СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа учебного курса «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа учебного курса "Вязание крючком" для учащихся 4-9 классов. Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа учебного курса «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ».»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

« СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 7» г. Воркуты













«ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК».

Образовательная программа учебного курса «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ».


Направленность: художественно-эстетическая.




Срок реализации: 1год.

Возраст обучающихся: 8 – 15 лет.





Автор программы: Климина Татьяна Николаевна,

учитель трудового обучения











г. Воркута 2016г.

Пояснительная записка.



Программа кружка «Волшебный клубочек» предусматривает освоение ЗУН вязание крючком для подготовки учащихся коррекционной школы к самостоятельному выполнению индивидуальных заказов по изготовлению трикотажных изделий. Такая подготовка расширит возможности кружковцев в самостоятельной трудовой деятельности.

Сквозными элементами программы являются: мотивация правильного отношения к труду, поведения, речевая коммуникативная культура, эстетика.

Отдельные разделы программы могут осваиваться не последовательно, а параллельно. Возможно исключение некоторых тем или включение дополнительных. Количество часов на каждую тему определяется в зависимости от особенности группы, её подготовленности к усвоению материала, уровня социальной адаптированности.

Формирование знаний осуществляется на уровне объяснений и показов, а навыков – на уровне выполнения практических заданий.

Эта программа авторская, комплексная, возрастная, адаптированная к учащимся старшего возраста (), годичная. Продолжительность обучения 144ч. (4 ч. в неделю).

Кружковцы получают элементарные знания по технике ручного вязания крючком, осваивают приёмы и приобретают навыки выполнения основных вязок. В программу включено изготовление изделий декоративно-прикладного характера: кружевных салфеток, воротников, сувениров, игрушек. Дети учатся читать текстовую запись узора. Развивают умения анализировать графическую схему.

В процессе вязания крючком следует выделить такой этап как эстетический анализ изделия, образца, благодаря которому, дети приступают к изготовлению изделия с ярким и развёрнутым представлением о своей задаче. Следовательно, объяснения следует сопровождать показом наглядного материала: образцов, изделий, проработок.

Цели и задачи:

- коррекционно-развивающая: посредством использования ручного труда при вязании крючком, усваивая и применяя элементарные ЗУН развивать у воспитанников:

- восприятие, мышление (анализ, синтез, обобщение, сравнение), память

- умение выполнять приёмы ручного вязания

- отработка умения пользоваться специальной литературой по вязанию

- умение рационального использования материала, времени, оборудования, инструментов

- умение планировать работу и работать по составленному плану

- расширение словарного запаса

- социальная адаптация и профориентация и привитие трудолюбия;

-воспитывающая:

- воспитывать уважение к труду,

- формировать чувство коллективизма

- воспитывать нравственные качества детей: взаимопомощь, добросовестность, честность

- формировать чувство самоконтроля

- воспитывать терпение, приучение к аккуратности;

Знания и умения, которые должны быть получены кружковцами по окончании обучения

  • Учащиеся должны знать:

- инструменты и материалы и ТБ при вязании крючком

- основные приёмы вязания

- условные обозначения

- последовательность вязания простых изделий порядно и по кругу

- приёмы изготовления изделия из отдельных элементов

- терминологию вязания крючком

- отделку изделий;

  • Учащиеся должны уметь:

- подбирать инструменты и материалы для вязания

- выполнять основные приёмы вязания

- читать схемы вязания по условным обозначениям

- вязать простые изделия порядно и по кругу

- изготавливать изделия из отдельных элементов

- рационально использовать материал, время, оборудование, инструменты

- планировать предстоящую работу и работать по составленному плану

- давать анализ образца изделия.


Форма учебных занятий.

Образовательная программа предполагает использование классических и нетрадиционных форм занятий.

  • Типы классических занятий, используемые в процессе обучения:

- вводное занятие

- изучение нового материала

- формирование умений и навыков

- закрепление и развитие знаний, умений, навыков

- применение знаний, умений, навыков

- практическая работа

- самостоятельная работа

- творческая работа

- комбинированное

- обобщающее

- контрольное

  • Типы нетрадиционных форм проведения занятий в процессе обучения:

- занятие-игра

- занятие-сказка

- занятие-путешествие

- занятие-конкурс

- занятие-фантазирование.


