Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 5 с углубленным
изучением отдельных предметов имени В.Г. Распутина" городского округа город Урюпинск
Волгоградской области
Образовательная программа кружка по краеведению
«Мой край»
Возраст уч-ся: начальные классы
Составитель : учитель начальных классов
Девяткина Вера Викторовна
Пояснительная записка.
Природоведческие знания младших школьников служат основой для изучения естественных дисциплин в средней школе (географии, ботаники, зоологии, анатомии).
Краеведческий кружок дополняет знания учащихся по изучению природы и истории родного края. Образовательная программа кружка разработана с учётом присущих младшим школьникам, любознательности, эмоциональной отзывчивости и, вместе с тем, способности овладевать определёнными теоретическими знаниями.
Любовь к Родине воспитывается через любовь к родному краю. Походы и экскурсии в природу помогают учащимся постигать её тайны, лучше узнавать свой край, его богатства, любить свою Родину.
Цель данного курса- воспитание гуманной , творческой , социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В программе выделено 4 раздела:
Природа родного края .
Труд людей .
История края.
Культура родного края.
Задачи оздоровительной направленности:
-учить детей правильно взаимодействовать с природой;
-учить согласовывать своё поведение с фактором природной среды;
-формировать умения рационального использования природных ресурсов своего края для гармоничного развития личности.
Задачи образовательной направленности:
- уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
-развивать воображение, фантазию и логическое мышление.
Задачи воспитательной направленности:
-формировать бережное отношение к миру природы;
-воспитывать отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, уважительное отношение к традициям своего народа;
-развивать интерес и любовь к родному краю;
- воспитывать уважение к труду людей;
-формировать умение видеть красоту.
Методы изучения краеведения:
1.литературный (работа с литературными источниками);
2картографический(использование картографического материала);
3.наблюдения;
4экскурсии;
5.конкурсы, зарисовки;
6.анкетирование;
7.беседа.
№ | Наименование раздела программы | Тема | Количество часов | Цели | Формы и методы работы | Практическая работа |
1. | 1.Природа родного края. | Месторасположение края. | 1ч. | 1.Изучить природу окрестностей школы, показать её разнообразие и красоту. 2.Воспитывать бережное отношение к природе, стремление к её охране и аккуратному использованию. 3.Уточнить знания о Солнце –ближайшей к Земле звезде. 4.Уточнить и расширить знания о значении воды, мерах охраны водоёмов, о поверхности края, о значении почв. 5.Пополнить знания о разнообразии живой природы, о пользе лекарственных трав. 6.Показать значение растений и животных в жизни человека, объяснить необходимость их охраны. 7.Познакомить с заповедниками родного края, с растениями и животными , занесёнными в Красную книгу. 8.Познакомить с трудом местного населения. Воспитывать уважение к труду и людям труда. 9.Познакомить с историей родного края, с почётными людьми нашего города. 10.Познакомить с культурой родного края. Воспитывать интерес к прекрасному. | Беседа «Родной край». Разучивание стихов о родном крае | |
2. 3. | | По долинам и по взгорьям. | 2ч. | Экскурсия в окрестности школы. Изучение отдельных форм поверхности. | Составление правил поведения в природе. Изготовление плаката, памяток по правилам поведения в природе. |
4. | | Экскурсия в краеведческий музей. | 1ч. | Экскурсия в краеведческий музей. | Поделки из природного материала. |
5. | | Подземные клады. | 1ч. | Беседа о подземных богатствах края. | Работа с коллекцией полезных ископаемых. |
