: Программа предназначена для ребенка с ДЦП младшего школьного возраста. Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению нарушений, которые способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.
Возраст для обучающихся: Младший школьный возраст – 11 лет.
Сроки: Программа рассчитана на один год.
Формы и режим занятий: Занятия проводятся три раза в неделю ( понедельник, среда и пятница) после обеда, так как ребенок утром встает поздно (любит поспать). Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, беседа, работа по компьютеру.
II Содержательный раздел
2.1.Ознакомление с окружающим миром – 66 часов
На занятиях для обучающегося с детским церебральным параличом на уроках ознакомление с окружающим миром проводится работа над развитием и коррекцией зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики.
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).
2.2. Формирование предметно – практической деятельности – 66 часов
Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.
Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; играть с воздушными шариками; махать ленточкой; снимать колечки с пирамидки и нанизывать из на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.
Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.
2.3. Изобразительное искусство – 66 часов
На ИЗО осуществляется развитие и коррекция зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие и коррекция пространственной ориентировки, наглядного мышления и т.д. Решение данных коррекционных задач осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (раскрашивание, игра …). Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются и на других уроках. Учить рисовать кистью, применяя методы промакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии.
Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.
2.4. Коммуникация и развитие речи – 66 часов
Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.
Описание возможных результатов обучения:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).
2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.
Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.
Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.
Формировать алгоритм восприятия лица и тела.
Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».
Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;
Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.
Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;
Способствовать развитию потребности в сопереживании.
III. Организационный раздел
3.1 Учебный план индивидуального обучения (СИПР)
2017– 2018учебный год
№ п/п | Раздел специальной индивидуальной образовательной программы | Учебных часов в неделю | Учебных часов в год |
1 | Ознакомление с окружающим миром | 2 | 66 |
2 | Формирование предметно-практической деятельности | 2 | 66 |
3 | Изобразительное искусство | 2 | 66 |
4 | Коммуникация и развитие речи | 2 | 66 |
| Максимальная нагрузка | 8 | |
3.2 Режим работы
| Дата начала четверти | Дата окончания четверти |
1-ая четверть | 01.09.2017 | 27.10.2017 |
2-ая четверть | 07.11.2017 | 29.12.2017 |
3-я четверть | 11.01.2018 | 21.03.2018 |
4-ая четверть | 02.04.2018 | 31.05.2018 |
Продолжительность каникул в течение учебного года:
| Дата начала каникул | Дата окончания каникул |
Осенние | 28.10.2017 | 06.11.2017 |
Зимние | 30.12.2017 | 10.01.2017 |
Дополнительные | 12.02.2018 | 18.02.2018 |
Весенние | 23.03.2018 | 01.04.2018 |
Летние | 01.06.2018 | 31.08.2018 |
3.3 Учебная нагрузка индивидуального обучения на дому:
обучающегося 1 класса Нешина Виктора составляет 8 часов в неделю.
Продолжительность одного занятия 20 минут с 15-минутным перерывом.
Дни учебных занятий:
| Ознакомление с окружающим миром | Формирование предметно-практической деятельности | Изобразительное искусство | Коммуникация и развитие речи |
Понедельник | 1 | 1 | 1 | |
Среда | | | 1 | 1 |
Пятница | 1 | 1 | | 1 |
3.4 Продолжительность обучения:
Учебный год - 33 недели.
Начало учебного года: 1 сентября 2017года
Окончание учебного года: 31 мая 2018года
Ожидаемый результат: Улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка с ДЦП. Потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.
Ожидаемые личностные результаты:
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
показывать на себе части тела и лица;
выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:
определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
понимать и выполнять действия с игрушкой;
показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
использовать звукоподражания, «лепетные» и простые слова для называния объектов окружающего мира;
выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);
Формы подведения итогов: Тесты.
В программе представлено четыре изучаемых предмета в количестве 8 часов в неделю:
ЛИТЕРАТУРА:
1.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. — М. : Просвещение, 2013. — 42 с.
2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 416 с.
3. Головчиц, Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, А.М. Царёв // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 3–13.
4. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М., 1990. - 197 с.
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М: Изд. Теревинф, 1997. - 342 с.
6. Морозова С.С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми. – М., 2008. — 154 с.
7. Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения
Календарно-тематическое планирование занятий
Ознакомление с окружающим миром – 2 часа в неделю (66 часов)
№п.п. | Тема | Планируемые результаты | Количество часов | Дата |
1-10 | Представление о частях собственного тела, их назначении, их движениях. 1.Скелет. 2.Ноги 3.Руки. 4.Голова. 5.Глаза. 6.Нос. 7.Рот 8..Уши. 9.Живот. 10.Повторяем части тела | Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши). | 10 | |
11-18 | Представления о ближайшем окружении. 1-2 Моя семья. 3-4.Бабушки и дедушки 5-6. Братья и сестры. 7. Мои соседи. 8. Мои учителя. | Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. | 8 | |
19-25 | Предметное окружение. 1-2. Моя комната. 2-3. Мои игрушки. 4-6.Предметы повседневного обихода 7. Предметы личной гигиены. | Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними | 7 | |
26-33 | Временные представления. 1-2. Осень. 3-4 Зима. 5-6. Весна. 7-8. Лето. | Формировать элементарные представления о временах года, их признаках. | 8 | |
34-44 | Мир животных. 1-2. Наши друзья-животные. 3-4. Домашние животные. 5. Обитатели живого уголка. 6. Животный мир осенью. 7. Животный мир зимой. 8. Животный мир весной. 9. Животный мир летом. 10 -11. Рыбы. | Обращать внимание на животных, птиц, природные явления | 11 | |
45-57 | Мир растений. 1. Растения – это чудо. 2-3 Овощи и фрукты. 4-5. Травянистые растения. 6-7 Разнообразие деревьев. 8-9 Ягоды (съедобные и несъедобные) 10-11. Грибы. 12-13. Растения в разные времена года | Обращать внимание на растения и природные явления | 13 | |
58-65 | Ориентировка в пространстве. 1.Мой дом. 2. Моя улица. 3-4. Школа. 5 -6. Магазин. 7. Аптека. 8. Стадион. | Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.). | 8. | |
66. | Заключительный урок. | | 1. | |
Календарно-тематическое планирование занятий
Формирование предметно-практической деятельности– 2 часа в неделю (66 часов)
№п.п. | Тема | Планируемые результаты | Количество часов | Дата |
1-2 | Вводное занятие. | Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией | 2 | |
3-38 | Предметно – практическая деятельность с игрушками. 1-5.Моя любимая игрушка. 6-12. Строим дом. (конструктор « лего» или пирамида) 13-18. Воздушные шары. 19-25. Кубики. 26-30. Мяч 31-35. Играем в «Прятки». | Учить выполнять предметно-игровые действия: строить из кубиков лесенку, катать мячики через ворота обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»), дом; играть с воздушными шариками; учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке. | 35 | |
39-58 | Предметно – практическая деятельность с предметами. 1-2. Захватывание предмета 3-4.Опускание предметов в коробку. 5- 8.Пересыпание круп из ёмкости в ёмкость. 9-12. Бросание предметов в коробку. 13-16. Бросание мелких предметов в коробку. 17-21. Лепим из пластилина: (колобок, гриб, цветочек, кубик). Аппликация. | Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку. Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). | 21 | |
59-65 | Сюжетная игра 1-4. Игра «Учимся наводить порядок». 5-7. Игра «Ловись, рыбка» | Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением | 7 | |
66 | Заключительный урок. | | 1 | |
Календарно-тематическое планирование занятий
Изобразительное искусство – 2 часа в наделю (66 часов)
№п.п. | Тема | Планируемые результаты | Количество часов | Дата |
1- 10 | Соотнесение предмета по цвету 1.-10. Разноцветные ниточки (разучивание и закрепление цветовой гаммы) (Рисование пальчиками) | Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы | 10 | |
11-20 | Представление о форме 1-10. Разноцветные клубочки (предметное рисование с элементом цветоведения). (рисование пальчиками и кисточкой) | Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. | 10 | |
21-30 | Сравнение предметов по форме, количеству, величине 1-10. Разноцветные шары (предметное рисование с элементом цветоведения). (Рисование кисточкой) | Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. | 10 | |
31-50 | Представление о количестве (много- мало; один- много, пусто) 1-20. Туча и дождик, солнышко, снежинка, елочка (рисование по замыслу с элементом цветоведения). | Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого. | 20 | |
51-60 | Представление о величине, группировка предметов относительного размера. 1 -10. Золотая рыбка (сюжетное рисование с элементами цветоведения). | Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. | 10 | |
61-66 | Я художник. 1-2. Цветы маме. 2-3. Домик в деревне 4-5. Моя семья. | Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем | 6 | |
Календарно-тематическое планирование занятий
Коммуникация и развитие речи – 2часа в неделю (66 часов)
№п.п. | Тема | Планируемые результаты | Количество часов | Дата |
1-10 | Обучение пониманию значения слов. (Соотносить предмет (картинку) со словом, учить показывать и «называть» предмет) | Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей. | 10 | |
11-20 | 1.Выполнение движений руками. (Показывать направления: вверх, вниз, влево, вправо, «мне», «маме», «учителю») | Формировать алгоритм восприятия лица и тела. Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя». | 10 | |
21-30 | Выполнение движений плечами | Формировать алгоритм восприятия лица и тела. | 10 | |
31-50 | Повторяем звуки, учим буквы | Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения; | 20 | |
51-60 | Выполнение движений пальцами рук. | Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику. | 10 | |
61-65 | Употребление жестов/ слов. | Обучать сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств | 5 | |
66 | Я общаюсь. (Заключительное занятие) | Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками; | 1 | |