Основные методы работы с обучающими.

- словесный

- наглядный

- метод релаксации

- практические занятия

- проблемно-поисковый

- взаимоконтроля и самоконтроля

- работа с книгой, просмотр журналов, фотографий

- рассказ, беседа, дискуссия


С целью выявления уровней обученности предлогается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.


Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов:

- фронтальная и индивидуальная беседа;

- выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;

- решение ситуационных задач. Направленных на проверку умений использовать приобретённые знания на практике;

- решение кроссвордов;

- игровые формы контроля;

- участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.


Методическое обеспечение программы

Образовательная программа «Волшебный клубочек» предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой учебной работы с обучающимися.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе обучающихся. При этом неизбежным является занятие в обеих подгруппах, предполагающей разный возраст и разную степень подготовки обучающихся. В ходе таких занятий обучающиеся изучают общую тему. Но при этом выполняют различные по степени сложности и объёму задания.

Индивидуальная форма используется в работе с сильными и слабыми обучающимися. Предполагает самостоятельную работу детей. Оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет не уменьшая активности обучающихся содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В ходе групповой работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости. Ощутить помощь педагога со стороны друг друга. Учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими временными и материальными затратами, так как каждый ребёнок может научиться конкретному приёму на отдельном образце. Который является частью изделия.


Основополагающие принципы программы:

- принципы учёта реальных возможностей и условий обеспечения программы материальными,
технологическими, финансовым ресурсами;

- принцип личностно-ориентированго подхода, обращение к субъективному опыту обучающихся, т.е.
опыту его собственной жизнедеятельности;

- принцип сотрудничества и единства требований (отношение к воспитанникам строится на
доброжелательной и доверительной основе);

- принцип сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

- принцип систематичности, последовательности и наглядности обучения;

- принцип комплексного подхода, позволяющий воспитывать и развивать личностные качества ребёнка
в комплексе, а не по очереди.


Программа реализует следующие функции:

- обучающую, направленную на повышение уровня образования в соответствии со способностями и возможностями обучающихся;

- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений личности ребёнка, поддержку процессов самовыражения;

- воспитательную, способствующую развитию личности ребёнка соответственно целям воспитания; - - диагностическую, позволяющую получать и использовать достоверную информацию о становлении и развитии личности обучающихся, а также об эффективности учебно-воспитательного процесса;

- профориентации, нацеленной на получении знаний в области вязания крючком и адаптирование их в индивидуальной деятельности.


Дидактические и методические материалы:

Для проведения занятий в кабинете оформлены:

-уголок «Волшебный клубочек»

-образцы изделий

-комбинированные технологические карты, пооперационные карты

-журналы, книги

-правила ТБ

-учебно-методическая литература.


Оценка эффективности:

Определяя процесс эффективности деятельности кружка учитывается:

-умение самостоятельно выполнять работу

-посещаемость

-качество и количество выполненной работы

-дисциплина

-уборка рабочего места


Занятия вязанием способствуют физическому развитию детей, совершенствуют мелкую моторику движений, повышают работоспособность.



Учебно-тематический план.


п/п






Наименование тем


Количество


часов



Дата


Всего


Теоретическая

часть


Практическая

часть


1.




2.




3.




4.




5.




6.





7.





8.




9.







Вводное занятие. ТБ. Экскурсия.



Основные приёмы вязания крючком.



Выполнение простейших узоров



Выполнение изделий круглой формы.



Выполнение изделий квадратной формы.



Выполнение изделий сложной формы

из мотивов.



Вязание головных уборов.




Вязание сумочек.




Отчётная выставка, ярмарка-распродажа, демонстрация изделий, экскурсия.




2




4




4




6




7




10




10





12




1






1




1




1




1




1




1




1





1











1




3




3




5




6




9




9





11




1






Итого:


55


8


47


Содержание программы.


1 Водное занятие. (2ч).