6. | | Под солнцем на Земле. | 1ч. | Рассказ о солнце, значение его тепла на Земле. | Выставка рисунков. Сообщения о солнце. |
7. | | Погода по временам года своего края. | 1ч. | Наблюдение за погодой, подведение итогов. Подбор литературы о временах года, заучивание стихов. | Народные приметы. Предсказания погоды по местным признакам. |
8. 9. | | Путешествие капельки воды. Река Хопёр. | 2ч. | Поход к местному водоёму. Наблюдение. Беседа. | Меры охраны местных водоёмов. Изготовление пособия о воде. Рисунки. |
10. | | Земля - наша кормилица. | 1ч. | Изучение почв окрестностей школы. | Макет почв (работа с пластилином и природным материалом). |
11. | | Мы и растения. | 1ч. | Сообщения о растениях леса, поля, луга, сада, огорода. | Составление гербария, макета леса. |
12. | | Экскурсия в парк. | 1ч. | Экскурсия в парк. Описание отдельных видов деревьев, кустарников. | Составление альбома-гербария с описанием отдельных растений. |
13. | | Лекарственные растения в жизни человека. | 1ч. | Уход за комнатными растениями. | Сообщение о лекарственных растениях. Меры их охраны. |
14. | | «Ёлочка зелёная выросла в лесу…» | 1ч. | Операция «Ёлочка» | Изготовление поделки «Ёлочка» |
15.1617. | | Животные и птицы -наши друзья. День птиц. Акция «Помоги птицам» | 3ч. | Чтение книг о животных и птицах. КВН «Наши пернатые друзья» | Выпуск бюллетеня о зимовке птиц. Изготовление кормушки. |
18 | | Заповедники родного края. | 1ч. | Красная книга. Сообщения о заповедниках, исчезающих животных и растениях Прихопёрья. | Конкурс рисунков исчезающих животных. |
19.20. | 2.Труд людей. | Труд людей края. | 2ч. | Знакомство с трудом местного населения. Экскурсия на ближайшее предприятие. | Рассказ на тему: «Кем работаем моя мама и мой папа.» |
21. | | Памятник кормилице-козе. | 1ч. | Экскурсия к памятнику козе . Экскурсия в Музей козы. | |
22. | | Экскурсия в редакцию газеты «Урюпинская правда» | 1ч. | Экскурсия. | |
23. | | Наши герои труда. | 1ч. | Знакомство с почётными людьми нашего города. | |
24. | 3. История нашего края. | История нашего края. | 1ч. | | Знакомство с историей нашего края. | Рассказы, статьи, чтение документальной литературы. |
25.26. | | Экскурсия в картинную галерею, к памятникам наших земляков. | 2ч. | | Экскурсия в картинную галерею. Картины местных художников. | Выставка детских рисунков «Мой родной город.» |
27. | 4.Культура нашего края. | Наша дружная семья. | 1ч. | | Беседа на тему: «Моя семья.» | Рассматривание семейных фотографий. |
28. | | Посещение городской библиотеки. | 1ч. | | Экскурсия в библиотеку. Стихи местных поэтов. | |
29. | | Путешествие в мир кино. | 1ч. | | Экскурсия в кинотеатр. | Викторина по сказкам. |
30. | 5.Природа родного края. | Акция «Первоцвет.» | 1ч. | | | Изготовление памяток и плакатов на тему «Первоцвет» |
31. | | Акция «Зелёная аптека» | 1ч. | | | Сбор лекарственных трав. |
32. | | «Будь природе другом!» | 1ч. | | КВН друзей природы. | |
33.34. | | Подводим итоги. | 2ч. | | | Конкурс рисунков. |
Список литературы
1.Плешаков А.А.Экология для младших школьников(факультативный курс для начальной школы). М.: Просвещение, 1995 -45с.
2.Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Пособия для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. – Новосибирск. «Книжица», 1997.
3.Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителей/ Сост.Л.Ф. Мельчаков.- М.:Просвещение,1981.
4.Плешаков А.А., Сонин И.И., Твои открытия.- М: «Дрофа», 1995.
5.Зотов В.Лесная мозаика.-М.:Просвещение,1997.
6. Кружковая работа по истории и краеведению: Сб. статей.Сост.М.Простов.М.:Просвещение,1984.
7.НиконоваМ.А., Данилов П. А.Землеведение и краеведение.М.:Академия,200.
8.Ермолаева Л.К..Краеведение в начальной школе//Нач.школа-1999 №1.
9.Чащина З.В. Краеведческая работа в начальных классах. -М.: Просвещение, 1961