План работы кружка. Содержание программы. Задачи обучения. Расписание занятий. Труд и его значение в жизни человека и общества. Из истории рукоделия. Просмотр иллюстративного материала. Демонстрация изделий, образцов. Правила работы в мастерской. Инструменты и приспособления для вязания. Правила ТБ и личной гигиены. Основные виды пряжи. Подбор инструментов и пряжи. Экскурсия в магазин: инструменты и материалы для вязания крючком.


2. Основные приёмы вязания крючком. (4ч).

Технические сведения. Основные петли и приёмы: цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом. Равномерное натяжение рабочей нити. Условные обозначения, применяемые для записей образцов. Положение тела во время вязания, постановка рук.

Виды работ. Запись условных обозначений. Выполнение основных приёмов вязания крючком на заданное количество петель.


3. Выполнение простейших узоров. (4ч).

Теоретические сведения. Раппорт рисунка. Применение условных обозначений при составлении схем. Плотность вязки. Образцы узоров, выполненные столбиками без накида и столбиками с накидами.

Виды работ. Зарисовка схем и выполнение образцов узоров.


4. Выполнение изделий круглой формы. (6ч).

Изделие. Салфетка (прихватка) круглой формы, связанная столбиками без накида. Теоретические сведения. Замыкание вязания в круг. Техника выполнения прибавки столбика без накида внутри ряда. Дефекты при вязании круга (стянутое или пышное полотно). Виды изделий, выполненных вязанием по кругу (берет, варежки, сумки).

Практические работы. Замыкание цепочки в кольцо. Выполнение прибавки внутри ряда, вязание прихватки столбиками без накида с выполнением прибавок по расчёту.






5. Выполнение изделий квадратной формы. (7ч).

Изделие. Квадратный мотив.

Теоретические сведения. Принцип образования квадрата. Прибавки петель по углам квадрата. Изделие из квадратных мотивов.

Практические работы. Вязание квадрата.


6. Выполнение изделий сложной формы из квадратных мотивов (10ч).

Изделие. Салфетка из квадратных мотивов. Тапочки.

Теоретические сведения. Виды салфеток. Правила расчёта.

Практические работы. Вывязывание квадратов для салфетки. Соединение квадратов. Обвязка салфетки столбиками без накида.


7. Вязание головных уборов. (10ч).

Изделие. Шапочка.

Теоретические сведения. Виды шапочек (цельновязанные и сшивные). Расход пряжи. Схема-чертёж шапочки.

Практическая работа. Выполнение шапочки.


8. Вязание сумочек. (12ч).

Изделие. Сумочка.

Теоретические сведения. Виды сумочек. Цельновязанные, сшивные, с клапаном, из мотивов. Расход пряжи. Схема-чертёж сумочки.

Практическая работа. Выполнение сумочки.


9. Отчётная выставка, ярмарка-распродажа, демонстрация изделий, экскурсия (1ч).

Подготовка и проведение выставки, ярмарки-распродажи, демонстрации детских работ.

Экскурсия на рынок (рассматривание изделий, связанных крючком).








Список литературы.


  1. «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах 8вида»,-под. ред. Щербаковой А.М.- М: НЦ ЭНАС, 2001.

  2. Чернякова В.Н. «Методика преподавания курса технология обработки ткани 5-9»,-М: Просвещение, 2002.

  3. Ерёменко Т.И. «Кружок вязания крючком»,-М: Просвещение, 1984.

  4. Кришталева В.С. «Вязание узоров крючком»,- М: Легпромбытиздат, 1987.

  5. Перова Е.Н. «Уроки по курсу «Технология 5-9класс»,- М: ООО 5 за знания, 2007.

  6. Мирский С.П. «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе»,-М: Просвещение, 1988.

  7. Пантелеева Л.В. «Детское рукоделие»,-М: Просвещение, 2005.

  8. «Вязанные прихватки», пер. Кайсаровой Л.И. –М: Арт-Родник.2005.

  9. «Вязание крючком», под ред. Зеевальд М. и др. –М: НИОЛА-ПРЕСС, 1996.